Бизнес план доклад в школу
БИЗНЕС-ПЛАН на уроках экономики в школе.
В нашей школе как возможно и в большинстве экономика преподается в рамках 1 часа в неделю, а где-то является частью обществознания, где-то наряду с правом преподается по 0,5 часа в неделю, в зависимости от учебного плана.
В связи с популярностью у сдающих ЕГЭ экзамена обществознание от преподавания экономики отказаться нельзя, так как приблизительно одна четвертая часть вопросов именно из этой сферы.
В тоже время сухое изложение необходимых понятий, зависимостей, цифр и фактов хочется разнообразить, и для каждой параллели обязательно проводятся хотя бы 2 экономические игры (это такие распространенные игры как «ЭКОНО», «Книжная фабрика», «Книжный рынок», «Остров»), а в 10 классе предусмотрено составление школьного бизнес-плана и его защита.
Таким образом, школьный бизнес-план составляется не отдельными учащимися в рамках подготовки, например к НПК, а всеми учащимися как одна из обязательных форм работы.
Данные уроки проводятся после изучения тем «Производство» и «Предпринимательство», когда учащиеся получают представление об организационно-правовых формах предприятий, об источниках финансирования, о страховании и риске, о выручке, прибыли и затратах и т.д.
Конечно, все мы понимаем, что школьный бизнес-план отличается от реального, он упрощен. И поэтому его правильнее было бы называть проектом, в рамках такого метода преподавания, как проектная деятельность учащихся.
Многие современные школьники обладают креативным мышлением, направление которого может быть не связано непосредственно с каким либо школьным предметом, следовательно, до конца обучения их способности так и остаются не раскрытыми. Более того, бизнес-проект позволяет учащимся рассказать аудитории о том, чего, по их мнению, не хватает в окружающей их действительности. Данная деятельность раскрывает их со стороны их увлечения, пристрастий, наклонностей, иногда даже позволяет утвердиться в глазах одноклассников.
Существует немало пособий, руководств по составлению бизнес-планов. И в начале изучения данной темы учащимся предлагается познакомиться со структурой бизнес-плана.
Предварительно обсуждается вопрос о цели составления данного документа и то, какие структуры могут им интересоваться (это и государственные органы для получения разрешения на деятельность и банки для получения кредита).
Далее идет изучение непосредственно структуры:
1. Резюме
— данный раздел готовится в самом конце работы, где кратко предоставлены сведения, содержащиеся в бизнес-плане.
2. Проектируемый продукт или вид услуг
— это основная часть документа, где описывается то какие потребности, призван удовлетворить проектируемый к производству продукт или услуга, его особенности и отличительные качества, наличие авторских прав и свидетельств, наглядное изображение и т.п.
3. Оценка рынка сбыта
— отражаются условия снабжения, производства и сбыта продукции, потенциал возможных конкурентов, источники получения информации и т.п.
4. Конкуренция
— содержит объективные ответы на вопросы, кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров, как обстоят их дела, что собой представляет продукция конкурентов, каков их уровень цен.
5. Стратегия маркетинга
— указывается схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах.
( Данный раздел учащиеся также в состоянии составить, так как темы «Маркетинг» и «Менеджмент» к этому времени изучены).
6. План производства
— содержит сведения о месте производства товаров, необходимых мощностях и их роста из года в год, о том, где и у кого будет закупаться сырье, материалы, предполагаемая кооперация, здесь же рекомендуется составить схему производственных потоков.
7. Организационный план
— здесь отмечается, какие специалисты, и с какой заработной платой необходимы, на каких условиях они принимаются на работу, приводится организационная структура предприятия (взаимодействие служб, их координация).
8. Юридический план
— заполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которая и указывается.
9. Оценка риска и страхование
— здесь указываются все возможные типы рисков, меры профилактики, программа страхования.
10. Финансовый план
— поскольку это самый сложный пункт плана и его составление требует специфических знаний (а научить этому — задача ВУЗа), учитель только называет его составляющие (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный план активов и пассивов, график достижения безубыточности), не требуя заполнения.
11. Стратегия финансирования
— сколько требуется средств, источники финансовых ресурсов, срок ожидаемого полного возврата вложенных средств.
Ознакомившись со структурой, учащиеся приступают к самостоятельной работе. Опускается пункт 10. а в пункте 11 называется только источник средств.
Выше уже было отмечено, что цель подобного занятия стимулирование творчества учащихся, и главным здесь становиться выбор идеи.
В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.
Когда может быть успешной идея? Наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.
Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.
Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Как же найти оригинальную идею?
Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.
Перед учащимися ставится задача не просто сформулировать идею, а выбрать такую, которая была бы социально значимой для нашего города. Итак. Перед учащимися задание: подумайте и запишите ВСЕ бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.
Бизнес-идея | Внешние факторы | Личные факторы | ||
— ??? | Почему этот бизнес будет успешным? | Почем у этот бизнес может не быть успешным? | Почему именно мне стоит этим заняться? | Почему именно мне не стоит этим заниматься? |
Изготовление деревянной мебели | 1. Все больше ценятся индивидуальные вещи. | 1. Ручная мебель стоит дороже. | 1. Я профессионал в изготовлении мебели. | 1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель. |
После того, как идея выбрана, она анализируется по приведенным выше составляющим бизнес-плана. В ходе анализа учащиеся формулируют ответы на такие вопросы как
— кто же будет вашим клиентом? Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли придется проститься. Необходимо нарисовать портрет среднего клиента.
С помощью среднего портрета клиента удается сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен.
— что делать, когда придется столкнуться с конкуренцией? Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов.
Особенным можно стать различными путями
— действительно изменить товар или услугу (например, некоторые химчистки почищенную и отглаженную одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты сразу выделили эту химчистку из ряда других);
— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»);
— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» — на молодежь).
Вот лишь несколько возможных примеров, каким образом учитель создает нужную для разработки бизнес-плана атмосферу, наталкивает на выбор идеи, предлагает шаблоны для последующих действий.
Подготовка самого бизнес-плана является домашним заданием, а защита происходит на уроке, затем проводится голосование, и лучший проект получает лучшую оценку.
Вообще варианты оценивания могут быть разными – это и отмеченное выше тайное голосование учащихся (недостаток – выбор по принципу «мой друг»), оценивание учителем (недостаток- традиционность и отсутствие ощущения, что тебя выделил твой коллектив), оценивание приглашенными экспертами – очень значимо для учащихся, но требует предварительной договоренности.
В основном я не требую сложного и подробного оформления (ввиду экономии времени), главное защитить проект, убедить остальных, что он будет работать.
Но весной, узнав о наших подобных уроках, специалисты «Чувашкредитпромбанка» в рамках профориентации попросили пригласить их на подобное занятие и изъявили желание выступить в роли экспертов. Мы согласились, поскольку публичные выступления детям нужны и стимулом здесь явились не только оценки.
Любой опыт требует последующего применения. Что же можно сделать, получив навыки составления бизнес-проекта? Во-первых, его можно развить до уровня выступления на НПК. Во-вторых, использовать как основу для составления предвыборной программы во время проведения школьных выборов для дня самоуправления. В-третьих, уже обучаясь в ВУЗе учащиеся смелее берутся за выполнение поставленных перед ними творческих заданий и тверже отстаивают свое мнение при их защите, так как имеют подобный опыт.
И сейчас я хотела бы познакомить вас с сопровождением проектов, которое ребята приготовили к защите. (Приложение №1-презентации). Для представления проектов мы использовали оборудование для конференц-связи, полученное школой в рамках программы «Гимназический союз России», которое можно использовать в качестве экрана.
Итак, вы видите, что все проекты разные, но тем они и интересны. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Один интересен рекламой, второй собственным дизайнерским подходом, третий мечтой, четвертый «убеждает цифрами». Конечно. Они не идеальны, но в этом и состоит учебная задача – увидеть недостатки в сравнении с конкурентами и удалить их. Ведь, когда не с кем себя сравнить, ты и не узнаешь какой ты. В проектах действительно звучит идея улучшить родной город, сделать жизнь в нем более удобной и привлекательной. Победителем, по мнению, наших экспертов стал проект «Думы», они отметили, что на него действительно банк мог бы выделить деньги.
Учитель экономики МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск – Цибуля Е.В.
1. Краткий инвестиционный меморандум
Известно, что занятия творчеством полезны для ребенка, они повышают его интеллект, способствуют развитию памяти и мышлению. Поэтому, помимо общеобразовательной школы, для многих родителей сейчас важно увлечь ребенка творческими занятиями.
Еще 15 лет назад в России, в основном, были только государственные творческие школы для детей — музыкальная, художественная и спортивная. В этих школах учили и учат по определенным методическим пособиям, давая максимальную нагрузку на ребенка, при этом, чаще всего, не подстраиваясь под особенности детей.
Сегодня же родители выбирают другие варианты для развития творческого потенциала ребенка. Поэтому все чаще появляются школы развития для детей разных возрастов.
Таким образом, школы творчества можно поделить на несколько видов:
1. Школы раннего развития. Рассчитаны на детей дошкольного возраста, большая часть уроков проходит в игровой форме. Ребенок получает основные понятия об окружающем мире, занимается физическими занятиями и упражнениями для своего возраста, развивает творческие способности (лепка, рисунок), учится быть самостоятельным.
2. Школы искусств, рассчитаны на детей школьного возраста, которые являются «моно-школами», то есть в которых обучаются одной из дисциплин. К примеру, художественному мастерству, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Такие школы похожи на государственные, однако предлагают услуги по индивидуальным занятиям с ребенком, отсутствует система оценок и четкий график. В таких школах собраны высококвалифицированные педагоги, после обучения в таких школах дети могут приобрести навыки для своих будущих профессий.
3. Школы творчества с разными направлениями занятий. В таких школах ребенок может выбрать одно или несколько направлений. Многие родители понимают, что ребенок должен пробовать себя в разных направлениях, а такие виды деятельности, как спорт или танцы, даже если не являются будущей профессией ребенка, полезны для здоровья. Дополнительным преимуществом для детей является общение со сверстниками, увлеченными одинаковыми дисциплинами.
Школа творчества с разными направлениями занятий будет рассмотрена в данном бизнес-плане. Конкуренция на рынке есть, но если будет подобран высококвалифицированный персонал (педагогов и тренеров), то школа достаточно быстро выйдет в прибыль.
Первоначальные инвестиции достаточно высоки, однако, чем больше будет продано абонементов, тем выше прибыль. Себестоимость урока складывается, в основном, из заработанной платы преподавателя и расходных материалов. К примеру, таких как краски, кисти, в художественном классе, мячи, коврики в спортивном, которыми можно пользоваться неоднократно.
Также стоит понимать, что, являясь школой для детей — целевой аудиторией будут взрослые, так как они принимают решения и оплачивают занятия. Поэтому маркетинговая программа школы должна быть направлена на взрослую аудиторию.
Сумма первоначальных инвестиций — 1 770 500 рублей;
Средняя ежемесячная прибыль — 195 150 рублей;
Срок окупаемости — 12 месяцев;
Точка безубыточности — 2 месяца;
Рентабельность продаж — 38%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Школа творчества будет иметь помещение площадью от 150 м2 с тремя комнатами под спортивный, художественный и музыкальный класс, каждый из которых будет занимать не менее 40 м2 и общей зоной ресепшн при входе.
Месторасположение школы должно быть рассчитано на детей, проживающих рядом, либо в соседних районах, поэтому арендовать помещение в центре города не обязательно. Под такую школу отлично подойдет первый этаж многоквартирного дома либо помещение в офисно-развлекательном центре. Так как потребители услуги — дети, то их логистикой обычно занимаются родители, поэтому наличие парковки рядом со зданием будет большим преимуществом.
Школа творчества будет иметь на первоначальном этапе пять направлений. Хором и вокалом дети будут заниматься в музыкальном классе. Вокалу будут одновременно обучаться до семи человек, а хором до десяти. В художественном классе будут обучать лепке, рисунку маслом, красками, карандашами. В спортивном классе будут преподавать аэробику и танцы. В зависимости от возрастной группы и степени подготовки дети будут обучаться русским — народным танцам, современным и бальным. Преподавателей будет несколько по всем направлениям, оплата будет почасовая, то есть будет складываться суммированием за все уроки в месяц.
В школе будут как начинающие, так и продолжающие группы. Каждый ребенок будет заниматься в своей возрастной группе, расписание уроков будет составлено совместно с преподавателями и родителями, под каждую возрастную группу в дневное и вечернее время.
Школа будет работать с 10.00 до 20.00, при этом максимальная нагрузка будет с 15.00 до 19.00, а для детей, обучающихся в основной школе во вторую смену, предусмотрены занятия с 10.00 до 12.00.
Примерное расписание по одному из направлений (хор) может выглядеть следующим образом:
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
10.00 | хор средняя группа | хор средняя группа | |||
11.00 | |||||
12.00 | |||||
13.00 | |||||
14.00 | хор взрослая группа | хор взрослая группа | |||
15.00 | хор младшая группа | хор младшая группа | |||
16.00 | |||||
17.00 | |||||
18.00 | |||||
Стоимость занятий может быть разной в зависимости от услуги, либо одинаковой на все направления. Обычно дороже стоят более популярные направления, такие как танцы. В школе можно приобрести как разовое занятие, так и абонемент на месяц. Средняя цена месячного абонемента на все занятия — 2250 рублей.
Школа творчества может быть ориентирована как на детскую, так и на взрослую публику, однако рассматриваемый бизнес-план — детская школа. Согласно статистическим данным, начиная с 2001 года количество родившихся увеличивается, соответственно детей становится все больше и больше. Так, за 2017 год численность детей до 15 лет включительно составила рекордные для России 26,9 миллионов человек.
По возрастной классификации обучающие группы можно поделить на несколько видов:
- Дошкольная группа — сюда входят дети от 4 до 7 лет, часто с сопровождением родителей, обучаются начальным навыкам.
- Дети от семи до 11 лет
- Дети от 11 до 14 лет
- Подростковая группа с 14 до 17 лет.
Школа ориентирована на детей, родители которых могут позволить дополнительное обучение для своего ребенка, то есть уровень доходов семьи должен быть не ниже среднего.
Преимущества и недостатки школы творчества показаны в таблице:
Сильные стороны проекта: | Слабые стороны проекта: |
|
|
Возможности проекта: | Угрозы проекта: |
|
|
Как уже отмечалось выше, целевой аудиторией детской школы творчества являются взрослые люди, которые нацелены на творческое развитие своих детей. Наличие программ для разных возрастов и средний ценовой сегмент позволяет охватывать большую аудиторию родителей детей дошкольного и школьного возраста.
Родители стремятся выбрать для детей лучший вариант обучения, поэтому при выборе школы, основным критерием являются отзывы знакомых. Также родители изучают социальные сети, сайт школы и отзывы на нее в Интернете. Для родителей важно получить максимум полезной информации по услугам школы, ее преподавателях и успехах по работе с детьми.
Таким образом, маркетинговая компании для школы творчества может иметь следующие инструменты продвижения:
- Собственный сайт, а также странички в социальных сетях, таких как Вконтакте, Instagram. На сайте в обязательном порядке должна отображаться информация по расписанию, преподавателям, направлениям и существующим акциям на обучение. Контент социальных сетей может содержать не только общую информацию, но и показывать внутреннюю «жизнь» школы, а также может давать советы по тем или иным направлениям. К примеру, отснятые уроки по танцам, чтобы дети могли тренироваться дома;
- Расклейка объявлений в местах скопления целевой аудитории, таких как школа, садик, детские театры и т.д.;
- Расклейка объявлений вблизи школы, а также указатели на асфальте и щитах;
- Реклама на местном радио;
- Участие в мероприятиях города, показные выступления с детьми;
- Система лояльности — бонусные программы и акции, такие как, бесплатное первое посещение.
Также для увеличения продаж, в вечернее время школа может набрать группы для взрослых.
Открытие детской школы творчества можно поделить на этапы:
Этап регистрации. Перед началом работы школы творчества, необходимо зарегистрироваться в государственных органах. Формой организации будет Общество с ограниченной ответственностью, вид деятельности по ОКВЭД-2: 85.41.9 — Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. Не смотря на то, что дополнительное образование подлежит лицензированию, покупать лицензию для того, чтобы открыть школу творчества, не нужно, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, лицензированию не подлежит образовательная деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании. Систему налогообложения можно выбрать упрощенную, объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на расходы.
Этап получения разрешений. Для этого необходимо соблюсти все требования. К примеру, требования к работникам дополнительного образования должны быть следующие:
- должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
- проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже одного раза в два года;
- должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;
- должны иметь личную медицинскую книжку и допуск к работе.
Этап подбора помещения. Само помещение может находится в любом доме или строении, однако ремонт в нем должен соответствовать тем же СНиП и СанПиН. К примеру, должно быть несколько входов и выходов, правильное освещение, температура, соответствующая нормам. Также будет необходимо заказать дизайн- проект.
Этап согласования помещения с МЧС, а также приобретение пожарной сигнализации, средств пожаротушения.
Закупка и соблюдение требований инженерных коммуникаций.
Закупка мебели, соответствующая нормам безопасности.
Подбор персонала и составление штатного расписания.
Разработка направлений школы и составление примерного расписания занятий.
Установка кассового аппарата.
Реклама.
Открытие школы творчества.
6. Организационная структура
Для того, чтобы школа творчества функционировала, на постоянной основе должны работать директор, администраторы, бухгалтер и уборщица. Директор, администраторы и уборщица работают по трудовому договору, с бухгалтером (или бухгалтерской фирмой) может быть подписан договор на оказание услуг удаленно.
В обязанности директора школы входит подбор персонала, организация административно-хозяйственных процессов, обеспечение жизнедеятельности школы. Директор будет отвечать за пожарную безопасность, методы преподавания, за рекламу. В первое время директором может быть собственник, который также может являться идейным вдохновителем школы (открывать новые направления). Директор будет работать по графику 5/2 c 8.00 до 18.00, заработанная плата состоит из оклада и премии.
Администраторов в штатном расписании двое, они будут работать с 9.30 до 20.30 по графику 2/2. Рабочим местом является ресепшн школы, в обязанности входит работа с посетителями, оформление договоров, работа с кассой, составление расписания и ответы на телефонные звонки.
Сотрудники, без которых школа не сможет существовать — это преподаватели. Опытные и грамотные преподаватели — залог того, что родители будут отдавать своих детей в школу творчества снова и снова. При найме преподавателей, важно оценить их уровень образования, наличие опыта и методику преподавания. Для школы творчества в первое время достаточно два преподавателя в спортивный зал (танцы и аэробика), преподаватель в художественный класс и преподаватель в музыкальный класс. Оплата будет почасовая, график работы согласно расписанию школы.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма |
Директор | 35 000 | 1 | 35 000 |
Администратор-кассир | 25 000 | 2 | 50 000 |
Уборщица | 15 000 | 1 | 15 000 |
Страховые взносы | 30 000 | ||
Итого ФОТ | 130 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страхоых взносов представлен в финансовой модели.
Инвестиционные затраты на открытие данного бизнеса составляют 1 770 500 рублей.
Полный перечень инвестиций на открытие школы представлен в таблице:
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 40 000 |
Дизайн-проект помещения | 80 000 |
Ремонт | 800 000 |
Вывеска | 30 000 |
Рекламные материалы | 30 000 |
Аренда на время ремонта | 320 000 |
Закупка оборудования | 450 500 |
Прочее | 20 000 |
Итого | 1 770 500 |
Основными затратами являются ремонт и закупка оборудования. К примеру, закупка в спортивный зал зеркал и шкафчиков; в музыкальный класс — синтезаторов, музыкального оборудования с микрофонами для вокала и прочее. Ремонт также может иметь цену выше среднего на квадратный метр, так как должен соответствовать всем нормам. Основными ежемесячными расходами, будут постоянные затраты, которые влияют на себестоимость одного занятия (абонемента). Себестоимость складывается в основном из заработанных плат преподавателей, поэтому основными ежемесячными затратами будет ФОТ и почасовая оплата преподавателям. Более подробная информация представлена в таблице:
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 146 377 |
Аренда (80 кв.м.) | 160 000 |
Амортизация | |
Коммунальные услуги | 30 000 |
Реклама | 30 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 20 000 |
Себестоимость урока ( расходные материалы и оплата преподавателям) | 181 968 |
Непредвиденные расходы | 20 000 |
Итого | 588 345 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Основным фактором риска является нехватка квалифицированных кадров. Данный риск учтён, благодаря высоким ставкам преподавателя данный риск минимален. Помимо этого, существует риск изменений в законодательстве, в связи с которыми для продолжения деятельности может потребоваться образовательная лицензия.
Также серьезные риски влечет за собой смена арендных площадей, так как данные кружки рассчитаны прежде всего для посетителей, проживающих поблизости, возможная смена места дислокации бизнеса (при условии, что не будет возможности взять в аренду помещение поблизости) отразится на посещаемости.