Бизнес план для водного транспорта

Бизнес план для водного транспорта thumbnail

Свой бизнес: экскурсии и прогулки по реке

* В расчетах используются средние данные по России

5000000 ₽

Первоначальные вложения

2900000 ₽

Доход в месяц за год

Прогулки по реке да и в целом речное судоходство в России пребывает в печальном состоянии, кажется, ещё немного, и речной транспорт канет в забвение. Государство не стремится развивать эту отрасль, содержание собственного судна является очень тяжёлым, ответственным и затратным делом, что только сокращает число частных владельцев судов. Огромные внутренние водные пространства и тысячи километров речных путей бороздятся совсем небольшим количеством транспорта, и с каждым годом его число только падает. 

Самый недорогой транспорт – внутренний водный – имеет катастрофически небольшой процент грузовых и пассажирских перевозок по сравнению с остальными видами: автомобильным, железнодорожным и воздушным (и даже трубопроводным). Частично объяснить столь плохое состояние можно главным недостатком речных судов – предельно низкой скоростью перемещения, ведь самолёт в десятки раз быстрее парохода. Однако столь неспешный ход корабля можно обратить в свою пользу, ведь большое количество людей стремится не быстрей попасть в пункт назначения, а наоборот насладиться поездкой, о чём свидетельствует высокий спрос на такой вид услуг как организация прогулок по реке. 

Можно сказать, что сегодня прогулки по реке это та сфера, которую могут развить предприниматели вместо государства, предоставляя подобные услуги на своих частных судах, таким образом, судьба речного транспорта имеет ещё шансы на спасение. Россия является для многих людей красивой своей природой страной, множество жителей этой страны с удовольствием прокатятся на теплоходе по реке, который имеет неторопливый ход и позволяет всецело насладиться поездкой. Организация подобных прогулок по реке является очень перспективным начинанием, однако имеет множество нюансов и тонкостей, не разобрав которые перед выходом в большое плавание, можно пойти на дно после первой же платной прогулки, только фигурально, а не в прямом смысле.

Условия для создания бизнеса прогулки по реке

Подавляющее число городов имеют свою водную артерию, почти все крупные города были основаны на берегах реки и даже получили благодаря ей свои названия. Река – это визитная карточка многих населённых пунктов, своего рода достопримечательность. Но прежде чем начинать организацию прогулок по реке, нужно выяснить будет ли это вообще пользоваться спросом в конкретном городе, где планируется начинать бизнес. 

Определённо перспективы для прогулок по реке имеются в больших городах, здесь коренное население само будет с удовольствием взбираться на борт теплохода, чтобы отправиться в небольшое путешествие по речным просторам родной природы. В умах жителей больших городов уже давно отложилось понятие того, что если река судоходна, то по ней непременно стоит прокатиться на корабле хотя бы раз в жизни. Для многих это вообще становится отдыхом на каждые выходные, но так как не все могут позволить себе яхту или даже катер (помимо немалой стоимости покупки требуется водное транспортное средство ещё и содержать, что гораздо дороже самого приобретения), то прогулочное судно становится оптимальным выбором – заплатил за поездку и, не напрягаясь, отдыхаешь во время прогулки. Если же город является ещё и туристическим центром (хороший пример – «Золотое кольцо»), то вдобавок к местным жителям, которые любят свой край, появляются туристы, для которых побывать в городе культурного наследия и не прокатиться по реке сравнимо с непосещением города. Здесь устраивают преимущественно экскурсионные поездки со своим гидом. 

Совсем плохо дело с речными прогулками обстоит только в небольших населённых пунктах, не обладающих ничем примечательным для путешественников, однако даже там может иметься пара пароходов, которые занимаются грузоперевозками, а в свободное время устраивают бары на воде с катанием по реке для туземцев. К тому же в крупных городах, где подобный бизнес существует много лет, присутствует огромное количество конкурентов, которые при этом ещё и швартуются в непосредственной близости друг от друга, а посетитель выбирает, какой ему больше нравится. Это важный аспект подобного предпринимательства, потому что клиента придётся привлекать чем-то особенным, стараться отвоевать какую-то определённую часть населения, создавая целевую аудиторию конкретно для своего судна. 

Начинало бизнеса на речных прогулах.

Бизнес план для водного транспорта

Начинающий бизнесмен вряд ли сможет предоставить потребителю с самого начала крупный многопалубный корабль вместимостью в несколько сотен человек, на котором организован первоклассный сервис и имеются все дополнительные услуги вплоть до тайского массажа. Крупные же игроки, которые не первый год занимаются прогулочными рейсами, подобные корабли держат и своего клиента тщательно берегут, привлекая новых. 

Новичку предстоит придумать оригинальную идею, которая выделит его среди остальных владельцев прогулочных судов, но сразу нужно отметить, что маршруты прогулок, как правило, одинаковы. Они определяются не самими предпринимателями, а речным ведомством, которое тщательно следит за судоходством, и теплоход, набитый пьяными офисными работниками, которые проводят свою корпоративную вечеринку в виде прогулки по реке, не должен мешать движению грузовых и прочих судов. Зачастую местное речное ведомство практикует выделение определённых траекторий движения частных прогулочных транспортных средств, которые занимаются каботажным плаванием вдали от маршрутов «серьёзного» судоходства; положительным моментом в таких правилах является отсутствие необходимости долгого согласования каждой своей прогулки с графиком движения остального водного транспорта. 

Тогда остаётся проявить оригинальность в чём-то другом. Это может быть и перечень тематических вечеринок, возможность выкупа судна на определённое время (для романтически настроенных личностей или для серьёзных деловых людей), необычное оформление теплохода (вложиться в обустройство судна, чтобы сделать его похожим на парусный корабль, пиратский например, – это привлечёт не только восторженных детей, но и взрослых) – здесь возможности ограничены только фантазией. При большом желании можно договориться с управляющей организацией и на получение собственного маршрута. 

Привлечение клиентов для прогулки по реке

Чтобы привлечь максимальное число клиентов, не стоит ограничиваться простой рекламой по городу. Конечно, она необходима, причём достаточно активная, в том числе на радио и местном телевидении, и таким образом удастся привлечь многих простых обывателей. Но всё же дополнительным источником дохода является сотрудничество с event-агентствами, которые всегда ищут способы оригинального проведения досуга, и если им судно покажется подходящим под то или иное мероприятие, они будут только рады предложению заполучить теплоход. При этом с подобными организациями иногда получается договориться об аренде теплохода в невыгодное для обычных круизов время – дневные часы будних дней. Владелец судна в этом случае ещё и избегает рисков отправиться в рейс, недоукомплектованный пассажирами, так как проведение мероприятия предполагает выкуп судна на все места, с суммой оплаты незначительно меньшей, чем если бы теплоход отправился в круиз, забитый полностью людьми. Вдобавок на борту будут проводиться какие-то вечеринки, которые могут стать дополнительным доходом не только для event-агентства, но и для предпринимателя. 

Присмотревшись к ведению такого рода мероприятий, впоследствии можно самому начать организовывать свои представления уже за свой собственный счёт, что только увеличит доход, и уже владелец прогулочного транспортного средства будет обращаться в вышеназванные фирмы, чтобы устроить эти представления.

Капитан без корабля – сухопутная крыса, организатор речных прогулок без теплохода – вообще никто. Вложить в покупку судна нужно немалое количество доступных средств (с учётом, конечно, прочих расходов), самое простое судёнышко, уже бывшее в употреблении, обойдётся в круглую сумму около 4 800 000  четырех целых и восьми сотых миллионов рублей. При этом, чтобы не опуститься ниже ватерлинии, такой транспорт сможет принять не больше двадцати человек без учёта экипажа, но на первых порах даже такая вместительность окажется достаточной для ведения бизнеса. Так даже проще, ведь пока известность минимальна, большого количества народа ждать не придётся, а крупное судно пришлось бы гнать полупустым, что очень нерентабельно – и экипаж такого транспорта будет насчитывать больше людей, и расход топлива у него значительно выше. 

Стоимость большего судна для прогулки по реке может увеличиваться практически бесконечно в зависимости от класса, водоизмещения, отделки и ходовых характеристик и может исчисляться уже сотнями миллионов. Но покупать «Титаник» для речных прогулок никто не станет, даже если на его пути никогда не попадутся айсберги, поэтому можно ограничиться небольшим теплоходом на 100 человек – в самом начале это, пожалуй, самое большое судно, которое может быть выгодным в своём содержании.

После покупки судна можно идти ставить его на учёт в местное отделение Российского речного регистра, где оно будет занесено в реестр водных судов, а его владелец получит документы, разрешающие ему судоходство. Нужно быть готовым к тому, что в каждом субъекте Российской Федерации может действовать местное законодательство, которое внесло свои коррективы на ведение судоходства в вверенных ему водах, поэтому обо всех сложностях и особенностях стоит узнать заранее. Общероссийская правовая база предполагает постановку на учёт прогулочных судов согласно письму Главного управления РРР № 15-19-1592 от 25.05.2012 г. Вслед за этим можно отправляться в налоговый департамент для регистрации субъекта предпринимательской деятельности, где будет присвоен код (ОКПД 2) 50.3 Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом. В завершение придётся получить лицензию на свою деятельность, которая выдаётся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 “О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и водном транспорте”. Трудность в получении лицензии состоит в том, что придётся предварительно нанять персонал, который будет соответствовать требованиям к перевозке людей, чтобы все документы, связанные с их профессиональной пригодностью, предоставить лицензиату. Ему также потребуются свидетельства о праве собственности на судно, его пригодности к плаванию и соответствии экологическим нормам, классификационное, о праве плавать под флагом РФ, а также план по предотвращению и устранению аварийных ситуаций и удостоверение об аттестации судна. Многие документы из этого перечня должны будут выдать ещё на этапе постановки судна на учёт. На решение всех бюрократических вопросов уйдёт не меньше 100 000 ста тысяч рублей, и лишь только после этого теплоход будет иметь законное право ходить по реке.

Работа будет невозможна без соответствующего экипажа. Его состав определяется не столько владельцем судна, сколько приказом Минтранса РФ “Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов”. Количество людей в команде зависит от графика работы, водоизмещения судна и, в случае пассажирского транспорта, количества спальных мест. Но для того, чтобы глупо не утонуть в ста метрах от берега, нужно нанять опытного капитана, командира дноочистительного снаряда, их помощника, механика и электромеханика также с помощником, радиоспециалиста и врача. Таким образом, экипаж судна составит 8 человек, каждый из которых выполняет строго свою функцию по поддержанию судна на плаву. 

Дополнительные возможности заработка на прогулки по реке

Бизнес план для водного транспорта

Для работы с клиентами во время прогулки по реке может потребоваться кок (или просто повар), официанты и прочий обслуживающий персонал, если предполагается продажа блюд и напитков. Для маленького судна вполне хватит пяти дополнительных человек, но больше 20 людей они обслуживать не смогут, поэтому на большие суда придётся нанимать соответствующий персонал. Если будут проходить тематические вечеринки, то на борт должна взойти ещё и креативная команда, которая тоже бесплатно работать не будет. Если же рейс экскурсионный, то платить придётся и гиду, который может быть человеком от турагентства. 

Однако все люди, обслуживающие рейс, зачастую получают не фиксированную зарплату, а процент от выручки. При этом кок и его помощники могут быть отдельной организацией, которая устраивает приготовление еды за свой счёт и отдаёт только небольшой процент своей выручки владельцу судна, работая за ту сумму, которую фактически сами смогут заработать. Владельцу же присутствие повара даёт хорошее преимущество в глазах клиентов, которые вряд ли смогут обойтись без еды всю прогулку. Однако кухонные работники могут быть и штатными, но такая практика не интересная им ввиду того, что получать деньги они смогут только в сезон. То же самое касается и остального экипажа, который будет иметь трудоустройство только на то время, когда прогулки есть возможность устраивать. 

В некоторых регионах России есть возможность работать круглогодично (например, Москва-река, которая промерзает очень плохо и по которой могут ходить в холодное время года суда с определённой носовой частью), но это не будет интересно потребителю, поэтому средний период работы прогулочного теплохода с середины апреля и до второй половины октября, то есть 6 месяцев в году. Вне этого времени капитан со всем экипажем сходит на берег, чтобы в следующем году вновь приступить к своим обязанностям. 

Чтобы не потерять хорошего специалиста, некоторые судовладельцы платят пособие экипажу на время зимних каникул, чтобы те не остались совсем без денег на полгода; впрочем, многие просто нанимают новых людей. Некоторые моряки практикуют работу на нескольких судах, предварительно договариваясь с владельцами о часах работы, чтобы ухватить удобное для них время. За свою непосредственную работу они получают процент от выручки, он достигает 30% от неё для всего командного состава. Креативная команда будет получать также свой процент но только в случае проведения мероприятий, а иначе она и не нужна. Вообще организация вечеринок является дополнительным доходом, хотя это направление считается достаточно выгодным и прибавляющим конкурентоспособности. 

Ещё одним неплохим способом дополнительного заработка во время прогулки по реке является открытие бара (который не связан с кухней), где просто подают напитки; только в случае продажи алкогольной продукции нужно запастись соответствующей лицензией.

Даже маленькое судно может приносить своему владельцу хороший доход. 

  • Если рассматривать налаженную работу двадцатиместного теплохода, который обслуживается бригадой, получающей процент от прибыли, то он может в самом лучше случае делать до 8 рейсов в сутки продолжительностью в час, полтора или два. 
  • Если будет полная занятость посетителями (для известного и полюбившегося населением теплохода, который совершает действительно интересные прогулки или экскурсии, это не проблема) в каждый рейс, то при стоимости билета на часовой рейс в двести рублей получается 32 тысячи в сутки. 
  • За целый месяц (теплоход наиболее часто плавает в выходные, а так как экипаж получает процент, то сотрудники могут меняться без дополнительных трат для владельца) получается 960 тысяч рублей.
  • Из них почти 290 тысяч отходят команде, около 80 тысяч уйдёт на топливо (маленький теплоход расходует 10 литров за час работы), а также около 60 тысяч придётся изначально отложить на зимнюю стоянку, которая рассчитывается в зависимости от габаритов судна. 
  • Остаётся 530 тысяч рублей в первый месяц работы и по 590 в последующие.
  •  Доход за 6 месяцев работы составит 3 миллиона 480 тысяч рублей, но если это будет единственный вид деятельности предпринимателя, то за весь год среднемесячный доход окажется только 290 тысяч или чуть больше 270 тысяч среднемесячной чистой прибыли. 

Выводы:

Бизнес оказывается высокорентабельным, но это расчёты при самых оптимальных условиях причём без учёта отчислений на амортизацию, а также возможные ремонтные и стояночные расходы и штрафы, которые не редкость на водных пространствах – речные правоохранительные органы бдят не хуже сотрудников ДПС. И очень невыгодно для предпринимателя складывается кривая спроса в зависимости от времени суток и дня недели; вечером в выходные придётся отходить от пирса, оставляя на берегу многих желающих, которым не хватило места (вот в чём преимущество большого теплохода), а днём в понедельник судно будет простаивать. 

Повысить спрос можно скидками на билеты в невостребованное время, но этим вряд ли удастся значительно увеличить поток клиентов. При правильной рекламе даже в такое время, конечно, найдутся свои посетители, но нужно всерьёз рассчитать, если ли смысл катать всего несколько человек (только стоимость топлива может оказаться выше, чем холостой пробег теплохода). Однако проводимые интересные экскурсии и увлекательные прогулки рано или поздно завоюют популярность у населения, что позволит развить этот бизнес и закупить целый парк прогулочных и экскурсионных, а возможно и иных назначений, судов для уже разнообразной деятельности.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru – портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

02.04.2019

Все материалы по тегу: водные экскурсии

3175 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 147960 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме:

Источник

Министерство Транспорта
Российской Федерации

Филиал Морской Государственной 
Академии им. Ф. Ф. Ушакова 

в городе Ростове – на
– Дону

Курсовая работа по дисциплине:

Менеджмент.

Тема:

«Бизнес-план судоходной компании»

Выполнил курсант 331 группы:

Баран В. А.

Проверил преподаватель:

Степеннова И. А.

Ростов – на –Дону

2011г.

1
.Основные проблемы внутреннего судоходства

и
пути возможного их решения

Отмечая
важную роль внутреннего водного 
транспорта, который по сравнению 
с другими видами внутреннего 
транспорта располагает как экономическими,
так и экологическими преимуществами,
следует все же отметить, что грузоперевозки
по внутренним водным путям развиваются 
недостаточными темпами. Росту темпов
развития внутреннего судоходства 
препятствуют определенные трудности,
в первую очередь сезонный характер
эксплуатации судов и наличие 
«узких мест» в инфраструктуре внутренних
водных путей. В Декларации Роттердамской 
общеевропейской конференции по
внутреннему водному транспорту
рекомендуется развивать современную,
учитывающую экологические требования
и эффективную сеть внутренних водных
путей в качестве предпосылки 
для дальнейшего развития внутреннего 
водного транспорта, устранять узкие 
места с учетом развития флота 
внутреннего плавания, а также 
экономических и экологических 
аспектов.

Российская 
Федерация располагает разветвленной
сетью внутренневодных путей протяженностью
свыше 101,7 тыс. км, перевозочную деятельность
осуществляют 1675 судоходных компаний
и индивидуальных предпринимателей, на
балансе которых находится около 10 тыс.
транспортных судов. Абсолютное большинство
компаний имеют акционерную форму собственности,
в 23 из них государству принадлежит контрольный
пакет акций в размере 25,5%. Перегрузочную
деятельность на внутренних водных путях
осуществляют 126 речных портов.

   Все
порты акционированы, государство имеет
в ряде портов контрольный пакет акций
и неприватизированное имущество в виде
причальных стенок и акваторий, сданных
в долгосрочную аренду акционерным обществам.
190 портов и судоходных компаний объединены
в Ассоциацию портов и судовладельцев
речного транспорта со дня образования
которой в 2005 году исполнилось 10 лет. Целью
объединения речных предприятий в Ассоциацию
стала координация их деятельности в решении
общетранспортных задач по производственным,
научно-техническим, социально-экономическим
вопросам, представление интересов своих
членов в государственных органах законодательной
и исполнительной власти, правовая защита
их интересов.

Оценивая 
результаты работы за прошедшие 10 лет
есть основания считать, что Ассоциация
как общероссийское объединение предприятий
речного транспорта имеет все возможности
для успешной работы и в будущем.

Правительством 
Российской Федерации 3 июля 2003 года одобрена
Концепция развития внутреннего водного
транспорта страны, которой определены
основные направления его развития, а
также задачи и методы государственного
регулирования в этом направлении. В концепции
предусматривается развитие инфраструктурных
проектов в Панъевропейских транспортных
коридорах № 2 Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний
Новгород, № 9 Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва
и в международном транспортном коридоре
«Север-Юг» с использованием судов смешанного
«река-море» плавания, в первую очередь
для перевозок внешнеторговых грузов.

Повышение
роли водного транспорта потребует 
и значительного перераспределения 
грузопотоков. А чтобы привлечь эти 
грузопотоки необходимо предложить
услуги, по крайней мере, такого же уровня
по качеству, как на других видах 
транспорта и по существенно более 
низким тарифам. Необходимо в полной мере
использовать преимущества водного транспорта,
как наиболее экологически отвечающего
современным требованиям. В настоящее
время на долю речного транспорта в Российской
Федерации приходится чуть более 3% перевозок
от общего грузооборота всех видов транспорта.
Значительно уменьшились перевозки грузов
в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении, на отдельных направлениях
речной транспорт не выдерживает конкуренции
с железнодорожным транспортом. Дефицит
современных погрузочно-разгрузочных
комплексов и портовых терминалов при
избытке устаревшей и малоэффективной
перегрузочной техники и оборудования
тормозят развитие перевозок контейнеров
по водным магистралям. Исследования,
проведенные в ряде речных портов по международной
программе TACIS показали необходимость
преобразования портов в центры логистики
со всесторонним развитием контейнерных
терминалов. Есть необходимость в создании
информационно-справочной системы по
грузопотокам, а также в организации постоянного
мониторинга грузовой базы.

Создание 
Единой глубоководной системы в 
Европейской части России, соединившей 
пять морей, за счет строительства Беломорско-Балтийского,
Волго-Балтийского, Волго-Донского каналов
и канала имени Москвы, стало мощным стимулом
к созданию в шестидесятых годах прошлого
века уникального транспортного флота
– судов смешанного «река-море» плавания
грузоподъемностью 1,4-5,5 тыс. тонн, способного
работать не только на реках и озерах,
но и в морских районах. Наличие такого
флота позволило организовать международные
грузовые перевозки непосредственно в
иностранные морские и речные порты и
обратно. В настоящее время на внешнеторговых
перевозках используется более 700 судов
смешанного «река-море» плавания, которые
в год выполняют свыше 14 тыс. судозаходов
в 670 иностранных портов 46 стран Европы,
Азии, Северной Африки, Ближнего и Дальнего
Востока. Внешнеторговые перевозки судами
этого типа достигли 30 млн. тонн в год.
Международные перевозки грузов судами
«река-море» экономически эффективны
и имеют реальный спрос на рынке, создаются
необходимые условия для повышения конкурентоспособности
предприятий водного транспорта. Вместе
с тем настало время интенсивного обновления
этого типа флота. Средний возраст судов
«река-море» превышает 20 лет, часть судов
эксплуатируется свыше 30 лет и уже не имеют
доступа в зарубежные порты ряда стран.
Высокий уровень налогообложения, отсутствие
государственной поддержки и льготных
кредитов не позволяют судовладельцам
развернуть массовое строительство новых
судов. Постановление Правительства РФ
«О мерах государственной поддержки обновления
парка морских и речных судов», предусматривающего
частичную уплату процентов по кредитам
за счет бюджета государства не принесло
ожидаемых результатов из-за бюрократических
условий их получения.

Серьезной
проблемой, вызывающей непроизводительные
простои судов на стыке река-море
является недостаточное развитие пунктов 
пропуска через государственную 
границу. В ожидании прохода через 
границу некоторые суда простаивают 
в течение 2-3 суток. Сдерживающим фактором
являются и чрезмерно высокие 
канальные, лоцманские и другие сборы.
Например, канальный сбор в Астрахани 
за 100 км морского участка составляет около
6 тыс. долларов США за проход одного судна,
что является одной из причин сокращения
судопотока на Каспийском море. Правительством
РФ освобождены от уплаты таможенных пошлин
морские суда валовой вместимостью свыше
1000 тонн зафрахтованные российскими компаниями
у иностранных лиц по договору тайм-чартера
или бербоут-чартера, при использовании
их на международном перевозках товаров
и пассажиров. Есть необходимость распространить
это положение и на суда внутреннего плавания.
Определенные надежды судоходное бизнес
сообщество связывает с ожидаемым принятием
федерального закона «О втором международном
реестре судов» направленном на возврат
судов под Российский флаг.

Одной из
трудно решаемых проблем является снижение
транспортных издержек для отечественных
грузополучателей, которые составляют
в цене товара от 20 до 40 процентов. На наш
взгляд, европейское сообщество недостаточно
уделяет внимания развитию воднотранспортного
коридора Волга-Дон-Дунай. Этот водный
путь обеспечит связи со странами, не имеющими
прямого выхода к морю, соединит крупнейшие
водные артерии Рейн-Майн-Дунай-Днепр-Дон-Волга.
Значение Дунайского-Волго-Донского пути
возрастает при его взаимодействии со
странами Каспийского бассейна. Рассматриваемый
коридор может обслуживать более 15 стран
Западной, Центральной и Восточной Европы,
а в среднесрочной перспективе образуется
транспортное Европейское кольцо с использованием
трасс Балтийского, Черного, Азовского
морей. Привлекательным может быть возвращение
к идее создания контейнерной линии Париж-Москва.

                  
2.1   Необходимость составления бизнес-плана

Бизнес-план составляется в целях 
эффективного управления и планирования
бизнеса и является одним из основных
инструментов управлении предприятием,
определяющих эффективность его деятельности.

В условиях рынка и жестокой конкурентной
борьбы предприятие должно уметь 
быстро и адекватно реагировать
на изменения, происходящие во внешней
среде и внутри самого предприятия.

Это становится возможным, когда выполняется 
несколько условий:

  1. администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;
  2. существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;
  3. планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;
  4. администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Бизнес-план составляется для внутренних
и внешних целей. В подавляющем 
большинстве случаев, так уж сложилось 
в нашей стране, бизнес-план начинают
составлять, когда необходимо привлечь
инвестиции. Но дело в том, что это 
только одна сторона дела, на самом 
деле он составляется не только для 
внешних целей.

Внешние цели, для которых составляется
бизнес-план – обоснование необходимости 
привлечения дополнительных инвестиций
или заемных средств, демонстрация
имеющихся у фирмы возможностей
и привлечение внимания со стороны 
инвесторов и банка, убеждение их
в достаточном уровне эффективности 
инвестиционного проекта и высоком 
уровне менеджмента предприятия.

Каждый инвестор захочет оценить 
выгодность инвестирования в предлагаемый
инвестиционный проект и оценить 
соотношение возможной отдачи от
проекта и рискованности вложений,
а лучший способ для этого – изучить 
и проанализировать бизнес-план инвестиционного 
проекта.

Бизнес-план, по сути – визитная карточка
инвестиционного проекта. Он дает инвестору 
ответ на вопрос, стоит ли вкладывать
средства в данный инвестиционный проект
и при каких условиях он будет 
наиболее эффективен при допустимой
для инвестора степени риска 
и верности допущений сделанных 
разработчиком инвестиционного 
проекта.

Обязательным условием получения 
банковского кредита является предоставленный 
банку грамотно составленный бизнес-план
инвестиционного проекта. Если у 
заемщика он отсутствует, это говорит 
о низком профессиональном уровне администрации 
предприятия и делает получение 
банковского кредита невозможным,
кроме того, в будущем банк будет 
оценивать выдачу кредита такому
предприятию, как более высокорисковую
операцию, что обязательно повлияет
на величину процентов по кредиту 
в сторону увеличения.

Гораздо более важными для предприятия 
являются внутренние цели, для которых 
составляется бизнес-план.

Внутренние цели – проверка знаний
управляющего персонала, понимания 
ими рыночной среды и реального 
положения предприятия на рынке.
Очень важны достижение понимания 
инвестором и администрацией предприятия 
стратегических целей, характеристик,
конкурентной среды, слабых и сильных 
сторон конкретного инвестиционного 
проекта, его возможной эффективности 
при заданных условиях.

Таким образом, составив бизнес-план,
Вы сделаете предприятие более эффективным 
и управляемым, сможете с более 
высокой точностью прогнозировать
ситуацию на будущее.

2.2 Типовая структура бизнес-плана

1. Титульная страница – содержит 
название компании, ее юридический 
и фактический адреса, телефоны,
e-mail и адрес сайта (если есть),
наименование и полные реквизиты 
собственников компании, наименование 
и очень кратко (одним предложением)
– суть проекта, информацию об
исполнителях проекта и дату его составления.

2. Резюме проекта – представляет 
собой основные положения, суть,
“выжимки” из проекта, его 
основные выводы. Цель резюме – заинтересовать 
инвестора и заставить его 
подробнее ознакомиться с содержанием 
бизнес-плана. Объем резюме обычно 
составляет 2-3 страницы текста, который 
должен быть составлен простыми 
словами без использования терминологии
и простыми предложениями. Оно должно
показать инвестору выгодность и перспективность
вложений в представляемый инвестиционный
проект.

3. Описание компании – содержит 
информацию о компании, которая 
предлагает данный инвестиционный 
проект, ее полные реквизиты, информацию 
об учредителях и их реквизиты, цели компании,
сведения о руководстве, историю компании,
достижения, организационную структуру,
основные продукты, и место компании на
рынке.

4. Описание продукта или услуги
– включает информацию о продукте 
или услуге, его основных характеристиках, 
основных потребителях, потребительских 
свойствах товара, отличиях от 
существующих аналогов, информацию 
о патентах и лицензиях.

5. Маркетинговый анализ – содержит 
информацию об имеющихся на рынке товарах,
продукции конкурентов, сравнение характеристик
и потребительских качеств товаров конкурентов
и предлагаемого продукта, информацию
о наименовании конкурентов и их реквизиты,
цены конкурентов и их стратегию продвижения
товаров.

Маркетинговый анализ – самый первый
и важный этап в написании бизнес-плана.
Важнейшим разделом в маркетинговом 
анализе является определение объемов
рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов,
определение мотивации покупателей к
принятию решения о покупке.

Источник