Бизнес план для строительства аэродрома

 Шаг 1: Зачем открывать свой аэропорт?

Перспективы развития гражданского воздушного транспорта в России неоднозначны. С одной стороны, пассажиропоток на международных линиях в последние несколько лет значительно снизился. Так, московские аэропорты приняли только 14,6 млн. пассажиров за первое полугодие текущего года в то время, как в 2015 г. соответствующий показатель достигал 17,6 млн. В то же время наблюдается рост количества людей, путешествующих самолетом внутри страны, приблизительно на 7% в сравнении с предыдущим годом. Иными словами, сложно однозначно спрогнозировать будущее этого бизнеса в России.

К примеру, срок окупаемости пассажирского терминала Платов в Ростове-на-Дону вырос в сравнении с ожиданиями инвесторов. Исполнительный директор «Ростоваэроинвеста» Сергей Краснов сказал: «Проекты такого масштаба имеют достаточно долгий срок окупаемости, а сейчас на это ещё влияет инфраструктура рынка, которая складывается в авиационной отрасли с уходом крупного игрока «Трансаэро» и сокращения парка перевозок у основных перевозчиков — «ЮТэйр» и «Сибири». Авиационный рынок уже не показывает такие темпы роста, какие были 2-3 года назад. Поэтому если раньше мы рассчитывали на окупаемость проекта в пределах 20 лет, то теперь этот срок может возрасти до 30 лет».

Но если желание построить аэропорт все же велико, то стоит тщательно разобраться во всей процедуре учреждения аэродрома.

Прежде всего стоит точно определиться, а так ли необходим этот самый аэропорт. Такой бизнес окупается достаточно долго, поэтому ожидать значительной прибыли в ближайшее время не стоит, зато проблем явно прибавится. Так что деньги не являются самоцелью, стоит рассмотреть другой способ потратить их: откройте кофейню, создайте свой бренд одежды или слетайте в Лас-Вегас в конце концов.

Бизнес в сфере авиаперевозок — это ужасно неблагодарное занятие. Ко всему прочему, это естественная монополия, так что следует сразу приготовиться к тому, что с государством придется перейти на «ты». К сожалению, большинство аэропортов убыточны и продолжают функционировать только благодаря значительному субсидированию.

Шаг 2. Какой тип аэропорта выбрать?

При классификации аэропортов и аэродромов учитывается ряд характеристик. К примеру, необходимо определить, какой будет характер осуществляемых перевозок, статус аэропорта в стране и объем воздушных перевозок.

Во-первых, принято выделять международные аэропорты и аэропорты внутренних перевозок. Никто не запрещает комбинировать направления деятельности аэропорта. Во-вторых, бывают аэропорты федерального, регионального и местного значения. Наиболее интересной характеристикой аэропорта является объем перевозок, от которого зависит его класс. Всего насчитывается пять классов, а также к ним добавляются внеклассные и неклассифицированные.

Конечно, существует значительно больше классификационных характеристик, но для начала можно ограничиться и этими несколькими.

Шаг 3. Поиск инвестиций

Большинство успешных предпринимателей не развивают свой проект только за счет своих средств. Намного выгоднее (да и просто рациональнее) найти людей, имеющих достаточно денег и, что не менее важно, интереса в будущем аэропорте. Более того, привлечение внешних инвесторов позволяет воплотить в жизнь перспективный проект, даже если инициатор не входит в Топ-10 самых богатых людей мира по версии авторитетного издания.

Tip: выбирайте будущих инвесторов так, чтобы при государственной регистрации не возникло лишних сложностей и вопросов. Серая, а уж тем более черная бухгалтерия здесь никак не пройдет.

Чаще всего потенциальными инвесторами аэропортов выступает государство или ряд крупных компаний, непосредственно связанных с авиаперевозками. К примеру, партнерами недавно открывшемуся международному аэропорту «Раменское» стали госкопорация Ростех, группа компаний Avia Solutions Group и один из крупнейших в России Транспортно-выставочный комплекс «Россия«.
Лучше всего обеспечить себе дополнительные вливания капитала и расширить возможности путем публичного размещения акций на фондовом рынке. Однако задумываться об этом настоит уже после того, как на взлетную полосу приземлится пятерка-другая самолетов.

Шаг 4. Разработка проекта аэропорта и соответствующего бизнес-плана

«Думаю, дьявол перепланировал ад, познакомившись с опытом планировки аэропортов». Энтони Прайс

Как бы ни хотелось сэкономить на всем том, на чем можно сэкономить, проект аэропорта стоит доверить специально обученным для этого людям. Существует ряд архитекторов и инженеров, которые детально продумают, как необходимо расположить взлетно-посадочные полосы, а где лучше построить ангары для воздушных гигантов.

Более того, требования к техническим характеристикам аэропорта достаточно высоки, так что помимо общего плана помещения Вам понадобится значительное число чертежей общих коммуникаций, а также специфические средства связи, знания которых не предполагается по окончании школы или большинства университетов.

Нередко на строительство аэропорта устраивается тендер, для того чтобы итоговый бизнес-план сочетал в себе идеальное соотношение расходов на строительство и будущих доходов.

Шаг 5. Государственная регистрация аэропорта

Деятельность аэропорта далека от торговли пирожками у метро, так что остаться в тени экономики не удастся. Для того, чтобы зарегистрировать аэропорт, необходимо предоставить пакет документов, а информация о нем (при условии успешной регистрации) будет включена в Государственный реестр гражданских аэродромов РФ и Государственный реестр аэропортов РФ. Взимаемая пошлина составляет 10 000 руб.

В этом информационном ресурсе каждый может найти основную информацию об аэропорте: название, местоположение, сведения о собственниках, технические характеристики, статус и пр.

Однако государственная регистрация аэропорта еще не означает, что на следующий день можно объявлять об отправлении в теплые края. Наиболее сложной и трудоемкой задачей является включение аэропорта в авиационный узел населенного пункта, рядом с которым располагается аэродром. Существование около Москвы четырех действующих международных аэропортов значительно усложнит ситуацию, поскольку требуется выделить для нового аэропорта воздушные потоки так, чтобы они не пересекались с уже существующими.

Шаг 6. Во время и после строительства

Самый интересный этап — это так называемое наполнение аэропорта «начинкой», а точнее заключение договоров с торговыми представительствами для создания так любимой многими туристами зоны Duty Free.

Помимо многочисленных магазинчиков, кафе и киосков, которые, конечно, создают привычную суетливую атмосферу аэропортов, нужно, чтобы хотя бы несколько авиакомпаний согласились летать именно из этого аэропорта, оставив свои насиженные места. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, даже если аэропорт специализируется только на отечественных перевозках.

Таможенная служба, охрана, полиция, обслуживающий персонал — это очередной пункт, на котором концентрируется внимание управляющих.

Шаг 7. Открытие

Казалось бы, здания построены, персонал нанят, а сложности урегулированы — пора бы закупаться шампанским и устраивать торжественное открытие. Но и тут все не так просто.

Перед публичным открытием, аэропорты должны быть протестированы. Для этого собирается команда волонтеров, которые в течение нескольких дней будут играть роль пассажиров, тем самым определяя, насколько новый аэропорт готов к обслуживанию клиентов. В ходе таких тестов выявляется ряд проблем. Как правило, таких тестов проводят несколько с разницей в две-три недели, в течение которых устраняют все неполадки.

И только после этого настает пора рассылать приглашения и готовиться к торжественной церемонии открытия.

Автор: Екатерина Прозорова

Источник

Узнайте сроки и стоимость разработки бизнес-плана вашего инвестиционного проекта

Бизнес-план аэропорта — это документ, определяющий главные аспекты предприятия или (проекта) с точки зрения менджера, ответственного за реализацию будущего проекта:

бизнес-план аэропорта

Бизнес-план аэропорта, как правило, описывает следующие аспекты предприятия:

  • внешнее окружение аэропорта;
  • внутреннюю среду аэропорта;
  • материальные, трудовые, финансовые и прочие виды ресурсов аэропорта, необходимых для реализации проекта;
  • организационный план реализации проекта по созданию аэропорта;
  • прогноз финансовых показателей проекта;
  • риски проекта и способы минимизации их негативных последствий;
  • экономическую эффективность проекта.

Назначение бизнес-плана аэропорта

Бизнес-план аэропорта необходим для реализации следующих задач:

  • планирования деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;
  • координация деятельности работников фирмы;
  • оценка финансовых показателей и рисков потенциальным инвесторам и кредиторам.

Пользователи бизнес-плана аэропорта

Пользователями бизнес-плана аэропорта являются:

  • Предприниматель. Может использовать бизнес-план для проверки разумности, реалистичности, практической реализуемости и экономической эффективности своих идей.
  • Руководство аэропорта. Использует бизнес-план аэропорта для планирования и координации деятельности в долгосрочной перспективе.
  • Работники аэропорта. Могут использовать бизнес-план аэропорта для понимания долгосрочных перспектив Компании, своих задач и перспектив карьерного роста.
  • Сторонние инвесторы. Используют бизнес-план аэропорта для оценки эффективности и рисков проекта и принятия решения об участии в нем.
  • Кредиторам — для принятия решения о предоставлении заемных средств.

Структура бизнес-плана аэропорта

Типовая структура Бизнес-плана аэропорта включает следующие разделы:

  1. Резюме
  2. Описание Компании
    • Видение
    • Миссия
    • Философия и ценности Компании
    • Ключевые бизнес-процессы
    • Подсистемы управления
    • Юридическая форма Компании
    • Организационная структура управления
    • Кадры
    • Стратегические партнеры
    • Основные показатели деятельности
  3. Команда проекта
    • Ключевые бизнес-процессы и руководители
    • Резюме руководителей и опыт их работы
    • Вакансии и план поиска работников
  4. Описание продукта (услуги)
    • Назначение продукта
    • Свойства продукта
    • Технические характеристики
    • Области применения
    • Сравнение с товарами-аналогами
  5. Анализ рынка
    • Описание отрасли
    • Спрос
    • Предложение
    • Цены
    • Факторы, влияющие на образование цены
    • Конкуренты
  6. План маркетинга
    • Ассортимент продукции
    • Потребители
    • Свойства товара, обуславливающие ценность для потребителей
    • Цены и ценообразование
    • Политика продвижения продукта
    • Конкуренты
    • Мероприятия по продвижению товара
    • Бюджет маркетиновых мероприятий
  7. План производства
    • Технология производства
    • Производственные мощности
  8. Ресурсы
    • Необходимое оборудование
    • Поставщики оборудования
    • Сырье, материалы и энергоресурсы, используемые в производстве
    • Поставщики сырья и материалов
    • Цены на сырье и материалы
    • Нормы расхода сырья и материалов
    • Потребность в кадрах
  9. Организационный план мероприятий
    • Мероприятия
    • Сроки проведения мероприятий
    • Ответственные за проведение мероприятий
    • Бюджет проведения мероприятий
  10. Риски проекта
    • Коммерческие риски проекта
    • Расчет ставки дисконтирования
  11. Финансовый план проекта
    • Предпосылки и допущения, заложенные в расчетах
    • План прибылей и убытков
    • План движения денежных средств
    • Прогнозный баланс
    • Показатели эффективности инвестиционного проекта
    • Анализ чувствительности показателей эффективности инвестиционного проекта
  12. Финансирование проекта
    • Источники финансирования проекта
    • Предложение для инвесторов
    • Стратегия выхода инвестора
  13. Заключение
  14. Приложения:

Стоимость и сроки разработки бизнес-плана аэропорта

Стоимость и сроки разработки бизнес-плана аэропорта зависят от множества факторов. Для примерной оценки стоимости разработки бизнес-плана аэропорта воспользуйтесь этой формой (ценовой калькулятор).

Бизнес-планы по прочим направлениям деятельности

Оцените стоимость работ и закажите бизнес-план!

Источник

Предполагается, что у автора ветки есть 8-10 млн. за душой. Не собственных, но ..

В этом случае краткое пояснение — бизнес-план не выдержит проверки, т.к. затратная часть окупится не скоро. Сопутствующие услуги — обучение, покатушки, бизнес-авиация (авиа-такси) будет сжирать львиную долю прибыли на покрытие собственных расходов. Учитывая, что именно сейчас протекает некий переходный период, когда люди привыкли, что вроде как все было сравнительно дешево и вдруг стало дорого (именно в отношении малой авиации) , то в качестве сопутствующих услуг можно оказывать много чего и за большие деньги, но не частникам, а компаниям.

Пример — «Тюменьгазпром» заключает с вами долгосрочный договор на 5 лет на сумму в 250 млн. рублей на оказание услуг по мониторингу экологической обстановки на объектах предприятия. Этого будет достаточно и для прохождения бизнес-плана через любой банк, и на покупку легкого самолета с оборудованием для обнаружения утечек газа, и на полосу, и на строения и на прочая..

Только сперва должен быть договор, а потом уже бизнес-план.. Решается легко, если папа — гендиректор (например).

Если же мысль просто построить аэродром и эксплуатировать его для себя — сложно, трудно и затратно. Не окупится.

Самый главный вопрос — а с какой целью строить собрались, собственно? Для зарабатывая денег? Для реализации амбиций компании? Как место отдыха (баня, ресторанчик) и полетать заодно?

Лично знаю 4 собственников аэродрома. 2 строили с нуля, 2 получили возможность приткнуться к уже существующему аэродрому. Ни один за 4-5 лет не заработал ни копейки — всегда все убыточно. И там, где час полета стоит 500 долларов, и там, где 250. И там, где техники 20 единиц, курсантов 30 единиц, и там, где полтора самолета для обучения и один курсант, случайно забредший в гости…

Вам тут помогут, только точнее давайте изначальные условия. Например в виде:
1. Нашел чемодан денег. С детства тянуло в небо — хочу все вложить в аэродром, но чтобы и кормило еще всю жизнь.
2. Сосед нашел чемодан денег. Чтобы ему такое рассказать, чтобы было почти как в п.1.
3. Контора решила, что бизнес-авиация — это будущее. Попросила меня разработать проект постройки аэродрома.
4. Я студент, хочу написать проектную работу на эту тему.

Задайте корректный вопрос — ответ будет

Навскидку приблизительные цены.
1. Земля — чем больше, тем лучше.
2. Полоса — от 2-3 млн. по ценам центрального региона, без наценок на северные коэффициенты.
3. Строения (ангар, заправка, административное здание, прочие работы» — ну, в 1 — 1,5 млн. можно уложиться.
4. Техника. Тут диапазон прост — от 50К долларов до 1КК за единицу.
5. Штат. Человек 10 минимум.
6. Разрешения на аэродром, регистрация, допуски, коллектив — 2 года возни, зарплата, деньги, прочая, регистрация эксплуатанта АОН, регистрация АУЦ. Еще пару лет.
7. Сезоны, погода.

Все дано с точностью порядка, не более. Многое забыто или просто не указано. Если кто захочет — поправит. Это получится маленький аэродром, который не сможет принимать бизнес-джеты, только что-нибудь поршневое и легкое, непригодное для бизнес-авиации.

И, самое главное, не получится построить и эксплуатировать аэродром силами людей, не имеющих к этому никакого отношения.

Посему совет — бутылку поприличнее и в гости к местным авиаторам. Все расскажут и желание пройдет

Источник

Автор admin На чтение 9 мин. Опубликовано 21 ноября, 2020

Разработка бизнес-планов и ТЭО

Узнайте сроки и стоимость разработки бизнес-плана вашего инвестиционного проекта

Бизнес-план аэропорта — это документ, определяющий все главные аспекты предприятия (проекта) с точки зрения руководителя, ответственного за реализацию будущего проекта:

Бизнес-план аэропорта, как правило, описывает следующие аспекты предприятия:

  • внешнее окружение аэропорта;
  • внутреннюю среду аэропорта;
  • материальные, трудовые, финансовые и прочие виды ресурсов аэропорта, необходимых для реализации проекта;
  • организационный план реализации проекта по созданию аэропорта;
  • прогноз финансовых показателей проекта;
  • риски проекта и способы минимизации их негативных последствий;
  • экономическую эффективность проекта.

Назначение бизнес-плана аэропорта

Бизнес-план аэропорта необходим для выполнения следующих задач:

  • планирования деятельности фирмы на перспективу;
  • координация деятельности работников Компании;
  • оценка финансовых показателей и рисков инвесторам и кредиторам.

Пользователи бизнес-плана аэропорта

Главными пользователями бизнес-плана аэропорта являются:

  • Предприниматель. Может использовать бизнес-план для проверки разумности, реалистичности, практической реализуемости и экономической эффективности своих идей.
  • Руководство аэропорта. Использует бизнес-план аэропорта для планирования и координации деятельности в долгосрочной перспективе.
  • Работники аэропорта. Могут использовать бизнес-план аэропорта для понимания долгосрочных перспектив предприятия, своих задач и карьерных перспектив.
  • Сторонние инвесторы. Используют бизнес-план аэропорта для оценки эффективности и рисков проекта и принятия решения об участии в нем.
  • Кредиторам — для принятия решения о предоставлении заемных средств.

Структура бизнес-плана аэропорта

Типовая структура Бизнес-плана аэропорта включает следующие разделы:

  1. Резюме
  2. Описание Компании
    • Видение
    • Миссия
    • Философия и ценности Компании
    • Ключевые бизнес-процессы
    • Подсистемы управления
    • Юридическая форма Компании
    • Организационная структура управления
    • Кадры
    • Стратегические партнеры
    • Основные показатели деятельности
  3. Команда проекта
    • Ключевые бизнес-процессы и руководители
    • Резюме руководителей и опыт их работы
    • Вакансии и план поиска работников
  4. Описание продукта (услуги)
    • Назначение продукта
    • Свойства продукта
    • Технические характеристики
    • Области применения
    • Сравнение с товарами-аналогами
  5. Анализ рынка
    • Описание отрасли
    • Спрос
    • Предложение
    • Цены
    • Факторы, влияющие на образование цены
    • Конкуренты
  6. План маркетинга
    • Ассортимент продукции
    • Потребители
    • Свойства товара, обуславливающие ценность для потребителей
    • Цены и ценообразование
    • Политика продвижения продукта
    • Конкуренты
    • Мероприятия по продвижению товара
    • Бюджет маркетиновых мероприятий
  7. План производства
    • Технология производства
    • Производственные мощности
  8. Ресурсы
    • Необходимое оборудование
    • Поставщики оборудования
    • Сырье, материалы и энергоресурсы, используемые в производстве
    • Поставщики сырья и материалов
    • Цены на сырье и материалы
    • Нормы расхода сырья и материалов
    • Потребность в кадрах
  9. Организационный план мероприятий
    • Мероприятия
    • Сроки проведения мероприятий
    • Ответственные за проведение мероприятий
    • Бюджет проведения мероприятий
  10. Риски проекта
    • Коммерческие риски проекта
    • Расчет ставки дисконтирования
  11. Финансовый план проекта
    • Предпосылки и допущения, заложенные в расчетах
    • План прибылей и убытков
    • План движения денежных средств
    • Прогнозный баланс
    • Показатели эффективности инвестиционного проекта
    • Анализ чувствительности показателей эффективности инвестиционного проекта
  12. Финансирование проекта
    • Источники финансирования проекта
    • Предложение для инвесторов
    • Стратегия выхода инвестора
  13. Заключение
  14. Приложения:

Стоимость и сроки разработки бизнес-плана аэропорта

Стоимость и сроки разработки бизнес-плана аэропорта зависят от множества факторов. Для примерной оценки стоимости разработки бизнес-плана аэропорта воспользуйтесь этой формой (ценовой калькулятор).

Источник

Бизнес план для аэропорта образец

Узнайте сроки и стоимость разработки бизнес-плана вашего инвестиционного проекта

Бизнес-план аэропорта — это документ, описывающий все основные аспекты будущего предприятия или (проекта) с точки зрения менджера, отвечающего за реализацию будущего проекта:

Бизнес-план аэропорта, как правило, описывает следующие аспекты предприятия:

  • внешнее окружение аэропорта;
  • внутреннюю среду аэропорта;
  • материальные, трудовые, финансовые и прочие виды ресурсов аэропорта, необходимых для реализации проекта;
  • организационный план реализации проекта по созданию аэропорта;
  • прогноз финансовых показателей проекта;
  • риски проекта и способы минимизации их негативных последствий;
  • экономическую эффективность проекта.

Назначение бизнес-плана аэропорта

Бизнес-план аэропорта необходим для реализации следующих задач:

  • планирования деятельности предприятия на долгосрочную перспективу;
  • координация деятельности работников ;
  • оценка финансовых показателей и рисков будущим инвесторам и кредиторам.

Пользователи бизнес-плана аэропорта

Пользователями бизнес-плана аэропорта являются:

  • Предприниматель. Может использовать бизнес-план для проверки разумности, реалистичности, практической реализуемости и экономической эффективности своих идей.
  • Руководство аэропорта. Использует бизнес-план аэропорта для планирования и координации деятельности в долгосрочной перспективе.
  • Работники аэропорта. Могут использовать бизнес-план аэропорта для понимания долгосрочных перспектив фирмы, своих задач и перспектив.
  • инвесторы. Могут использовать бизнес-план аэропорта для оценки эффективности и рисков проекта и принятия решения об участии в нем.
  • Кредиторам — для принятия решения о предоставлении заемных средств.

Структура бизнес-плана аэропорта

Типовая структура Бизнес-плана аэропорта включает следующие разделы:

  1. Резюме
  2. Описание Компании
    • Видение
    • Миссия
    • Философия и ценности Компании
    • Ключевые бизнес-процессы
    • Подсистемы управления
    • Юридическая форма Компании
    • Организационная структура управления
    • Кадры
    • Стратегические партнеры
    • Основные показатели деятельности
  3. Команда проекта
    • Ключевые бизнес-процессы и руководители
    • Резюме руководителей и опыт их работы
    • Вакансии и план поиска работников
  4. Описание продукта (услуги)
    • Назначение продукта
    • Свойства продукта
    • Технические характеристики
    • Области применения
    • Сравнение с товарами-аналогами
  5. Анализ рынка
    • Описание отрасли
    • Спрос
    • Предложение
    • Цены
    • Факторы, влияющие на образование цены
    • Конкуренты
  6. План маркетинга
    • Ассортимент продукции
    • Потребители
    • Свойства товара, обуславливающие ценность для потребителей
    • Цены и ценообразование
    • Политика продвижения продукта
    • Конкуренты
    • Мероприятия по продвижению товара
    • Бюджет маркетиновых мероприятий
  7. План производства
    • Технология производства
    • Производственные мощности
  8. Ресурсы
    • Необходимое оборудование
    • Поставщики оборудования
    • Сырье, материалы и энергоресурсы, используемые в производстве
    • Поставщики сырья и материалов
    • Цены на сырье и материалы
    • Нормы расхода сырья и материалов
    • Потребность в кадрах
  9. Организационный план мероприятий
    • Мероприятия
    • Сроки проведения мероприятий
    • Ответственные за проведение мероприятий
    • Бюджет проведения мероприятий
  10. Риски проекта
    • Коммерческие риски проекта
    • Расчет ставки дисконтирования
  11. Финансовый план проекта
    • Предпосылки и допущения, заложенные в расчетах
    • План прибылей и убытков
    • План движения денежных средств
    • Прогнозный баланс
    • Показатели эффективности инвестиционного проекта
    • Анализ чувствительности показателей эффективности инвестиционного проекта
  12. Финансирование проекта
    • Источники финансирования проекта
    • Предложение для инвесторов
    • Стратегия выхода инвестора
  13. Заключение
  14. Приложения:

Стоимость и сроки разработки бизнес-плана аэропорта

Стоимость и сроки разработки бизнес-плана аэропорта зависят от множества факторов. Для примерной оценки стоимости разработки бизнес-плана аэропорта воспользуйтесь этой формой (ценовой калькулятор).

Бизнес-планы по прочим направлениям деятельности

Оцените стоимость работ и закажите бизнес-план!

Бизнес-планы > Проекты по отраслям > Бизнес-планы транспорта

Источник

Аэропорты как бизнес: сколько зарабатывают на них владельцы

Бизнес на организации обслуживания авиаперевозчиков – серьезная ниша, требующая огромных сумм на создание и содержание объектов, а также на управление системой основных и вспомогательных служб. Аэропорты как бизнес нельзя рассматривать только с точки зрения инвестиционной привлекательности. Помимо всего прочего, это стратегические объекты, имеющие социальное и даже военное значение. Это осложняет организацию и ведение такого бизнеса. Ведь необходимо соблюсти всевозможные регламенты, ограничения и требования со стороны государства, а также соответствовать мировым стандартам. Рассмотрим, как устроен этот бизнес и на чем зарабатывают собственники аэропортов на примере международного аэропорта «Домодедово».

Немного истории

История второй по величине воздушной гавани России началась в 1954 г., а в 1963 г. стали выполняться первые грузовые и почтовые рейсы. Через год с аэродрома нового транспортного узла вылетел первый пассажирский рейс Москва-Свердловск. С 1966 г. пассажирские рейсы стали регулярными. Задумывался новый аэропорт специально для обслуживания дальнемагистральных и среднемагистральных рейсов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию.

В результате приватизации в начале 1990-х гг. «Домодедово» перешел в частные руки. Владельцем его стала компания СП «Ист Лайн». Собственники «Ист Лайн» Антон Баков и Дмитрий Каменщик сумели придать российскому аэропорту статус международного.

Рис. 1. Уставный капитал «Домодедово» – 10 млн руб.

В настоящее время «Ист Лайн» разрослась до уровня холдинга. Собственником ее, согласно данным ФНС, является кипрская компания DME ltd, конечным бенефициаром которой является основатель –Дмитрий Каменщик.

С 1992 г. стали осуществляться не только региональные, но и международные авиарейсы. Чартеры были налажены в Европу и страны Азии.

Рис. 2. Страны, авиарейсы из которых обслуживает «Домодедово»

В 1999-2003 и 2004-2008 гг. были проведены крупномасштабные работы по реконструкции и расширению транспортного авиаузла. Кроме основных пассажирских терминалов была восстановлена или создана заново сеть вспомогательных служб и сопутствующих сервисов.

Рис. 3. Схема аэровокзального комплекса

Это интересно: В 2011 году аэропорт «Домодедово» был признан лучшим в странах Восточной Европы.

На сегодняшний день «Домодедово» – второй по объему пассажиропотока воздушный порт России, а также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы.

На чем зарабатывает воздушная гавань

Основную долю в структуре доходов транспортного авиаузла составляют доходы от хэндлинга – деятельности по обслуживанию авиаперевозчиков. Авиакомпаниям, которые выбрали «Домодедово» в качестве транспортного узла, предоставляется весь комплекс услуг по наземному обслуживанию авиарейсов.

При этом «Домодедово» выступает как единый оператор, предоставляющий весь пакет услуг по сопровождению и координации процедуры обслуживания перевозчиков и пассажиров. С авиакомпаниями заключается единый договор, в рамках которого услуги оказывают все службы по техническому и сервисному обслуживанию самолетов.

Тем не менее, существенную долю выручки приносят и сопутствующие направления деятельности.

Еще в 1994 г. на базе «Домодедово» было создано несколько профильных предприятий, обеспечивающих обслуживание как авиакомпаний-перевозчиков, так и пассажиров. В дальнейшем сеть сервисных служб развивалась, и на сегодняшний день в структуру наземного обслуживания входят:

  • фабрика бортового питания;
  • грузовой комплекс (КАРГО);
  • топливно-заправочный комплекс;
  • представительства авиакомпаний;
  • отделения банков;
  • магазины DUTY-Free;
  • кафе и рестораны;
  • спа-салоны;
  • отель «Аэротель».

От каждого вида сопутствующей деятельности владельцы воздушной гавани получают либо прямой доход, либо зарабатывают на предоставлении арендных площадей.

Рис. 4. Внутри транспортного терминала функционирует отель

Одним из перспективных направлений деятельности холдинга является создание вокруг «Домодедово» индустриального кластера «Аэротрополис», включающего в себя логистические и транспортные узлы, торговые центры, сеть отелей и бизнес-центров. Предполагается, что это существенно повысит привлекательность «Домодедово» в качестве международного хаба.

Рис. 5. В планах владельцев – постройка рядом с «Домодедово» целого индустриального города-спутника

Какой доход приносит аэропорт своим владельцам

Согласно данным аудиторского отчета ООО «Международный аэропорт «Домодедово» за 2017 г., бизнес на обслуживании авиаперевозчиков является весьма выгодным – общий объем выручки от всех направлений деятельности составил только за 2017 отчетный год сумму более 5 млрд руб.

Источник

Источник