Бизнес план для школьного урока
-Step-20.jpg)
Многие дети и подростки занимаются своим собственным бизнесом. И вы тоже можете! Для начала вам нужно будет решить, что вы будете делать, и составить бизнес-план. Бизнес-планы бывают очень сложными, но их можно упрощать. Если в своем плане вы учтете все ключевые моменты, вам хватит его, чтобы начать свое дело.
Как решить, каким будет бизнес
1
Примите решение составить бизнес-план. В бизнес-плане будет описано, как вы будете зарабатывать деньги и какие товары или услуги вы будете предлагать. Бизнес-план также позволит вам спланировать продажи, чтобы вам не пришлось действовать вслепую. Бизнес-план поможет определить стоимость запуска и поддержания бизнеса — так расходы не окажутся неожиданными. Бизнес-план также даст понять окружающим (и вам тоже), что вы настроены серьезно.[1]
2
Запишите все идеи, которые у вас есть относительно бизнеса. Подумайте, какими навыками вы обладаете и спрос на какие услуги или товары есть в вашем городе. Затем подумайте, сколько времени вы можете выделить на свое дело.
- Сейчас вы ходите на занятия или у вас каникулы? Подумайте, когда вы будете заниматься работой, связанной со своим делом.[2]
- Подумайте о сезонных идеях для бизнеса. Например, если скоро Новый год, подумайте, что вы можете предложить (например, плести подарочные корзины или упаковывать подарки).
- На дворе жаркое лето? Попробуйте продавать во дворе лимонад.
3
Решите, что вы будете продавать — услуги или товары. Составляя список идей для бизнеса, думайте, что каждая из этих идей предполагает — товар или услугу. Вы планируете продавать что-то, сделанное своими руками? Или вы хотите оказывать услуги за деньги?[3]
- Если вы хотите продавать товары, подумайте о следующих вариантах: домашнее печенье, скворечники, подарочные корзинки, открытки, конфеты, лакомства для собак.[4]
- Если вы предпочитаете оказывать услуги, вот несколько примеров услуг: стрижка газонов, мойка машин, ремонт компьютерной техники, уход за домашними животными, работа няни, уборка в доме, прогулка с собаками, обучение пожилых людей работе за компьютером.[5]
4
Выберите идею для бизнеса, которая будет соответствовать вашим навыкам. Вы умеете обращаться с комьютерами и прочей техникой? Возможно, вам подойдет ремонт компьютеров или настройка различных устройств.
- Любите животных? Попробуйте оказывать соседям услуги, связанные с уходом за питомцами.
- Возможно, вы любите заниматься творчеством и умеете делать украшения или подарочные корзинки. Все это можно продать.[6]
5
Выберите название для своего дела. Когда у вас будет идея, вам нужно будет дать название своему бизнесу. Название должно описывать то, что вы предлагаете, чтобы людям было проще вас запомнить.
- Название должно быть легко произносимым.
- Можно использовать и необычные, и оригинальные названия, однако помните, что название должно отражать суть бизнеса.
6
Напишите небольшой текст, который бы описывал суть вашего бизнеса и ваши цели.[7]
Как будущий владелец бизнеса вы должны знать свое дело от и до. Вам также нужно уметь объяснять другим, что вы делаете. Опишите свое дело и то, почему вы занимаетесь этим.[8]- Составьте список своих целей.
- Укажите, что делает ваш товар или услугу уникальными.[9]
Как спланировать бизнес
1
Решите, нужны ли вам наемные сотрудники.[10]
Скорее всего, вы сможете все делать сами, по крайней мере, в самом начале. Если вам потребуется помощь кого-нибудь, важно по максимуму сократить эти расходы.- Если у вас есть сестра или брат, которые хотят помочь, это позволит вам уменьшить расходы.
- Вам нужно будет делить прибыль, поэтому вам нужно решить, сколько денег и когда вы будете платить своим работникам.
2
Составьте список материалов или продуктов, которые вам потребуются. Запишите стоимость каждой единицы и посчитайте общую сумму. Это ориентировочная стоимость запуска бизнеса.[11]
Если эта сумма превышает ту сумму, которая у вас есть, попросите родителей или других родственников поучаствовать в вашем бизнесе.- Можно спросить родителей, не согласятся ли они выдать вам ваши карманные деньги заранее, чтобы вы могли вложить их в свой бизнес.
- Если вы покажете им готовый бизнес-план, они с большей вероятностью согласятся помочь вам.
3
Составьте список будущих текущих расходов. К примеру, если вы будете стричь газоны, вам нужно будет учесть такие расходы, как топливо для газонокосилок. Если у вас будет наемный рабочий, ему также нужно будет платить регулярно.
- Когда вы добавите к стартовой сумме сумму текущих расходов, вы будете знать, сколько денег вам потребуется для ведения своего бизнеса.[12]
- Вот еще один пример: если вы решите печь печенье на продажу, вам нужно будет посчитать стоимость ингредиентов и то, как часто вам нужно будет их покупать.
4
Установите стоимость товаров или услуг.[13]
Подумайте, сколько денег у вас уйдет на создание товара или оказание услуги. Чтобы получать прибыль, нужно, чтобы цена товара превышала ваши издержки. Если вы собираетесь продавать печенье по 10 штук, вам нужно будет посчитать, во сколько вам обойдется приготовление 10 штук.- Предположим, вы сложили стоимость всех ингредиентов и получили 200 рублей за 10 штук. Чтобы получить прибыль, вам нужно будет продавать печенье дороже.
- Учтите также время, которое у вас уйдет на изготовление товара или оказание услуги.[14]
Можно установить цены, исходя из вашей производительности. Важно также учесть и неоплачиваемое время (к примеру, время, потраченное на рекламу или дорогу до места работы). - Допустим, вам нужно полчаса, чтобы приготовить печенье, и еще полчаса, чтобы продать его. Вам нужно будет брать деньги за время приготовления и продажи — это ваша зарплата за то, что вы приготовили печенье.
- Чтобы понять, сколько стоит час вашей работы, вам нужно разделить выручку от товара или услуги (минус стоимость сырья) на количество времени, которое вы потратили на работу.
- Если вы продали печенье за 500 рублей, то час вашей работы стоит 300 рублей.
- Вычтите издержки из выручки, и вы получите прибыль.[15]
Как заниматься маркетингом
1
Определите, кто будет покупать ваш товар или услуги.[16]
Составьте список всех возможных клиентов. К примеру, если вы хотите помогать людям присматривать за их питомцами, вашими клиентами будут люди, которые часто ездят в командировки, которые работают по много часов подряд и которые уезжают в отпуск.[17]- Примите во внимание место, где вы будете работать. Если только у вас нет машины (или вам не помогают родители), район будет небольшим. Возможно, это будут только те места, куда вы сможете дойти или доехать на велосипеде.
- Типы клиентов называются категориями. Когда вы поймете, каковы ваши клиентские категории, вы сможете решить, как вы будете рекламировать им свой бизнес.
- К разным категориям клиентов зачастую нужен разный подход.
2
Подумайте, есть ли у вас конкуренты. Предлагает ли кто-нибудь в вашем городе схожие услуги или товары?[18]
Если да, вам придется конкурировать за клиентов. Каковы цены конкурентов и как они соотносятся с ценами, которые вы хотите установить? Почему люди будут выбирать вас, а не их?[19]- Вы сможете выстроить эффективную стратегию, когда будете знать все о своих конкурентах.
- Существует две стратегии: предлагать более низкие цены или более высокое качество.
- Например, если вы хотите заниматься стрижкой газонов, вам придется конкурировать с фирмами, которые уже делают это на профессиональном уровне. Чтобы привлечь клиентов, вам нужно будет оказывать более качественные услуги и просить людей рекомендовать вас другим.
3
Проанализируйте возможные стратегии. Будете ли вы раздавать флаеры? Если да, то где? Будете ли вы рекламировать свое дело в социальных сетях? Рассылать электронные письма с рекламой? Ходить по домам лично? Будет ли у вас свой сайт?[20]
- При выборе стратегии помните о категориях покупателей.
- Если вы хотите выгуливать чужих животных, можно оставлять флаеры в ветеринарных клиниках и магазинах. Можно также раздавать их людям с животными на прогулке.
4
Сделайте визитные карточки. Это удобно, и вас будут воспринимать всерьез. Кроме того, заказать визитные карточки можно в интернете по невысокой цене. Можно даже сделать их самостоятельно — в продаже есть специальная бумага с шаблонами.
Как оформить бизнес-план
1
Напечатайте на обложке название своей фирмы и описание. Название фирмы должно быть вверху страницы, а несколькими строками ниже должно следовать описание. Вам нужно будет написать небольшой текст о том, чем вы занимаетесь, каковы ваши цели и задачи.[21]
Если у вас есть логотип, разместите его на обложке. Постарайтесь написать 5–6 предложений.- Наберите название большими буквами либо используйте крупный шрифт и выделите его жирным. Это самая важная информация на странице.
- Описание можно набрать шрифтом стандартного размера.
2
На следующей странице нужно описать, кто занимается фирмой, и дать информацию об истории бизнеса. Напишите 1–2 предложения о том, кто вы и кто с вами работает. Затем добавьте 2–3 предложения об истории фирмы. Поскольку ваша фирма новая, вам можно написать о том, как у вас возникла идея для бизнеса и почему вы считаете ее важной.[22]
- Пример описания владельца бизнеса: «Фирма “Собачий компаньон” принадлежит Антону Соколову. Он несколько лет ухаживает за животными и любит проводить время с собаками самых разных пород».
- Пример описания истории: «Антон заметил, что большинство соседей, у которых есть собаки, подолгу работают каждый день. Время от времени они уезжают в отпуск или по делам, из-за чего их питомцы могут не видеть хозяев несколько дней подряд».
- «Поскольку Антон любит собак, он знал, что сможет оказывать соседям услуги, которые будут востребованы. Так и была основана фирма».
3
Перейдите на новую строку и напишите 3–4 фразы о своих услугах или товаре.[23]
Когда закончите с текстами о владельце бизнеса и истории компании, переходите к ключевой части бизнес-плана. В плане должны быть присутствовать 4 раздела: ваш товар или услуга, ваши задачи, информация о конкурентах и маркетинговая стратегия, финансы. Постарайтесь написать 3–4 предложения в каждом из разделов.- Не нужно описывать все слишком подробно — достаточно самого главного.
- Например: «“Собачий компаньон” предлагает услуги ухода за домашними животными. Есть как краткосрочные, так и долгосрочные предложения. Бесплатный выгул включен во все предложения».
4
Пропустите строку и напишите о ваших задачах.[24]
Напишите, что является целью вашей фирмы. Например: «Фирма стремится оказывать лучшие услуги в этом районе по доступным ценам».- «Миссия компании заключается в обеспечении покоя хозяина, когда тот не может быть рядом с питомцем. Антон будет со всей ответственностью заботиться о ваших питомцах, пока вы будете в отъезде».
- «Каждый день вы будете получать электронное письмо с описанием того, как прошел день у вашего питомца».
5
Перейдите на новую строку и напишите пару фраз о вашей маркетинговой стратегии. Напишите, каким вы видите своего клиента, и добавьте пару слов о конкурентах и маркетинговой стратегии, если она у вас есть.[25]
- Например: «Фирма предлагает свои услуги занятым людям. Это люди, которые много работают и часто уезжают в командировки; это семьи, которые уезжают в отпуск все вместе; это все люди, кому нужно срочно уехать».
- «У фирмы есть один конкурент, «Няня для Бобика», однако фирма Антона предлагает более низкие цены и включает больше часов в стандартное предложение».
- «Антон планирует распространять флаеры в своем районе, чтобы привлекать клиентов. Он также будет ходить от дома к дому и рассказывать соседям о своих услугах».
6
Перейдите на новую строке и напишите о том, сколько вы намерены вкладывать в дело и на какую прибыль рассчитываете. Составьте список всего, что потребуется для запуска дела, все расходы и стоимость товаров или услуг.[26]
- Например: «Антону нужно мало материалов для старта бизнеса — мешок лакомств для собак, ошейник с поводком для маленькой собаки и ошейник с поводком для большой собаки».
- «Текущие расходы будут состоять из пополнения запасов лакомств, а также покупки игрушек и подстилок для собак. Стоимость одного часа работы составит 300 рублей, одного дня — 1500 рублей».
- «Клиенты должны будут предоставлять корм и возмещать Антону расходы на покупку дополнительного корма, если потребуется. Ожидаемая прибыль за час работы составит 200 рублей за вычетом издержек».
- «Прибыль за день работы составит примерно 1000 рублей за вычетом издержек».
Об этой статье
Эту страницу просматривали 18 782 раза.
Была ли эта статья полезной?
Источник
БИЗНЕС-ПЛАН на уроках экономики в школе.
В нашей школе как возможно и в большинстве экономика преподается в рамках 1 часа в неделю, а где-то является частью обществознания, где-то наряду с правом преподается по 0,5 часа в неделю, в зависимости от учебного плана.
В связи с популярностью у сдающих ЕГЭ экзамена обществознание от преподавания экономики отказаться нельзя, так как приблизительно одна четвертая часть вопросов именно из этой сферы.
В тоже время сухое изложение необходимых понятий, зависимостей, цифр и фактов хочется разнообразить, и для каждой параллели обязательно проводятся хотя бы 2 экономические игры (это такие распространенные игры как «ЭКОНО», «Книжная фабрика», «Книжный рынок», «Остров»), а в 10 классе предусмотрено составление школьного бизнес-плана и его защита.
Таким образом, школьный бизнес-план составляется не отдельными учащимися в рамках подготовки, например к НПК, а всеми учащимися как одна из обязательных форм работы.
Данные уроки проводятся после изучения тем «Производство» и «Предпринимательство», когда учащиеся получают представление об организационно-правовых формах предприятий, об источниках финансирования, о страховании и риске, о выручке, прибыли и затратах и т.д.
Конечно, все мы понимаем, что школьный бизнес-план отличается от реального, он упрощен. И поэтому его правильнее было бы называть проектом, в рамках такого метода преподавания, как проектная деятельность учащихся.
Многие современные школьники обладают креативным мышлением, направление которого может быть не связано непосредственно с каким либо школьным предметом, следовательно, до конца обучения их способности так и остаются не раскрытыми. Более того, бизнес-проект позволяет учащимся рассказать аудитории о том, чего, по их мнению, не хватает в окружающей их действительности. Данная деятельность раскрывает их со стороны их увлечения, пристрастий, наклонностей, иногда даже позволяет утвердиться в глазах одноклассников.
Существует немало пособий, руководств по составлению бизнес-планов. И в начале изучения данной темы учащимся предлагается познакомиться со структурой бизнес-плана.
Предварительно обсуждается вопрос о цели составления данного документа и то, какие структуры могут им интересоваться (это и государственные органы для получения разрешения на деятельность и банки для получения кредита).
Далее идет изучение непосредственно структуры:
1. Резюме
– данный раздел готовится в самом конце работы, где кратко предоставлены сведения, содержащиеся в бизнес-плане.
2. Проектируемый продукт или вид услуг
– это основная часть документа, где описывается то какие потребности, призван удовлетворить проектируемый к производству продукт или услуга, его особенности и отличительные качества, наличие авторских прав и свидетельств, наглядное изображение и т.п.
3. Оценка рынка сбыта
– отражаются условия снабжения, производства и сбыта продукции, потенциал возможных конкурентов, источники получения информации и т.п.
4. Конкуренция
– содержит объективные ответы на вопросы, кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров, как обстоят их дела, что собой представляет продукция конкурентов, каков их уровень цен.
5. Стратегия маркетинга
– указывается схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах.
( Данный раздел учащиеся также в состоянии составить, так как темы «Маркетинг» и «Менеджмент» к этому времени изучены).
6. План производства
– содержит сведения о месте производства товаров, необходимых мощностях и их роста из года в год, о том, где и у кого будет закупаться сырье, материалы, предполагаемая кооперация, здесь же рекомендуется составить схему производственных потоков.
7. Организационный план
– здесь отмечается, какие специалисты, и с какой заработной платой необходимы, на каких условиях они принимаются на работу, приводится организационная структура предприятия (взаимодействие служб, их координация).
8. Юридический план
– заполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которая и указывается.
9. Оценка риска и страхование
– здесь указываются все возможные типы рисков, меры профилактики, программа страхования.
10. Финансовый план
– поскольку это самый сложный пункт плана и его составление требует специфических знаний (а научить этому – задача ВУЗа), учитель только называет его составляющие (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный план активов и пассивов, график достижения безубыточности), не требуя заполнения.
11. Стратегия финансирования
– сколько требуется средств, источники финансовых ресурсов, срок ожидаемого полного возврата вложенных средств.
Ознакомившись со структурой, учащиеся приступают к самостоятельной работе. Опускается пункт 10. а в пункте 11 называется только источник средств.
Выше уже было отмечено, что цель подобного занятия стимулирование творчества учащихся, и главным здесь становиться выбор идеи.
В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.
Когда может быть успешной идея? Наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.
Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.
Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Как же найти оригинальную идею?
Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.
Перед учащимися ставится задача не просто сформулировать идею, а выбрать такую, которая была бы социально значимой для нашего города. Итак. Перед учащимися задание: подумайте и запишите ВСЕ бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.
Бизнес-идея | Внешние факторы | Личные факторы | ||
– ??? | Почему этот бизнес будет успешным? | Почем у этот бизнес может не быть успешным? | Почему именно мне стоит этим заняться? | Почему именно мне не стоит этим заниматься? |
Изготовление деревянной мебели | 1. Все больше ценятся индивидуальные вещи. | 1. Ручная мебель стоит дороже. | 1. Я профессионал в изготовлении мебели. | 1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель. |
После того, как идея выбрана, она анализируется по приведенным выше составляющим бизнес-плана. В ходе анализа учащиеся формулируют ответы на такие вопросы как
– кто же будет вашим клиентом? Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли придется проститься. Необходимо нарисовать портрет среднего клиента.
С помощью среднего портрета клиента удается сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен.
– что делать, когда придется столкнуться с конкуренцией? Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов.
Особенным можно стать различными путями
— действительно изменить товар или услугу (например, некоторые химчистки почищенную и отглаженную одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты сразу выделили эту химчистку из ряда других);
— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»);
— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» – на молодежь).
Вот лишь несколько возможных примеров, каким образом учитель создает нужную для разработки бизнес-плана атмосферу, наталкивает на выбор идеи, предлагает шаблоны для последующих действий.
Подготовка самого бизнес-плана является домашним заданием, а защита происходит на уроке, затем проводится голосование, и лучший проект получает лучшую оценку.
Вообще варианты оценивания могут быть разными – это и отмеченное выше тайное голосование учащихся (недостаток – выбор по принципу «мой друг»), оценивание учителем (недостаток- традиционность и отсутствие ощущения, что тебя выделил твой коллектив), оценивание приглашенными экспертами – очень значимо для учащихся, но требует предварительной договоренности.
В основном я не требую сложного и подробного оформления (ввиду экономии времени), главное защитить проект, убедить остальных, что он будет работать.
Но весной, узнав о наших подобных уроках, специалисты «Чувашкредитпромбанка» в рамках профориентации попросили пригласить их на подобное занятие и изъявили желание выступить в роли экспертов. Мы согласились, поскольку публичные выступления детям нужны и стимулом здесь явились не только оценки.
Любой опыт требует последующего применения. Что же можно сделать, получив навыки составления бизнес-проекта? Во-первых, его можно развить до уровня выступления на НПК. Во-вторых, использовать как основу для составления предвыборной программы во время проведения школьных выборов для дня самоуправления. В-третьих, уже обучаясь в ВУЗе учащиеся смелее берутся за выполнение поставленных перед ними творческих заданий и тверже отстаивают свое мнение при их защите, так как имеют подобный опыт.
И сейчас я хотела бы познакомить вас с сопровождением проектов, которое ребята приготовили к защите. (Приложение №1-презентации). Для представления проектов мы использовали оборудование для конференц-связи, полученное школой в рамках программы «Гимназический союз России», которое можно использовать в качестве экрана.
Итак, вы видите, что все проекты разные, но тем они и интересны. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Один интересен рекламой, второй собственным дизайнерским подходом, третий мечтой, четвертый «убеждает цифрами». Конечно. Они не идеальны, но в этом и состоит учебная задача – увидеть недостатки в сравнении с конкурентами и удалить их. Ведь, когда не с кем себя сравнить, ты и не узнаешь какой ты. В проектах действительно звучит идея улучшить родной город, сделать жизнь в нем более удобной и привлекательной. Победителем, по мнению, наших экспертов стал проект «Думы», они отметили, что на него действительно банк мог бы выделить деньги.
Учитель экономики МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск – Цибуля Е.В.
Источник