Бизнес план для сенсорной комнаты
Открываем сенсорную комнату
На сегодняшний день такая услуга, как организация досуга и оздоровительных мероприятий для детей, является очень популярным видом деятельности для желающих открыть своё дело. Данное направление очень востребовано в обществе, поскольку каждый родитель желает, чтобы его ребёнок полноценно и гармонично развивался, поэтому ради этого родители идут на определённые траты. Идея сенсорных игровых комнат может послужить примером того, как в одном помещении можно сочетать игровую и оздоровительную составляющую. Итак, открываем сенсорную комнату.
Открытие сенсорной комнаты – это, прежде всего, дело ответственное. Ведь на начальном этапе нужно будет собрать необходимые документы: различные справки из санитарно-эпидемиологической службы, Роспотребнадзора и пр., а сотрудникам необходимо будет оформить медицинские книжки.
Наконец, ни одна сенсорная комната не обходится без специального оборудования. Оборудование для сенсорной комнаты можно купить на специализированных сайтах компаний, которые занимаются исключительно оснащением сенсорных комнат и могут предложить качественные продукты и продуманные дизайнерские решения для каждого отдельно взятого помещения.
Примерный список оснащения
Вот примерный список оборудования для сенсорной комнаты, которое необходимо будет приобрести:
- в первую очередь, это мягкие модули различной интересной конфигурации, ведь сенсорная комната без мягких пуфов, кресел, матов и лежаков просто не сможет обеспечить маленьким посетителям чувство комфорта, расслабления и безопасности.
- Приборы, принцип действия которых основан на визуальных и аудиальных эффектах. Это, например, различные панно, панели и ковры с фиброоптическими волокнами. Панно или ковёр с имитацией звёздного неба будет очень удачным приобретением для сенсорной игровой комнаты, поскольку такое оборудование представляет собой просто завораживающее зрелище.
- Оборудование, в конструкции которых есть зеркала: например, мягкие модули с пузырьковой колонной и зеркалом. При этом необходимо учитывать, что зеркала должны быть небьющимися, что обеспечивает безопасность детей. Такое зеркальное оборудование может быть дополнено подсветкой, переливающейся разными цветами, что создаст поистине волшебный эффект.
- Также следует приобрести сухой бассейн, который нужно будет наполнить пластиковыми шариками. Бассейн может быть достаточно большим, чтобы дети могли погрузиться в него полностью. Именно в этом случае сухой бассейн будет выполнять свои оздоровительные функции: развитие крупной моторики, укрепление мускулатуры и микромассаж всего тела.
- Музыкальное оборудование также играет очень важную роль в процессе занятий в сенсорной комнате. Музыка должна быть спокойной и негромкой; также отлично подойдут записи природных звуков: пения птиц, шума дождя и грома, плеска моря и т. д.
Если в сенсорной игровой комнате присутствуют игрушки, то они должны быть качественными, нежёсткими, а также нетоксичными.
Конечно, представленный список далеко не полон: его можно дополнять по своему усмотрению, тем более что сегодня на рынке оборудования для сенсорной комнаты можно купить всё, что угодно.
Оформление комнаты
Далее, немаловажным элементом сенсорной игровой комнаты будет её дизайн. Конечно, стоит изучить современные тенденции в оформлении детских игровых комнат, однако необходимо учитывать, что интерьер будущей сенсорной комнаты должен способствовать комфортному состоянию детей, их расслаблению и снятию напряжения, и физического, и эмоционального. Ярких цветов в оформлении комнаты присутствовать не должно, ведь такие оттенки только возбуждают нервную систему маленьких посетителей, производя тем самым эффект, совершенно противоположный успокоению.
После оформления сенсорной игровой комнаты необходимо будет разработать правила её посещения. Так как такая комната предназначена не только для здоровых детей, но и для ребят, имеющих отклонения в развитии, то целесообразно будет «разделить потоки», определив время посещения комнаты для детей обеих групп. Длительность занятий в такой комнате – не более 1 часа, при этом с детьми должен работать воспитатель, имеющий соответствующее профильное образование.
Подводя итог, необходимо отметить, что актуальность такой бизнес-идеи поддерживается как её востребованностью среди населения, так и возможностью оказать помощь и поддержку тем детям, которым нужна социальная адаптация и реабилитация.
ГКОУ «Таремский детский дом» Нижегородская область Павловский район с. Таремское
Проект «Сенсорная комната: таинственное пространство»
Составитель: Рябова М.Г. воспитатель
«Самое прекрасное, что мы можем испытать,
— это ощущение тайны. Она источник всякого
подлинного искусства и науки… »
Альберт Эйнштейн
«Мир входит в сознание человека лишь через
дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него,
не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания».
Тьерри Вильям Прейер
Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.
Проект: «Таинственное пространство»
Цель: создание организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку воспитанникам и сотрудникам детского дома через оформления сенсорной комнаты.
Задачи:
- Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.
- Укрепить чувство сотрудничества взрослых и детей при совместной работе над реализацией проекта.
- Обучить детей работать самостоятельно по принятым правилам, согласовывая свои действия с действиями остальных, доводить начатое дело до конца.
- Способствовать формированию дружеских отношений при совместной работе, закрепить у детей трудовые навыки, желание помогать друг другу и достигать нужного результата.
- Применять в психолого-педагогической деятельности детского дома новые формы и методы коррекционной работы, с детьми используя оборудование сенсорной комнаты.
Краткое описание проекта.
Проблемы:
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из кровной семьи и помещения для проживания в государственные учреждения, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников и, как правило, делают это не всегда мирным путем. Ребенок, живущий в учреждении, находится постоянно в ситуации «вынужденного контроля» окружающей действительности, и это в дополнение к уже пережитой травме утраты семьи. А значит – в ситуации чрезмерного беспокойства и тревоги.
- К тому же, ситуация усложняется наличием у детей ограничений по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость — они не могут проявить себя в группе, держатся несколько обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности.
- Кроме того, с недавних пор особенностью нашего детского дома стало то, что в нем проживают несовершеннолетние воспитанницы, ставшие молодыми мамами. Ситуация, связанная с незапланированной беременностью, родами и воспитанием ребенка без поддержки близких родных, влияет на психику несовершеннолетних мам не лучшим образом. Их эмоциональное состояние часто неустойчиво, и поэтому нужна внешняя поддержка.
- Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ребёнка зависит от личности воспитателя: его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгорание педагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно. Специалисты, работающие в детском доме, подвержены эмоциональному выгоранию. Но хотя универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания — нет, вполне возможно существенно уменьшить разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Даже с позиций классической экономической теории всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности.
Чтобы компетентно помочь ребенку, нужен ряд условий. И в первую очередь, таких как:
- доверительные личностно-ориентированные отношения с воспитателями и другими сотрудниками
- условия проживания – максимально приближенные к домашним
- спокойная, доброжелательная обстановка
- в ракурсе проблемы психологического здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог — психологически здоровые дети»
- особым способом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, помогающими ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми, то есть сенсорная комната.
Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и темные. Оба вида положительно воздействуют на психику человека: развивают моторику, обостряют чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние человека в равновесие.
Занятия в светлых сенсорных комнатах носят элемент игры, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Занятия в светлых сенсорных комнатах – прекрасный вариант занять ребенка.
Темная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутренне равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии и учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся в полной темноте, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом темная сенсорная комната напоминает волшебный мир.
Таким образом, темная сенсорная комната как инновационная модель необходима нашему учреждению для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и взрослых, познавательного и эмоционального развития, детей обычных и с ограниченными возможностями; для более качественного воспитания и образования воспитанников.
Оборудование
Наименование оборудования | Описание оборудования, эффект использования | ||
Пуфик-кресло с гранулами | -удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела. | ||
Маты напольные | —маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. На «мягком полу» можно лежать, сидеть, двигаться без риска получить травму. Для того чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи «липучек», которые расположены на их нижней поверхности. | ||
Детская сенсорная дорожка |
| ||
Сухой душ | -разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке. | ||
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной. |
| ||
Детское игровое панно «Звездное небо» | -панели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий.. | ||
Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга) | -вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах. | ||
Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» | -россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света. | ||
Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации | -техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты. | ||
Фонтан водный настольный | -источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Конструктивно настольный водный фонтан выполнен в форме дерева. |
- цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен
Этапы и механизмы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Результаты изучения эмоционального состояния участников образовательного процесса, необходимость поиска новых форм и методов коррекционной работы.
Изучение литературы/информации в Интернете по целесообразности и эффективности использования технологий сенсорной комнаты.
Подбор оборудования, исходя из его назначения и эффективности использования, для сенсорной комнаты нашего детского дома.
2 этап. Основной
Выбор помещения в здании детского дома/вспомогательного блока.
Ремонт/подготовка помещения, определенного под организацию сенсорной комнаты.
Закупка оборудования/материалов для сенсорной комнаты.
3 этап. Итоговый
Оформление сенсорной комнаты.
План реализации проекта
Что делать | Временные затраты | Кто делает |
“Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер); “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк); тест смысложизненных ориентаций;Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); метод наблюдения.
| В течение нахождения в детском доме 36 часов (3 смены) 12 часов 12 часов | Психолог Воспитатель Воспитанники Воспитатель |
демонтаж покрытия стен; оклейка стен специальными обоями; пошив и навес штор.
| 1 час 48 часов 12 часов 12часов | Администрация (директор) Воспитанники Воспитатели Швея Рабочий по КОЗиС Воспитанники Воспитатели Администрация (директор, завхоз)/ Спонсоры |
| 8 часов 1 час | Рабочий по КОЗиС Воспитанники и сотрудники детского дома Гости |
Описание количественных и качественных ресурсов
Имеющиеся ресурсы:
человеческие: Воспитатель, Воспитанники, Рабочий по КОЗиС, Швея.
Необходимые ресурсы:
финансовые:
№ | Материал | Количество | Цена * |
1 | Ткань на шторы | 6 метров | |
3 | Обои | 12 кв.м. | |
4 | Клей (обойный) | 2 уп. | |
5 | Нитки | 1 шт. | |
7 | Крючки для штор | 20 шт. | |
8 | Карниз для штор | 1 шт. | |
9 | Оборудование для сенсорной комнаты по перечню (см.выше) |
*
Перспектива развития проекта
В результате реализации проекта «Сенсорная комната: таинственное пространство»
- Получение положительных эмоций от проделанной работы, от полученного результата.
- Укрепление межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых;
- Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с воспитанниками и сотрудниками детского дома;
- Предоставление услуг по использованию сенсорной комнаты приемным семьям.