Бизнес план для развития кафедры
Разрабатывается в соответствии с Программой развития ФГОБУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» и концепцией социально-экономического развития России до 2020 года.
Целью программы является вклад кафедры в реализацию проекта инновационного развития России и создание на базе кафедры ЭБЗ современного научно-образовательного подразделения СГТУ имени Гагарина Ю.А., осуществляющего:
диверсификация деятельности кафедры, развитие новых видов обучения, имеющих повышенный спрос на рынке образовательных услуг;
подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных бакалавров, специалистов, магистров, обладающих современными знаниями в области экономических, инженерных, и управленческих направлений, умеющих осуществлять комплексное видение и решение возникающих проблем формирования как инновационных предприятий в целом, так и отдельных направлений деятельности;
дальнейшее развитие и повышение качественного уровня научной деятельности кафедры в области экономической безопасности и управления инновациями;
улучшение кадрового состава кафедры посредством повышения количества преподавателей, имеющих степень доктора и кандидата наук, звание профессора и доцента, привлечение молодых специалистов;
проведение на регулярной основе научно-методологических семинаров кафедры и научно-практических конференций;
расширение участия кафедры в общероссийских и международных проектах, регулярное осуществление публикаций по кафедральным темам;
формирование устойчивых научных связей с базовыми регионами и учреждениями;
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки
выполнения
Ответственный исполнитель
Примечание
1.
Совершенствованию образовательной деятельности
1.1.
Мероприятия по материально-техническому оснащению кафедры
— оснащение лаборатории кафедры современной оргтехникой и программными продуктами
2019
Зав. лабораторией
За счет средств ВБС
— приобретение и внедрение в учебный процесс новых программных продуктов для осуществления практикумов, позволяющих обеспечивать эффективную подготовку специалистов, бакалавров и магистров
2019
Зав. лабораторией
За счет средств ВБС
— обновление имеющегося парка оргтехники: копир, мультимедийная техника
2020
Зав. лабораторией
За счет средств ВБС
— осуществление докомплектации действующей оргтехники
2019
Зав. лабораторией
За счет средств ВБС
1.2.
Мероприятия по разработке и внедрению программ высшего и послевузовского профессионального образования по профильным направлениям и специальностям
— подготовка для всех образовательных программ учебно-методических материалов на электронных носителях, презентаций с использованием мультимедийной техники, электронных учебных пособий, раздаточных материалов, учебных пособий по специальности «Экономическая безопасность» и направлениям «Финансы и кредит», «Инноватика», электронных УМКД
2018-2019
ППС
— проводить курсы подготовки и переподготовки специалистов на базе высшего образования по специальности «Экономическая безопасность», направлениям «Финансы и кредит», «Инноватика»
2019
Зам. зав.кафедрой
1.3.
Мероприятие по международному сотрудничеству в сфере образовательных услуг
— стажировки студентов, аспирантов кафедры в зарубежных университетах и научных центрах крупных промышленных компаний в рамках имеющихся соглашений
2019
Зав. кафедрой, зам. зав. кафедрой по научной работе
1.4.
Мероприятия по формированию позитивного образа профессиональной деятельности и образования в сфере новых технологий
— проведение профессионально-ориентационной работы, в том числе дней открытых дверей кафедры, предметных олимпиад, открытых уроков в школах
2018-2019
Зав. кафедрой,
ответственный за профессионально ориентационную работу
— обновление сайта кафедры с целью формирования его нового привлекательного, информационного образа
2018-2019
ответственный за сайт
2.
Мероприятия по развитию и повышению научно-инновационной деятельности кафедры
2.1
Мероприятия по проведению теоретических и прикладных научных исследований международного уровня
— выполнение госбюджетной НИР 17В.01. «Комплексный механизм инновационного развития региона в системе экономической безопасности, энергосбережения и энергоэффективности»
2018-2019
Зам. кафедрой по науке, ППС
— проведение исследований и разработка экономических и управленческих основ развития инновационного общества (экономическая безопасность, управление инновациями, финансы и кредит)
2018-2019
Зам. кафедрой по науке, ППС
— разработка программы внедрения результатов исследований научных школ «Разработка теоретических основ и перспектив развития инновационной экономики» и отдельных ученых в учебный процесс и производство в целях приращения и передачи знаний, организации учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований и инновационных технологий.
2018-2019
Зам. кафедрой по науке, ППС
2.2.
Мероприятие по развитию публикационной активности ученых кафедры
— проведение работы по включению журнала «Актуальные проблемы экономики и менеджмента» в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ
2018-2019
Зав. кафедрой главный редактор
—
— подготовка и издание авторских методических указаний, учебных пособий по дисциплинам, закрепленным за кафедрой
2018-2019
ППС
3.
Мероприятия по развитию кадрового потенциала
3.1.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка научно-педагогических работников
проведение повышения квалификации преподавателей кафедры в соответствии с утвержденным планом
2018-2019
ППС
— проведение стажировок преподавателей кафедры на ведущих предприятиях города
2018-2019
ППС
— обучение молодых преподавателей кафедры на курсах английского языка на базе ФПК
2018-2019
ППС
— Привлечение к работе на кафедре молодых специалистов
2018-2019
Зав. кафедрой
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека,
римский философ, поэт, государственный деятель
Общее понимание сути стратегического плана предполагает учет следующих положений.
- 1. Стратегический план — это средство достижения конечного результата.
- 2. Стратегический план охватывает все основные аспекты деятельности кафедры.
- 3. Стратегический план объединяет все направления работы кафедры в единое целое.
- 4. Стратегический план — это долгосрочный укрупненный план работы кафедры.
- 5. Стратегический план обеспечивает совместимость всех планов кафедры.
- 6. Стратегический план дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности кафедры.
- • Что представляют собой кафедра и ее работа сегодня?
- • Каковы наши услуги и продукты, функции, рынки, наши позиции?
- • Какими они должны стать завтра, через 5— 15 лет?
- • Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей? Стратегический план должен иметь результатом своей реализации:
- • формирование и наращивание вполне определенного и безусловно позитивного имиджа кафедры на всех уровнях — университет, город, регион России, Российская Федерация, за рубежом;
- • развитие услуг и продуктов кафедры;
- • позитивное, управляемое развитие рынка услуг и продуктов кафедры.
Стратегический план должен быть многоуровневым документом:
- • корпоративным — относящимся к кафедре в целом, с учетом интересов вуза;
- • ассортиментным — по видам услуг и продуктов;
- • функциональным — по функциям, разновидностям деятельности и комплексов действий по обеспечению решения задач, поставленных на предыдущих уровнях.
Стратегический план развития кафедры должен отражать следующие позиции:
- 1) миссия — философия и предназначение кафедры: зачем она создана, какую роль играет в развитии вуза;
- 2) потенциал кафедры — наличие ресурсов, их структура, возможности и условия использования и пополнения;
- 3) сильные и слабые стороны кафедры;
- 4) возможные ограничения развития: внутренние и внешние;
- 5) основные приоритеты — предпочтения в выборе и разработке решений.
Стратегические приоритеты развития кафедры должны устанавливаться по разным направлениям и могут быть следующими:
- • в сфере образовательной деятельности:
- — использование современных образовательных технологий в учебном процессе;
- — оперативный учет в образовательном процессе изменений требований, предъявляемых к специалистам, выпускаемым кафедрой, государством, предприятиями и организациями Российской Федерации;
- — выход на рынок образовательных услуг с востребованными обществом специалистами, обладающими конкурентными преимуществами;
- • в сфере научной деятельности:
- — развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в соответствующей области знаний;
- — подготовка кадров высшей квалификации;
- — открытие новых специальностей и направлений подготовки специалистов — бакалавров и магистров;
- • в сфере прикладных исследований в области финансово-экономической деятельности:
- — оказание платных услуг по подготовке и переподготовке кадров;
- — получение дополнительного финансирования на основе хоздоговоров с организациями финансового рынка;
- 6) финансирование: потребности и источники;
- 7) прогнозирование состояния внешней среды;
- 8) тенденции управляемых изменений развития кафедры — комплекс необходимых изменений, рассматриваемый в последовательности и во времени.
Структура стратегического плана развития кафедры может включать ряд разделов, в каждом из которых должны быть указаны потенциал, сильные и слабые стороны, возможные ограничения развития, основные приоритеты, прогнозы и тенденции развития. Такими разделами могут быть, например:
- 1. Предисловие.
- 2. Описание кафедры.
- 3. Стратегия развития профориентационной работы кафедры.
- 4. Стратегия обновления услуг: открытие новых направлений подготовки, разработка инновационных образовательных технологий и др.
- 5. Стратегия развития учебного процесса.
- 6. Стратегия развития научно-исследовательской работы.
- 7. Стратегия развития воспитательной работы.
- 8. Стратегия развития социальной работы.
- 9. Стратегия материально-технического обеспечения деятельности кафедры.
- 10. Стратегический экономический план развития.
- 11. Стратегия маркетинга.
- 12. Стратегия международной деятельности.
- 13. Стратегия развития системы менеджмента качества кафедры.
- 14. Организация реализации стратегии.
- 15. Приложения.
В предисловии отражаются сущность и предназначение разработанного стратегического плана развития кафедры как документа, включающего в себя разработки, которые проводятся на кафедре с целью поиска ответов на вопросы, возникающие в связи с необходимостью модификации университетского образования в новых социально-экономических условиях.
В разделе «Описание кафедры» следует рассмотреть основные этапы развития кафедры и показать, что представляет собой кафедра в настоящее время. Здесь также отражается видение, миссия и общие цели развития кафедры.
Миссия кафедры может быть, например, следующей:
«Приумножая традиции университета, используя новейшие образовательные технологии и достижения науки, кафедра призвана готовить высококвалифицированных специалистов в области управления, активно участвовать в производстве, распространении и использовании новейших прикладных знаний в области управления в социальных и экономических системах в целях развития человеческого потенциала и повышения конкурентоспособности российского общества, основанного на знаниях. Данная миссия реализуется путем формирования интеллектуальной элиты российского общества в области управления. Достижение и закрепление этого статуса обеспечивается глубокой интеграцией кафедры в российское образовательное пространство».
Общие цели развития кафедры могут отражать следующие позиции:
- • обеспечить развитие управленческой науки, создать новые научные школы и направления, существенно расширить сферу и масштабы прикладных научных исследований в области управления, превратить исследования в органическую часть образовательной деятельности кафедры;
- • формировать уровень и лучшие образцы университетского управленческого образования бакалаврского и магистерского цикла;
- • превратить кафедру за годы реализации стратегии в кафедру преимущественно магистерского и аспирантского циклов. Готовить высококвалифицированные кадры управления, конкурентоспособные на современном рынке труда, обладающие необходимыми компетенциями, фундаментальными теоретическими знаниями, мировоззренческим мышлением, методами целеполагания и анализа;
- • сохранить и укрепить позиции кафедры;
- • реализовать принцип непрерывного образования, расширив число программ дополнительного образования;
- • осуществить внедрение инновационных образовательных технологий, обеспечивающих выявление и развитие творческого потенциала студентов.
Раздел стратегического плана «Стратегия развития профориентационной работы кафедры» может включать такие позиции:
- • создание рекламной печатной и видеопродукции, сайта кафедры с актуальной информацией о работе кафедры, участии в ассоциациях, олимпиадах, проектах;
- • расширение связей со специализированными гимназиями, лицеями, школами, колледжами, привлечение школьников к участию в олимпиадах, днях открытых дверей;
- • преподавание на подготовительных курсах основ той дисциплины, которая на кафедре является профилирующей.
Раздел стратегического плана «Стратегия развития учебного процесса» является одним из основных для кафедры. Здесь следует отразить:
- • сохранение традиций образовательных школ, непрерывную работу над тем, чтобы читаемый курс был интересным, современным, конкурентоспособным, глубоким;
- • освоение и использование опыта зарубежных вузов в организации учебного процесса, образовательных технологиях, позиционировании и продаже образовательных услуг;
- • повышение рейтинга кафедры за счет количества выпускников, востребованных в зарубежных фирмах и фирмах с участием зарубежного капитала;
- • использование материалов, размещенных на сайтах ведущих университетов и фирм, свободных для доступа, при составлении лекций, слайдов, тест-вопросов, лабораторных работ;
- • лицензирование программы подготовки магистров;
- • освоение рынков сертификации предоставленных образовательных услуг, лицензий, ноу-хау;
- • реализацию и внедрение открытой электронной системы учебнометодической базы кафедры с возможностью свободного доступа студентов;
- • непрерывную издательскую деятельность и публикации, подготовку учебных пособий и др.
В разделе «Стратегия развития научно-исследовательской работы» следует показать направления развития кафедры в области развития определенной отрасли науки, которая для кафедры является основополагающей. В частности, могут быть отражены следующие направления:
- • организация конференций на уровне общепринятых стандартов, приглашение лучших ученых из других университетов, представителей ведущих фирм мира;
- • интеграция кафедры в перспективные ассоциативные формы бизнеса;
- • разработка инструментария позиционирования и продажи результатов научной деятельности кафедры на рынках интеллектуальных услуг;
- • формирование устойчивых кооперационных связей между научными направлениями кафедры, с одной стороны, и отечественными и зарубежными научными и научно-производственными структурами университетов и бизнеса, с другой;
- • подготовка монографий, научных статей;
- • расширение спектра научных исследований на основе формирования специализированных лабораторий.
Раздел «Стратегия развития воспитательной работы» — неотъемлемая часть стратегического плана развития кафедры, так как при комплексной проверке вуза в настоящее время оценка воспитательной работы является одним из базовых показателей. Стратегия развития воспитательной работы может включать:
- • формирование и развитие творческого потенциала студентов;
- • создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения;
- • формирование системы студенческого самоуправления;
- • мониторинг социально-культурных проблем студенчества, оказание консультативной и психологической помощи.
В разделе «Стратегия развития социальной работы» отражаются направления улучшения жизнедеятельности сотрудников кафедры на рабочем месте. В частности, здесь может быть предусмотрено развитие креативного потенциала профессорско-преподавательского состава кафедры за счет:
- • улучшения ресурсной базы;
- • защиты докторских и кандидатских диссертаций;
- • повышения рейтинга ученых, преподавателей кафедры — путем увеличения количества ссылок на него в средствах информации (Internet, телевидение, газеты, журналы, конференции),
- • участия в международных проектах;
- • повышения уровня научных исследований;
- • создания технологичной и организационной инфраструктуры на кафедре для обеспечения качества научного, учебного процессов и отдыха сотрудников (ремонт, мебель, Internet, Intranet, факс, телефоны, ксерокс, E-mail, холодильник, Cooler, Notebook, мультимедиа проектор, электронная система доступа в лабораторию) и др.
В разделе «Стратегия материально-технического обеспечения деятельности кафедры» могут быть предусмотрены следующие позиции:
- • обеспечение соответствия характеристик материально-технической базы кафедры требованиям учебного процесса на основе постоянной модернизации;
- • создание специализированных компьютерных центров и др. Раздел «Стратегический экономический план развития» может предусматривать такие направления:
- • набор студентов для обучения на платной основе;
- • заключение хоздоговоров с предприятиями;
- • участие в конкурсах проектов для получения финансируемых грантов и др.
Говоря о развитии маркетингового направления на кафедре, необходимо упомянуть о разработке раздела «Стратегия маркетинга» и интеграции маркетинга в приоритетные и стратегические интересы кафедры в целом, так же как и каждого направления ее деятельности в отдельности. Только в этом случае можно говорить об успехе маркетингового развития. Одним из первых важнейших шагов в построении маркетинговой стратегии кафедры является, с одной стороны, внутреннее единство и важная роль всех направлений в маркетинговом развитии кафедры, с другой стороны, развитие коммуникации со студентами (как первичными потребителями услуг кафедры) — внимание к их потребностям и интересам позволяет постоянно актуализировать маркетинг кафедры.
Раздел «Стратегия международной деятельности кафедры» может отражать следующие моменты:
- • сотрудничество с международными и зарубежными национальными фондами и участие в программах в области образования и науки;
- • участие в программах обмена опытом по внедрению Болонского процесса;
- • включение преподавателей в образовательные процессы за рубежом;
- • создание совместных образовательных центров;
- • формирование баз для практики за рубежом.
В разделе «Стратегия развития системы менеджмента качества кафедры» следует отразить:
- • формирование новых подходов к менеджменту качества образовательной деятельности кафедры;
- • разработка механизмов реализации системы менеджмента качества;
- • разработка методических и нормативных документов, регламентирующих проведение этой деятельности.
Раздел «Организация реализации стратегии» должен включать механизмы, которые позволят реализовать разработанные стратегии по каждому из направлений развития кафедры.
Оценить результативность стратегического плана можно по следующим направлениям: преподавательский состав; качество подготовки специалистов; методическое обеспечение учебного процесса; использование вычислительной и организационной техники в научном процессе; научная база учебного процесса; потребители образовательных услуг — направления, профили, специальности и специализации; система управления; учебные помещения и эстетика вуза.
Для мониторинга реализации стратегического плана на кафедре могут быть предусмотрены определенные критерии:
- 1) качество учебного процесса:
- • соответствие учебных планов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС);
- • согласование трудоемкости учебных практик с ФГОС;
- • обеспеченность стабильными базами практик;
- • качество учебных занятий и др.;
- 2) качество научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава:
- • научная школа;
- • научные гранты;
- • научные программы;
- • хоздоговорные темы;
- • студенческие научные публикации;
- • студенческие научные гранты;
- • участие студентов в хоздоговорных работах;
- 3) качество профессорско-преподавательского состава (ППС):
- • должности ППС;
- • средний возраст преподавателей по должностям;
- • научная активность преподавателей;
- • методическая активность;
- • повышение квалификации ППС;
- 4) качество информационного обеспечения учебного процесса:
- • обеспеченность дисциплин учебными электронными материалами;
- • обеспечение доступа в Интернет;
- • качество компьютерных сетей;
- 5) качество материально-технического обеспечения учебного процесса:
- • обеспеченность помещениями;
- • лабораторное обеспечение;
- • обеспечение специально оборудованными аудиториями.
По остальным разделам стратегического плана развития кафедры также могут быть предусмотрены различные критерии в зависимости от направленности кафедры.
- 1. Что представляет собой стратегическое управление кафедрой?
- 2. Что включает в себя среда образования?
- 3. Какие факторы внешней среды влияют на работу кафедры?
- 4. С какой целью кафедры должны заниматься разработкой стратегии?
- 5. Что должен включать стратегический план развития кафедры?
- 6. По каким показателям можно оценить результативность реализации стратегического плана кафедры?
- 1. Проанализируйте внешнюю и внутреннюю среду кафедры.
- 2. Разработайте стратегический план развития своей кафедры, в котором укажите философию деятельности кафедры; миссию кафедры; потенциал кафедры; сильные и слабые стороны кафедры; основные приоритеты; прогнозы внешней среды.