Бизнес план для маршрутного автобуса

Бизнес план для маршрутного автобуса thumbnail

Маршрутный бизнес привлекает предпринимателей своими невысокими капиталовложениями, быстрой окупаемостью, постоянным спросом на услугу. Несмотря на все плюсы, поставить машину на маршрут совсем не просто: ниша конкурентная и пробиться бывает очень сложно. Маршрутное такси – один из наиболее популярных видов общественного транспорта, ценят его за быстрое передвижение по городу и относительно недорогой проезд.

Что такое маршрутка с точки зрения закона?

Таких определений как «маршрутка» или «маршрутное такси» в законодательстве не существует, это сугубо народные названия. Но у этих названий есть конкретное описание, состоящее из двух пунктов:

  1. Маршруткой называют преимущественно микроавтобусы марок «Газель» или «Mercedes-Benz», а также небольшие автобусы и их модификации.
  2. Маршрутные такси принадлежат частным фирмам (ИП и ООО), они не получают поддержки от государства и сами оплачивают все расходы.

В 2013 году закон приравнял все транспортные средства, занимающиеся перевозкой людей, независимо от владельцев, к транспорту общественного пользования. Частные фирмы обязали выполнять Автомобильный устав и Правила перевозок людей, так же, как и государственный транспорт. Но, зачастую, все происходит наоборот: гонки на дорогах, остановки в неположенных местах, забитые остановки, автобусы не в лучшем состоянии. Все это служит причинами частых жалоб людей на транспорт и условия перевозки.Бизнес план для маршрутного автобуса

Что нужно для открытия маршрутного такси?

Бизнес-план маршрутного такси должен учитывать в расчетах два пункта: экономический и административный.

Экономический пункт включает в себя:

  1. Покупку транспортного средства.
  2. Расходы на обслуживание машины.
  3. Налоги, оформление лицензии.
  4. Расчеты доходности бизнеса.

Административный пункт связан с покупкой прав на определенный маршрут. Именно от маршрута зависит поток пассажиров, доход бизнеса.  Лучше всего, перед покупкой транспорта и начала оформления всех документов, определиться по какому именно маршруты вы планируете ездить, узнать, сколько будет стоить покупка прав на маршрут.

Оформление бизнеса и налогообложение

Большая часть владельцев маршрутного такси регистрируют себя как Индивидуального предпринимателя, так получается дешевле, быстрее и освобождает от нужды вести бухгалтерский учет.

Документы для регистрации ИП:

  • Паспорт, копия паспорта, ИНН.
  • Заявление и регистрации.
  • Оплата госпошлины (квитанция).

Пример написания заявления можно посмотреть на сайте налоговой.

Коды ОКВЭД, подходящие для такого бизнеса:

  • 31.21 — пассажирские перевозки по городским маршрутам.
  • 39.11 — пассажирские перевозки по межгороду.
  • 39.1 — пассажирские перевозки на экскурсии, в туристические туры.

При регистрации указывайте все возможные виды кодов, даже если они вам не понадобятся. Но в случае, если захотите работать по ним, придется опять идти и регистрировать новые коды.

Налогообложение пассажирских перевозок самое выгодное – ЕНДВ, при условии, что автопарк не превышает двадцать транспортных средств. Суть такого налогообложения заключается в том, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог взимается с начальной доходности на одно посадочное место.

Лицензия на пассажирские перевозки

Межгородские, пригородные и городские перевозки свыше восьми человек относятся к деятельности, на которую нужно оформлять лицензию.  Вместимость автобуса определяют по его техническим характеристикам. Ее выдают органы Ространснадзора, получить которую может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Заявление на выдачу лицензии подается в Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).

Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:

  1. Документы о регистрации ИП и выборе системы налогообложения.
  2. Документы на транспорт, свидетельства из ГИБДД.
  3. Полис страхования транспортного средства, копия техосмотра.
  4. Документы о включении транспорта в Реестр категорированных объектов и присвоение ему категории.
  5. Декларация о наличии стоянки, либо ее аренде.
  6. Бумаги о наличии помещения для ремонта и техобслуживания машин.
  7. Трудовые книжки, медосмотр, водительские права сотрудников.
  8. Документы об оборудовании машин системами спутниковой навигации.
  9. Наличие штатного медработника, для проведения плановых осмотров персонала.

Выбор автобуса и внесение его в реестр

Предприниматель сам должен решить, какие автобусы приобрести. Все зависит от финансовых возможностей, условиях местности, расходов на обслуживание. Специалисты не рекомендуют покупать б/у транспортное средство старше трех лет, новую машину можно взять в кредит или лизинг.

Главным преимуществом маршруток всегда считали мобильность, поэтому владельцы отдают предпочтения автобусам малой вместимости.

Отдав предпочтение покупке б/у средству, уточните у владельца, включена ли машина в реестр. Без этого невозможно будет получить лицензию.

Новую машину предстоит оформлять лично. Этим занимается Федеральное дорожное агентство, куда необходимо направить информацию письмом или в электронном виде.

Предоставить нужно такие данные:

  • Документы о регистрации перевозчика.
  • Копии ПТС и регистрации ТС.
  • Свидетельство о балансовой стоимости машины.
  • Документы о праве собственности на машину.

Бизнес план для маршрутного автобуса

Требования к обслуживанию маршрутного такси

Список необходимых документов для получения лицензии собрать совсем не сложно. Но в перечень требований входит еще несколько пунктов:

  1. Соблюдение требований закона о безопасности дорожного движения.
  2. Соблюдение Устава дорожного движения и Правил перевозки пассажиров.

За выполнением этих требований следят сотрудники ДПС и Ространснадзора.

К лицензионным требованиям относятся:

  1. Предрейсовый контроль состояния транспорта.
  2. Оформление путевого листа на каждую машину.
  3. Медицинский осмотр водителей перед выездом.
  4. Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.
  5. Комплектация транспорта техническими средствами контроля.

Как поставить автобус на маршрут

Выбор и согласования маршрута занимает у начинающего предпринимателя много времени и доставляет некоторые проблемы. Перевозить людей там, где хочется, просто невозможно, никто не даст право на это начинающему владельцу. В крупных городах почти все маршруты забиты до отказа, а свободные остаются только самые неудобные маршруты или менее прибыльные.

Чтобы узнать о свободных местах, нужно обратиться в местный департамент транспорта, заключить с ними договор для выхода на маршрут.

Открыть новый маршрут тоже довольно сложно, их разрабатывает Министерство транспорта и органы местного самоуправления с учетом множества экономических, социальных факторов.

Насколько реально открыть новое направление

Задумываясь над тем, как открыть маршрутное такси, тщательнее всего необходимо распланировать маршрут. Планируя собственный рейс, с учетом пассажиропотока, ценовой политики, можно быть уверенным в его рентабельности.

Для успешного запуска маршруток необходимо тщательно все изучить и взвесить. Люди с осторожностью будут относиться к инновациям в данной сфере. Так же потребуется время, чтобы люди узнали о новом маршруте, стали на нем ездить – это может занять 1-2 месяца.

Сколько зарабатывают на маршрутном такси

Чтобы рассчитать возможную прибыль маршрутного такси, нужно определить среднюю выручку за день. Зачастую, одна машина приносит от 3 000 до 5 000 рублей в день. Из этой суммы уходит 1000 на оплату труда водителя, 500 – в пенсионный фонд, расходы на топливо и ремонт – 1000 рублей. Итого, мы получаем чистую прибыль с одной машины в 500 – 2 500 рублей.

Выбор персонала

Главные требования к водителям маршрутного такси – наличие водительских прав нужной категории и стаж езды за рулем от 5 лет. Лучше всего, чтобы водитель был спокойным, доброжелательным человеком, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с пассажирами. Помимо этого, водитель не должен иметь какие-либо медицинские противопоказания к работе.

Так же следует нанять людей на такие должности:

  • Бухгалтер, для ведения отчетности.
  • Автомеханик, для обслуживания транспортных средств, проведения ремонтных работ.
  • Медработник, для проверки здоровья водителей перед выездом.
  • Контролер, для большего удобства водителей, чтобы они не отвлекались от дороги.

О чем еще стоит позаботиться

Маршрутный бизнес довольно многогранный. Можно запросто обеспечить себе дополнительный заработок, развесив в своем транспортном средстве рекламу.

Можно использовать:

  • Рекламу внутри салона. Расклеить плакаты, вложить буклеты.
  • Реклама на наружной поверхности машины.
  • Устраивать заказные перевозки на экскурсии, праздники.

Предпринимателю стоит так же позаботиться о своевременном осмотре транспортных средств и персонала, можно нанять охранника на автостоянку.

Подводные камни бизнеса

Бизнес на маршрутках является довольно закрытой сферой, из-за большого количества денежных средств находящихся в нем. В крупных городах все самые прибыльные маршруты давно и так забиты до отказа. Новичку в этой сфере, решивши играть по-честному, будет нелегко.

Сфера очень высококонкурентна. Предприниматели часто недооценивают количество затрат на ремонт и обслуживание техники. Они сталкиваются с проблемой ремонта транспорта, который из-за жесткой эксплуатации машины является дорогим и недолговечным.

Повысить выручку предприниматель не может, ему запрещено самостоятельно повышать тариф проезда. Тарифные планы маршруток не меняются годами, а затраты на обслуживание постоянно растут.

Бизнес-план маршрутного такси является удачным вложением средств, если вы готовы к жесткой конкуренции и уверены в своих силах. Услуги маршруток пользуются огромным спросом у населения, что гарантирует стабильную выручку. Но, нужно с умом подойти к выбору маршрута. Данный бизнес требует серьезных вложений денег и сил, но специалисты утверждают, что все непременно окупится.

Источник

1. Краткий инвестиционный меморандум

Рассматриваемая компания занимается пассажирскими перевозками на собственных микроавтобусах. Основная направленность компании — региональные междугородние перевозки. Цены на новые автомобили высоки, поэтому предполагается покупка трёх подержанных импортных микроавтобусов вместимостью 19 человек в хорошем техническом состоянии. Это позволит начать бизнес с меньшими вложениями и быстрее его окупить.

В бизнес-плане мы исходим из того, что каждый автобус будет в среднем ежедневно перевозить 10 пассажиров на расстояние 500 км. В таком случае удастся окупить первоначальные затраты менее, чем через 2 года.

Сумма первоначальных инвестиций — 4 002 500 рублей;

Ежемесячные затраты — 746 873 рублей;

Ежемесячная прибыль — 183 521 рублей;

Срок окупаемости — 23 месяца;

Точка безубыточности — 3 месяц;

Рентабельность продаж — 27%.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Автопарк компании состоит из машин импортного производства вместимостью 19 человек. Для сокращения суммы первоначальных инвестиций и скорейшего выхода на окупаемость, предполагается купить автомобили с 3–5 летним пробегом. Чтобы минимизировать риск возникновения технических проблем, выбрать автобусы с прозрачной историей и пройти полную диагностику узлов и агрегатов в профильном автосервисе. Как правило, ресурса таких автобусов хватает на 10 лет интенсивной работы, после чего они резко теряют в цене. Бизнес-планом предусмотрена полная амортизация автопарка в течение 5 лет.

Предполагается, что маршруты поездок будут проходить между региональным центрами, так как обычно именно они генерируют наибольший пассажиропоток. Возможна диверсификация маршрутов в пользу актуальных сезонных направлений.

Стоит отметить, что владение автопарком несёт ряд дополнительных расходов: страхование автогражданской ответственности, техобслуживание, транспортный налог. Для того, чтобы минимизировать затраты на ремонт нужно заключить договор с автосервисом, который будет регулярно обслуживать автопарк. Также нужно заключить договор с фирмой, которая будет проводить медицинские осмотры водителей перед выездом.

Конкурентами в борьбе за пассажира будут выступать муниципальные автобусные перевозчики, частные перевозчики на легковых автомобилях и микроавтобусах. Также пассажир может выбрать альтернативный вида транспорта: самолет и поезд.

Большой популярностью пользуется сервис «BlaBlaCar», который позволяет водителям легковушек искать попутчиков и подвозить их за небольшую плату, тем самым экономить на топливе. В реальности он часто используется нелегальными таксистами для поиска клиентов. Цены на такую поездку ниже стоимости билета на автобус, однако такие поездки небезопасны: состояние водителей никто не проверяет перед рейсом, а транспорт может оказаться технически неисправным.

Исследование рынка пассажирских перевозок показало, что цена билета на автобус прямо пропорциональна расстоянию поездки и составляет от 1,5 до 3 рублей за километр пробега, в зависимости от конкурентной среды. Кроме цены билета за километр проезда выручка за определённый период зависит от количества пройденных за этот период автобусами километров и количества купленных на эти рейсы билетов. Произведение этих показателей и будет составлять выручку. Таким образом, для повышения дохода от перевозок нужно стремиться к повышению этих показателей.

Загрузка автобусов зависит от региона, маршрута и дня недели. Перед выходными и после них, как правило увеличивается пассажиропоток. Колебания спроса в течение года зависят от конкретного региона, для большей части России характерен спад в летний период и подъём в осенний и зимний периоды.

Главным каналом продаж в этой сфере для нового участника рынка сегодня станут агрегаторы: Рос-билет, Busfor и Туту. Для работы с агрегатором нужно заключить агентский договор. Комиссия за услуги онлайн бронирования и продажи билетов в среднем составляет 15%. Площадка берёт на себя все затраты по привлечению пассажиров и позволяет им быстро и удобно приобрести билет.

Для того, чтобы легально заниматься перевозками нужно получить лицензию на перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами, оборудованными для перевозок более 8 человек, которая выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Для включения автобусов в реестр лицензий Ространснадзора необходимо предоставить информацию и документы:

  • Реквизиты юридического лица или ИП;
  • номер и дата выдачи лицензии на пассажирские перевозку автобусами;
  • государственный регистрационный номер;
  • идентификационный код транспортного средства (VIN);
  • марку, модель ТС;
  • год выпуска;
  • документ, подтверждающий право владения автобусом (собственность, либо договор аренды, лизинга и т.п.);
  • дата проведения последнего технического осмотра автобуса;

Чтобы получить лицензию обязательно наличие:

  • страховых полисов ОСАГО и обязательного страхования пассажиров;
  • акта поверки тахографа;
  • договоры об обслуживании системы контроля ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС-GPS);
  • наличие в штате лицензиата ответственного лица имеющего квалификацию по направлениям: «Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения», «Контролёр технического состояния»;
  • документов для водителя: водительское удостоверение, медицинская справка нового образца, трудовая книжка (с записью о месте работы);
  • документа, подтверждающего прохождение процедуры категорирования ТС в Росавтодоре;

Также перевозчик обязан включать в стоимость каждого билета страховку пассажиров.

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика. Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Постановлением Правительства РФ и являются едиными для всех страховых компаний. Премиальные берутся из расчёта на одного пассажира и для междугородних и международных автобусных перевозок они установлены на уровне от 9,14 до 18,40 руб.

Для того, чтобы начать вести деятельность необходимо зарегистрировать ИП, форма налогообложения УСН (6%). Следует выбрать код ОКВЭД 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки»

Наименование

Количество

Цена за 1 шт.

Обшая сумма

Ford Transit

3

1 300 000

3 900 000

Ноутбук

1

25 000

25 000

Офисный стол

1

4 000

4 000

Офисные кресла

1

3 500

3 500

Оргтехника

1

20 000

20 000

Итого:

3 952 500

6. Организационная структура

В штате сотрудников: директор и 6 водителей, по 2 на каждый автобус. Директор занимается оперативным управлением компанией, а также выполняет роль диспетчера, контролируя маршруты. Водители выполняют поездки по маршрутам, график их должен быть спланирован так, чтобы все автомобили были в работе ежедневно.

Режим труда и отдыха водителей автобуса регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов.

Постоянные расходы

Оклад

Количество сотрудников

Сумма

Средняя з/п в месяц на сотрудника

Директор

30 000

1

30 000

52 133

Водитель

20 000

6

120 000

42 133

Страховые взносы

45 000

Итого ФОТ

195 000

Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.

Инвестиции на открытие

Регистрация, включая получение всех разрешений

50 000

Закупка оборудования и автомобилей

3 952 500

Итого

4 002 500

Ежемесячные затраты

ФОТ (включая отчисления)

349 928

Аренда офиса

24 000

ОСАГО

5 250

Автомобильный налог

1 500

Техническое обслуживание автомобилей

30 000

ГСМ

160 035

Комиссия агента по продаже билетов (15%)

56 160

Предрейсовый медосмотр водителей

10 000

Коммунальные услуги

5 000

Амортизация

65 000

Бухгалтерия (удаленная)

10 000

Непредвиденные расходы

30 000

Итого

746 873

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

  • Риск повреждения автомобилей. Страхование по КАСКО полностью покрывает затраты, но может стоить дорого, необходимо рассчитывать индивидуально. Защитить машины от преждевременного износа позволит регулярное техобслуживание в профильном сервисе.
  • Низкий спрос. Необходимо работать над повышением лояльности текущих клиентов и расширением клиентской базы, следить за имиджем компании (публичные отзывы в агрегаторе, рекомендации).
  • Слишком высокий спрос. Нужно расширять автопарк, можно брать автомобили в лизинг, кредит или привлекать водителей с собственными автомобилями.
  • Невыполнение обязательств водителем. Тщательно подбирать персонал, разработать систему мотивации персонала, чтобы работник желал сохранить рабочее место.

Скачать финансовую модель

Финансовая модель пассажирских перевозок

Источник