Бизнес план для малого бизнеса в казахстане презентация
Бизнес-планы для малого бизнеса в Казахстане
Автор: Иван / Июнь 2018 г. / Просмотров: 7256
Малые предприятия не должны быть организованы спонтанно, собственное дело – ответственный шаг. Ведение бизнеса обязательно должно быть ориентировано на стратегическое планирование, что актуально в условиях отечественных экономических реалий. Разработка бизнес-плана для малого бизнеса в Казахстане потребуется предпринимателю не только на начальном этапе создания собственного бизнеса. Его необходимо предоставить заинтересованной стороне также и с целью кредитования, например, банку-заемщику, и для получения гранта, и для инвестора, если планируется привлечение сторонних вливаний.
Заказать бизнес-план нужно для освоения предприятием новых отраслей и рынков сбыта, при привлечении дополнительного финансирования и для прогнозирования любых стратегических целей.
Воспринимать бизнес-планы, созданные на заказ, как нечто несущественное и малозначимое – опасная ошибка предпринимателей, планирующих создание или расширение бизнеса. От того, насколько качественно он будет разработан, зависит будущий успех задуманного. Рассматривая ключевые аспекты, отработанные в этом документе, можно определить основные аналитические моменты. Они индивидуально прорабатываются для каждого отдельного бизнес-плана:
- Определяется основная цель деятельности предприятия, не только в текущий момент, но и обязательно в перспективе. Затем ставятся посильные задачи, выполнение которых обеспечит достижение цели. Перспективным целям уделяется особое внимание, от их четкой формулировки зависит развитие бизнеса, что крайне необходимо для получения кредита. Представляются примерные сроки реализации намеченного.
- Формируется четкое представление о том, что предприятие может гарантировать своим потребителям, определяется перечень производимых товаров или оказываемых услуг. А также обнародуются данные о сегментации рынка, демонстрирующие кого и почему заинтересует данный продукт/услуга.
- Тщательно изучаются прямые конкуренты, анализируется успешность и перспективы их деятельности, рассматривается их политика сбыта и самопрезентации на рынке. Правильно составленный маркетинговый план является одним из главных разделов документа и дает возможность выбрать приоритетный способ реализации продукции.
- Не менее важен грамотно составленный финснсово-производственный план, особенно в том случае, если владелец бизнеса собирается получить займ у банка, да и для получения субсидий на уровне государства – этот пункт весьма важен. Сначала речь пойдет о собственных и предполагаемых затратах предприятия. В этот перечень обязательно входят данные о затратах на аренду помещений, расходы на выплату заработной платы, предусмотренные законодательством социальные отчисления, коммунальные и налоговые платежи.
Отдельный момент – подсчет расходов на закупки товаров, сырья, полуфабрикатов и прочих материалов, необходимых для осуществления деятельности предприятия. Каждый показатель рассчитывается в перспективе, исходя из того, какие объемы производства/реализации предполагаются. В таком контексте значимым показателем является закупочная цена.
Все прочие и непредвиденные расходы прогнозируются в отдельном пункте, для их покрытия предприятие выделяет определенные финансовые резервы.
Прогнозировать доходы можно только исходя из предполагаемых объемов сбыта и установленной предприятием цены реализации. Презентация бизнес-плана будет представлена в соответствии со всеми установленными нормами налогового и производственного планирования. Вопрос «а сколько стоит бизнес-план» в данном случае второстепенен, своевременно купить время и талант аналитиков – значит рассчитывать успешную деятельность и хорошую прибыль.
Источник
Разработать бизнес-план просто. Тем не менее, фактически реализуется в лучшем случае каждый десятый разработанный проект. Какие ошибки при разработке бизнес-планов допускаются чаще всего?
Ошибки бизнес-планов можно поделить на технические (ошибки в расчетах, недостаточно детально поданная информация, несоответствие данных, отсутствие указаний на источники информации, отсутствие сформулированных выводов и проч.), концептуальные (ошибки концепции проекта: продукт, этапность реализации проекта, технология и проч.) и методические. О последних пойдет речь в настоящей статье.
1. Проект реализуется за счет средств, привлеченных из одного источника
Самый распространенный недостаток бизнес-плана – это неготовность их авторов вкладывать в проект собственные средства.
Обычное условие банка – финансирование максимум 70% общей потребности проекта. Поразительно большая доля инициаторов проектов не желает это услышать и надеется, что их случай исключительный. Результат – даже хорошо проработанный с других точек зрения проект отклоняется. Особенно яркой «красной тряпкой» является отсутствие источников выплаты процентов по кредиту до момента, когда проект сам начинает генерировать наличность.
Как быть?
Даже если нет ни желания, ни возможности вкладывать в проект наличные, существуют вполне честные выходы из этой ситуации. По крайней мере, во многих случаях это именно так.
2. Не сформулировано предложение к инвестору
Разработчики проектов часто считают, что формулировать условия участия инвестора в проекте – задача инвестора, если конечно это не кредит, где разработчику все более-менее понятно.
Обычно в бизнес-плане рассчитывается дефицит денежных средств по периодам проекта и предполагается, что весь он будет покрыт кредитом – одним, на всю сумму, со сроком «как можно дольше», при неком «рыночном» проценте. И далее один и тот же расчет предъявляется и долевому, и долговому инвестору – мол, сформулируйте предложение сами.
Между тем, тот факт, что разработчики подумали об интересах инвестора, – одним из важных факторов привлекательности проекта.
Как быть?
Как минимум, необходимо четко указать на то, сколько денег, какими траншами, в какой форме, под какие гарантии, и на какой срок требуется. Как и для банковского займа, существуют более-менее стандартные схемы финансирования и для других источников. Сконструировать на их основе вариант, оптимальный для конкретного проекта, можно попробовать самостоятельно, а можно привлечь специалиста. Краткую консультацию можно получить здесь.
3. Не проработана организационно-правовая схема реализации проекта
Еще один частый изъян проектов – неясности с правовыми вопросами, касающимися имеющейся собственности, на которой основан проект (земля, здания, интеллектуальная собственность, лицензии и проч.). Часто необходимые ресурсы числятся на различных структурах, связи которых с проектом не определены, права на эти объекты не всегда верно оформлены. Эта ситуация создает для инвестора значительные дополнительные риски и может быть причиной отказа в финансировании.
Если речь идет о долевом финансировании, то почти всегда остается «за скобками» ключевой для инвестора вопрос о порядке выхода из проекта (продажи акций или долей). Практически никогда не описывается механизм гарантирования интересов инвестора в случае если что-то пойдет не так.
Как быть?
Если только речь не идет о ситуации, когда берется кредит, а все активы принадлежат заемщику, организационно-правовая схема – работа опытных специалистов. Большой плюс для проекта – приложенные к нему проекты договоров, по которым происходит инвестирование. План-минимум – достаточно детально описанная схема, с указанием видов и ключевых условий договоров. Решить этот вопрос консультациями – едва ли реально, поэтому совет простой – поручите работу профессионалам.
4. Недооценка длительности и издержек предынвестиционной стадии
После того, как определены основные контуры проекта и предварительные варианты схемы его финансирования, наступает период детализации. Усредненная стоимость этого этапа – около 5% стоимости проекта: зарплата проектной команды, командировки и прием делегаций, маркетинговые исследования, проектные работы, многочисленные организационные издержки.
Как быть?
Единственный выход из ситуации – привлечь к разработке бизнес-плана специалиста с опытом участия в реализации хотя бы одного более-менее крупного проекта. Только на основе опыта можно сделать правильные оценки длительности и организационных расходов. И каков бы ни был опыт, полной точности оценок он не обеспечивает. У Solar Investments есть такой опыт, поэтому погрешности наших оценок на порядок ниже.
5. Недоучет издержек на инвестиционной и операционной стадии
В результате «недофинансированной» проработки проекта, а иногда и просто от недостатка опыта получается набор недочетов, кочующих из одного бизнес-плана в другой. Для примера приводим лишь некоторые расходные статьи, которые почему-то редко встречаются в планах, а на стадии реализации превращаются в проблему из-за отсутствия денег.
· расходы на оплату страховых и таможенных платежей, НДС, комиссий за открытие аккредитивов;
· расходы на доставку, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж оборудования, обучение персонала;
· расходы на пуско-наладочные работы (включая материалы, энергоносители, которые пойдут на пробные партии продукции в период отладки оборудования),
· издержки на формирование и содержание дистрибуции продукции проекта;
· потери в производстве и хранении, брак,
· потери из-за неплатежей покупателей,
· платежи, связанные с отходами производства;
· потребность в оборотном капитале, в особенности на стадии выхода на рынок.
Как быть?
Если в предыдущем случае в команде разработчиков нужен был опытный менеджер, то для устранения этой группы недостатков нужен опытный экономист. Такие специалисты также есть в нашем штате. Предлагаем свои услуги по ревизии финансового плана проекта – мы выскажем свое мнение относительно учтенных доходов и расходов, и укажем на то, что разработчики проекта упустили из виду.
6. Раздел «Риски проекта» составлен формально
Практически каждый бизнес-план содержит раздел «Риски проекта», в котором перечисляются виды рисков, оценивается степень их актуальности для проекта и тяжесть возможных последствий. Более того, для того, чтобы показать запас прочности проекта часто либо рассчитываются несколько сценариев реализации проекта, либо проводится анализ чувствительности результата к изменению цен, объемов продаж, инвестиционных издержек. Вроде бы, чего же еще желать? Однако даже поверхностное знакомство с несколькими проектами на стадии реализации позволяет понять, что причины, вызывающие осложнения или даже провал проекта не имеют в почти ничего общего с теми рисками, о которых было написано в бизнес-плане.
Авторы бизнес-планов в массе своей неверно понимают задачу раздела «Риски»: вместо доказательства того, что инициатор готов в самым неблагоприятных ситуациях сохранить деньги инвестора, говорится о том, что проект якобы имеет низкий риск и огромный запас прочности (последний часто формируется искусственно). Такой подход дает понять инвестору, что его считают человеком недалеким, не знающим реальных уровней риска прямых инвестиций вообще, и в нашей стране, в частности.
Как быть?
Подготовка раздела «Риски» требует действительно высокой квалификации разработчика. В идеале, именно с него нужно начинать детализировать бизнес-план после того, как сформулирована концепция проекта – ее нужно проверить на риски, а если они слишком высоки и их нельзя переложить на третьих лиц, следует продолжить работу над концепцией. Наши советы:
· во-первых, сделать обзор практики реализации аналогичных проектов (всех, особенно не слишком успешных) – и на его основе составить перечень ключевых рисков, вместо того, чтобы искать, из какого бизнес-плана можно скопировать этот раздел;
· во-вторых, не стесняться описывать самые кошмарные сценарии (большинство из них основано далеко не на факторах внешней среды, а на действиях участников проекта и его недоброжелателей), и прорабатывать тактику выхода из проекта с наименьшими потерями. Большую помощь в этом процессе можно получить от «адвокатов дьявола» – незаинтересованных в проекте сторонних экспертов, подобранных по принципу «за одного битого двух небитых дают».
Безусловно, в каждом проекте масса нюансов, и перечень недочетов, приведенный в этой статье, далеко не полный. Более того, мы полностью отдаем себе отчет в том, насколько сложно избежать всех перечисленных ошибок.
Так или иначе, если в бизнес-плане, который вы разработали сами, или который разработали для вас консультанты, встречаются или подозреваются указанные выше моменты, вы всегда можете обратиться к нам за помощью. Мы рецензируем и дорабатываем бизнес-планы едва ли не чаще, чем создаем «с нуля». При этом мы настоятельно рекомендуем показать бизнес-план рецензенту до того, как вы его приняли и оплатили разработчику.
Источник
1
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Алматы 2013
2
Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. В странах с развитой рыночно экономикой на долю малых предприятий приходится от 40 до 60 % ВВП, он определяет тепы экономического роста, создает благоприятные условия для оздоровления экономики, увеличивает занятость трудоспособного населения, снижает социальную напряженность. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло.
3
3 Социальное значение МСБ и мировой опыт государственной поддержки предпринимательства МСБ в зарубежных странах Основная сфера занятости населения Фундамент «среднего класса» – фактора социальной и политической стабильности Ежегодно за счёт малого бизнеса создаётся 2/3 рабочих мест В США в малом бизнесе занято более 53% всего занятого населения В странах ЕС в малом бизнесе занято около 50% всего занятого населения В Японии в малом бизнесе занято 72% всего занятого населения В Казахстане в МСБ занято 2,5 млн. человек – 31% занятого населения Существуют большие резервы для развития сектора Во многих странах действуют специальные структуры и фонды по поддержке МСБ (АМБ (США), ПАРП (Польша), OSEO (Франция), SBC (Корея), SPRING (Сингапур) и т.д.) Фонд «Даму» активно работает по построению партнерских отношений и изучению опыта зарубежных государственных институтов поддержки МСБ
4
Преимущества малого среднего бизнеса 6 Создание новых рабочих мест. Эффективность малых фирм. Прибыльность. Особое отношение к труду. Большая конкурентоспособность. Мобильность. Глубокая специализация и востребованность,. Качество продукции и услуг. Большое начинается с малого.
5
Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки.
6
Состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане
7
8
9
Сравнение сектора МСБ Казахстана с другими странами 9 Наблюдается заметное отставание МСБ Казахстана по таким показателям как «Доля продукции в валовом внутреннем продукте» и «Доля в занятости» Основное отличие отраслевой структуры МСБ Казахстана – низкая доля предприятий промышленности и низкая доля сферы услуг 12% 27% 5% 4% 10% 58% 23% 35% 37% 16% 5% 6% 7% 4% 11% 12% 32% 47% 39% 11% 21% 11% 3% 2% 7% 10% 13% 2% 1% 4% 26% 0% 20% 40% 60% 80% 100% СШАВелико- британия Польша ТурцияКазахстан Сельское хозяйство Промышленность Строительство Торговля Транспорт и связь Услуги Другие
10
Динамика банковского кредитования Ежегодные объемы выданных кредитов (млрд. USD) Кредитный портфель БВУ (млрд. USD) С 2007 года наблюдается: ежегодное сокращение объемов банковского кредитования практически не изменяющийся размер кредитного портфеля БВУ 10
11
Некоторые причины, тормозящие развитие малого предпринимательства доступ к финансированию и высокая стоимость заимствования; неразвитость индустриальной инфраструктуры; неразвитость инфраструктуры поддержки предпринимательства. Кроме того, сохраняется большая долговая нагрузка у предприятий, образовавшаяся в предыдущие годы, что ограничивает их инвестиционную активность. Одной из причин, тормозящих развитие малого предпринимательства в стране, является высокий уровень износа основных средств
12
1. Финансовая поддержка Государственная поддержка МСБ Предоставление ресурсов для банков, лизинговых компаний, микрофинансовых организаций Субсидирование ставки вознаграждения 2. Повышение компетенций Формирование инфраструктуры Информационно- аналитическая поддержка Консалтинг, Обучение 4. Административное регулирование 5. Фискальное регулирование 6. Обеспечение доступа к физической инфраструктуре 3. Стимулирование спроса на продукцию МСБ – активная роль Фонда «Даму» Фонд выступает в качестве оператора или агента программ – консультационная роль Фонда «Даму» Совершенствование законодательной базы Интеграция МСБ с крупным бизнесом Развитие системы государственного заказа Защита конкуренции Меры тарифного и не- тарифного регулирования Государственная поддержка МСБ Казахстана 12 Долевое финансирование (Equity financing) Гарантирование кредитов
13
Закон «О частном предпринимательстве» регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Республике Казахстан.
14
Программа «Дорожная карта бизнеса» является одним из механизмов реализации Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Цель программы: Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Решение задач в рамках реализации Программы осуществляется по трем направлениям: 1) поддержка новых бизнес-инициатив; 2) оздоровление предпринимательского сектора; 3) поддержка экспортоориентированных производств; В целях решения поставленных задач уполномоченным органом будут приняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы.
15
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» Проблемные вопросы в реализации программы: Длительность одобрения заявок (рассмотрение заявок в несколько стадий на различных уровнях), в т.ч. по гарантированию > малое количество договоров по гарантированию 15 Направления Поступившие заявки Одобренные заявки Заключенные договора 1 направление – субсидирование процентных ставок направление – гарантирование кредитов направление – субсидирование процентных ставок направление субсидирование процентных ставок ИТОГО Цель – обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики Результаты программы на г.: С 2011 г. Фонд «Даму» назначен оператором 4-го направления «Усиление предпринимательского потенциала» в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса » (обучение предпринимателей, сервисная поддержка, зарубежные стажировки)
16
Фонд «Даму» Фонд «Даму» активно работает по построению партнерских отношений и изучению опыта зарубежных государственных институтов поддержки МСБ. Стратегия развития АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» на годы разработана с учетом основных направлений государственной политики в индустриально-инновационной, социально-экономической и иных сферах по направлениям деятельности Фонда «Даму» и определяет его миссию, видение, стратегические направления, цели и задачи на 10- летний период
17
Для реализации своей миссии Фонд «Даму» будет действовать по четырем основным стратегическим направлениям: Содействие увеличению числа активнодействующих субъектов предпринимательства и количества рабочих мест путем обеспечения доступности финансирования всем субъектам МСБ, обладающим потенциалом развития; Содействие развитию предпринимательства в несырьевых секторах экономики; Повышение профессионализма субъектов МСБ и вовлечение населения в предпринимательство; Повышение эффективности деятельности Фонда «Даму». В рамках проекта запланировано 17 программ для достижения поставленных стратегических целей. Фонд «Даму»
18
Программа Факт. выдача, млн. долл. Кол-во заемщиков Создано рабочих мест Стаб. программа – 1 транш 597, Стаб. программа – 2 транш 1 115, Стаб. программа – 3 транш 1 359, «Даму-Регионы» 330, «Даму-Өндіріс» 262, Финансирование СМП в г.Жанаозен 1,01714 Женское предпр-во 12, Лизинговое финансирование МСБ 6, «Даму-Регионы 2» 22, Программа точечного фин-ия проектов МСБ 6,71780 Итого 3 714, Результаты реализации государственных финансовых программ через Фонд «Даму» Распределение по регионам (млн. USD) По программам Фонда «Даму» было направлено более $3,7 млрд. на финансирование более 10 тыс. проектов СЧП Каждый 5-ый доллар кредитных средств для МСБ в гг. выдан за счет государственных средств Эффект реализованных программ: Поддержана ликвидность банков второго уровня Обеспечена социальная стабильность, создано и поддержано более 20 тыс. рабочих мест 68% средств направлено на финансирование проектов в регионах, в т.ч. 18% – вне областных центров На г. Более подробная информация: Жамбылская Атырауская Кызылординская Мангистауская СКО Алматинская ЮКО Акмолинская ЗКО Павлодарская Костанайская Актюбинская ВКО г. Астана Карагандинская г. Алматы
19
Программы Фонда «Даму» по повышению компетенции предпринимателей 19 С 2009 г. Фонд «Даму» приступил к реализации программ по повышению компетенции предпринимателей Образование Консульта- ционная поддержка Обратная связь Информа- ционная поддержка Центры поддержки предпринимательства Бизнес-портал Call-центр Программа «Бизнес-Советник» Отчет по сектору МСБ Ежемесячный журнал «Мой бизнес. Казахстан» Геоинформационная система Проведение круглых столов и форумов МСБ Казахстана Маркетинговые исследования Интеграция информационно-консультационной и финансовой поддержки позволяет достичь синергического эффекта, снизить транзакционные издержки и бизнес-риски МСБ, в т.ч. через повышение профессионализма и прозрачности заемщиков 1 этап: Пропаганда предпринимательства 2 этап: Формирование идеи, защита бизнес-плана 3 этап: Привлечение финансирования 4 этап: Ведение бизнеса Обучение, разъясни- тельная деятельность Консультации, услуги ЦПП Поручительства, гарантии Консультации, услуги ЦПП
20
У малого бизнеса большие перспективы… Усилия Главы государства по поддержке малого и среднего бизнеса довольно быстро принесли ощутимые плоды, и сегодня в этой сфере Казахстан является одним из лидеров на постсоветском пространстве.
21
Но, конечно, еще немало предстоит сделать Современное состояние экономики и позитивные тенденции развития малого и среднего бизнеса в Казахстане требуют повышенного внимания к разработке и внедрению методов и инструментов, направленных на реальное развитие данного сектора. Понимая необходимость создания условий для активного роста и развития компаний малого и среднего бизнеса на казахстанском рынке была создана «Федерация развития малого и среднего бизнеса».
22
Федерация развития малого и среднего бизнеса Цель Федерации: Разработка и продвижение программ и механизмов, способствующих развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане. Задачи Федерации: -Организация деятельности по разработке, экспертизе и реализации перспективных проектов для субъектов малого и среднего бизнеса; -Координация взаимоотношений с предприятиями Республики Казахстан и зарубежных стран, организация необходимых условий и мероприятий для активного сотрудничества; -Поиск необходимых партнёров и эффективных финансовых инструментов для реализации проектов и повышение квалификации субъектов малого и среднего бизнеса. Деятельность Федерации активно поддерживается Посольством Республики Корея в РК, Агентством по торговле «КОТРА» и другими зарубежными партнерами.
23
Однако уже сегодня можно констатировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, т.к. он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и среднее предпринимательство стала опорой экономического развития и процветания Казахстана.
24
Спасибо за внимание!
Источник