Бизнес план для казенного учреждения
Поможем подготовить профессиональный бизнес-план для министерств, ведомств и государственных учреждений. Наши специалисты имеют опыт взаимодействия с Министерством финансов, Министерством инвестиций и инноваций МО, Минсельхозом, Минэкономразвития, Администрациями городов, Фондом поддержки предпринимательства, Фондом развития промышленности.
Главными акцентами в таких проектах являются социальная и бюджетная эффективность.
Составление бизнес-плана для государственных учреждений включает в себя:
- выявление или формулировка показателей соответствия проекта гос. программам;
- определение требований к бизнес-плану и финансовой модели;
- формирование структуры проекта, в том числе выяснение схемы расчета финансовой модели – только «проект» или «предприятие + проект»;
- проведение маркетингового исследования;
- разработка финансовой модели;
- обсуждение промежуточных итогов, внесение корректировок;
- составление бизнес-плана и защита окончательных итогов.
Методика и результаты нашей работы соответствуют стандартам Министерства финансов и экономического развития. Объем предлагаемых услуг объективно определяется поставленными задачами. Разрабатываем проекты комплексно или выборочно подключаемся к отдельным задачам.
Для наиболее качественного результата рекомендуется создавать совместные команды наших аналитиков, ваших специалистов и представителей министерств и ведомств.
В зависимости от масштаба проекта за вами закрепляется от одного до нескольких специалистов – маркетолог, финансовый аналитик, бухгалтер и юрист.
Бизнес-план для министерств и ведомств составляется, как правило, под программы государственной поддержки и требуется в рамках общего пакета документов по компании и проекту. Целями бизнес-планирования из нашей практики является решение самых различных задач, от самых распространенных до очень редких, от обоснования выделения участка (перевода назначения земель) в Министерстве инвестиций и инноваций или получения субсидии (гранта) в Фонде развития промышленности либо в Минсельхозе, до обоснования выхода из убытков для Федеральной налоговой службы.
Сотрудники министерств интересуются показателями количества создаваемых рабочих мест и средней заработной платой, величиной поступлений в бюджеты разных уровней, рассчитанными коэффициентами социальной эффективности и влиянием инвестиционного проекта на величину валового регионального продукта.
Бизнес-план для гос. учреждений от профессионалов позволит сократить ваши временные издержки, переключить ваших сотрудников от рутинной для них задачи на текущие вопросы и снизить риски отказа в одобрении участия в программе гос. поддержки.
Заказывая у нас бизнес-план для министерств и ведомств, вы получаете:
- профессионально выстроенный проект в соответствии с требованиями гос. программ;
- открытые файлы – бизнес-план и финансовую модель в формате WORD и Excel с возможностью редактирования;
- две распечатанные цветные брошюры;
- презентацию и перевод проекта при необходимости;
- проведение защиты и корректировки бизнес-плана в течение 6 месяцев бесплатно, тем самым вы получаете гарантию одобрения бизнес-плана!
Наши преимущества:
- опыт взаимодействия с министерствами и ведомствами;
- наличие практики построения проектов с учетом многих нюансов гос. программам;
- большой отраслевой опыт бизнес-планирования и анализа рынков;
- только штатные специалисты с высшим образованием;
- выдерживаем качество и сроки!
Источник
Н. Б. Окушко, Сибирский фонд развития менеджмента социальной сферы и страхования
Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» №10/2012
То, что продуманный бизнес-план – залог успешной деятельности коммерческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность технологии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инструмента финансового менеджмента.
Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потребителей (покупателей).
Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.
Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.
Создаем бизнес-план шаг за шагом
Процесс разработки бизнес-плана “с нуля” достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут участвовать в его реализации. При невыполнении этого условия трудно уловить те незаметные “мелочи”, которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.
Шаг 1: проведение SWOT -анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT -анализом).
Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT -анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.
Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед.
Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям составляет важную часть бизнес-плана.
Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.
Источник
То, что продуманный бизнес-план – залог успешной деятельности коммерческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность технологии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инструмента финансового менеджмента.
Что такое бизнес-планирование?
На этот вопрос в зависимости от конкретной ситуации могут быть получены абсолютно разные ответы. В данной статье термин “бизнес-планирование” используется для обозначения определенного подхода к планированию, отличающегося от других методов следующими особенностями.
Направленность на потребителя. Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потребителей (покупателей).
Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.
Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.
Учет внешних и внутренних факторов. Принимаются во внимание как потребности самой организации, так и внешние условия, которые могут повлиять на ее будущую деятельность. Важны, в частности, демографические факторы, деятельность конкурентов, законодательные ограничения.
Непрерывность. Бизнес-план рассчитан как на перспективу, так и на ближайшие периоды времени. В нем всегда ставятся конкретные цели, которые регулярно обновляются и замещаются с учетом достигнутых (или недостигнутых) результатов и изменений внутренних и внешних факторов. Такие непрерывные изменения позволяют оперативно информировать исполнителей о том, что именно надо делать, каким образом и за счет каких ресурсов.
Важный нюанс
Бизнес-планирование может использоваться как на уровне организации в целом, так и на уровне ее отдельных подразделений. Возможна разработка бизнес-плана всей деятельности организации (подразделения) или отдельных направлений этой деятельности.
Для чего это нужно
На внутреннем (для организации) уровне бизнес-планирование позволяет:
- оценить долгосрочные перспективы деятельности и выработать долгосрочную стратегию;
- осуществить более подробное планирование деятельности на любой желаемый период времени;
- определить степень устойчивости организации в условиях конкуренции;
- целенаправленно выполнять намеченные действия;
- быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации;
- систематически представлять круг проблем, с которыми придется иметь дело;
- оценить возможные результаты реализации плана и наметить конкретные пути повышения эффективности своих действий;
- осуществлять динамический контроль и своевременное дальнейшее планирование деятельности.
Кроме того, бизнес-план может оказаться чрезвычайно полезным и для внешней деятельности учреждения, получения им преимуществ в борьбе как за бюджетные, так и внебюджетные средства.
Так, в условиях конкуренции за получение необходимого объема государственного (муниципального) задания преимущества получает медицинское учреждение, представившее наилучшие предложения по выполнению этого задания, которые, по сути, могут быть оформлены как бизнес-план.
Желая получить дополнительное финансовое обеспечение за счет оказания услуг работникам какой-либо организации, то же учреждение может представить бизнес-план, содержащий:
- обоснование пользы для организации от предлагаемых услуг (например, сокращение заболеваемости работников организации или длительности лечения);
- доказательства способности учреждения обеспечить желаемый результат;
- обоснование необходимых для оказания этих услуг расходов.
Грамотно составленный бизнес-план позволяет обеспечить высокий деловой имидж в переговорах с внешними организациями, поддержать или даже создать образ высокопрофессионального коллектива, способного выполнить взятые обязательства, создать рекламу для привлечения потенциальных покупателей услуг.
Создаем бизнес-план шаг за шагом
Процесс разработки бизнес-плана “с нуля” достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут участвовать в его реализации. При невыполнении этого условия трудно уловить те незаметные “мелочи”, которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.
Шаг 1: проведение SWOT-анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT-анализом).
Анализ текущего положения – отправная точка бизнес-планирования. Иллюстрируя состояние учреждения в данный момент, он одновременно указывает на наиболее важные цели, которые должны быть достигнуты в будущем. Вероятно, это самый трудоемкий процесс при бизнес-планировании “с нуля”, но избежать его нельзя.
При дальнейшей работе с бизнес-планом достаточно лишь вносить в SWOT-анализ корректировки, связанные с изменениями текущего положения, поэтому процесс значительно упрощается.
Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу.
Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.
Разработка перспективы – это еще не постановка целей. В некотором смысле она представляет собой нечто большее. Если выработано ясное представление о том, каким должно быть сравнительно отдаленное будущее учреждения, с этого будущего момента можно осуществить ретроспективное планирование вплоть до настоящего времени.
Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед.
Пример
В описании перспективы вуза среди прочих показателей могут быть открытие новых направлений подготовки, расширение научно-производственной базы за счет взаимодействия с научно-исследовательскими и другими организациями, увеличение набора студентов. Однако если в ближайшие несколько лет ожидается временное ухудшение демографической ситуации (падение числа выпускников школ), необходимо на эти годы поставить промежуточную цель – сохранение преподавательского и научного потенциала вуза с тем, чтобы была возможность его наращивать после прохождения демографического спада.
Для достижения этой промежуточной цели потребуется решить ряд конкретных задач: сохранить набор за счет дополнительной эффективной рекламы вуза, открытия новых перспективных специальностей; расширить деятельность по дополнительному профессиональному образованию.
Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям составляет важную часть бизнес-плана.
Один из возможных способов разработки маркетинговой стратегии, т. е. принятия решений об услугах и методах их продвижения, показан на схеме.
Варианты маркетинговой стратегии
В левой верхней ячейке матрицы представлен вариант сохранения существующего положения дел – имеющихся услуг, которые предоставляются потребителям на уже освоенном рынке. На языке маркетинга – это удержание рынка, на языке бизнес-планирования – первое, о чем надо подумать. Эту стратегию иллюстрирует сохранение набора в вуз в приведенном выше примере.
В правой верхней ячейке показан вариант предоставления имеющихся услуг новым потребителям, в терминах маркетинга расширение рынка. Этой стратегией вуз может воспользоваться при улучшении демографической ситуации или повышении спроса на уже предлагаемые вузом специальности. Реализация этой стратегии в обстановке демографического спада может потребовать очень больших усилий и не гарантирует успеха.
В нижней левой ячейке представлена стратегия расширения номенклатуры услуг, т. е. оказания новых услуг имеющимся потребителям. Для вуза это открытие новых востребованных специальностей, предоставление студентам возможности стажировки на передовых предприятиях и т. д. Стратегия связана с определенным риском, но в случае успеха может оказаться очень перспективной.
Наконец, последняя стратегия – диверсификация, т. е. предложение новых услуг новым потребителям. Здесь и риск, и требуемые усилия наиболее велики. Если бизнес-план диверсификации не учитывает этих дополнительных обстоятельств, возникает опасность необратимых ошибок.
Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.
Сначала выполняется оценка ресурсов в натуральных показателях: время, персонал, помещения, оборудование, материалы, информационные ресурсы. Затем приблизительно оценивается возможность получения этих ресурсов, в частности, выполняется оценка финансов, которыми надо располагать для решения поставленных задач.
Оценка ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, может показать, что некоторые из них невыполнимы из-за отсутствия кад ров, имеющих достаточную квалификацию, невозможности получить финансовое обеспечение, требуемое для планируемых изменений, и т. д.
В этих случаях разумно вернуться к предыдущим стадиям бизнес-планирования и попытаться найти альтернативный вариант решения поставленных задач, требующий меньших (или просто других) ресурсов. Если и это невозможно, придется пересмотреть поставленные цели и изменить их таким образом, чтобы они стали достижимыми при доступных ресурсах.
Если же учреждение имеет возможность получить необходимые ресурсы, возвращение к предыдущим стадиям не требуется. В этом случае составляется конкретный план действий на ближайший период (обычно год) с указанием ключевых событий, планов действий, назначением конкретных ответственных лиц. Одновременно разрабатывается бюджет на ближайший год и прогнозы финансовых результатов.
Вследствие выполнения всех описанных выше действий возникает сначала рабочий, а затем официальный вариант бизнес-плана.
Источник