Бизнес план для издательского дома
Издательский бизнес считается одним из самых сложных и непредсказуемых. Спрогнозировать его коммерческую успешность заранее практически невозможно, именно поэтому шанс получить кредит под открытие такого бизнеса равен нулю. Если вы готовы стартовать в этом направлении, стоит рассчитывать только на свои силы и самостоятельное финансирование. Иных вариантов просто нет. Предлагаем вашему вниманию бизнес-план издательства с расчетами, используя который как пример, вы сможете запустить свое дело с наименьшими рисками.
Анализ рынка
Согласно данным аналитиков, ситуацию на издательском рынке последних десяти лет можно назвать устойчивым и длительным кризисом. Причем это касается всех направлений в этой сфере. Совершенно очевидно, что времена, когда печатная пресса и бумажные книги занимали ключевую роль в обществе, закончились в конце 2000-х – начале 2010-х годов, когда интернет из дорогой игрушки окончательно превратился в столь же привычную в каждом доме коммуникацию, как электричество или водопровод. Как результат, электронные и аудио-книги вытесняют традиционные, а онлайн-СМИ выигрывают противостояние за читателя у газет. Это нормальная ситуация. Если вы планируете выходить на этот рынок в 2017 году, не стоит сетовать на XXI век. Будьте готовы отвоевывать свое место под солнцем.
Прежде чем начинать этот бизнес, нужно ответить самому себе на несколько вопросов:
Во-первых, в каком направлении работать. Есть несколько видов издательств, каждый из которых также можно подразделить еще на несколько:
- Художественная литература. Ее можно подразделить на взрослую и детскую, универсальную и специализированную по жанру (фантастика, интеллектуальная литература, поэзия, комиксы и т.д.).
- Специализированная литература (научная, госстандарты).
- Периодика (газеты, журналы).
- Развлекательные издания (календари, кроссворды, анекдоты, рецепты).
Во-вторых, каким конкретно образом вы будете зарабатывать. В издательском бизнесе эта проблема далеко не однозначна и зависит от направления деятельности. Самый распространенный вариант – это реклама. Этим способом себя обеспечивает периодика. Второй вариант – это продажа печатной продукции. Третий – издание за счет авторов (таким образом частично работает книгоиздание художественной и научной литературы). Четвертый вариант – работа за счет спонсорских денег. Как правило, это узкоспециализированные издания, которые поддерживаются бизнесом в данной сфере или заинтересованными частными лицами. И пятый способ – это спонсирование печатного проекта за счет доходов от сторонних коммерческих продуктов. Печатное издание может при этом выполнять рекламную и информирующую функцию для пользователей коммерческого продукта.
Формат работы
Мы будем специализироваться на выпуске художественной литературы одного жанра – фантастика и фэнтези. Выбор обусловлен несколькими факторами:
- Высокий спрос на романы в этом жанре у читающей публики (по статистике, второе место после детективов).
- Интерес самого создателя к данному направлению и наличие авторов, которые в перспективе готовы к сотрудничеству.
- Наибольшими перспективами сегодня пользуются узкоспециализированные проекты, которые не выпускают все подряд, как крупные издательские дома, а ориентируются на определенный сегмент рынка.
Мы будем работать только в формате издательства. Запуск собственной типографии требует больших инвестиций, которыми предприниматель не располагает. Выпуск книг при этом можно наладить на сотрудничестве со сторонней типографией.
Поиск авторов будет осуществляться собственными усилиями предпринимателя и с привлечением редакторов.
Выпуск книг на первом этапе будет осуществляться за счет средств самих авторов. Будут публиковаться сборники фантастических рассказов и фэнтези и отдельные романы. Выпущенные книги мы будем продавать через интернет (для этого нужно создать свой сайт и запустить группы во всех социальных сетях). В будущем, когда проект начнет приносить прибыль, деньги будут вкладываться в продвижение самых перспективных авторов.
Регистрация бизнеса
Для работы избирается формат ИП. Системой налогообложения принимается УСН 6%.
Выбираются коды ОКВЭД:
- 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности».
- 46.49.31 «Торговля оптовая книгами».
- 47.61 «Торговля розничная книгами».
Специальных разрешений и лицензий на ведение издательской деятельности не требуется.
Согласно требованиям Закона № 54-ФЗ, все ИП и юрлица (за исключением отдельных категорий, указанных в законе) обязаны использовать кассовый аппарат. Издательство исключением не является. Прием денег за публикацию от авторов и покупателей книг будет осуществляться в удаленном режиме, поэтому планируется открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу, соответствующую требованиям законодательства.
Выбор помещения
Условия работы бизнеса таковы, что на первом этапе можно вообще обойтись без организации офиса издательства. Дело в том, что работы компании можно наладить в удаленном режиме. Все сотрудники могут работать прямо из дома и даже находиться в разных городах России. По мере развития бизнеса для имиджа стоит арендовать небольшой офис, в котором мы будем принимать авторов и общаться с ними.
Расчет в данном бизнес-плане производится без учета затрат на помещение. Специальное оборудование тоже не закупается, достаточно личного компьютера.
Наем персонала
Основой любого издательского бизнеса является главный редактор. На первом этапе эту функцию будет выполнять сам владелец бизнеса. Требования, которые существуют к этой должности, следующие:
- Широкий кругозор, знакомство с действующими писателями в выбранной сфере.
- Глубокое знание литературного процесса в своем жанре, постоянное и ежедневное знакомство с новинками.
- Понимание тенденций издательского рынка, чутье на книгу, которая может «выстрелить». Что характерно, далеко не всегда «выстреливает» лучшая по стилю книга талантливого автора, чаще эти ее качества вытесняют запоминающиеся персонажи и увлекательный сюжет.
Основная задача главного редактора – совместно с авторами доводить тексты для публикации до идеала. Кроме того, главный редактор будет отвечать за взаимодействие с типографией и организовывать рынки сбыта. На первом этапе эти функции можно совместить, но с ростом бизнеса и увеличением количества авторов стоит отделить функции владельца издательского дома от главного редактора.
Кроме главного редактора, требуются несколько редакторов, которые будут заниматься первичным отбором рукописей, непосредственной работой с авторами.
Также понадобится сотрудник для поддержки бизнеса в интернете и выполнения рутинных задач: ведение соцсетей, разбор электронной почты и распределение входящих рукописей по редакторам, размещение книг в качестве товаров на сайте и в социальных сетях для продажи.
Необходим корректор, который будет вычитывать готовые тексты перед отправкой в типографию. Хорошо, если корректор обладает навыками верстки для создания макета книги. Если платить за эту услугу верстальщику из типографии, это отрицательно скажется на доходности бизнеса.
Рассмотрим затраты на персонал в таблице:
Должность | Оклад | Кол-во | Расход |
Главный редактор | 1 | ||
Редактор | 15 000 | 2 | 30 000 |
Администратор | 13 000 | 1 | 13 000 |
Корректор-верстальщик | 13 000 | 1 | 13 000 |
Всего | 56 000 |
Выбор типографии
Партнерство с типографией – ключевая позиция для работы начинающего издательства. Важно найти партнера, опираясь на несколько важнейших факторов:
- Стоимость книгоиздания.
- Наличие надежных каналов поставки готовой продукции, если типография находится в другом регионе (желательно не дальше 1 тыс. км, иначе стоимость доставки съест все выгоды от сотрудничества).
- Наличие штатного дизайнера, который будет оформлять обложки для книг. Если его нет или он не специализируется на выбранном вами жанровом направлении, можно привлечь к работе своего сотрудника. Тем более, на тематических пабликах в интернете можно найти талантливых молодых художников, рисующих в стилях фэнтези, научная фантастика, киберпанк и прочих.
Выбирать типографию следует, балансируя между ценой и качеством работы. Чем лучше будет бумага и оформление страниц, чем профессиональней иллюстрации – тем выше конечная стоимость продукта.
Стоимость публикации одной книжной единицы стандартного формата может составлять от 50 до 250 рублей. Причем, чем больше тираж, тем ниже стоимость каждой единицы. В среднем, подготовка в типографии тиража в 1 тыс. экземпляров будет стоить от 50 до 200 тыс. рублей.
Поиск авторов
К этой проблеме издательства надо подходить сугубо индивидуально. Если главный редактор лично знаком с известным писателем, он может перехватить сотрудничество с ним у крупного издательства. Однако нужно понимать, что известный автор потребует гонорар не ниже, чем у лидеров рынка. Его книгу будет проще продать книжным магазинам, и такое сотрудничество создаст вашему издательству определенную рекламу. Молодые и перспективные авторы пойдут к вам с большей охотой.
Если же привлечь известного автора не получится, можно пойти другим путем – публиковать произведения неизвестных авторов. Самостоятельно вкладываться даже в перспективный роман рискованно, меньший риск – публиковаться за счет самих авторов. Но будет и минус – зачастую крайне низкий художественный уровень. Это несет определенные репутационные риски.
Искать авторов можно разными способами:
- Паблики в соцсетях, посвященные фантастической литературе и фэнтези.
- Живой журнал и другие платформы в блогосфере.
- Тематические сайты и форумы.
- Конференции, литературные премии в данном жанре (кроме маститых писателей здесь часто появляются начинающие авторы, рассчитывающие передать свою рукопись издателю).
- Организация литературных конкурсов и премий под своей эгидой.
Важно понимать, что хороший автор – это золотой самородок, за которым охотятся десятки издательств. И еще важно понимать, что, даже если вы нашли его, далеко не факт, что его получится удержать. Первый коммерческий успех привлечет внимание к автору у крупных издательств, которые сделают все, чтобы переманить его у вас. И примеров успеха в этом начинании очень много.
Реклама и маркетинг
Крупные издательства активно рекламируются как в интернете, так и за его пределами. В маркетинг вкладываются огромные средства. Причем реклама идет в двух направлениях: реклама самого издательства (в большей степени имиджевая, создает статус лидера рынка и упрощает привлечение сильных авторов) и реклама авторов (она может полностью финансироваться издательством или на условиях софинансирования с самим писателем). Реклама автора – это автоматически реклама его книг, которые опубликованы вами и будут проданы.
Продать книги малоизвестных авторов офлайновым книжным магазинам практически не представляется возможным. Максимум, что возможно, – это договориться о сотрудничестве с книжными онлайн-гипермаркетами типа «Озон.ру», «Лабиринт» и другими.
Кроме того, выбирается следующая стратегия продвижения:
- Создание собственного сайта и пабликов в соцсетях с возможностью размещать книжные товары.
- Активное продвижение в социальных сетях, на форумах и в других направлениях «тусовки». Среди ваших потенциальных читателей могут быть подростки, предпочитающие хорроры, стимпанк, киберпанк, боевое фэнтези и другие суб-жанры, и люди 25-40 лет, литературные вкусы которых сформировались на Стивене Кинге, Толкиене или Роджере Желязны. В выбранном направлении очень много мелких сегментов, вкусы читателей очень различны, и важно тонко чувствовать эти нюансы и работать на определенные целевые аудитории. Иначе успеха не добиться.
- В социальных сетях и блогах издатель/главный редактор постепенно формирует статус знатока литературы и профессионала своего дела. Это облегчает работу с потенциальными авторами и усиливает их готовность платить за публикации
Такой подход занимает очень много времени (порой год и более), но на выходе получается практически бесплатным. Поэтому, если у вас нет бюджета на запуск полномасштабного издательского дома, привлечение известных авторов, этот путь будет для вас оптимален.
Важно получить отзывы и рецензии известных литературных критиков на выпускаемые издательством произведения, они привлекут к вам внимание более широкого круга читателей.
Также хорошей рекламой будет номинация на известные национальные и международные премии в области литературной фантастики.
Финансовый план
Рассчитать доходность издательства заранее практически невозможно. Этот бизнес непредсказуемый и непрогнозируемый. Бестселлером может стать совершеннейшая «темная лошадка», а роман известного писателя – обернуться настоящим фиаско. Этой проблемы не могут избежать даже крупные издательства.
Поэтому мы рассчитаем затраты на издание одного литературного сборника рассказов за счет средств авторов.
Сборник выходит тиражом 500 экземпляров на 300 страницах. Средняя стоимость публикации одной страницы – 1 тыс. рублей (колеблется от 750 до 1 500 рублей, в зависимости от количества страниц). Каждый автор получает в подарок авторский экземпляр. Выручка, полученная от авторов, составит 300 тыс. рублей.
Далее посчитаем вложения в создание сборника по таблице:
Позиция | Цена |
Оплата работы сотрудников (редакторов, корректоров) из расчета 120 руб./стр. | 36 000 |
Подготовка оформления обложки | 10 000 |
Услуги типографии | 100 000 |
Доставка | 10 000 |
Всего | 156 000 |
Примерно 100 экземпляров из 500 будут отправлены авторам в качестве авторских сборников. Еще 50 будут переданы в жюри премий, литературным критикам, розданы в качестве призов.
Оставшиеся 350 экземпляров, теоретически, могут быть проданы по цене 250 рублей за экземпляр и принести еще 87 500 рублей.
Таким образом, на одном сборнике издатель может заработать порядка 220-230 тыс. рублей. Но на практике публикация одного сборника может занять около 3 месяцев – на поиск авторов и необходимые работы. Поэтому доходность оказывается не такой высокой, как это выглядит на первый взгляд.
Выраженная в цифрах рентабельность может быть высокой, а окупаемость очень быстрой ввиду относительно малых стартовых и ежемесячных затрат, но эти показатели здесь ключевыми не являются.
Перспективы
Перспективы бизнеса – постепенный переход от публикации за счет авторов к заработку на продаже книг и выплате гонораров достойным авторам. Но на это уйдет достаточно много времени: не менее нескольких лет на построение репутации, выстраивание личных отношений с действующими писателями и «выращивание» из начинающих авторов ярких и самобытных писателей.
Издательское дело – это бизнес, в котором нематериальный результат должен играть для создателя не менее важную роль, чем деньги. В противном случае лучше заняться чем-то другим.
Риски
Ключевой риск бизнеса – неустойчивая ситуация на рынке продаж печатной продукции. Поэтому в перспективе следует ориентироваться на диверсификацию производства: ведение коммерческих спецпроектов, организация премий и конкурсов, запуск тематических онлайн-журналов с заработком на рекламной публикации, создание электронных и аудиокниг.
На втором месте по значимости – общее падение интереса людей к чтению. Риск выглядит несколько преувеличенным, тем не менее он нивелируется работой в узком рыночном сегменте с устойчивым спросом – фантастика и фэнтези, интерес к которой сохраняется как у подрастающего поколения, так и у людей постарше.
На третьем месте – возможные репутационные риски, возникающие вследствие публикации за счет авторов. Чтобы разрушить этот риск, планируется вести сильную редакторскую работу, чтобы не превращать сборники в «мусорку» из нечитабельных текстов. С лучшими авторами работаем особенно плотно, поскольку в будущем именно они могут стать костяком вашего, одного из ведущих в выбранном сегменте, издательства.
На четвертом месте – финансовые риски. Сроки сбора текстов для сборников или поиска авторов для индивидуальных публикаций могут затянуться на долгое время. Во-первых, это чревато негативными последствиями для самого предпринимателя. Во-вторых, нарушение сроков выпуска сборника отрицательно скажется и на вашей деловой репутации.
В итоге
Издательский бизнес – сложнейшее направление, которое рассчитано, скорее, на особенного предпринимателя, чем на широкий круг. Важно знание литературы, умение разбираться в рынке и предсказывать его тенденции. В противном случае результат вас не удовлетворит. Раздумывая на тему, стоит ли заниматься книгоизданием, воспользуйтесь советом Стива Джобса: ответьте себе на вопрос, стали бы вы заниматься выбранным делом, если бы это был последний день в вашей жизни? Если ответ утвердительный – это ваша стезя. А будет ли она успешной, покажет не прогноз и бизнес-план, а ваша работа.
Источник
Монетизация слов: 11 способов заработать на писательстве
Мы живём в эпоху текстового пространства. Текст является основным носителем информации, а способов заработать на нём – огромное множество. Самые трендовые и интересные мы собрали для вас в подборке.
Бизнес-план газетного издания «Нижегородский бизнесмен»
Общая сумма инвестиционных затрат в открытие газеты “Нижегородский бизнесмен” составляет 1 050 000 руб. Простой и дисконтированный срок окупаемости проекта – 7 месяцев.
Свой бизнес: литературное агентство
Открытие литературного агентства сегодня – это колоссальный труд, и хотя рынок не перенасыщен конкурентами, далеко не каждый новичок сможет задержаться в этом бизнесе надолго
Свой бизнес: издание путеводителей
Вложения в бизнес по изданию путеводителей могут быть очень небольшими, огромную прибыль в первое время ждать тоже не стоит, но открывающиеся перспективы позволяют относить этот бизнес к очень интересным и выгодным.
Свой бизнес: книжная типография
За сумму примерно в 2 миллиона можно оборудовать маленькую типографию со средним оборудованием, но это годится только на первое время, впоследствии придётся вложить немало средств на развитие.
Свой бизнес: издание журнала для родителей
Регистрация очередного средства массовой информации проводится в центральном аппарате Роскомнадзора в столице, если территория распространения нового СМИ охватывает два и более субъектов Российской Федерации. Если же вы на такие объемы не замахиваете…
Свой бизнес: как снять фильм
В целом, если придётся оплачивать работу своей команды, то рассчитывать нужно не меньше, чем на 100 тысяч рублей, в связи с чем лучше искать единомышленников.
Как зарегистрировать электронное СМИ
Регистрация сайта как СМИ влечёт за собой соблюдение некоторых обязанностей, которые присущи всем средствам массовой информации. Однако получение свидетельства о регистрации СМИ (простыми словами – лицензии) позволяет более эффективно заниматься…
Свое дело: как открыть газетный киоск
Открытие своего газетного киоска – это только начало долгого пути, чтобы зарабатывать хорошие деньги, нужно содержать немалое количество торговых точек. Газетный киоск может стать развитием своего уже существующего бизнеса в смежных областях, может с…
Как открыть свой собственный телевизионный канал
Такой бизнес отличается очень долгим сроком окупаемости, хотя, конечно, многое зависит от того, как успешно проходит его продвижение, растут рейтинги и повышается известность. В любом случае потребуется наверняка не один год для того, чтобы вернуть в…
Свой бизнес: как открыть издательство учебной литературы
Большое преимущество издательского бизнеса – относительная низкая цена входа на рынок. Себестоимость одной книги при тираже до 10 тысяч экземпляров составляет около $1-2. Вложения в издание первой книги составят от $5 тыс.
Бизнес на творчестве: открытие своего лэйбла
Создать лейбл относительно легко, но заниматься его продвижением на порядок сложнее, зарабатывать на нём деньги удастся только в случае грамотного подхода к делу. И, что немаловажно, успех может зависеть от простого везения.
Как открыть свою студию звукозаписи
Студия звукозаписи не зависит от какой-то определённой музыкальной группы и предлагает свои услуги всем нуждающимся. В связи с этим организация своего собственного бизнеса на записи музыкального материала становится фактически беспроигрышным варианто…
Свой бизнес: радиостанция
Итоговая сумма для создания своей радиостанции составляет 340 тысяч рублей. Конечно, это не самое дорогое (а значит, не самое высококачественное и не самое мощное) оборудование, это вообще практически самый минимум, но для начинающей радиостанци…
Свой бизнес: трафаретная печать
Сумма стартового капитала для открытия бизнеса по предоставлению услуг шелкографии составит 650 тысяч рублей. Операционная прибыль может составлять от 50 000 рублей. Чистая прибыль от 42 500 рублей ежемесячно.
Производство поздравительных и сувенирных открыток
Открытие типографии для производства поздравительных и сувенирных открыток – дело недешевое, так как потребуется закупка дорогостоящего оборудования и обеспечение необходимых условий производства. Минимальные вложения – 2,5 миллиона рублей. Предприят…
Как заработать на информационных сайтах
Как заработать иллюстратору книг
Помимо обычных предпринимателей, которые занимаются своим делом (в сфере продаж или производства – не имеет значения), и наемных работников, существует еще один вид работников, которые представляют собой нечто среднее между предпринимателями и наемны…
Свой бизнес: открываем типографию
сего лишь за последние несколько лет типографский бизнес претерпел серьезные изменения. В конце 90-х-начале 2000-х годов в нашей стране был пик его развития: новые типографии различных масштабов открывались буквально на каждом шагу, и даже несмотря н…
Бизнес-план журнала
Трудно переоценить актуальность вопросов экологии для общества. Экологическая проблема одинаково актуальна для всех стран, вне зависимости от их степени развитости и богатства. Экологические программы стали играть самостоятельную роль в деятельности…
Свой бизнес: сколько зарабатывает издательство
«Бизнес-журнал» продолжает в рамках своей рубрики «Снимаем кассу!» беззастенчиво пересчитывать выручку и живописать трудовые будни владельцев небольших столичных компаний. На этот раз в свете прожекторов редакции оказалось московское издательство «Фа…
Продюсирование как свой бизнес
Рынок массовых маркетинговых коммуникаций (МК) имеет свои сектора и ниши, которые зависят от специфических измерений
Как зарабатывают писатели
Есть одно очень серьёзное заблуждение относительно того, кем должен работать писатель «в миру». Кстати, тот факт, что писатель должен где-то работать, ходить на службу — вообще не дискутируется. Это понятно априори. Так вот: кем должен работать писат…
Писательство как бизнес
Многие люди мечтают написать и выпустить хотя бы одну книгу. А некоторые превращают писательское ремесло в основной источник стабильного дохода. Причем для этого совсем необязательно иметь богатую фантазию и уметь выстраивать лихо закрученные сюжетны…
Источник