Бизнес план для индустриального парка

Клиент

Проект

Результат

ООО
«Техпромбизнес»

Разработка бизнес-плана «Развитие технопарка высоких технологий «Пушкино»

Подготовлена Концепция развития технопарка и бизнес-план технопарка

Корпоративный
сайт организации
https://techprom.biz

Общий объем инвестиций: 112,7млн руб.

Создана финансовая модель бизнес-плана с учетом требований ГОСТа Р 56425-2015 Технопарки

Управляющая компания технопарка «Пушкино»

Горизонт прогнозирования:
10 лет

Подготовлена описательная часть бизнес-плана

Основной вид
деятельности – сдача в аренду
собственных нежилых
зданий и помещений

Срок выполнения работы:

2 месяца

Компания представила проект на рассмотрение в министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Численность персонала: 66 человек

Участники со стороны клиента: собственник, генеральный директор, бухгалтерия, отдел маркетинга

Фотография технопарка высоких технологий «Пушкино»  

Краткий обзор

В июне 2018 года ООО «Техпромбизнес» поручила ГК Росконсалтинг разработать Концепцию и бизнес-план развития технопарка высоких технологий «Технопарк Пушкино». Управляющая компания технопарка привлекает резидентов, реализующих проекты в сфере информационных технологий и приборостроения с использованием цифровых технологий. Компания претендует на получение государственной поддержки промышленных технопарков на основании принятого в третьем чтении проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и на основании Указа Президента России от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 

ГК Росконсалтинг разработала Концепцию развития технопарка, финансовую модель инвестиционного проекта и бизнес-план развития технопарка с учетом требований ГОСТа Р 56425-2015 Технопарки. Управляющая компания технопарка направила документы в правительство Московской области и в министерство промышленности и торговли.

Ситуация

Технопарк расположен в г. Пушкино в Московской области на берегу реки Уча в 30 км от Москвы. Площадь технопарка – 10,4 га. Площадь помещений – 63 844 кв. м. Технопарк Пушкино расположен на месте бывшей промышленной площадки. Прежде здесь располагались помещения завода «ИСКОЖ», который занимался переработкой ПВХ и других полимеров и производил искусственные материалы, такие как клеенка столовая на нетканой и тканевой основе, на ткани с прозрачным ПВХ покрытием и тиснением, материал поливинилхлоридный напольный для автотранспорта, винилискожа, материал переплетный и т.п.

Учредителем технопарка и инициатором проекта является консорциум, состоящий из трех компаний: ООО «Техпромбизнес», ООО «ИСКОЖ» и ООО «Юристконсалтинг». Управляющей компанией технопарка является ООО «Техпромбизнес». Компания занималась коммерческой недвижимостью и управляла производственными и складскими помещениями в городе Пушкино. Арендаторами были преимущественно промышленные предприятия. В 2016 году было принято решение на создание и развитие технопарка. Группа компаний объединила ресурсы и инвестировала средства на реконструкцию помещений и территории. Проведены реконструкция котельной и энергохозяйства, систем отопления, водоснабжения, пожаротушения, установлены современные системы пожарной сигнализации и видеонаблюдения, заменены лифты, благоустроена территория; кроме того, выполнены работы по перепрофилированию, ремонту и модернизации зданий и помещений. На момент подготовки бизнес-плана Управляющая компания своими силами развивала высокие технологии на территории технопарка. Так была открыта высокотехнологичная майнинг-лаборатория с использованием современных компьютерных технологий, а также высокотехнологичных систем охлаждения и серверного оборудования.

ООО «Техпромбизнес» является членом Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ), Международной Децентрализованной Ассоциации Криптовалют и Блокчейна (IDACB).  

Кроме того, на территории технопарка имеется собственная котельная электростанция (мини-ТЭЦ) с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии мощностью 2 МВт. Электрическая мощность может быть увеличена до 10 МВт, при условии возведения дополнительной когенерационной установки. Это позволит реализовывать проекты с высокой энергоемкостью, такие как Центр обработки данных (ЦОД).

Государственная поддержка технопарков

Для получения государственной поддержки требовалось подготовить комплект документов в Министерство промышленности и торговли, который включает Концепцию и бизнес-план. Компания «Техпромбизнес» обратилась к консультантам ГК «Росконсалтинг».

Технопарк доложен стать важным узлом в инновационной инфраструктуре Московской области. В нем будут сконцентрированы лучшие высокотехнологичные проекты, преимущественно в области IT. Технопарк специализируется на: 1) прикладных решениях в области интеллектуальных информационных технологий; 2) приборостроении с использованием цифровых технологий, 3) инновационных технологиях в области энергетики. Технопарк намерен оказывать особую поддержку резидентам, реализующим технологии блокчейна. Также не территории технопарка создана площадка для проведения киберспортивных мероприятий. В июле 2018 года здесь проводились киберспортивные соревнования по компьютерной игре Dota 2. При технопарке будет действовать акселератор.

Предложение и реализация

Проблема

Требовалось подготовить Концепцию и бизнес-план в соответствии ГОСТ Р 56425-2015 «Технопарки. Требования». В Концепции определяются цели, задачи и принципы организации технопарка, описываются услуги, потенциальные резиденты. Особенностью бизнес-плана является требование ГОСТ Р 56425-2015 рассчитать социально-экономические результаты проекта для Московской области и бюджетную эффективность проекта с разбивкой на статьи затрат и доходов бюджетов каждого из уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также привлечение финансирования для технопарка, т.е. сделать обоснование использования бюджетных средств в случае, если планируется их привлечение.

Кроме того, часть инвестиционных затрат была осуществлена до даты начала составления финансовой модели бизнес-плана. Следовательно, нужно было разделить инвестиционные затраты на две части: осуществленные до начала прогнозного периода и планируемые.

Решение

Специалисты ГК Росконсалтинг провели встречи с собственниками, руководителями технопарка, определили требования к концепции и бизнес-плану, собрали информацию о технопарке и планах его развития. Сначала была разработана Концепция развития технопарка, в рамках которой были уточнены цели и задачи, виды деятельности, принципы организации работы технопарка. Консультанты предложили создать при технопарке фонд прямых инвестиций. По истечении одного года резидент вправе обратиться в инвестиционный фонд технопарка с запросом о внешнем финансировании его бизнеса. Фонд будет предоставлять финансирование в обмен на долю в собственном капитале компании и получать прибыль от прироста стоимости капитала инвестируемых компаний.

Читайте также:  Бизнес план производства наружной рекламы

Затем на основании полученной информации в Excel была разработана финансовая модель инвестиционного проекта развития технопарка. В финансовой модели сделан анализ с четырех точек зрения: 1) управляющая компания технопарка; 2) резиденты технопарка; 3) фонд прямых инвестиций технопарка;4) консолидированные результаты управляющей компании, резидентов и фонда прямых инвестиций для Московской области и расчет бюджетной эффективности для каждого из уровней бюджетной системы Российской Федерации. Резидентов разделили на 4 типа: 1) резиденты, которые разрабатывают прикладные решения для бизнеса в области высоких технологий; 2) технологические сервисы; 3) технологические компании; 4) инфраструктурные сервисы.

В финансовой модели были представлены обоснования наиболее существенных числовых данных и ключевых предположений. ГК Росконсалтинг провела анализ технопарков Московской области, изучила показатели деятельности российских технопарков, нашла данные для составления прогнозных ключевых показателей деятельности резидентов. Финансовая модель построена с учетом общепринятых правил финансового моделирования: выделены области исходных данных, расчетов и отчетов; построены бюджет доходов и расходов, бюджет по балансовому листу, бюджет движения денежных средств. Результаты расчетов представлены с помощью таблиц и диаграмм. Сделан расчет точки безубыточности для управляющей компании технопарка. Также выполнен анализ чувствительности, рассчитаны показатели экономической эффективности проекта.

На основе Концепции развития технопарка и финансовой модели был разработан бизнес-план проекта развития технопарка высоких технологий.

Результаты

  1. Подготовлен бизнес-план в соответствии с ГОСТа Р 56425-2015 «Технопарки» для внутреннего планирования развития технопарка и взаимодействия с заинтересованными сторонами развития технопарка (частные инвесторы, партнеры, резиденты, федеральные и региональные органы власти).
  2. Технопарк принят в ассоциацию и кластеров.
  3. Технопарку присвоен официальный статус МинПромТоргом с размещением на геоинформационном портале технопарков России Gisip.ru.
  4. Технопарк претендует на получение государственных субсидий на основании Федерального закона от 27.06.2018 N 160-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О промышленной политике в Российской Федерации”. Исполнение закона и направление субсидий на основании принятого закона прогнозируется в первом квартале 2019 года.
  5. Росконсалтинг продолжил сотрудничество с Технопарком Пушкино в части сопровождения реализации инвестиционного проекта, модернизации корпоративного сайта Технопарка, привлечения партнеров и резидентов.

Ознакомиться с возможностями Росконсалтинг относительно сопровождения процесса подачи заявки на получение Технопарком государственной поддержки по ссылке здесь >>

Источник

О видах индустриальных парков и особенностях их развития рассказывает управляющий директор по стратегии ОЭЗ “Технополис “Москва” Арслан Аюпов.

Индустриальные (промышленные) парки (ИП) – современные промышленные зоны, созданные для размещения на них новых производств. Они обеспечены всем необходимым для развития производств: техническими условиями и коммуникации (газ, вода, отопление, электроэнергия, канализация, очистные сооружения), комфортной инфраструктурой (производства, склады, административные и офисные помещения), налоговыми льготами для резидентов и поддержкой властей.

Арендатор получает не просто помещение, а возможность запустить собственное производство на подготовленной площадке с подведёнными коммуникациями, созданной инфраструктурой, дорожной сетью и всеми возможными согласованиями от надзорных органов. Это позволяет снизить издержки за счёт более эффективной организации процессов производства, хранения и транспортировки продукции.

Задача инициатора ИП в том, чтобы обеспечить синергию деятельности девелопера, резидентов, управляющей компании и сервисных организаций.

Эффективность ИП зависит в первую очередь от качественного пула арендаторов, которые вместе создают гармоничную производственную среду, а также дополняют друг друга в создании конечного продукта.

Пример: компания производит автомобили. Партнерится с компанией, которая производит шины. Таким образом, автомобиль выезжает с завода на шинах компании-партнера. За счет того, что они находятся рядом, это снижает их логистические расходы, и увеличивает оборот. Если до этого, шинная компания продавала шины только тем, кому это необходимо, теперь же, заключив контракт с автозаводом, их продажи выросли, так как каждый автомобиль в рамках контракта будет выезжать с автозавода на их шинах. Синергия? Синергия.

Виды индустриальных парков

Есть 2 основных вида ИП

  1. Brownfield – территории бывших заводов, которые сдаются в аренду под производство. Обычно, это большая территория, с уже существующей инфраструктурой, доставшейся от бывшего производства или избыточная на сегодняшний день (в связи с чем, она может принять у себя на территории еще производства и с гордостью именовать себя ИП).
  2. Greenfield (ИП в чистом поле). Наиболее перспективный вариант развития ИП, но в то же время он более затратный, так как все надо создавать с нуля и тратить большие деньги.

Цель организации индустриальных парков – в первую очередь привлечь малые и средние производственные компании, которым необходимы современные склады и новые производственные мощности.

Конечно же, участвовать в создаваемых ИП могут и более крупные компании, которые берут на себя роль своеобразного «якоря» для более мелких резидентов. Так Volkswagen в Калужской области построил производство и привлек рядом с собой смежные предприятия. А бывает и так, что несколько компаний из одной страны могут сесть рядом, так как вместе комфортнее в чужой стране (пример, Nestle и L’Oreal).

Читайте также:  Примерный бизнес план для открытия кафе

Для контроля над данными площадками существует единый оператор площадки – управляющая компания (УК), которая управляет всеми объектами недвижимости: земельными участками, производственными, административными, складскими и прочими сооружениями и помещениями.

УК, как и в любом объекте коммерческой недвижимости, отвечает за развитие площадки, за оказание сервисов и услуг резидентам и общим наблюдением за площадкой (организация административно-хозяйственной деятельности, вывоз мусора, уборка территории, охрана, обеспечение резидентов основными ресурсами: электричество, газ, вода и т.д.).

В чем же преимущества и выгоды для участников рынка?

1. Для малого и среднего бизнеса это естественное место сбыта
продукции и услуг:

  • сервисные компании: услуги по стрике спецодежды, по уборке территории, по вывозу мусора и т.д.;
  • компании общественного питания, которые кормят сотрудников ИП;
  • логистические компании, которые хотят предоставить свои склады в пользование или транспортные компании;
  • компании по предоставлению жилищных услуг: мини-гостиницы и т.д.

Чем работать по отдельности с каждым клиентом на разрозненных площадках, лучше сразу охватить несколько клиентов на одной площадке.

2. Для производственной компании – готовая земля, на которой можно строить производство. Либо девелоперская компания может построить для нее корпус, и сдать в аренду, либо продать (built-to-suit). А все подключения (газ, вода…), утилизация стоков, вывозы отходов и т.д. уже построены и работают. Эта проблема для производителя решена. Государство уже все подготовило, вложилось в это, и предоставляет на бесплатной основе. Предприниматель платит только за киловатты, кубы, за текущее свое потребление использования ресурсов. Плата за присоединение к сетям, как правило, не взимается (а это очень крупные суммы).

3. Для иностранного инвестора – готовая площадка рядом с рынком предполагаемого сбыта.

4. Для региона

  • Готовое место для локализации производителя в соответствии с санитарными и другими нормами. Власти лишают себя головной боли по предоставлению каждому отдельному предпринимателю отдельной площадки и долгих согласований.
  • Создание рабочих мест. Рабочая сила не размывается, и бизнес из региона тоже не размывается. Он концентрируется в регионе, а эффективность ведения бизнеса и синергетический эффект повышается.
  • Налоговые поступления, взносы в социальные фонды и т.д.

5. Для России это возможность:

  • развивать свою промышленность (паркам требуется электроэнергия, транспорт и многое другое);
  • создавать новые рабочие места и на производствах, и в обслуживании парков;
  • увеличить поступление налогов бюджет.

Также это хороший способ поддержки моногородов.

Напоследок, в чем проблема развития Индустриальных парков?

  1. Проблемы девелоперов – как и всегда, сложности с оформлением земельных участков и разрешительной документации, а также с получением ТУ и дополнительных объемов инженерных мощностей, например, электроэнергии.
  2. Слабый маркетинг регионов и властей– не предлагают инвесторам готовые решения, показывают землю и говорят – строй, а мы поможем. А инвестору нужен готовый конкурентоспособный продукт – земельный участок с подведенными коммуникациями, оформленными границами, позиционированием, логистикой, трудовыми ресурсами и т.д.

Если быть честными, то, как бы ни старались регионы «пиарить» свои площадки, действительно качественных площадок, которые соответствуют международным стандартам, на сегодняшний день, не более 10 штук. И это печально.

Очень мало качественных команд, которые могут с нуля создать индустриальный парк. Ведь девелопер не сможет создать качественный проект, основываясь на опыте складской, жилой и коммерческой недвижимости. Тут необходимо, помимо связей, иметь опыт реализации ГЧП-проектов и привлечения инвестиций, опыт проектного менеджмента и международных отношений, маркетинг, GR и PR, причем на международном уровне. Таких специалистов и команд совершенно не хватает в нашей стране, и их необходимо выращивать как можно скорее.

Источник

Приложение
к Конкурсной документации для проведения
конкурсного отбора субъектов Российской
Федерации, бюджетам которых в 2014 году
предоставляются субсидии для финансирования
мероприятий, осуществляемых в рамках
оказания государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства
субъектами Российской Федерации,
утвержденное приказом Минэкономразвития РФ
от 1 июля 2014 г. N 411

Требования
к бизнес-плану и финансовой модели создания и (или) развития промышленного парка/технопарка

1. Бизнес-план создания и (или) развития промышленного парка/технопарка (далее – бизнес-план) должен включать следующие разделы:

– резюме проекта создания и (или) развития промышленного парка/технопарка (далее – проект);

– описание проекта;

– информация об основных участниках проекта;

описание услуг управляющей компании промышленного парка/технопарка;

– анализ рынка в сферах промышленного парка/технопарка;

– организационный план-график создания и (или) развития промышленного парка/технопарка;

– маркетинговый план;

– финансовый план;

– анализ проектных рисков;

– прогноз денежных потоков проекта;

– расчет показателей экономической и бюджетной эффективности проекта.

2. Формат и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от характера проекта.

При этом разделы, указанные в пункте 1 настоящих Требований к бизнес-плану и созданию и (или) развитию промышленного парка/технопарка, должны быть включены в бизнес-план в обязательном порядке.

Читайте также:  Человек который составляет бизнес план

3. Информация, включенная в бизнес-план, должна быть объективной, основываться на обоснованных данных и не противоречащих им разумных предположениях. Все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация.

4. Информация об основных участниках проекта должна включать следующие сведения:

– об управляющей компании промышленного парка/технопарка, ее опыте реализации проектов девелопмента и управления аналогичными объектами;

– об инвесторах проекта, в том числе о величинах их инвестиций в проект, подтверждении их готовности осуществить инвестиции в проект;

– о резидентах (в том числе предполагаемых) промышленного парка/технопарка, подтвердивших свою готовность разместить производства на территории промышленного парка/технопарка, в том числе информации о размерах их инвестирования в проект.

В составе суммы инвестиций резидентов промышленного парка/технопарка указываются отдельно: инвестиции в выкуп/строительство зданий (строений) на территории промышленного парка, приобретение оборудования, прочие статьи.

5. Раздел “Анализ рынка” должен включать:

– анализ рынка производственно-складской недвижимости в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), в том числе определение диапазона ставок арендной платы и цен продажи за помещения производственно-складского назначения и за земельные участки промышленного назначения;

– сравнительный анализ деятельности конкурентных промышленных парков/технопарков и ценовой анализ их предложений резидентам.

6. Раздел “Маркетинговый план” должен включать:

– определение целевых отраслей, на компании которых ориентирован промышленный парк/технопарк, обоснование выбора таких отраслей; определение сегмента компаний в рамках списка определенных отраслей (в том числе по виду выпускаемой продукции, величине выручки, количеству работников, территориальному аспекту размещения до момента запуска проекта индустриального парка/технопарка);

– определение конкретных компаний – потенциальных резидентов;

– обоснование ценовых условий на услуги управляющей компании промышленного парка/технопарка с учетом проведенного анализа рынка, в том числе цены продажи объектов недвижимости/земельных участков и ставки арендной платы за объекты недвижимости/земельные участки в промышленном парке/технопарке;

– план мероприятий по привлечению резидентов в промышленный парк/технопарк, с указанием планируемого бюджета на такие мероприятия.

7. Раздел “Финансовый план” должен включать в том числе план финансирования проекта.

7.1. В разделе “Финансовый план” представляется следующая информация:

– основные исходные данные, допущения и предпосылки, использованные для построения финансовых прогнозов;

– ключевые статьи доходов и затрат (в том числе инвестиционных и эксплуатационных) по годам реализации проекта;

– результаты оценки воздействия изменений ключевых факторов риска на финансовые прогнозы;

– иная информация, в том числе графический материал, иллюстрирующий и детализирующий результаты финансовых прогнозов.

7.2. Кроме того, план финансирования проекта должен содержать следующую информацию:

– общая потребность в финансировании (в разбивке по основным категориям инвестиционных затрат);

– предполагаемая структура источников финансирования;

– размер и форма участия управляющей компании;

– график предоставления, обслуживания и возврата заемных средств управляющей компанией;

– размер, форма и условия предоставления финансирования иными участниками проекта.

8. Раздел “Прогноз денежных потоков проекта” должен быть выполнен с соблюдением следующих условий:

– срок прогнозирования должен составлять 10 лет, начиная с года подачи конкурсной заявки на участие в конкурсном отборе;

– необходимо использовать индексы-дефляторы;

– для индексации ставок арендной платы, цен продажи объектов недвижимости/земельных участков рекомендуется использовать прогнозируемые рыночные темпы роста цен на указанные объекты. При отсутствии такой информации необходимо привести расчет ретроспективных темпов роста указанных показателей за последние три года, предшествующие году подачи заявки, с указанием источников информации;

– для индексации тарифов на услуги организаций коммунального комплекса следует использовать прогнозные индексы на тарифы таких организаций, официально публикуемые Министерством экономического развития Российской Федерации в прогнозах социально-экономического развития. На период за пределами прогнозов Министерства экономического развития Российской Федерации следует использовать значение индекса последнего прогнозного года, по которому имеется прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации.

Указанные в данном разделе требования предъявляются к финансовой модели промышленного парка/технопарка.

9. Раздел “Расчет показателей экономической и бюджетной эффективности проекта” должен содержать:

а) расчет эффективности проекта:

– без привлечения средств субсидии;

– с привлечением средств субсидии;

б) расчет WACC – средневзвешенной стоимости капитала;

в) расчет критериев экономической и финансовой эффективности проекта:

– чистая приведенная стоимость (NPV);

– внутренняя норма доходности (IRR);

– рентабельность инвестиций (RI) как соотношение NPV проекта и суммарной недисконтированной величины инвестиций субъекта, с точки зрения которого составлен прогноз денежных потоков (по умолчанию – управляющая компания);

– дисконтированный и недисконтированный сроки окупаемости проекта;

г) расчет бюджетной эффективности – прогноз денежных потоков, с разбивкой на статьи затрат и доходов бюджетов каждого из уровней бюджетной системы Российской Федерации;

д) выводы об экономической целесообразности реализации проекта и обоснование использования средств субсидии.

10. Требования к форме представления финансовой модели промышленного парка/технопарка.

Финансовую модель проекта создания и (или) развития промышленного парка необходимо представлять в составе заявки на электронном носителе в формате Excel.

Источник