Бизнес план для фонда поддержки малого бизнеса
.
Наиболее распространенные и формализованные структуры среди институтов регионального развития – фонды поддержки малого и среднего бизнеса . Данные фонды действуют с разной степенью эффективности во всех регионах России.
На поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 млрд рублей. Кроме того, планировалось увеличение объемов средств федерального бюджета на оказание в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
- на поддержку создания новых малых и средних инновационных компаний — в объеме 2 млрд рублей;
- на реализацию программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах — в объеме 2 млрд рублей;
- на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе — в объеме 1 млрд рублей.
В общей сумме это дает 16 млрд рублей, которые должны были распределяться на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Напомним, что исходные нормативы финансирования через отделения региональных фондов рассчитываются исходя из количества зарегистрированных малых и средних организаций в регионе (по России лимит финансирования составляет 9,89 млрд рублей исходя из расчета 1871 руб. на 1 предприятие без учета региональных различий). Естественно, в реальности эффективность мер поддержки малого предпринимательства в регионах сильно различается, отдаляясь от нормативов.
Среди региональных фондов содействия кредитованию малого бизнеса выделяется фонд Москвы. Он был учрежден правительством столицы в марте 2006 года. Фонд является некоммерческой организацией, основным видом деятельности которой является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, проектному финансированию, банковским гарантиям, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами, а также оказание услуг, относящихся к финансовому посредничеству. Конечной целью функционирования Фонда является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам путем развития в городе Москве системы кредитования МСБ. Финансирование Фонда осуществляется за счет субсидий из бюджета г. Москвы.
Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы было заключено более 1000 договоров поручительства (по кредитным договорам) на общую сумму почти 3,8 млрд. рублей, что позволило привлечь в сферу малого бизнеса кредитных ресурсов в объеме 7,88 млрд. рублей. За весь период деятельности (по состоянию на 1.10.2010г.) Фондом по кредитным обязательствам субъектов МСБ было предоставлено 3 313 поручительств на сумму 12,74 млрд. рублей. Объем привлеченных под поручительства Фонда кредитов составил 25,75 млрд. рублей. Кроме того, Фондом было предоставлено 7 поручительств по договорам о предоставлении банковской гарантии на общую сумму 40,93 млн. рублей. На текущий момент участниками программы Фонда являются 27 банков, среди которых как крупные федеральные игроки (Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ 24, Уралсиб, НОМОС-БАНК, Московский Индустриальный Банк, Промсвязьбанк), так и небольшие московские банки (Кредит-Москва, Банк Образование, Банк Держава).
.
.
Региональные корпорации развития и агентства по привлечению инвестиций
Самым заметным институтом развития на уровне субъектов федерации в России выступают региональные корпорации развития . Правда, даже чисто формально они имеются только в семи регионах – Калужской, Ростовской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской, Самарской, Ярославской областях. Из них реально действующая пока только одна — Корпорация развития Калужской области, выстроенная на базе индустриальных парков (ИП), объединенных в автосброчный кластер. За последние два года объем привлеченных инвестиций в Калужской области составил 2,6 млрд долларов, а общий портфель согласованных инвестиционных проектов превышает 4,5 млрд долларов.
На начальном этапе (2007 год) проекты индустриальных парков субсидировались из бюджетных средств. Но довольно скоро был найден новый механизм. Помимо бюджетного субсидирования он включает привлечение заемных средств под государственные гарантии. Основными партнерами Калужской области в создании инфраструктурных проектов выступают ВЭБ и ЕБРР.
Сегодня на территории трех индустриальных парков Калужской области разместили свое производство 4 иностранных автопроизводителя: Volkswagen AG (ИП « Грабцево»), PSA Peugeot Citroеn-Mitsubishi Motors Corporation (ИП «Росва») , Volvo Truck Corporation (ИП « Калуга-Юг»). Планируется, что 2015 году в регионе будет выпускаться порядка 500 тысяч автомобилей в год, среди которых будет представлено 7 брендов и 25 различных моделей. Совокупные инвестиции автопроизводителей до 2010 г . составили 1,7 млрд долларов. Кроме того, Калужская область активно привлекает производителей автокомпонентов — они уже инвестировали в этот регион $420 млн.
Помимо этого в области формируются кластер биотехнологий и фармацевтики, а также кластер ядерной медицины . Сегодня в регионе работают 39 предприятий фармацевтической отрасли. Объем реализации фармацевтической продукции в 2009 году составил 1491,2 млн рублей. Доля фармацевтического производства в общем объеме промышленной продукции — 0,86%. Производство фармацевтической продукции в 2009 году в сравнении с 2000 годом увеличилось в Калужской области в 46 раз. Большинство крупных инвесторов размещается на территории Обнинского технопарка. Помимо российских компаний («Медбиофарм», «Мир Фарм», «Геленпол», «Биомедицинские нанотехнологии») здесь с 2006 года работает сербская фармацевтическая компания «Хемофарм» (общий объем инвестиций — 32 млн. евро). Кроме того, крупные иностранные фармкампании открывают предприятия на территории технопарка «Грабцево». Berlin-Chemie инвестирует 30 млн. евро в запуск линии упаковки лекарственных препаратов (2013 год) и производство лекарственных препаратов полного цикла (2014 год). Датская компания «Ново Нордиск» вкладывает 100 млн. евро в предприятие по выпуску современных препаратов инсулина. Планируется, что первая линия завода вступит в строй в декабре 2012 года.
.
.
Всего на территории области планируется создать 6 индустриальных парков общей площадью около 2300 га , 22 тыс. новых рабочих мест. Планируемый объем прямых инвестиций до 2012 года составит 200 млрд. рублей. По расчетам, на каждый рубль государственных вложений будет привлечено более 15 рублей частных инвестиций. Объем налоговых поступлений со стороны резидентов парков на период 2010 — 2016 гг. по прогнозам составит 34 млрд. рублей. Затраты Калужской области на развитие парков составят 10 млрд. рублей.
Необходимое условие успеха проекта индустриальных парков — наличие единого оператора по обеспечению взаимодействия с инфраструктурными компаниями. Управление индустриальными парками осуществляет ОАО «Корпорация развития Калужской области». Она организует финансирование инфраструктурных проектов с привлечением кредитных средств под гарантии правительства области, а также осуществляет сопровождение инфраструктурных проектов и развитие инженерной и логистической инфраструктуры парков.
В среднем на создание всей необходимой инфраструктуры «под ключ» в каждом из промышленный парк в Калужской области пришлось около 580 млн. руб. На это пошла выделенная ВЭБом кредитная линия общим размером в 2,4 млрд руб. (см. график 1).
График 1. Распределение целевого кредита Внешэкономбанка на обустройство ОЭЗ в Калужской области
Источник: ОАО «Корпорация развития Калужской области»
Идея ускорения экономического роста региона через создание отдельных индустриальных парков (как другой вариант промышленно-логистических зон) нашла применение и в других регионах России. Главным здесь было решение трех основных проблем: информирование и привлечение конкретного инвестора, снятие административных и правовых барьеров, ускорение сроков оформления необходимой документации и, наконец, подготовка собственно производственной площадки, со всей необходимой инфраструктурой. Как правило, она включает в себя готовые инженерные сооружения (авто, железнодорожные подъездные пути, канализацию, водо, газо и электроснабжение). В отдельных случаях возможно и возведение силами управляющей компании и производственных помещений, позже передаваемых на различных условиях собственности компании-эксплуатанту.
В наиболее развитых и инвестиционно привлекательных регионах (Московская и Ленинградская область) со значительным спросом на землю и большим потенциалом для инвестирования со стороны местных и иностранных компаний возведение индустриальных парков может быть инициативой не только региональных властей, но и муниципалитетов, а сама застройка вестись частной компанией. Региональные власти в этом случае выступают лишь в качестве координатора проекта и обеспечивают необходимую нормативно-правовую базу.
Калужский автокластер в этом смысле скорее счастливое исключение, чем типичный пример эволюции институтов развития регионального уровня.
Помимо Калуги аналогичные институты с 2008 года были образованы еще в 6 регионах России- Ростовской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской, Самарской, Ярославской областей. Но реально к работе они так и не приступили. Если в Ростовской области в итоге стала применяться другая схема создания промышленных зон, без фактического использования Корпорации, то в остальных регионах полномасштабного создания производственных зон так и произошло.
Это можно объяснить следующими факторами. Во-первых, реализация инвестиционной программы в Калужской области опиралась на значительную финансовую помощь федерального центра (через кредиты ВЭБа). Строительство автосборочных предприятий, давших начальный импульс к созданию типовых промышленных парков, также проходило в тесной связи с Москвой. Кроме того, в прочих регионах, начавших создание институтов аналогичной Корпорации развития Калужской области, отсутствовали с одной стороны необходимые финансовые ресурсы. В результате подготовка ограничивалась презентацией для инвесторов и предоставление участка в чистом поле без уже готовой, как в случае с Калугой, инфраструктурой. Отсутствовала и внятная стратегия специализации заявленных проектов. Заявленные проекты не были обоснованы экономически, позиционирование регионы было проведено относительно слабо.
В большинстве регионов роль институтов развития играют структуры относительно более низкого уровня, так называемые агентства по привлечению инвестиций, входящие в состав органов власти региона, либо выведенные в отдельные юридические лица. В качестве примера подобных институтов можно привести Агентство инвестиционного развития Ростовской области или Агентство экономического развития Краснодарского края.
Стратегия работы данных институтов, несмотря на сходство в названии, может весьма сильно различаться, так если в Ростовской области упор делается на привлечение потенциальных инвесторов в индустриальные парки, то в Краснодарском крае региональной содействие получает любой интересный для края инвестор, вне зависимости от конкретного места строительства предприятия. Компенсация затрат на подготовку инвестиционной площадки для инвестора в данном случае может быть произведена из регионального бюджета.
.
.
Свободные и специальные экономические зоны
Еще одним, но особенным, институтом развития на региональном уровне выступают свободные или специальные экономические зоны(сокращенно ОЭЗ или СЭЗ – см. графики 2,3). Эти зоны представляют собой ограниченные территории с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. По своему воздействию они сходны с рассмотренными ранее корпорациями развития или их аналогами. В обоих случаях основное внимание уделяется инфраструктурному развитию региона, а конечной задачей функционирования упомянутых институтов, является создание новых производств или иных видов экономической деятельности в регионе (включая и сферу услуг).
График 2. Региональная структура расходов государственных и местных бюджетов на создание ОЭЗ
Источник: расчеты «Эксперт РА»
График 3. Соотношение источников бюджетного финансирования ОЭЗ
Источник: ОАО ОЭЗ
При этом государство в лице федеральных и региональных властей, во-первых, предоставляет резидентам зон определенные налоговые льготы, а во-вторых (как и случае с корпорациями развития) осуществляет инфраструктурную подготовку площадки. Основная разница между Корпорациями и ОЭЗ заключается в том, что ОЭЗ являются строго территориальными образованиями, локализованными в определенных административных границах с особым режимам деятельности, тогда как создаваемыми под эгидой Корпорации промышленные парки в большей степени привязаны к конкретному инвестору и их строительство в большей степени опирается именно на его потребности.
.
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РФ
Промышленно-производственные ОЭЗ — это обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленно-производственных зон, определяющие их преимущества.
Размещение производства на территории промышленно-производственных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
ОЭЗ ППТ «Липецк» Липецкая область
ОЭЗ ППТ «Алабуга» Республика Татарстан
ОЭЗ ППТ «Моглино» Псковская область
ОЭЗ ППТ «Тольятти» Самарская область
ОЭЗ ППТ «Калуга» Калужская область
ОЭЗ ППТ «Титановая долина» Свердловская область
ОЭЗ ППТ «Узловая»Тульская область
ОЭЗ ППТ «Лотос» Астраханская область
ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат» Московская область
Технико-внедренческого типа ОЭЗ. Расположение ОЭЗ технико-внедренческого типа в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает технико-внедренческие ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
ОЭЗ «Технополис «Москва» Москва
ОЭЗ ТВТ «Дубна» Московская область
ОЭЗ ТВТ «Исток» Московская область
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» Санкт-Петербург
ОЭЗ ТВТ «Томск» Томск
ОЭЗ «Иннополис»
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Располагаясь в наиболее живописных и востребованных туристами регионах России, особые экономические зоны туристско-рекреационного типа предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» Республика Бурятия
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» Алтайский край
ОЭЗ ТРТ «Ворота–Байкала» Иркутская область
Северокавказский туристический кластер – Курорты Северного Кавказа Северный Кавказ
ОЭЗ ТРТ «Завидово» Тверская область
Логистические ОЭЗ. Находясь в непосредственной близости от основных транспортных путей, логистические ОЭЗ могут стать площадкой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также базой для новых маршрутов.
ПОЭЗ «Ульяновск» Ульяновская область
.
При оценке эффективности деятельности ОЭЗ и корпораций развития следует учитывать следующее: Корпорации развития создавались и функционируют в рамках стратегии развития региона и для региона, тогда как федеральные ОЭЗ в теории должны были становится площадками для внедрения в отечественный опыт производственных технологий и т.д. То есть при выполнении определенного плана по инвестициям, созданию новых рабочих мест и налоговым поступлениям цели создания Корпорации можно считать выполненными.
В мировой практике ОЭЗ имеют три основные функции:
- развитие отстающего, либо депрессивного региона,
- вывод на мировой (внутренний) рынки продукции особой товарной группы и являются проводником нового технологического уклада.
В России для реально действующих ОЭЗ налицо определенное противоречие: инвестиционный план выполняется, но при этом ОЭЗ не внесли какого-то либо прорыва в промышленную политику страны. Эффективной данная модель федеральных промышленно-производственных зон могла бы стать при условии ее тиражирования на значительно большее число регионов, чем в настоящее время.
Источники: Эксперт РА ОАО “ОЭЗ”
.
| Пример бизнес-плана резидента Особой экономической зоны ОЭЗ |
Источник
Для помощи предпринимателям государство ежегодно выделяет огромные суммы. Для поддержки малого бизнеса в 2020 году работает ряд госпрограмм, цель которых – содействие субъектам предпринимательства. Многие из них действуют уже на протяжении нескольких лет, но до сих пор не все бизнесмены знают, как ими воспользоваться. Расскажем, какую господдержку в связи с коронавирусом и не только вы сможете получить.
Система поддержки малого бизнеса в РФ
Государство предоставляет предпринимателям различные виды содействия:
- Финансовое – программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб.
- Имущественное – предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков).
- Информационное – путем создания федеральных и региональных информационных систем, официальных сайтов для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями.
- Консультационное – поддержка малого предпринимательства в 2020 году подразумевает оказание содействия в виде профессиональных консультаций.
- Образовательное – разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников.
Безвозмездная помощь государства малому бизнесу в связи с коронавирусом
Малым и средним предприятиям из пострадавших сфер экономики государство предоставит прямую безвозмездную финансовую помощь. Выплаты еще не начали, так как нет утвержденного порядка. О том, как будут назначать выплаты в мае и июне 2020 года, Владимир Путин сообщил на совещании с Правительством 15 апреля 2020 года.
Малым и средним организациям и ИП из пострадавших сфер экономики предоставят прямую безвозмездную финансовую помощь. Пострадавшие отрасли Правительство утвердило своим постановлением от 03.04.2020 № 434. В перечне уже названы общепит, сфера услуг и развлечений, гостиничный бизнес, кинотеатры и еще десяток отраслей. Перечень планируют расширять, в частности, добавить торговлю непродовольственными товарами.
Размер выплаты будут рассчитывать с учетом общей численности работников и из суммы МРОТ в размере 12 130 руб. в месяц на каждого сотрудника (стенограмма речи Президента от 15.04.2020). Например, если в штате 100 человек, то размер помощи за месяц составит 1 213 000 руб. (100 чел. × 12 130 руб). Выплата будет действовать два месяца. По итогам апреля ее выплатят в мае, а по итогам мая – в июне.
Чтобы получить помощь, нужно сохранить не менее 90% рабочих мест по отношению к 1 апреля. Это обязательное условие предоставления гранта.
Первые выплаты бизнес начал получать с 18 мая, как это поручил сделать Президент. Таким образом, средства за апрель могут начать выплачивать с 18 мая 2020 года, а помощь за май – в июне (стенограмма речи Президента от 15.04.2020). Всего этой программой будет охвачено более 0,5 млн представителей малого и среднего бизнеса, в котором трудятся более 3 млн сотрудников.
Учесть расходы и подготовить документы вам поможет бухгалтерский аутсорсинг «Главбух Асcистент». Эксперты решат ваши проблемы с бухгалтерией и кадровым учетом, а еще подскажут, как использовать все последние изменения в законе, чтобы снизить расходы бизнеса.
11 мая 2020 года Владимир Путин выступил с очередным обращением и объявил о новых видах поддержки:
- Кредит размером до шести МРОТ на каждого сотрудника смогут получить компании из наиболее пострадавших отраслей и социально ориентированные НКО.
- Льготная кредитная ставка составит 2% годовых.
- Если в компании через год будут работать хотя бы 90% сотрудников, государство спишет ей весь кредит и проценты по нему.
- Если в компании через год будут работать от 80% до 90% сотрудников, государство спишет ей половину кредита и процентов.
Самозанятым из Москвы, Татарстана, Московской и Калужской областей вернут подоходный налог, заплаченный за 2019 год
Каждый официально оформленный самозанятый сможет сэкономить на выплате налогов сумму в размере одного МРОТ.
Малые и средние предприниматели смогут претендовать на долю из 12 миллиардов рублей, которые регионы получат для микрофинансовой поддержки ИП, семейных предприятий, небольшого бизнеса.
Если вы работаете в одной из наиболее пострадавших отраслей, с вас спишут все налоги за второй квартал, за исключением НДС (а еще эта мера распространяется на социально ориентированные НКО).
Следите за последней информацией в статье с практическими советами для бизнеса при коронавирусе.
Приоритетные направления для господдержки в 2020 году
На финансовое содействие в рамках программы поддержки малого бизнеса 2020 года претендовали многие предприниматели. Но деньги между соискателями распределяют неравномерно. Российское правительство выделяет приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. Прежде всего, это сельскохозяйственная сфера – производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей. Среди других направлений, которым господдержка оказывается в первую очередь можно выделить:
- Производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости.
- Система здравоохранения.
- Экологический туризм.
- Коммунальные, бытовые и прочие услуги.
- Социальное предпринимательство.
- Инновационные технологии.
В отдельных регионах приоритеты иные – в зависимости от того, какая область производства или услуг там считается уязвимой. Владельцы предприятий в этих сферах могут гарантированно рассчитывать на помощь в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2020 года.
Читайте также: 100 идей для бизнеса в 2020 году
Условия программ поддержки малого бизнеса: кому поможет государство
Действующие программы поддержки малого предпринимательства 2020 года ориентированы на компании и организации с определенной численностью сотрудников и размером годового оборота. К категории СМП (субъектам малого и среднего предпринимательства) относятся предприятия со штатом не более 250 человек и с максимальным оборотом до 2 млрд. руб. в год.
Дополнительные требования:
- Срок деятельности фирмы – не более 2 лет.
- Обязательная регистрация субъекта в налоговой.
- Отсутствие долгов по налогам и социальным отчислениям в Пенсионный фонд, ФОМС, соцстрах.
- ООО или ИП включены в реестр СМП на сайте ФНС.
Для получения финансовой помощи на открытие или развитие собственного дела нужно предоставить подробный бизнес-план. Полученные средства важно расходовать по назначению. Различают несколько направлений субсидирования – на приобретение оборудования, сырья, компенсация затрат на аренду и др. По всем видам расходов требуется строгая отчетность в соответствующие организации.
Читайте также: Ответы экспертов на самые частые вопросы о господдержке
Поддержка малого предпринимательства в 2020 году: куда обращаться
Помощь, предусматриваемую мерами государственной поддержки малого бизнеса в России в 2020 году, оказывают разные инстанции. К ним относятся:
- Администрация города – предоставление необходимой информации.
- ТПП (Торгово-промышленная палата) – бесплатное консультирование по вопросам права, развития компаний, маркетинга и др. Оказание помощи для участия малого и среднего бизнеса в выставках федерального и международного уровня.
- Фонд поддержки предпринимательства – проведение профессиональной экспертизы бизнес-проектов, составленных предпринимателями. В случае их одобрения – выделение финансирования на развитие предприятия.
- Бизнес-инкубаторы – создание эффективной инфраструктуры: предоставление площадей под офис, бизнес-консультации, рекламные проекты, содействие в привлечении инвестиций.
- Венчурные и гарантийные фонды – финансовая помощь перспективным стартаперам и молодым бизнесменам, выделение грантов.
- Центр занятости населения – поддержка безработных граждан, которые планируют открыть свое дело.
- Фонд содействия кредитованию малого бизнеса в Москве (фонд поддержки малого предпринимательства) – Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд) помогает малым и средним компаниям привлечь финансирование при нехватке обеспечения (залога). Фонд выступает Поручителем за субъекты МСП Москвы перед банками-партнерами и другими кредиторами.
Здесь стоит также отметить, что с конца 2019 года заработала онлайн-платформа забизнес.рф, с помощью которой предприниматели могут заявлять о давлении на них. Обращения обрабатывают сотрудники аппаратов силовых ведомств. Для подачи жалобы необходимо зарегистрироваться, описать ситуацию и приложить необходимые документы, фото- или видео-материалы.
Виды господдержки малого бизнеса 2020
Любому коммерческому предприятию важнее получить «живые» деньги на развитие предприятия, чем консультацию. Господдержка малого бизнеса в 2020 году предусматривает выделение предпринимателям 15 млрд рублей. Существует несколько вариантов получения финансирования.
1. Субсидия начинающим предпринимателям
Финансирование по линии Министерства экономики и развития предусматривает выделение безвозмездной субсидии для владельцев компаний, действующих на рынке менее 2 лет. Максимальный размер – 500 000 руб. Деньги выделяются на конкурсной основе – его условия и сроки оглашаются заранее.
Полученные средства нужно использовать на указанные цели. Нецелевые траты – повод для возврата денег государству. Преимущество при распределении субсидий отдают предприятиям сельского хозяйства, организациям, которые занимаются народно-художественным промыслом, выпуском товаров народного потребления.
Повышенные шансы получить субсидию – у предпринимателей, развивающих социальные или экспортно-ориентированные проекты, а также у обладателей социальных льгот:
- людей с ограниченными физическими возможностями;
- матерей (отцов), воспитывающих детей в одиночку;
- если в семье доход ниже прожиточного минимума.
Не упустите возможность сэкономить на бухгалтерии и кадровом учете с помощью специального сервиса для малого бизнеса. В каждый тариф включены бухгалтер, кадровик, юрист и возможность проверки контрагентов.
2. Субсидия от Центра занятости
Государственная служба занятости выдает субсидии безработным россиянам, планирующим открыть собственное дело. В рамках безвозмездного финансирования малого бизнеса государством в 2020 году выделяется на открытие ИП 60 000 руб. Сумма скромная, но и условия для получения мягкие: нет конкурсного отбора, отсутствуют жесткие требования к составлению бизнес-плана. Важное условие: подавать заявку на получение финансовой помощи можно только до момента регистрации в качестве ИП.
Подробнее читайте тут: Как получить субсидию центра занятости на открытие бизнеса
3. Льготное кредитование
Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в 2020 году предусматривают финансовую поддержку при потребности в кредитовании. У предпринимателя три варианта:
- Оформить в банке заем, а затем получить субсидию в объеме процентной ставки.
- Оформить на небольшой срок микрозайм на сумму 10-100 тыс. руб. под 5-10 % годовых. Обязательное условие – финансовое обеспечение (оборудование, мат. активы, недвижимость).
- Оформить льготный займ, обратившись за поручительством в гарантийный фонд.
Лояльные условия предоставляются владельцам предприятий в сфере АПК: ставка по кредиту для них составит не более 5%. Остальное компенсирует Министерство сельского хозяйства.
15 января 2020 года в рамках ежегодного послания Совету Федерации Владимир Путин предложил еще 5 дополнительных мер поддержки:
- стабильные налоговые условия на шесть и более лет, а для крупнейших проектов – на 20 лет;
- регламентация работы контрольно-надзирательных органов;
- гибкий режим правового регулирования, который позволит внедрять инновационные разработки, проекты и технологии;
- повышение уровня инвестиционных вложений в приоритетные направления;
- совершенствование программы льготного кредитования, разработанной Центробанком, совместно с другими банками, как ключевая поддержка малого бизнеса.
Читайте также: 12 способов экономии на налогах
Конкурсные программы
Весомая поддержка государством малого бизнеса 2020 – конкурсные федеральные программы, в рамках которых начинающий бизнесмен может рассчитывать на получение внушительных сумм – до 25 млн руб. Реализацией программ занимается Фонд содействия инновациям – государственная организация, которая имеет представителей в разных регионах. Подать заявку можно на сайте организации https://fasie.ru/ или в ее региональном представительстве.
Программа | Объем финансирования | Приоритетные направления | Условия получения | Цель программы |
Умник | До 500 000 руб. | Инновационные технологии | Возраст до 30 лет | Развитие научно-исследовательских проектов |
Старт | До 10 млн руб. | Производство новых товаров, услуг, технологий | Наличие инвестора, готового профинансировать второй этап проекта в сумме, равной гос. поддержке | Помощь бизнесменам, разрабатывающим новые технологии |
Развитие | До 20 млн руб. | Активно развивающиеся компании, вкладывающие при производстве продукции большие суммы в научные исследование | Опыт создания наукоемких продуктов и их реализации, планы по освоению новых видов продукции | Развитие компаний, стремящихся к модернизации, созданию дополнительных рабочих мест |
Интернационализация | До 15 млн руб. | Компании по производству высокотехнологичной продукции | Опыт поставок продукции за границу | Увеличение количества предприятий, осваивающих выпуск инновационной продукции на экспорт |
Коммерциализация | До 15 млн руб. | Разработка импортозамещающих проектов, перспективная коммерциализация | Завершение стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ | Улучшение условий для организаций, которые планируют увеличивать объемы выпуска инновационной продукции |
Кооперация | До 25 млн руб. | Компании с опытом производства и реализации собственных наукоемких товаров | Наличие соглашения между компанией и индустриальным партнером | Развитие партнерских отношений между предприятиями малого и среднего, крупного бизнеса |
Ограничения в получении помощи от государства
В рамках реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2020 помощь оказывается предпринимателям в различных сферах. За исключением нескольких направлений, которые станут препятствием для получения финансовой помощи от государства. Не выдадут субсидию на производство алкоголя (в том числе и слабого, например, пива), табачной продукции. При открытии страховой или банковской организации придется тоже рассчитывать только на свои силы.
Читайте также: Банкротство предприятия: как не потерять бизнес – пособие для малого бизнеса
Уменьшит шансы на выдачу финансовой поддержки плохо составленный бизнес-план. В документе следует четко обосновать сроки окупаемости проекта, его значимость, размеры предполагаемой прибыли. Нельзя получить субсидию, если компания начала процедуру банкротства.
Автор: Ирина Климакина
Смотрите также вебинар с экспертом Бизнес.ру:
Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.