Бизнес план детского клуба робототехники
Rusbase
Как открыть детский клуб робототехники за 5 шагов
Мы продолжаем серию публикаций о том, как запустить собственный бизнес в разных сферах. У нас уже есть инструкции для тех, кто хочет открыть кофейню, отель, салон красоты и цветочный магазин. В этот раз поговорим о том, как открыть детский клуб робототехники.
Инструкцию из пяти шагов подготовил Павел Фролов — основатель компании «Роббо», которая производит робототехнические конструкторы. Свой первый детский кружок компания открыла в 2015 году, а сегодня в России и других странах работают уже 110 «Роббо Клубов». Из них 11 — собственные, а остальные открыты партнерами по франшизе.
Рынок EdTech растет бурными темпами, ежегодно прибавляя 100–150%. Основные факторы роста — увеличение числа детей (всплеск рождаемости наблюдался в 2008–2016 годах) и усиление спроса на дополнительное образование в целом. Кроме этого, мы видим и переориентацию спроса: растет интерес к программам интеллектуального развития, к техническому образованию. И это логично: уже в недалеком будущем, когда всю монотонную работу будут делать роботы, самые перспективные и высокооплачиваемые профессии будут связаны с обслуживанием, ремонтом, созданием и программированием роботов.
Сегодня в России работает примерно две тысячи робототехнических кружков, но этого слишком мало для удовлетворения спроса. Основные участники рынка — сети школ «Роббо Клуб», «Лига роботов», «Роботрек», Start Junior. Есть еще больше десятка локальных сетей, в которых от 10 до 50 кружков. Мы ожидаем, что в течение ближайших пяти лет российский рынок EdTech вырастет в 10 раз.
Павел Фролов
основатель компании «Роббо»
По нашим оценкам, порядка 90% кружков в России работают по франшизе. Поэтому выйти на рынок проще именно по этой схеме. Однако можно открыть клуб робототехники самостоятельно, закупив оборудование зарубежных или российских производителей (Lego, «Роббо», Fischertechnik, VEX, ТРИК, Huna-MRT, RoboRobo, «Амперка»).
Этапы открытия будут теми же, что и при запуске кружка по франшизе, но с одним дополнительным и очень непростым шагом: придется самостоятельно разрабатывать учебную программу, составлять поурочные планы и придумывать сценарии мероприятий. Для этого нужно хорошо знать выбранное робототехническое оборудование и иметь опыт ведения уроков для детей.
В условиях недостатка профессиональных преподавательских кадров в технической сфере слабая и непроверенная учебная программа может стать причиной провала бизнеса. Как правило, методические материалы у компаний-франчайзеров детально проработаны и проверены временем.
Павел Фролов
основатель компании «Роббо»
При выборе франшизы нужно обратить внимание на следующие аспекты:
Какое оборудование используется. От этого зависит глубина образовательного процесса и уровень вовлечения детей в творческий процесс. Принципиально оборудование можно разделить на два класса: созданное по принципам закрытого или открытого программного обеспечения.
- Закрытое ПО и оборудование позволяет собирать робота по схеме из готовых блоков. Посмотреть, что там внутри, или отойти от разработанных шаблонов невозможно.
- Открытое ПО и оборудование дает возможность разбирать каждую деталь «до винтика», улучшать и создавать принципиально новые устройства.
Таким образом, в первом случае кружок носит скорее развлекательный характер, во втором — позволяет разобраться в азах программирования и робототехники.
Один из самых сложных моментов бизнеса — найти и обучить педагогов. Лучше выбрать франшизу, которая предусматривает помощь в поиске преподавателей, их обучение, предоставление полного пакета методологической поддержки с поурочными планами.
Хорошо, когда не только продумана базовая программа занятий для разных возрастных групп, но и разработаны дополнительные программы (для школьных каникул, тематические мастер-классы к праздникам и интересным датам, квесты, экскурсии, соревнования). Это повышает рентабельность бизнеса.
Идеально, если франчайзер предоставляет маркетинговую и пиар-поддержку. Как правило, это делают крупные федеральные сети, которые вкладывают в продвижение своего бренда. Известное, можно сказать «раскрученное» название клуба — важное преимущество на старте.
Не отказывайтесь от помощи специалистов
Если вы решите открыть свой кружок, не покупая франшизу, сосредоточьтесь на самых важных задачах, а сопутствующие отдайте на аутсорс. В B2B-магазине Rusbase в режиме «одного окна» собраны сервисы для вашего бизнеса: здесь вы найдете надежных поставщиков юридических и IT-услуг, вместе с профессионалами проведете инвестиционную диагностику бизнеса перед запуском и воспользуетесь сервисами для анализа эффективности вашей рекламы.
Шаг 2. Зарегистрируйте бизнес
Регистрируйте ИП и выбирайте ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых». Важное требование при работе в сфере образования — отсутствие судимости у будущего предпринимателя. Справку можно получить через портал Госуслуги в течение 30 дней. На регистрацию ИП и открытие расчетного счета нужно потратить около 15 тысяч рублей.
Наиболее удобная и простая система налогообложения — патент. Его стоимость зависит от региона и составляет в среднем 20 тыс. рублей в год.
Для обучения детей придется получить лицензию на образовательную деятельность. Сначала подается заявление в Роспотребнадзор, который проводит проверку и дает заключение о том, что помещение соответствует нормам. С этим документом нужно обратиться в комитет по образованию, предоставить учебную программу, сведения о педагоге (педагогах) и получить лицензию. Требования Роспотребнадзора к помещениям регламентируются СанПиН 2.4.4.3172-14.
ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии, но в процессе работы важно соблюдать правила пожарной безопасности.
Шаг 3. Арендуйте помещение
Для клуба робототехники нужно помещение площадью 40 кв. м, из которых 20–25 кв. м занимает учебный класс, остальное пространство — зона ожидания для родителей, ресепшн и санузел. В клубе может быть два класса, тогда нужно искать помещение 65–75 кв. м. Из мебели понадобятся столы, стулья, стеллажи.
Где лучше расположить клуб:
- в торговом центре, рядом с детской зоной;
- в школе, в вузе;
- в библиотеке;
- в бизнес-центре (1 этаж);
- в здании с отдельным входом.
Критерии при выборе помещения:
- Наличие или возможность установки видеонаблюдения, высокоскоростного интернета.
- Этажность: 1–2 этаж (не цоколь и не подвал).
- Обязательно наличие окон, вентиляции.
- Благоприятно соседство со школами, детскими садами, торговыми центрами, жилыми кварталами.
- Транспортная доступность.
Шаг 4. Наймите и обучите преподавателей
Найти преподавателей, пожалуй, самая сложная задача. Мы столкнулись с тем, что профессиональные педагоги не обладают необходимым уровнем технических знаний, а ИТ-специалисты не имеют опыта работы с детьми. Именно здесь наиболее важна поддержка головной компании.
Для того чтобы найти преподавателя, нужно разместить объявление о вакансии, провести собеседование с кандидатами, обучить выбранного специалиста по работе с конкретным оборудованием. Некоторые франчайзеры, в том числе и мы, помогают подобрать и обучить персонал. У нас есть специальные курсы для будущих преподавателей робоклубов, которые, кстати, может пройти любой желающий бесплатно.
Павел Фролов
основатель компании «Роббо»
Для начала работы с детьми у педагога должны быть:
- справка об отсутствии судимости;
- санитарная книжка;
- диплом о педагогическом образовании или сертификат о курсах переподготовки с квалификацией «преподаватель».
Рекламу будущего клуба можно начинать с момента регистрации предприятия. Общие затраты на маркетинг на старте — 300 тыс. рублей на 3 месяца. Затем — от 20 тыс. рублей в месяц. Главный принцип: помните, что ваши клиенты — не дети, а их родители. Поэтому рекламные сообщения должны быть адресованы им.
Офлайн-продвижение:
- Не стоит пренебрегать собственным окружением (друзья, знакомые, соседи, родственники): так запускается «сарафанное» радио;
- Торговые центры (проведение мастер-классов и квестов);
- Школы, сады (информирование об открытии кружка, раздача листовок, проведение ознакомительных мастер-классов);
- Площадка клуба (наружная реклама и проведение мастер-классов и квестов);
- Окружение клуба и партнерство (размещение объявлений в районе клуба);
- Участие в городских тематических мероприятиях, посвященных детскому образованию и развитию, ярмарках, праздничных событиях.
Oнлайн-продвижение:
- Социальные сети: «ВКонтакте», Instagram, Facebook (SMM и таргетинговая реклама);
- Поисковики: Yandex, Google (контекстная реклама).
Примерный финансовый план
- Регистрация и патент — от 35 тыс. рублей
- Паушальный взнос — от 150 до 300 тыс. рублей
- Оборудование класса на 8 учебных мест (ноутбуки, робототехнические конструкторы, 3D-принтер, 3D-ручки и т.д.) — около 530 тыс. рублей
- Аренда помещения — 20–32 тыс. рублей в месяц
- Ремонт, дизайн — 30 тыс. рублей
- Мебель — 35 тыс. рублей
- Рекламный бюджет на первый месяц — 100 тыс. рублей
Итого: от 900 тыс. до 1,1 млн рублей
- Аренда — 20–32 тыс. рублей
- Фонд оплаты труда — 700–1000 рублей за занятие, 20–25 тыс. рублей в месяц (один преподаватель)
- Реклама — 20–30 тыс. рублей в месяц
- Роялти — 10–15 тыс. рублей в месяц
Итого: 70–102 тыс. рублей в месяц
- 120 детей в месяц — пропускная способность одного класса
- 3 тыс. рублей в месяц — средняя стоимость абонемента в месяц
- 360 тыс. рублей — максимальная выручка с одного класса в месяц
- от 150 до 290 тыс. рублей — прибыль с одного класса в месяц
- от 5 месяцев — окупаемость инвестиций в открытие
На открытие кружка робототехники потребуется месяц (или больше, в зависимости от скорости получения лицензии) и в среднем 1 млн рублей первоначальных вложений. Как правило, кружок становится безубыточным с первого месяца работы. Окупаемость проекта зависит от количества привлеченных детей.
Основной доход приносят уроки в рамкой базовой программы для детей разных возрастных групп. Занятия в клубе могут посещать до 120 детей в месяц, при достижении этой цифры окупаемость проекта составит 5–6 месяцев. В небольших городах, где учеников будет меньше, окупаемость проекта составит около года. Дополнительный доход приносят мероприятия: выездные и клубные мастер-классы, соревнования, квесты для широкого круга участников. Они также выполняют рекламную роль: часто посетители таких мероприятий покупают абонемент.
При успешном старте первого кружка можно планировать развитие сети в своем городе или районе. Открывать следующие точки стоит за 3 км друг от друга. Расширять бизнес проще: регистрация есть, сарафанное радио работает, процедура запуска отработана и понятна. Даже преподавателей можно «делить» между точками. К примеру, около 15% наших франчайзи имеют по 2–3 кружка.
Сервисы и услуги для бизнеса в нашем B2B-магазине позволят избежать непредвиденных проблем на старте вашего дела.
Выбрать поставщика для бизнеса
Источник
Привет Хабр! Сегодня я бы хотел рассказать о нашем опыте открытия кружка детской робототехники и о тех нюансах, которые возникли в процессе.
На данный момент наша команда развивает небольшую сеть детских центров робототехники на Юге России. Первый центр мы открыли в сентябре 2017 года. Так как команда достаточно умелая, от франшизы мы решили отказаться сразу. Нам казалось: что может быть проще, чем написать свою небольшую образовательную программу? Наборы лего робототехники стоили каких-то заоблачных денег, которых на момент старта ни у кого из нас не было. Поэтому вполне логичным шагом стала разработка учебной программы по электронике и роботам на основе arduino.
Население города, в котором планировалось открыть первый центр насчитывало всего 40 000 человек. На занятия мы принимали детей от 7-ми лет. Путем сложных математических вычислений было выяснено, что в городе с данной численностью потенциально на робототехнику может ходить 200 человек. Посчитав все цифры, нам показалось, что данный вид деятельности может приносить хороший заработок. Если учесть еще то, что мы очень любили робототехнику и готовы были ее преподавать, то мы были в полном восторге.
Открытие намечалось на начало сентября, закупать все необходимое и писать образовательную программу мы начали в середине июля. Первым делом наиболее ответственный член команды открыл на себя ИП для официального оформления трудовой деятельности. Основным видом деятельности выбрали содержание досугового центра для детей. (уже точно не помню, какой ОКВЭД)
Дело в том, что для того, чтобы официально преподавать, нужна образовательная лицензия. Получить ее крайне сложно, долго и дорого. Если выбрать путь досугового центра, то возникает всего два ограничения: мы не можем писать в рекламе и публично говорить о том, что занимаемся образованием детей, и мы не можем выдавать официальные сертификаты о том, что ребенок прошел образовательный курс. Во всем остальном досуговый центр практически ничем на момент старта не отличается от образовательного учреждения.
Аренда помещения в 15 кв. м в центре города нам обошлась по 450 рублей за кв. м. На поиск помещения ушла неделя времени. Парты и стулья мы попросили в ближайшей школе. Списанная мебель, десятилетиями хранившаяся в подвале, внушала мало доверия. Мы ее перекрасили и поменяли столешницы. Стеллажи купили в Леруа Мерлен. Стоят они не так дорого, но что важнее – идеально подходят для центра робототехники. Доску и оставшуюся мелочь приобрели у местных поставщиков. Оборудование, необходимое для занятий, а именно множество различных электронных компонентов, провода и батарейки были заказаны в Китае.
Спустя пол месяца работы у нас было оборудованное помещение, наборы электроники путешествовали где-то по миру в поисках адресата. Дело осталось за малым: найти первых клиентов. Мы начали посещать всевозможные мероприятия, таскали с собой небольших роботов и раздавали листовки. За весь август таким образом к нам записалось 8 человек, что как раз составляет одну группу. Дети набирались как-то вяло, и мы не могли понять: почему? Сейчас, спустя продолжительное время и набитые шишки, я понимаю, что мы делали не так практически все, что можно было делать не так. Самая грубая ошибка, которую мы допустили, – мы думали, что наши клиенты – дети. На самом деле наши клиенты – это родители, ведь именно за ними последнее слово и они платят за ребенка деньги. Поэтому всю рекламу нужно ориентировать в первую очередь на родителей школьников. Расклейка объявлений в местах скопления родителей и посещение школьных собраний дало взрывной характер: каждый день записывалось минимум 3 человека.
Вторая ошибка, которую мы допустили, – слишком полагались на соцсети. В таком маленьком городе интернет реклама не работает вообще. То есть совсем. О каком – то SMM продвижении говорить даже не приходится. Пожалуй, единственный источник рекламы – «сарафанка». Главная проблема сарафанки – это проблема курицы и яйца. О вас не заговорят, пока о вас не будет знать много людей, но о вас не узнает много людей, пока о вас не заговорят. Исходя из этого, нужно продвигать рекламу всеми возможными методами, пока не наберется наименьшее количество людей, которое о вас узнает и сможет запустить сарафанку. Этот момент вы определите без труда: в один из дней вам просто начнут звонить через каждые пол часа и узнавать подробности детской робототехники.
Конкурентов в городе у нас не было совсем. Ни прямых, ни потенциальных. Техническим развитием детей не занимался никто, поэтому с этой стороны мы могли дышать свободно.
В сентябре мы начали занятия с первой группой в 8 человек. Вначале изучали основы электроники и электричества, учились собирать различные схемы. Основная запись у нас началась в сентябре – октябре. В среднем, набирали новую группу каждые две недели.
Политика ценообразования с нашей стороны была проведена достаточно банально: мы посмотрели, сколько берут за подобные занятия в ближайшем крупном городе. Оказалось – 500 рублей. При 8 – ми занятиях в месяц выходит 4000 рублей. Нам это показалось неимоверно много, да и в маленьком городе такие деньги никто бы не заплатил. Мы просто прикинули, что в наших условиях проводить занятия по 150 рублей будет достаточно, с этого и начали. Через 2 месяца поняли, насколько мы ошиблись, и пришлось повышать цену, что прошло со скрипом среди родителей. Мы совершенно не учли, что посещаемость детей на занятиях колеблется на уровне 80 %, что уже убирает часть потенциальной прибыли. Так же нам постоянно приходилось докупать новые электрические компоненты, так как дети часто их теряли или сжигали.
Образовательную программу, интересную детям сходу написать так же не получилось. То, что нам казалось банальным и понятным, дети не понимали, обратное так же справедливо. На данный момент у нас написано множество учебных программ: по основам электроники и электричества, основам программирования игр в Scratch, программированию Arduino, 3D моделированию и других. Нам приходится постоянно подстраивать программы под детей, иначе они теряют интерес к занятиям и уходят. Главное в занятиях робототехники – это максимально заинтересовать ребенка. Создать условия, чтобы сложное техническое обучение проходило в понятной для него форме. Создать такую обстановку сходу у нас не получилось.
Только через полгода нам удалось более-менее отработать большинство процессов обучения и управления, чтобы занятия детской робототехникой с нашей стороны перестали быть каторгой и начали приносить удовольствие и постоянный доход. За это время мы открылись еще в двух небольших городах на тех же условиях и планируем продолжить экспансию провинции. Так же за это время наши дети поучаствовали в нескольких крупных соревнованиях, и во всех заняли первое место. Отдельной темы заслуживает сравнение разработанной нами технической программы со стандартной программой на лего – робототехнике. Наша показала себя на голову выше со всех возможных сторон.
Источник