Бизнес план азс в казахстане

Бизнес план азс в казахстане thumbnail

Стоит ли говорить, что за счет увеличения транспорта на дорогах в Казахстане растет и количество автозаправочных станций (АЗС). Появляются не только крупные сетевые заправки, но и АЗС, которые принадлежат малому бизнесу. Корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz» поговорил с владельцем АЗС, расположенной по трассе Нур-Султан – Щучинск, Владимиром Чекановым, чтобы узнать, сколько ему потребовалось средств для строительства заправки и с какими сложностями он столкнулся.

– Как вам пришла идея открыть АЗС?

– У меня давно была мечта открыть автозаправочную станцию. Эту идею я вынашивал почти десять лет и в 2008 году решил ее реализовать. В тогда еще Астане (сейчас Нур-Султан) я работал в сфере горюче-смазочных материалов с 90-х годов, поэтому имел представление об этом рынке. Для того чтобы спроектировать, построить заправку, потребовалось 32 млн тенге. Такой суммы у меня не было, и в том же 2008 году мы с супругой решили за 9 млн тенге продать квартиру в столице, в которой мы тогда жили. Ведь нужно было иметь средства для приобретения земельного участка, найма проектировщиков АЗС. Уточню: стоимость строительства заправочной станции напрямую зависит от ее месторасположения. Если АЗС планируется разместить в черте города, то объем инвестиций будет намного выше, чем если бы станция размещалась, как у нас, на трассе.

– Сколько времени у вас занял процесс оформления земли под заправку?

– На оформление документов по земельному участку под АЗС площадью 1 гектар ушло около года, сейчас этот процесс не такой длительный. В 2008 году найти фирму, которая взялась бы за проектирование заправки и бистро при ней, было очень сложно. Но нам удалось в столице найти таких специалистов, они взялись за наш проект, хотя ранее никогда не проектировали автозаправочные станции. Уточню: площадь АЗС не занимает всю площадь участка в 1 га, ее площадь не превышает 145 кв. метра. При заправке также есть небольшой магазин и бистро.

– В какую сумму обошелся участок?

– В 2008 году наш участок стоил 250 тыс. тенге. В Нур-Султане в настоящее время участок площадью в 1 га будет стоить как минимум в 4 раза дороже – цена будет зависеть от района.

Сколько на тот момент стоили услуги по проектированию?

– Услуги проектировщиков обошлись в 350 тыс. тенге – в 2008 году эта была огромная сумма, даже несмотря на то, что мы договорились о скидке. В настоящее время такие услуги будут стоить от 2 млн тенге. Кстати, проектирование АЗС – очень трудоемкий процесс, так как необходимо спроектировать несколько локаций и при этом учесть все нормы безопасности и эргономику.

– Насколько долгим оказался процесс строительства АЗС?

– Строительство заправки длилось около семи лет. Объект можно было закончить и раньше, но, к сожалению, у нас не хватало средств. К тому же в то время, кроме проекта по запуску АЗС, я работал на другой работе. Поэтому, чтобы координировать проект по АЗС, мне приходилось брать отпуск за свой счет, у меня была возможность приезжать на заправку только в строго определенное время.

– Где закупали оборудование, стройматериалы?

– Все стройматериалы, емкости для бензина и дизельного топлива приобретались у казахстанских производителей: частично в столице, частично в Кокшетау. Все комплектующие для заправочной станции очень дорого стоят. Например, одна стела, на которой отображаются цены на бензин и дизтопливо, стоит около 1,5 млн тенге.

– Какие трудности возникли при открытии бизнеса?

– Основная проблема, с которой столкнулся, – банки не хотели кредитовать мой проект под залог земельного участка, под АЗС. Хотя на участке уже были выстроены некоторые конструкции, был возведен навес, но площадка еще не была асфальтирована. Но банки столицы, Кокшетау, Щучинска отказывали в финансировании под залог участка, потому что АЗС не было введено в эксплуатацию. Банки не хотели нести риски, предоставляя кредит на сумму около 25 млн тенге под залог участка стоимостью 250 тыс. тенге – все конструкции на участке банки не учитывали. Частично собрать нужную сумму на проект мне помогли друзья. Также, как я говорил ранее, пришлось продать квартиру, в которой мы жили с супругой, и переехать в небольшой поселок в Акмолинской области. Но все равно этих средств не хватало. Заправка была построена в 2015 году, но не запущена, потому что средств на покупку бензина и дизельного топлива не хватало. На протяжении года после завершения строительства АЗС у меня было желание продать заправочную станцию. Подходило время, когда нужно было рассчитываться по долгам. Я снова обратился в банки за финансированием, но они не смогли предоставить мне нужную сумму, потому что им нужно было показать обороты по АЗС, которых у меня на тот момент не было.

Оперативно получить финансирование мне удалось в микрофинансовой компании KMF. Размер первого транша составил 7,5 млн тенге. На эти средства были приобретены бензин и дизельное топливо. Закрыть кредит удалось досрочно, второй заем уже оформлял на 18 млн тенге.

b7f11302a50d91f9e7f5f7bf863.png

– Для того чтобы запустить АЗС, сколько топлива потребовалось приобрести?

– Для начала желательно купить минимум 30 кубов: по 10 кубов АИ-92, АИ-95 и дизтоплива.

– Насколько тяжело было найти поставщика качественного топлива?

– Первые два года мы работали с перекупщиками бензина. После стали сотрудничать с компанией Petrosun, которая реализовывала бензин по выгодным ценам. При этом объемы поставок топлива можно координировать самостоятельно – нет каких-то минимальных лимитов по закупке бензина.

Ранее на рынке не было бензина, который продавался бы по низким ценам. Поэтому для того, чтобы приобрести бензин, мне приходилось обращаться в Кокшетау или в Щучинск к перекупщикам топлива, у них накрутка на цену составляла 5-10 тенге. Мне приходилось идти на этот шаг, потому что бензин у крупных поставщиков можно было покупать только в больших объемах – вагонами. Мелкой розницей они не занимались.

– Приходилось ли вам обращаться в специальные лаборатории для определения качества бензина? Хотя бы при заключении договора с поставщиками топлива.

– Когда АЗС приобретает бензин, то поставщик топлива обычно выдает сертификат, паспорт качества бензина, где указывается, соответствует ли он стандартам. Поставщики бензина несут ответственность за качество. По моей информации, экспертиза бензина в среднем стоит 30 тыс. тенге.

– Сколько ГСМ в месяц вы реализуете?

– В летний сезон – около 50 кубов АИ-92 и около 40 кубов дизтоплива. Зимой – в два раза меньше.

– Окупились ли уже ваши инвестиции, вложенные в бизнес?

– Нет. Предполагаю, что вложения окупятся через три года. АЗС – это довольно прибыльный бизнес, но главное – выбрать правильную локацию для заправки. Это очень важно. Если в черте города, где насыщенный трафик машин, то бизнес быстро окупится. Реализация бензина – сезонный бизнес. Летом спрос на бензин повышается, а зимой – резко падает. В некоторые зимние месяцы мы даже уходили в минус – несли убытки.

– Как часто АЗС проверяют пожарные и другие службы?

– Нечасто, в настоящее время действует мораторий на проверку МСБ.

– Какая техника безопасности существует на АЗС, для того чтобы избежать форс-мажорных ситуаций?

– Поставщики, так же как и АЗС, исполняют все нормы техники безопасности. Бензин и дизельное топливо доставляется до АЗС только в то время, когда температура воздуха не превышает определенной отметки. В жаркий период поставки осуществляются рано утром, в 7-8 утра.

– Были ли у вас случаи воровства бензина?

– Нет, на АЗС установлены видеокамеры. К тому же, так как заправка находится на трассе Нур-Султан – Щучинск, очень сложно осуществить такие манипуляции. Жилого массива вблизи станции нет.

– Есть ли какие-то недобросовестные АЗС на рынке, которые либо сильно завышают, либо занижают цены?

– Сейчас цены на рынке бензина стабильные, перекосов нет. В нашем районе максимум цена может колебаться на 1-2 тенге. Не стоит забывать, что цена на бензин учитывает и стоимость транспортировки бензина до АЗС, поэтому зачастую ценник на топливо оправдан. Кстати, раньше цена на рынке бензина могла отличаться до 10 тенге за литр.

– Можно ли говорить о том, что за последние 4 года качество бензина ухудшилось?

– Мы не наблюдаем такой тенденции.

– В будущем планируете расширяться?

– Конечно, пока не использованным остается огромный участок. В будущем можно будет расширить зону бистро и непосредственно заправочные станции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Источник

Уважаемые посетители ниже представлен пример бизнес-плана автозаправки с экономическими расчетами. Расчеты сделаны специалистами с большим опытом работы в файле Excel, благодаря чему могут быть адаптированы к любому бизнес-плану другой автозаправки. Ознакомившись с документом вы можете скачать файл с расчетами внизу. Если возникнут вопросы — задавайте их прямо в комментариях, группе вконтакте, либо написав нам на почту.

Резюме

О том, что должен содержать резюме читайте статью Структура резюме бизнес-плана.

Цель: «Открытие автозаправочной станции в городе Пенза»

Задачи: «Снабжение автолюбителей близлежащих районов горюче-смазочными материалами»

Инициатор проекта

Инициатором строительства новой автозаправочной станции является индивидуальный предприниматель – владелец сети заправок (3 штуки) в Пензе и Пензенской области. Предприниматель имеет большой опыт работы в данном бизнесе, владеет тремя прибыльными объектами и имеет налаженные отношения с поставщиками ГСМ.

Инвестиционные расходы

Для открытия автозаправочной станции потребуются инвестиционные вложения в размере 3 949 тыс. руб., которые делятся на приобретение земельного участка, разработку проекта, строительство, приобретение оборудования и продукции.

Распределение инвестиций по направлениям представлено в таблице ниже:

Наименование работ

Сумма

Приобретение земельного участка

500 000,00

Разработка проекта

100 000,00

Строительство

1 600 000,00

Приобретение оборудования

1 366 000,00

Приобретение продукции

200 000,00

Стартовые расходы на рекламу

283 000,00

Финансирование проекта

Финансирование проекта будет осуществляться из двух источников – собственных средств инициатора проекта и кредитных средств. Кредит планируется получить в размере 2 649 тыс. руб. под 19% годовых на 5 лет с дифференцированным графиком погашения.

В качестве залога будет предоставлен приобретаемый земельный участок, а также приобретаемое оборудование заправки.

 Показатели окупаемости проекта

На основании вводных данных и предпосылок, которые будут описаны ниже в финансовой части бизнес-плана была построена модель расчета окупаемости строительства автозаправочной станции. Показатели эффективности данного проекта описаны ниже:

  • Ставка дисконтирования – 11%;
  • Плановая инфляция – 10%;
  • Простой срок окупаемости – 3.6 лет;
  • Дисконтированный срок окупаемости – 4.3 лет;
  • NPV – 5 367 тыс. руб.;
  • IRR – 49%.

Данные показатели говорят о том, что проект является интересным с точки зрения инвестирования и окупается в достаточно короткий срок.

Поставщики продукции

В качестве основного поставщика продукции планируется привлечение ближайшего нефтеперерабатывающего завода одного из крупнейших производителей ГСМ – ПАО «Лукойл». Это позволит обеспечить автозаправку качественной недорогой продукцией. Цены Лукойл ниже цен на аналогичную продукцию других производителей бензина и дизельного топлива, а также имеют широкую рекламную поддержку и широкий ассортимент. Кроме этого, предприятие предлагает собственную линейку моторных  масел, масел для коробок.

Кроме этого, в качестве поставщика охлаждающих и тормозных жидкостей планируется привлечь одного из производителей данной продукции в г. Пенза.

Строительная компания и поставщики оборудования

В качестве строительной компании планируется привлечение местного подрядчика, с которым компания работала по открытию автозаправочной станции ранее. Компания имеет опыт работы более 15 лет, а также большой опыт строительства аналогичных станций для крупных автозаправочных станций – Лукойл, Газпром, Роснефть.

Поставщиком оборудования планируется крупная Московская компания, которая также поставляет оборудование АЗС собственного производства всем крупным сетям заправок.

Продукция

Продукция АЗС не будет отличаться от других и будет включать следующие группы товаров:

  • Бензин трех марок – 92, 95, 98;
  • Дизельное топливо;
  • Моторные масла и присадки;
  • Охлаждающие жидкости;
  • Тормозные жидкости.
  • Сопутствующие товары (напитки, фастфуд,журналы)

В Н И М А Н И Е !!!

Практика показывает, что заказав бизнес-план у специалистов вы сэкономите время, увеличите качество готового документа в 4-5 раз и увеличите шансы на получение инвестиций в 3 раза.

Заказать БИЗНЕС-ПЛАН

Инвестиционный план

О том как составить инвестиционный раздел читайте статью о структуре инвестиционного плана бизнес-плана.

Объем инвестиций

Объем инвестиций в открытие автозаправочной станции составит 3 949 тыс. руб., большая часть из которых будет направлена на приобретение оборудования и строительство самой АЗС. Крупная сумма будет потрачена на приобретение земельного участка.

Подробно инвестиционные расходы описаны в таблице ниже (руб. с НДС):

Наименование затрат

Цена

Кол-во

Сумма

Приобретение земельного участка

500 000,00

Строительство

1 600 000,00

Производственное оборудование

Топливораздаточная колонка

100 000,00

6

600 000,00

Система управления АЗС

50 000,00

1

50 000,00

Датчик давления микропроцессорный

60 000,00

1

60 000,00

Топливозаправочный пункт

90 000,00

1

90 000,00

Баки для хранения топлива

100 000,00

5

500 000,00

Торговое оборудование

Стеллажи

2 000,00

10

20 000,00

Кассовый аппарат

10 000,00

1

10 000,00

Прилавок

30 000,00

1

30 000,00

Мебель

Стулья

2 000,00

3

6 000,00

Закупка товара

200 000,00

Расходы на рекламу

283 000,00

ИТОГО

3 949 000,00

План инвестиционных оплат и работ

Планируется, что длительность работ по строительству и запуску АЗС составит 8 месяцев. План работ по открытию автозаправочной станции представлен ниже:

Бизнес план азс в казахстане

Производственный план

О том, что должен содержать производственный раздел бизнес-плана читайте статью Структура производственного плана бизнес-плана.

Помещение и заправка

В рамках бизнес-плана планируется строительство собственного помещения, которое позволит разместить кассира, охранника и небольшой магазин сопутствующих товаров для автомобиля (масла, жидкости). Помещение будет состоять из следующих комнат:

  • Торговый зал (здесь будут размещаться продукция и кассир);
  • Санузел;
  • Склад для товара;
  • Раздевалка.

Больше комнат не планируется, так как все руководство находится в офисном помещении, которое специально для этого компания арендует в центре города. Количество управленческого персонала не увеличится, поэтому дополнительных расходов на офис не потребуется.

На площадке будут стоять из 2 заправочных колонки с возможностью заправки двух автомобилей одновременно с каждой из них. Такая постановка является стандартной величиной для заправки такого типа и обеспечивает оптимальное соотношение между объемом инвестиций и последующей выручке.

Время работы

Планируется, что автозаправочная станция будет работать без выходных и праздничных дней круглосуточно. Это вызвано необходимостью заправки автомобилей в любое время вне зависимости от времени суток и праздников.

Производственный процесс

Бизнес-процесс рабоыт АЗС будет достаточно стандартным:

  1. Бензовоз привозит бензин с завода и сливает его в специальные резервуары для хранения топлива на АЗС.
  2. Автовладелец подъезжает на своем автомобиле к раздаточной колонке и вставляет пистолет в бак автомобиля.
  3. Идет на кассу, чтобы сказать объем и марку заливаемого бензина и номер колонки, оплачивает деньги.
  4. Кассир отбивает чек и запускает залив.
  5. После окончания залива автовладелец вставляет пистолет назад в колонку и уезжает освобождая место следующему покупателю.

Себестоимость продукции

Автозаправочная станция приобретает топливо, масла и жидкости у поставщиков и производителей данных товаров.  Стоимость продукции по товарным группам и наценка представлены ниже в таблице:

Товарная группа

Себестоимость

Наценка

Бензин

35,00

15%

Дизтопливо

34,00

15%

Масла

150,00

40%

жидкости

35,00

15%

Маркетинговый план

О том, что должен содержать маркетинговый раздел бизнес-плана читайте статью Структура маркетингового плана бизнес-плана.

Конкуренция

Количество конкурентов на рынке автозаправочных станций очень велико. На сегодняшний день зайти в этот бизнес игроку не являющемуся специалистом в этой области практически невозможно. На рынке работают и крупные производители бензина (такие как Лукойл, Роснефть, Газпром) и небольшие но достаточно стабильно работающие сети АЗС.

На сегодняшний день все наиболее выгодные места под заправки уже взяты, однако, постоянно увеличивающийся автомобильный парк и требования к скорости обслуживания ведут к тому, что периодически назревает потребность в увеличении как количества АЗС, так и расширению уже имеющихся.

Месторасположение

Земельный участок, планируемый для приобретения под застройку АЗС находится на выезде из города на очень оживленной дороге в промышленной зоне города. После постройки заправка будет хорошо видна с дороги как в дневное время так и в ночное, что позволит в любое время принимать покупателей.

Ассортимент и цены

Ассортимент реализуемой продукции будет стандартным для всех АЗС. В первую очередь, это будут все марки бензина. Кроме этого, автолюбителям будут предложены моторные масла, охлаждающие и тормозные жидкости. Кроме того, на автозаправке буту реализовываться сопутсвующие товары для водителей (например: напитки, закуски, журналы, товары личной гигиены)

Цены на продукцию будут следовать за ценами на крупных АЗС города принадлежащих производителям бензина и будут ниже на 50 копеек. Дело в том, что при одинаковых ценах на бензин потребитель однозначно выберет заправку нефтяной компании, а при снижении цены некоторые потребители готовы заправляться на сторонних автозаправках при том, что они уверены в качестве бензина.

Ниже в таблице представлен ассортимент продукции по товарным группам, цена, себестоимость и наценка.

Товарная группа

Себестоимость (руб./л)

Наценка

(%%)

Цена

(руб./л)

Доля в продажах

(%%)

Бензин

35,00

15%

40,25

70%

Дизтопливо

34,00

15%

39,10

20%

Масла

150,00

40%

210,00

3%

жидкости

35,00

15%

40,25

7%

ИТОГО

38,25

18%

45,11

100%

Ниже в таблице представлен ассортимент сопутствующей продукции по товарным группам..

Товарная группа

Цена

(руб.)

Доля в продажах

(%%)

Холодные напитки

120,00

28%

Фастфуд

150,00

15%

Кофе,чай

80,00

28%

Товары личной гигиены

100,00

19%

Газеты, журналы

150,00

9%

ИТОГО

120,00

100%

Объем продаж

В отличие от других товаров, спрос на бензин практически не имеет сезонности в спросе, поэтому для планирования выручки по месяцам мы не будем закладывать индексы сезонности. Однако, в связи с тем, что открытие АЗС не позволит сразу привлечь максимальное количество автолюбителей мы заложим график выхода на планируемый объем продаж:

Бизнес план азс в казахстане

месяц

%% от максимального объема продаж

1 месяц

20%

2 месяц

30%

3 месяц

40%

4 месяц

50%

5 месяц

60%

6 месяц

70%

7 месяц

80%

8 месяц

85%

9 месяц

90%

10 месяц

95%

11 месяц

95%

12 месяц

100%

Таким образом, как видно из таблицы, АЗС выйдет на максимальный объем реализации примерно через год.

После выхода на максимальный объем продаж мы планируем, что средний чек заправки составит 1000 руб., а в сутки будет заправляться около 600 автомобилей, что составляет примерно 25 автомобилей в час.

Рекламная стратегия

В целях максимально быстрого выхода на полные продажи планируется провести рекламную кампанию, которая бы привлекла наибольшее количество потребителей на АЗС. Для этого планируется задействовать следующие рекламные каналы:

  • Изготовление стелы со светящимися ценами на бензин – 200 000 руб.;
  • Оформление АЗС в цвета, соотвествующие торговой марке остальной сети заправочных станций – 100 000 руб.;
  • Изготовление вывески – 50 000 руб.;
  • Оформление шарами в первый месяц открытия – 30 000 руб.;
  • Раздача листовок на имеющихся АЗС сети с информацией об открытии еще одной торговой точки – 3 000 руб.;
  • Размещение рекламных конструкций с рекламой АЗС на других заправках сети – 10 000 руб.;
  • Найм ростовой фигуры для завлечения клиентов – 20 000 руб./мес.

Организационный план

О том как составить организационный раздел читайте статью о структуре организационного плана бизнес-плана.

Юридическое лицо

В связи с тем, что компания уже имеет сеть АЗС, данная заправочная станция будет также оформлена на уже имеющееся общество с ограниченной ответственностью.  На это же юрлицо будет приобретен земельный участок и оформлен кредит.

Персонал и штатная структура

Штат персонала, его заработная плата и премирование представлены в таблице ниже:

Должность

Кол-во

оклад

Премия

Директор*

1

0,00

20% от прибыли

Кассир

4

15 000,00

3% от выручки

Подсобный рабочий

2

10 000,00

ИТОГО

25 000,00

‘* — помечены должности, функционал которых будут исполнять уже имеющиеся сотрудники предприятия за дополнительную оплату.

Хотелось бы отметить, что на АЗС обязательно должен присутствовать охранник, но он будет предоставляться частным охранным предприятием, поэтому расходы на него заложены по статье «услуги охраны».

Финансовый план

О том как составить финансовый раздел читайте статью о структуре финансового плана бизнес-плана.

Предпосылки

Для составления модели окупаемости автозаправочной станции мы будем исходить из следующих предположений:

  • уровень инфляции – 10%;
  • ставка дисконтирования – 11%;
  • система налогообложения – ОСНО;
  • налог на прибыль –20%;
  • НДФЛ – 13%;
  • НДС – 18%
  • Отчисления в социальные фонды – 34,2%.

Показатели окупаемости проекта

По ранее описанным предпосылкам была составлена модель расчета окупаемости. Показатели эффективности проекта представлены ниже;

  • Срок построения модели – 10 лет;
  • Ставка дисконтирования – 11%;
  • Простой срок окупаемости – 3,6 год;
  • Дисконтированный срок окупаемости – 4,3 лет;
  • NPV – 5 367 тыс. руб.;
  • IRR – 49%.

Точка безубыточности

На основании построенной модели была рассчитана точка безубыточности для автозаправки, которая составила 489 тыс. руб.

С учетом того, что мы планируем выйти на ежемесячную выручку в 600 тыс. руб. с НДС и графиком выхода на максимальные продажи, АЗС начнет получать прибыль с 7-го месяца.

Анализ устойчивости проекта

В целях получения информации о том, какие факторы и на сколько сильно могут повлиять на изменение прибыли проекта мы построили следующую таблицу, которая описывает изменение показателя NPV в зависимости от изменения цен продажи на бензин и дизтопливо, закупочных цен и расходов предприятия с учетом заработной платы:

Показатель

-20%

-10%

0%

10%

20%

Отпускные цены

— 2 678

2 156

8 357

14 567

18 126

Закупочные цены

4 238

6 891

8 357

10 843

12 485

Расходы

7 156

7 985

8 357

9 235

10 159

Анализ рисков

Все имеющиеся риски мы разделили на политические, экономические, социальные, технологические.

Технологические

К ним относится риск снижения спроса на ГСМ в связи с изобретением и внедрением кардинально нового двигателя не требующего бензина или дизельного топлива, а также рост автомобилей на газу. Однако, как мы видим в ближайшей перспективе не планируется вывод какого-то нового двигателя, а использование газа вместо бензина и дизтоплива хоть и ведет к экономии, но приводит к более быстрому износу двигателя. Кроме этого, хоть сколько-то значимое увеличение потребления газа приведет к резкому скачку стоимости на него и, соответственно, остановит данный рост.

Социальные

К этим рискам относится риск снижения населения в городе Пенза, что в свою очередь приведет к резкому снижению количества автомобилей. Однако, в городе все производства работают, экономическая обстановка нормальная, поэтому резких сокращений населения не планируется.

Политические

Сфера продаж бензина сильно регламентируется государством, поэтому при введении политических ограничений на цену бензина может привести к тому, что все АЗС вынуждены будут снизить свои цены и, соответственно, недополучат прибыли.

Экономические

Снижение экономического роста не позволит получить планируемую прибыль, что приведет к задержкам по выплате кредита и возможным судебным спорам с кредитной организацией. Дальнейшее развитие сети в таком случае будет достаточно затруднительным.

Источник