Бизнес план автосервис на один бокс
* В расчетах используются средние данные по России
Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой поломки своей автомашины. И если новые автомобили на гарантии проходят обслуживание в сервисных центрах у официальных дилеров, то авто, выпущенные более двух-трёх лет назад, уже выгодней чинить у частных лиц в собственных автосервисах.
Основная сумма расходов на владельца автомашины приходится иногда даже не на закупку запчастей, а на услуги слесарей. Например, ремонт ходовой части бюджетных моделей предполагает закупку относительно недорогих деталей, но работа мастеров оценивается в сумму значительно бо́льшую, чем покупка запчастей.
При этом множество владельцев имеет собственный опыт и знания в обслуживании железного питомца, но полноценному ремонту препятствует отсутствие мощностей, оборудования и места; с этой проблемой особо часто сталкиваются жители квартир в больших городах. Поэтому человек вынужден обращаться на станцию технического обслуживания не потому, что не может разобраться с поломкой, а просто в силу нехватки инструментов или возможностей. Предоставить ему оборудованный для автослесарного дела гараж – значит дать ему свободу и избавить от ненужных трат. При этом вся ответственность за некомпетентный ремонт ложится на самого владельца, что избавляет владельца сервиса от сложных юридических разборок.
Сегодня уже никого не удивить мойкой автомобилей, организованной по принципу самообслуживания, но вот сервисные центры по ремонту, где владелец автомашины сам себе мастер-ремонтник, только начинают появляться в больших городах. При этом спрос среди автолюбителей на подобную услугу только формируется, но в перспективе он станет достаточным для ведения подобного бизнеса – население пока ещё просто не задумывалось о подобной возможности. Отсюда и следствие, чтобы люди узнали о подобной услуге, нужна реклама, причём активная и достаточно распространённая.
Станций техобслуживания, особенно в крупных, городах достаточно много, это высокорентабельный бизнес с постоянным потоком клиентов, поэтому нужно оценить уровень конкуренции. Самообслуживание – это огромное преимущество, но направлено она на определённый контингент; расположение в деловых центрах не будет окупаться, потому что менеджеры и руководители вряд ли предпочтут заниматься поломкой самостоятельно, им нужен будет специалист, который в их отсутствие приведёт автомобиль в порядок. Основные клиенты – это водители со стажем, которые лучше некоторых мастеров разбираются в техническом устройстве машины, а заниматься неисправностью они предпочтут в свободное время. Поэтому наилучшим расположением автосервиса самообслуживания будут места среди спальных кварталов и жилых массивов. Не критично, если рядом располагается стандартный сервис, поток его клиентов если и снизится, то не прекратится вовсе – определённые категории водителей не смогут заниматься автомобилем самостоятельно, предпочитая даже замену колёс в межсезонье производить руками специально обученных работников. Самообслуживание же привлечёт заказчика, готового самостоятельно залезть под капот (некоторые автолюбители воспримут подобную мастерскую как возможность просто заняться изучением исправной машины, но их процент относительно низок) и не готового платить деньги за чужой труд. В таком случае расположение возле какого-нибудь известного автосервиса даже может стать хорошим подспорьем в начале – буквально из-под носа конкурента будут уходить клиенты, стремящиеся сэкономить. Главное помнить, что полностью охватить всю аудиторию автовладельцев не удастся, и обычные станции техобслуживания будут существовать ещё очень долгое время, а подобное начинание позволяет всего лишь переманить специфическую часть клиентуры к себе.
Проведение маркетинговой кампании потребует порядка 50 тысяч рублей – но в эту сумму будут входить не только затраты непосредственно на рекламу, но и возможное создание своего сайта, который будет и информационным ресурсом, и дополнительным рекламным местом. Лучше всего донести до потенциального потребителя информацию о своих услугах можно посредством распространения листовок или рекламы на местном радио.
Перед стартом нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, обязательно указав код (ОКПД 2) 33.17 Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочих транспортных средств и оборудования, (ОКПД 2) 68.2 Услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества и (ОКПД 2) 77.39 Услуги по аренде и лизингу прочих машин, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки; использовать рекомендуется как начинающему предпринимателю упрощённую систему налогообложения. На всё оформление вряд ли потребуется больше 20 тысяч рублей, а в случае регистрации общества с ограниченной ответственностью в качестве уставного капитала можно указать оборудование.
После решения юридических вопросов можно приступать к поискам места, в котором станция будет располагаться. Поначалу большие площади не потребуются, но в перспективе сразу стоит рассматривать возможности с увеличением арендуемых помещений в дальнейшем. На первых порах хватит четырёх боксов, при этом только два имеет смысл оборудовать подъёмниками. Вместо подъёмников можно установить ремонтные ямы, но это создаст лишние сложности клиентам при заезде в гараж. Для работы потребуется закупка всевозможного автослесарного инструмента в нескольких комплектах, нелишними будут устройство для съёма шин с дисков, пылесос, подача воздуха и воды. Не стоит забывать и хотя бы про минимальный сервис: раковины для мытья рук, кулеры с водой и кофейные автоматы; вендинговые аппараты могут стать хорошей статьёй дополнительного пассивного дохода.
Несмотря на самообслуживание, наличие персонала будет необходимо. Нельзя пренебрегать наймом администратора, который будет выполнять ещё и роль кассира, а также консультанта. И для обеспечения всего спектра услуг потребуется помощь хотя бы двух квалифицированных автослесарей, которые смогут помочь клиентам простыми подсказками или даже, если посетитель понимает, что сам не справляется, предложат свои услуги. Это весьма важный момент, потому что отсутствие специалистов отпугнёт значительный процент клиентов, которые, разочаровавшись в своих способностях, оплатят по счёту, но не вернутся уже никогда. Если же на помощь подоспеет мастер своего дела, клиент, оставшись довольным сервисом, вернётся вновь пробовать свои силы, зная, что без поддержки его не оставят в сложной ситуации. Однако ввиду малого объёма работы нанятые автослесари не смогут работать на процент, поэтому, скорее всего, придётся предложить им определённый оклад или полностью позволить забирать всю сумму, оплаченную за их работу. Здесь решение может быть принято в зависимости от переговоров с будущими работниками и от количества посетителей. Впрочем, основной статьёй доходов услуги автослесаря не станут, но всегда можно из четырёх боксов один выделить под стандартную станцию техобслуживания, но тогда наличие конкурентов поблизости приведёт к простаиванию этого гаража и, соответственно, всё тому же бездействию мастеров. В каждой конкретной ситуации стоит организовывать бизнес по-своему, и все подобные тонкости лучше рассмотреть сначала. Пока не будет альтернатив, в первую появившуюся станцию будут ехать со всех концов города, но стоит появиться новому игроку, и он с лёгкостью заберёт себе ту часть клиентуры, которая проживает в его районе. Здесь стоит с самого начала зарабатывать себе имя, пока бизнес новый и многие не решаются пробовать своё открытие подобных станций; но пройдёт время, и конкуренты дадут о себе знать, к этому моменту лучше всего уже быть хорошо зарекомендовавшим себя предпринимателем. И всё потому, что монополии в такой отрасли бизнеса, как ремонтные мастерские, не предвидится, здесь, на удивление, действует почти классический рынок свободной конкуренции.
Главным преимуществом автосервиса самообслуживания является именно экономия средств клиента. Причём экономия на, казалось бы, самой неотъемлемой части – персонале. В случае совсем лёгких неисправностей, устраняемых за десять минут (например, закрепить номерные знаки), обычный автосервис может даже быть предпочтительней – выйдет дешевле. Поэтому почасовая аренда инструмента подойдёт не во всех случаях, нужно подобрать такой список цен, который будет оптимален и предусматривать все возможные варианты.
Для привлечения на первых порах после открытия случайно заехавшему человеку с легко устраняемой поломкой можно предоставлять на несколько минут оборудование бесплатно, далее сработает принцип «сарафанного радио». Главное не перестараться, чтобы не выстроилась очередь желающих что-нибудь прикрутить без оплаты за пользование инструментами.
Также хорошим подспорьем будет круглосуточная работа сервиса, но в силу высоких затрат, особенно пока клиентов немного, можно просто предоставлять возможность оставления автомобиля в боксе на ночь за невысокую плату. Обеспечивать сервис охранной сигнализацией всё-таки стоит – и затраты невелики, и риски значительно снижаются, да и клиенту спокойней. Однако для ликвидации возможных потерь стоит сразу обговорить условия освобождения гаража от оставленной на ночь машины, ведь утром могут приехать новые клиенты, которые могут покинуть сервис ни с чем, оставив предпринимателя без денег и с плохой репутацией. Лучше всего принимать автомобиль на хранение «под ключ», чтобы была возможность выгнать или выкатить его, либо просто установить штрафы за просрочку времени и дополнительное хранение.
Итак, сколько же средств понадобится для открытия гаража? Основная статья расходов – оборудование. Оно должно предназначаться для широкого спектра работ, при этом наличествовать не в одном экземпляре и быть не сильно сложным в обслуживании. Выполнять кузовные работы с покраской и рихтовкой вряд ли кто-нибудь рискнёт без помощи специалистов, поэтому подобное оборудования сразу покупать не стоит, а в дальнейшем – только при наличии спроса.
Слесарный участок:
Автомобильный подъёмник (2 штуки) – 100 тысяч рублей.
Домкрат (2 штуки) – 10 тысяч рублей.
Заточной станок (2 штуки) – 7 тысяч рублей.
Сверлильный станок (2 штуки) – 30 тысяч рублей.
Станок для проточки тормозных дисков – 80 тысяч рублей.
Стенд для сборки-разборки двигателей – 60 тысяч рублей.
Приспособление для снятия стёкол (2 штуки) – 3 тысячи рублей.
Установка для замены тормозной жидкости с тестером – 20 тысяч рублей.
Сварочный аппарат – 20 тысяч рублей.
Зарядное и пускозарядное устройства – 30 тысяч рублей.
Оборудование для замены масла:
Маслосборник – 8 тысяч рублей.
Нагнетатель масла – 8 тысяч рублей.
Установка для замены масла в АКПП – 20 тысяч рублей.
Шиномонтажное оборудование:
Комплект для легкового шиномонтажа – 16 тысяч рублей.
Шиномонтажный и балансировочные станки – 60 тысяч рублей.
Вулканизатор – 15 тысяч рублей.
Ванна для шиномонтажа – 7 тысяч рублей.
Пневмогайковёрт и набор ударных головок к нему – 10 тысяч рублей.
Компрессор – 20 тысяч рублей.
Прочее оборудование:
Пылесос – 28 тысяч рублей.
Набор инструментов (2 штуки) – 20 тысяч рублей.
Набор ключей (4 штуки) – 8 тысяч рублей.
Инструментальная тележка (2 штуки) – 9 тысяч рублей.
Верстак (2 шутки) – 20 тысяч рублей.
Ремонтный лежак (2 штуки) – 3 тысячи рублей.
Шкаф для одежды (4 штуки) – 16 тысяч рублей.
Диван для отдыха – 10 тысяч рублей.
Кофейный автомат – 50 тысяч рублей.
Кулер – 1 тысяча рублей.
Для обустройства автосервиса самообслуживания потребуется округлённо 690 тысяч рублей. Четыре бокса можно разместить на 120 м2, ещё 20 м2 нужно на комнату отдыха свободных автослесарей и место администратора. Арендовать такую площадь можно за сумму от 60 тысяч рублей в месяц в зависимости от города и месторасположения в нём. Нужно учитывать возможные сантехнические расходы и установку охранной системы. Администратор может работать за 15 тысяч рублей в месяц, а слесари будут получать деньги за помощь клиентам. Теперь можно подвести итоговый подсчёт стартового капитала:
Регистрация формы субъекта предпринимательской деятельности – 20 тысяч рублей.
Рекламная кампания – 50 тысяч рублей.
Заработная плата – 15 тысяч рублей.
Аренда помещения – 60 тысяч рублей.
Покупка оборудования – 690 тысяч рублей.
Сумма стартового капитала – 835 тысяч рублей. Эти цифры можно сократить почти вдвое, открыв всего лишь два бокса, но тогда может возникнуть проблема очередей. Открывать один бокс и вовсе не целесообразно.
Постоянными расходами будут зарплата администратора, оплата аренды и коммунальных платежей. Всё это будет обходиться в 80 тысяч рублей в месяц.
Теперь о доходах. Аренда одного рабочего места на час – 200 рублей, дополнительно с подъёмником – ещё 100 рублей (именно поэтому должны быть боксы, свободные от них, чтобы не занимать оборудование), пользование дополнительными инструментами – от 50 рублей в час. В зависимости от графика работы сервиса может расти зарплата администратора, оптимален двенадцатичасовой график с 8:00 до 20:00. Пиковыми часами будут вечерние часы, а вот в выходные любое время может быть занято. Если же предполагать полную загруженность станции, то в день только за аренду рабочего места доход составит 2 400 рублей, то есть 72 тысячи рублей в месяц. Аренда подъёмника будет приносить в месяц ещё около 20 тысяч рублей, остальной доход будет поступать от аренды оборудования, ночного хранения и вендингового аппарата – это ещё около 30 тысяч рублей. Получается округлённо 120 тысяч рублей, или 40 тысяч операционной прибыли в месяц. Однако получить такие цифры удастся не сразу, первое время подобная станция будет работать в убыток, лишь потом доходы покроют расходы, и только через несколько месяцев бизнесмен сможет получать прибыль. Чистая прибыль с 40 тысяч составит 34 тысячи рублей, при этом рентабельность подобного начинания составляет около 30 процентов, но с достаточно долгим сроком окупаемости (до нескольких лет).
Как было сказано выше, всегда стоит иметь возможность арендовать дополнительные площади; если начинают появляться очереди, то можно увеличить график работы сервиса (переведя его даже на круглосуточную работу), стремясь в кратчайшие сроки увеличить количество боксов. Подобное начинание хорошо ещё тем, что заработав себе имя можно открыть в одном здании ещё и мойку самообслуживания, выделить несколько боксов на стандартный автосервис с постоянной работой слесарей, обустроить гараж для авто тюнинга – всё это значительно повысит доход, потребовав не столь значительных вложений.
Перспектив в развитии подобного предпринимательства достаточно, успех возможен, если бизнесмен готов предоставлять качественные услуги по приемлемым ценам и идти навстречу клиенту. Недостатком многих автомастерских является низкий уровень сервиса, в особенности в сфере обслуживания персоналом; подобный бизнес изначально лишён этой проблемы, что позволяет привлекать всё новых клиентов. Если постоянно следить за рынком автосервисов, мониторить положение конкурентов и не прекращать рекламную деятельность (пусть не столь активно, как в начале), то можно стать крупным центром, в котором есть возможность самостоятельно отремонтировать свой автомобиль, помыть его, при этом зная, что в любой момент можно обратиться к компетентным специалистам. Автолюбители подобное оценят по достоинству.
Все материалы по тегу: автосервис самообслуживания
2772 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 142432 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по теме:
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
- автомойка;
- кузовной ремонт;
- шиномонтаж.
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
- Официальные дилеры. Это сетевые сервисы, которые обслуживают автомобили конкретной марки. Встречаются в России не так часто; спрос на услуги таких дилеров умеренный, в том числе по причине высоких цен.
- СТО, обслуживающие ТС одного производителя или конкретной модели. Работа в этой нише рискованна, поскольку бизнес ограничен определенной группой потребителей.
- Одиночные СТО с или без аккредитации. Спрос на такие сервисы высокий, цены на услуги значительно более приемлемые в сравнении с официальными центрами.
- Автосервисы в гараже. В незарегистрированных СТО, работающих подпольно, можно сделать недорогой ремонт, но профессионализм работников зачастую не слишком высокий.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
- шинoмoнтaж. Рaбoтa c кoлecaми: балансировка, замена peзины, ремонт шины и т.д.;
- диагностика и рeмoнт. Автocepвиc будет paбoтaть c мaшинaми paзных мapoк. Бoльшaя чacть paбoт cвязaнa c двигaтeлeм и хoдoвoй чacтью;
- кyзoвные paбoты. Ремонт кyзoвa: cвapкa, пoкpacкa, pихтoвкa;
- автомойка.
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Расходная статья | Стоимость, руб. |
Регистрация | 25 тыс. |
Аренда помещения (1000 кв. м) | 900 тыс. |
Оборудование и инвентарь | 10 млн |
Дополнительное сырье, расходники и материалы | 250 тыс. |
Заработная плата, 17 чел. | 500 тыс. |
Дополнительные расходы | 400 тыс. |
Итого | 12,075 млн |
Работа и сбыт предполагается в городе с населением 1,5-2 млн чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, продвижение, подготовку помещения и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.
Юридические вопросы
Сначала нужно выбрать организационно-правовую форму: ИП (физическое лицо) либо ООО (юридическое лицо).
При регистрации указываются коды ОКВЭД-2, основные из них:
- 45.3 «Topгoвля aвтoмoбильными дeтaлями, yзлaми и пpинaдлeжнocтями»;
- 45.20 «Teхничecкoe oбcлyживaниe и peмoнт aвтoтpaнcпopтных cpeдcтв»;
- 45.20.3 «Moйкa aвтoтpaнcпopтных cpeдcтв, пoлиpoвaниe и пpeдocтaвлeниe aнaлoгичных ycлyг».
На часть работ не требуется получение лицензии. Например, мойка и смазочно-заправочные работы. Для контрольно-диагностических работ, окраски, ремонта тормозного управления, тонирования стекол и др. сертификация обязательна. Для нормальной работы СТО должно получить нужные разрешения. Полный список услуг, подлежащих сертификации, указан в ОКУН.
Необходимо получить разрешения от Пожарной службы, Санэпидстанции.
Правила аккредитации
Если запланировано открытие автосервиса с пунктом техосмотра, потребуется получить аккредитацию от государства.
Правила аккредитации станции тех. обслуживания указаны ниже.
1. Наличие сооружений и средств, необходимых для технического диагностирования.
2. Возможность для передачи сведений о результатах проведенного ТО в единую автоматизированную систему.
3. Наличие не менее одного технического эксперта.
Для получения аккредитации необходимо иметь достаточные материально-технические ресурсы и разобраться во множестве нормативных актов. Чтобы запустить такую СТО, потребуется не менее 4-6 месяцев. За это время нужно получить все документы и разрешение от государства (РСА), закупить и монтировать технику, трудоустроить технический персонал, включая дипломированного специалиста, создать систему документирования и передачи данных.
Выбор помещения
Для открытия мультифункционального автосервиса потребуется площадь в 800-1000 кв. м. Кроме рабочих, складских и административных помещений, полезно оборудовать место для небольшого кафе, где клиенты смогут отдохнуть, купить напитки и закуски.
Выбирать помещение нужно исходя из требований СЭС:
- минимальное расстояние до жилых домов, общественных зданий, водоемов – 10-50 м;
- наличие всех систем коммуникации (водоснабжения и канализации, вентиляции, отопления, электричества, освещения);
- оборудовать раздевалку для персонала, душевую и санузел;
- при отделке рабочего пространства использовать мacлoбeнзocтoйкие мaтepиaлы;
- смотровую яму и 2/3 стены (от пола) выложить керамической плиткой либо масляной краской;
- пол выложить кафельной плиткой.
Нюансы расположения СТО
Где выгодно разместить автосервис?
Во-первых, в местах вблизи основных автотрасс и магистралей. Здесь больше поток автомобилей, то есть выше вероятность притока новых клиентов. Грамотное расположение рекламы в таких местах обеспечит высокую посещаемость.
Во-вторых, вблизи автозаправок. Сервис в таком месте будет привлекать внимание водителей. Можно сотрудничать с заправкой, использовать ее для продвижения своей СТО.
В-третьих, поблизости или непосредственно в гаражных комплексах, где высока плотность автомобилей и потенциальных клиентов.
В-четвертых, недалеко от мегамолов, больших торговых центров и т.п. Можно даже договориться использовать часть территории автостоянки ТЦ для создания СТО.
Полезно выбирать локацию поблизости от крупных транспортных узлов, где нет конкурентов (в непосредственной близости). У автосервиса нужно оборудовать паркинг.
Оборудование
В СТО закупается техника, необходимая для оказания всего перечня ремонтных услуг:
- диагностический стенд с компьютерным оборудованием, сканером;
- стенд для регулировки развал-схождения с датчиками;
- шиномонтажное оборудование;
- сварочное оборудование;
- мотор-тестер;
- оборудование для рихтовки;
- краскопульт;
- подъемники;
- домкраты и др.
Подготавливается весь необходимый ручной инструмент, расходные материалы, рабочая униформа и средства индивидуальной защиты.
Потребуется оборудование для офиса, кассовый аппарат, мебель (включая зону ожидания). Полезно закупить специальное программное оборудование для организации всех видов учета, контроля процесса ремонта каждого автомобиля.
С указанным оборудованием можно открыть многофункциональный автосервисный центр. Примерная стоимость составит 10 млн руб.
Поиск поставщиков запчастей
Каждый клиент ожидает, чтобы его автомобиль привели в порядок как можно быстрее. Однако автодеталей очень много, и запастись ими всеми практически невозможно. Значит, остается один выход – брать конкретную деталь под заказ. Для этого потребуется надежный поставщик, у которого есть нужная продукция, и который может ее доставить в оперативные сроки.
Во-первых, рекомендуется иметь собственный запас ходовых автодеталей и частей. Это позволит разрешить большинство ситуаций быстро.
Во-вторых, следует грамотно выбрать поставщика. Это может быть локальный магазин и/или крупная федеральная сеть. Полезно наладить контакт с поставщиком запчастей без лишних посредников.
В-третьих, нужно сотрудничать со службами доставки. Конечно, это дополнительные деньги, но их можно вписать в счет клиента.
Персонал
Для открытия предприятия потребуется различный персонал. Рабочий коллектив будет состоять из:
- автомехаников;
- мотористов;
- шиномонтажников;
- кузовщиков;
- маляров;
- сварщиков;
- администратора для работы с клиентами;
- подсобных рабочих.
Услуги бухгалтера можно заказать по аутсорсингу в бухгалтерской конторе. Задачи маркетингового продвижения можно делегировать рекламным агентствам. Также нужно заказать охранные услуги в специализированной фирме.
Важно найти работников с высокой квалификацией; менее квалифицированные сотрудники должны делать ремонт под надзором более опытных коллег. К подбору персонала нужно отнестись очень серьезно.
Штат немаленький – состоит из 17 человек, возможно совмещение нескольких должностей одними специалистами. Фонд заработной платы составит около 500 тыс. руб.
Маркетинговый план и эффективные методы рекламы
Если СТО работает качественно, люди постепенно узнают об этом, и «сарафанное радио» сделает свое дело – клиенты сервиса будут рассказывать о месте своим знакомым, так и будет возникать своя клиентская база.
Однако на первом этапе для более активного привлечения новых людей, необходимо активно действовать в сфере маркетинга. Ниже кратко указаны несколько методов.
- Создание бренда со всеми атрибутами.
- Установка наружной рекламы, указателей на дорогах, в местах с высокой проходимостью, особенно недалеко от самого центра.
- Публикация объявлений в СМИ.
- Создание сайта и его продвижение в интернете, ведение группы социальных сетях, реклама на городских форумах.
- Партнерский маркетинг с автомагазинами, заведениями общепита и др.
Рентабельность и окупаемость бизнеса
Размер первоначальных затрат – 12,675 млн руб.
При расчете выручки будем исходить из средней по рынку динамики посещения СТО – 15-20 машин в день. Средний чек (без учета автомойки) составляет 3,5 тыс. руб. А также на мойке можно зарабатывать около 15 тыс. руб. в день (450 тыс. руб. в месяц).
Месячный оборот составит 2,025-2,55 млн руб.
Общий размер ежемесячных затрат 1,8 млн руб.
Чистая прибыль (в разработанном состоянии) – 225-750 тыс. руб.
При таком расчете автосервисный центр окупится за 1,5-4,5 года.
Таблица 2. Экономическое обоснование бизнес идеи.
Основные показатели | Значение |
Сумма первоначальных инвестиций | 12,075 млн руб. |
Ежемесячные расходы | 1,80 млн руб. |
Среднее количество клиентов в день | 15-20 авт. |
Месячный доход | 2,025-2,55 млн руб. |
Чистая прибыль в месяц | 225-750 тыс. руб. |
Срок окупаемости | 1,5-4,5 года |
Плюсы бизнеса
В условиях увеличения парка автомобильной техники идея открытия автосервиса представляется весьма перспективной. Несколько плюсов этого бизнеса:
- постоянный спрос на авторемонтные услуги (в широком смысле). За автомобилем нужно ухаживать, вовремя устранять неисправности. На российских дорогах машин, требующих ремонта, предостаточно;
- высокая наценка на услуги. Заработать можно даже с предоставления мелких услуг, а более серьезный ремонт часто обходится автовладельцам в круглую сумму;
- благодаря этому дело способно окупиться достаточно быстро;
- постоянные клиенты автосервиса – отличное «сарафанное радио» – они сами расскажут о качественном СТО своим знакомым, то есть внесут лепту в рекламу и продвижение.
Минусы и риски
Во-первых, квалифицированных работников найти непросто. Персонал, который занимается непосредственным ремонтом, должен хорошо разбираться в механике, эксплуатационных свойствах и рабочих процессах автомобилей. Любая ошибка во время ремонта приведет к проблемам для самого сервиса и его позиций на рынке, как минимум, или к более серьезной поломке, если не аварии.
Во-вторых, кроме того, чтобы найти путных работников, их еще нужно и удержать. Необходимо создать выгодные условия труда, в том числе обеспечить хорошей зарплатой. Все это дополнительные расходы, особенно, в начале работы.
В-третьих, высокая конкуренция. Чтобы привлечь клиентуру, придется приложить дополнительные усилия в рекламе и маркетинговом продвижении.
В-четвертых, сезонность. Сезон на услуги СТО открывается в начале осени и закрывается к середине весны. Летом спрос, хоть и остается, спадает до минимума.
Варианты развития бизнеса
Даже когда бизнес закрепится и начнет приносить постоянный доход, останавливаться на достигнутом не стоит.
Нужно следить за ситуацией на рынке и у конкурентов, анализировать их работу, цены, учитывать это при построении своей маркетинговой политики и предложения.
Продолжать работать возможно и без расширения бизнеса, но такой подход может привести к отрицательным последствиям в перспективе. Если не искать новых возможностей, их найдет и реализует кто-то другой, что может ослабить позиции автосервиса на рынке.
Несколько вариантов расширения:
- заняться торговлей, например, на территории СТО открыть небольшой магазин автозапчастей, смазочных материалов, спец. жидкостей и др.;
- открывать новые центры самостоятельно либо в партнерстве с другими СТО;
- предлагать услуги франчайзинга;
- расшириться до грузового автосервиса и др.
Фpaншизa aвтocepвиca
Для обладателей достаточного капитала можно пойти по более простому пути – взять за образец готовую бизнес-модель, открыв бизнес по франшизе.
Известные российские компании выступают в роли франчайзеров, и за установленную плату помогают начинающим предпринимателям в открытии автосервисов. Причем поддержка оказывается на всех этапах развития дела. Фактически предприниматель-франчайзи действует по разработанной специалистами пошаговой схеме и получает возможность работать под уже известным брендом. При наличии вопросов он может обратиться за поддержкой в службу поддержки франчайзера либо к личному куратору.
Схема привлекательная, но за нее нужно платить. Во-первых, внести единоразовый платеж, во-вторых, регулярно платить роялти (ежемесячные платежи), определенный процент от выручки. Естественно, при этом нужно иметь определенный объем стартовых инвестиций.
Услуги франчайзинга на российском рынке предлагают несколько компаний, выделим основные:
- «Бе?