Бизнес на виниле идея
* В расчетах используются средние данные по России
150000 ₽
Стартовые вложения
2 месяца
Срок окупаемости
Бизнес на обклейке кузова авто винилом и брендировании «золотые горы» в приносет вряд ли, за то стабильный доход в этой нише автобизнеса возможен даже при небольших начальных вложениях.
Виниловая пленка — универсальный материал, который позволяет не только радикально изменить внешний вид машины, но и защитить лакокрасочное покрытие от сколов и царапин. Оклейку кузова винилом предлагают как сопутствующую услугу различные тюнинг-ателье, однако в последнее время становится все больше компаний, которые профессионально занимаются только этим направлением.
Спрос на виниловое покрытие элементов кузова (западные тюнеры именуют это направление Car Wrapping – дословно «упаковка авто») растет из года в год, при этом рынку еще далеко до насыщения.
Не стоит думать, что вашими клиентами станут только поклонники яркого тюнинга. Зарабатывать можно и на более прозаичных проектах. К примеру, ателье, занимающееся винилом, способно закрывать потребности различных корпоративных клиентов в брендировании транспорта. Печать на виниловой пленке в сочетании с плоттерной резкой материала позволяет удовлетворить потребности даже самых взыскательных клиентов со сложными заказами.
Еще пара слов непосредственно о самом материале. Многие относятся к пленке как к чему-то недолговечному, однако на самом деле срок службы даже не самого топового винила составляет порядка 5-7 лет. Впрочем, если декоративная отделка кузова со временем надоест, ничего не мешает ее отклеить — разумеется без повреждения окраса авто.
Первые шаги
Итак, с чего стоит начать, открывая сервис по обклейке кузова винилом? Для начала мы настоятельно рекомендуем не торопить события и попрактиковаться, устроившись на работу в другие ателье. Кстати сейчас некоторые московские компании даже специально проводят обучающие семинары для начинающих предпринимателей — там подробно освещается весь технологический процесс и связанные с поклейкой виниловой пленки нюансы.
Набравшись опыта, можно зарегистрировать свой бизнес. Оптимальным вариантом станет открытие ИП по упрощенной форме налогообложения. Что касается кода деятельности согласно классификатору ОКВЭД, он будет тем же, что и у обычной «малярки»: 45.20.1 Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Сюда входят техническое обслуживание, ремонт электрооборудования, ремонт шин, их установку и замену, включая регулировку и балансировку колес, механический ремонт (двигателей, подвесок, рулевого управления, тормозов и т.п.), ремонт кузовов и их составных частей (дверей, замков, окон), включая окрашивание.
Выбор помещения
Для организации ателье по обклейке винилом потребуется хорошо освещенный отапливаемый бокс на 1-2 автомобиля. Средняя стоимость аренды на рынке коммерческой недвижимости — порядка 20 000 рублей. Оптимально, если соседние арендаторы также будут работать в сфере автобизнеса — СТО, детейлинг, мойка.
Закупка расходных материалов и оборудования
Большинство производителей виниловой пленки предлагают на выбор образцы со всей палитрой, поэтому покупать в первое время придется только самые ходовые цветовые решения — черные глянец и мат, пленки «под карбон» и белый «перламутр».
Теперь немного о самых популярных производителях винила:
- 3M – пожалуй, один из наиболее известных благодаря отменному качеству брендов. Из преимуществ пленки — то, что она довольно легко клеится, обладает толщиной от 90 микрон и легко демонтируется, не оставляя разводов от клея на кузове машины. Из минусов 3M-а — довольно скромная цветовая палитра, выбрать какой-либо экзотический оттенок будет весьма проблематично.
- Arlon – весьма качественная американская виниловая пленка. Выбор цветов и оттенков довольно большой, однако сама пленка более требовательна к мастеру — ее сложнее клеить на кузовные панели, чем предыдущую.
- Hexis – французская пленка, активно продвигаемая в России известной сетью тюнинг-ателье Re-Styling. Простая в использовании при обклейке и демонтаже, довольно большой спектр цветов. Из недостатков, судя по отзывам в сети, возможно небольшое отклеивание по краям, однако связано это скорее с неопытными мастерами, недостаточно нагревавшими материал при обклейке машины.
- Oracal – довольно дорогая пленка, однако ценник компенсируется простотой в нанесении на кузов и огромным выбором цветовых решений.
Стоимость виниловой пленки напрямую зависит от производителя и цветового решения. В среднем погонный метр (1,52 на 1 м) стоит от 500 до 1500 рублей.
Многие начинающие предприниматели задаются вопросом — сколько пленки потребуется для того, чтобы полностью обклеить винилом кузов автомобиля? Все будет зависеть от следующих факторов:
- Тип пленки. Некоторые виды винила (например, под карбон) тянутся хуже традиционных матовых и ли глянцевых пленок. Это нужно учитывать, подсчитывая расход материала;
- Опыт мастера. Не стоит забывать, что вы беретесь за обклейку кузова без большого опыта в этом деле, в первые несколько раз существенное количество пленки будет испорчено (перегрето, перетянуто, разорвано — нужное подчеркнуть);
- Тип кузова и габариты автомобиля. Например, для обклейки стандартного легкового седана потребуется в среднем 17-19 погонных метров, на кроссовер уйдет от 18 до 23 метров, а какой-нибудь внушительных размеров пикап потребует и все тридцать.
Также необходимо будет приобрести специальные клеи для виниловой пленки, обезжириватели, двусторонние скотчи для фиксации пленки, и инструмент.
Собственно необходимый для первых заказов минимум пленок и сопутствующих материалов можно с запасом приобрести в пределах 100 000 рублей.
Стоп — скажете вы. А как же брендирование? Ведь для обклейки машины рекламой компании-заказчика стандартная декоративная пленка не подойдет – нужна возможность печати на пленки. Однако необходимо учитывать тот факт, что покупка собственного оборудования (широкоформатные принтеры, плоттеры) увеличит вложения в бизнес в десятки раз. Поэтому на первых порах, а возможно и в дальнейшем не стоит тратиться на недешевую оргтехнику — весь объем работы легко можно заказать в типографии. От вас потребуется только макет, выполненный дизайнером, и непосредственно выполнение самой работы по брендированию.
Продажи и маркетинг
- Соцсети. Продвигать услугу обклейки автомобиля винилом довольно легко — выполненные вами работы будут говорить сами за себя. По согласованию с владельцами, можно выложить работы с их машинами в соцсетях и на сайте компании. Вообще все что касается тематики услуг в сфере автотюнинга, хорошо продает себя через “Инстраграм” — а потому постарайтесь регулярно обновлять свою страничку новостями и фотографиями свежих работ.
- Личные рекомендации. Также хорошо работает сарафанное радио — довольный клиент всегда будет рекомендовать вашу студию своим друзьям, родственникам и знакомым.
- Контекстная и таргетированная реклама также оправдывают себя в этой нише, тем более что стоимость кликов и показов в направлении брендирования и обклейки авто не так уж высока.
- Тематические мероприятия. Для студии винила и брендирования крайне важно участвовать на всех мероприятиях по автотюнингу, автозвуку и других тематических выставках, чтобы заявить о себе. Именно там концентрация потенциальных клиентов будет весьма велика.
- B2B-направление. Что касается брендирования, можно заняться активным продвижением услуги среди малого и среднего бизнеса. Круг потенциальных клиентов довольно широкий — это и интернет-магазины, и компании-дистрибьюторы, и крупные игроки сегмента FMCG. Обклейка кузова в фирменные цвета актуальна для операторов такси, провайдеров каршеринга, автошкол, общественного транспорта — все они в определенный момент обращаются в ателье с просьбой забрендировать авто.
Персонал студии
- Дизайнер. Для клиента изначально важно понимать, как будет выглядеть его транспорт после выполнения работы. Потому первым делом необходимо найти дизайнера, который сможет делать первичную визуализацию макетов. Изначально это может быть фрилансер, с которым вы будете работать на постоянной основе, в дальнейшем при росте объемов выполняемых работ можно взять специального человека на должность дизайнера в штат.
- Мастера. Некоторые предприниматели сначала сами осваивают навыки поклейки. В дальнейшем этот функционал могут взять на себя 1-2 мастера, которые будут постоянно с вами сотрудничать. Оплата идет сдельная, в зависимости от количества выполненных заказов.
Рекламу в сети и бухгалтерскую отчетность ввиду небольших объемов работ можно также передать на аутсорсинг.
Сезонность бизнеса
Заказы на брендирование корпоративного транспорта, как правило, не сильно подвержены сезонности и поступают в течение всего года. Любители тюнинга обычно активизируются с наступлением весны. В связи с этим у некоторых возникает вопрос — а можно ли заниматься обклейкой кузова в зимнее время?
Отвечаем — можно, единственное что нужно учитывать, что на весь процесс обклейки уйдет немного больше времени, чем в теплое время года. Связано это с тем, что кузову авто необходимо прогреться до комнатной температуры в боксе. Зачастую предприниматели применяют специализированные сушилки, которые прогревают кузовные панели под уже наклеенным винилом и позволяют удалить из-под пленки незаметные простому глазу капельки воды. Если всю скопившуюся влагу полностью не убрать, через некоторое время она даст о себе знать неприятными дефектами на кузове, что неблагоприятно скажется на внешнем виде машины.
Юридическая сторона вопроса
Важно понимать и доносить соответствующую информацию для клиентов, что обклейка машины в виниловую пленку автоматически приравнивается сотрудниками полиции к смене цвета. Это может привести к проблемам со служителями закона как при постановке машины на учет и прохождении ежегодного техосмотра, так и во время обычной остановки для проверки документов.
Поэтому после обклейки кузова автовладелец обязан поехать в МРЭО по месту прописки и официально сменить цвет в документах в течение 5 дней после изменения цвета.
Общий размер госпошлины за замену цвета в 2020 году составит 850 рублей (500 рублей за выдачу нового свидетельства о регистрации и 350 рублей за внесение изменений в ПТС).
Штраф за незарегистрированное изменение цвета автомобиля регламентируется статьей 12.1 КоАП РФ. При первом нарушении в 2020 году водитель заплатит 500-800 рублей; а вот повторное нарушение чревато уже большими проблемами — в лучшем случае это 5000 рублей штрафа, а в худшем — и вовсе лишение прав.
Финансовые показатели
Если детально вникнуть в финансовые показатели бизнеса по брендированию и обклейке авто винилом, выяснится, что эта ниша обладает многочисленными преимуществами. Одно из них — невысокий порог вхождения в дело. Как мы уже говорили ранее, на первое время достаточно закупить несколько видов наиболее популярных пленок, расходных материалов и инструмента. Для всего этого будет достаточно суммы в размере 100 000 рублей.
Еще порядка 20 000 рублей составит размер предоплаты за месяц аренды теплого бокса на пару машин в месте с хорошим автомобильным трафиком. Добавим затраты на изготовление вывески — 30 000 рублей и получим бизнес с довольно скромными начальными вложениями.
В итоге общий размер первоначальных инвестиций в проект по брендированию и обклейке авто винилом составит не более 150 000 рублей!
- Себестоимость и прайс. Теперь предлагаем рассмотреть, сколько можно заработать на обклейке кузова машины целиком. Если использовать среднюю по качеству и цене пленку со стоимостью в 600 рублей за погонный метр (1,52м *1 м), себестоимость обклейки легковушки выйдет примерно в 11 400 рублей, кроссовера — 14 400 рублей. При этом прайс-лист у ателье начинается в отметки в 30 000 рублей, а средний ценник за машину составляет 50 000 рублей.
- Срок работы. Согласитесь, размер наценки также весьма впечатляет! Впрочем, не будем спешить с выводами. Цифра в 35 000 рублей с машины на первый взгляд выглядит весьма заманчивой, однако не будем забывать, что обклейка кузова винилом довольно трудоемкий процесс, который потребует немало времени. Обычно на то, чтобы полностью обклеить кузов, уходит порядка недели рабочего времени. Если в качестве материала использовать пленку под карбон, выполнение заказа займет чуть больше — порядка 10 дней.
- Доходы и расходы. Таким образом, среднемесячная выручка при выполнении четырех заказов составит порядка 140 000 рублей.
Из этой суммы необходимо вычесть затраты на рекламу (10 000 рублей), аренду (20 000 рублей) и зарплату помощнику-подмастерью (40 000 рублей).
Итого «на руки» предпринимателю останется порядка 70 000 рублей. Период окупаемости проекта составит всего 2 месяца.
Однако помимо этого можно зарабатывать также на брендировании машин. Средний ценник на услугу — от 20 000 рублей, время выполнения заказа — от двух дней.
Также зачастую в студию могут обращаться клиенты с просьбой обклеить только определенные элементы кузова. Например, многим нравится обклейка крыши светлого авто черной глянцевой пленкой «под панораму», довольно часто клиенты просят обклеить «под карбон» какие то конкретные элементы интерьера или экстерьера — переднюю панель, наружные зеркала, поверхность капота или багажника и т. д. Это зачастую даже более выгодно, чем полная обклейка кузова — ведь материала уходит существенно меньше, а сама работа менее трудоемкая.
Одним словом, заработать «золотые горы» в этой нише не удастся, тем не менее, бизнес способен приносить стабильный доход даже при небольших начальных вложениях.
При этом, открытие ателье по обклейке кузова может стать только лишь одним из направлений вашего автобизнеса, параллельно с которым можно заниматься детейлингом, покраской авто, чип-тюнингом и т.д.
3191 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 151994 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по теме:
Источник
Это адаптация большого рассказа Pitchfork об экономике рынка виниловых пластинок и странном крестовом походе против “цифровой” музыки, в которой отправились некоторые независимые музыканты.
«Аккуратнее, здесь все еще сыро», — говорит норвежский диджей Штефан Миттерер, когда встречает нас на пороге своей берлинской квартиры. Он забыл выключить горячую воду и на неделю уехал в небольшой гастрольный тур по родной Норвегии. Когда он вернулся то обнаружил, что его квартира похожа на финскую баню: слабого напора горячей воды не хватило, чтобы затопить квартиру, но стены впитали более чем достаточно влаги. Для Штефана это сродни катастрофе, ведь его квартира — это одновременно жилище, музыкальная студия и мини-склад его звукозаписывающего лейбла Sex Tags Mania. И теперь ему нужно спасти оставшиеся пластинки от воды.
Виниловая пластинка — это единственный вариант купить новый релиз Sex Tags Mania. Несмотря на рост популярности музыкальных стримингов вроде Spotify и Apple Music, таких «vinyl only» лейблов как Sex Tags становится все больше и больше. Именно поэтому я приехал в Берлин, узнать у Штефана и других независимых музыкантов, и понять, почему они бойкотируют «цифру» и пытаются плыть против течения. Что это, вопрос идеологии, новая маркетинговая модель или обычное пижонство?
Если вы зайдете в известный европейский музыкальный магазин вроде берлинского Hardwax, нью-йоркского Mount Analog или лондонского Phonica, то увидите одно и то же: многочисленные лотки с виниловыми пластинками, которые упираются в потолок и стены, словно им здесь тесно. Многие из пластинки выглядят так, словно их забыли упаковать перед отправкой: это максимально простой белый конверт с минимум опознавательных знаков. Другая часть пластинок наоборот выглядит как лучший в мире подарок на день рождения: красивые обложки переливаются красками, конверты стянуты шелковой нитью, а поверх нее стоит красивая сургучная печать, словно это письмо лично от короля. Большая часть этих пластинок выпущена ограниченным тиражом в 1000, 500 и даже 300 копий.
Для андеграунд музыкантов и их слушателей продажа пластинок — это единственная возможность абстрагироваться от популярной музыки не утонуть в бестелесном облаке Spotify и Beatport. Это и пижонство, и идеология, и новая маркетинговая модель.
И хотя исследования рынка который год кричат об увеличении доли винила на музыкальном рынке (32 млн. проданных копий в 2016 году, на 28% больше чем год назад), все сложнее, чем кажется. «У нас нет данных о «сольных» продажах пластинок в отрыве от цифры», — объясняет Адриан Стрейн директор по коммуникациям международной федерации производителей фонограмм. Дело в том, что при подведении итогов года организация RIAA попросту не рассматривает такие независимые рекординговые компании ввиду их небольших тиражей. А те в свою очередь игнорируют саму RIAA. При этом менеджер лондонского магазина Phonica Саймон Ригг говорит, что пластинки с «белым яблоком» и минимумом опознавательных знаков составляют где-то четверть еженедельных поступлений. В каталонском Discos Paradiso и роттердамском Clone мне назвали приблизительно те же цифры. Т.е. четверть всей современной независимой музыки вроде финского death-метала, румынского минимал-хауса или берлинского техно проходит ниже радаров.
Штефан и его младший брат Питер никогда не грезили карьерой музыкантов. Еще меньше они хотели заниматься бизнесом. Куда веселее было кататься на скейтборде, бомбить граффити и слушать хип-хоп. Все изменилось, когда они посетили экскурсию по заводу по производству винила, который торчал в аккурат на шведско-норвежской границе. «Я тогда подумал, что было бы круто выпустить свою пластинку», — говорит Штефан, добавляя, что в его родном городке Мосс было не так уж много возможностей. Спустя 2 года они с братом сделали это.
В 2002 году они запустили лейбл со звучным названием Sex Tags и выпустили первую пластинку. Через год пластинок было уже 2. Еще через год их уже было 4. «В конце концов мы стали выпускать тонны этого говна, но никто его не покупал», — вспоминает Штефан. Братья пытались продавать музыку через вебсайт и напрямую магазинам. Первый способ работал не очень хорошо так как в то время начался бум цифровой музыки и бесплатных mp3. Да и встречи с хозяевами музыкальных магазинов не приносили должной отдачи. Братьев считали фриками и подшучивали над странным названием их лейбла. 30 проданных копий новой пластинки были фантастической удачей, все остальное лежало мертвым грузом в их квартире.
Со временем бизнес налаживался, но до успеха было далеко. Прорыв в бизнесе случился в 2012 году, когда дистрибьютор заказал 600 пластинок регги группы Kambo Super Sound and Don Papa, но смог продать всего 120, а остальное прислал обратно. Подергав за ниточки, Штефан нашел выход на английскую регги/даб сцену и распродал оставшийся тираж. Он стал собственным дистрибьютором.
С тех пор Штефан управляет не только своим лейблом, но и несколькими дочерними студиями, а также занимается делами мелких нескольких партнеров, которые раньше работали по той же схеме «сделай все сам». «Это крутое чувство, когда ты можешь создать сложный механизм, который будет помогать друзьям», — говорит он. Сегодня в каталоге Sex Tags числится более 70 пластинок самых разных жанров и масштабов: от техно-бестселлеров и экспериментального регги, до совсем уж странной дичи. Например, 3 пластинки в каталоге лейбла обозначены грифом «автор неизвестен». Свалившуюся популярность Миттерер объясняет именно странностью музыки Sex Tags, которая вдруг стала популярной в США и Европе.
Если раньше в магазине нам говорили «эта запись звучит странно, мы такое не продадим», то теперь они говорят «ого, это звучит странно, дайте мне 40 копий»!
Многие из этих пластинок продаются по 30, 40, 50 и даже 100 баксов за штуку.
В отличие от большинства независимых лейблов, Sex Tags не дублирует свою музыку в виде цифровых копий. Хочешь новый релиз — готовь деньги на пластинку. Отказ от цифры составляет важную часть философии компании. «Когда заварилась вся каша с цифровой музыкой, многие считали, что этот пузырь вскоре лопнет, — говорит Штефан. — Мы же откровенно упустили этот момент. Но зачем мне бежать за уходящим поездом, если мы и так продаем много пластинок? Я доволен тем, что мы имеем сейчас. Расширение не единственный способ развития».
У Штефана с братом миллион причин выбрать именно винил. Во-первых, это сложный и многоуровневый процесс, который позволяет лучше понять как устроен звукозаписывающий бизнес. С mp3 так не получится. «Все музыканты разные, у каждого свой звук, к каждому нужен свой подход, — говорит он, — Я занимаюсь мастерингом звука порядка 8 лет, но до сих узнаю много нового».
Вторая причина — это прозрачность процесса. Выпусти 500 пластинок, он четко знает, сколько должен заплатить изготовителю, сколько у него есть времени на продажу всей партии винила, и сколько он в итоге должен отдать музыкантам.
По сравнению с этим цифровой мир выглядит как черная дыра, в которую страшно заглядывать. Пускай это отдает паранойей, но что остановит магазин заплатить вам за 100 проданных копий, а самим продать 1000?
Посчитать ведь не получится. Отсюда и участившиеся разговоры об обиженных музыкантах, которые обиделись малым отчислениям.
Третья причина — это эстетика. «Я люблю покупать пластинки. — объясняет Штефан. — Это идет из детства. Я был совсем мелкий и впадал в восторг, когда видел как стретчит диджей. А если вы выросли в хип-хоп тусовке, то мечтали быть похожими на этих ребят». К тому же он не хочет, чтобы его сравнивали с ленивыми модными диджеями, которые не умеют сводить и таскают свою коллекцию музыки на одной флешке. Хотя, заметим, что этот сродни спору о преумуществе бумажной книги перед электронной. Или наоборот.
Однако Штефан так и не ответил, почему нельзя одновременно выпускать музыку на виниле и в цифре. Когда я обратился к Дену Хиллу из крупнейшей английской дистрибьюции Above Board Distribution, он сразу же попросил меня не очернять цифровую музыку. «Никто никого не ест, вокруг полно артистов, у которых продажи пластинок заметно перевешивают цифру, — объясняет Ден. — А вот хорошие продажи обоих форматов — это редкость. Как правило, у артистов есть преобладающий формат продаж и они работают со своим рынком. Особенно это заметно в электронной музыке».
Для Фабиана Бруна, который управляет весьма всотребованным в узких кругах лейблом Aniara, выпуск винила сродни созданию правильной ауры. Он выпускает всего по 2 пластинки в год и каждый тираж раскупается буквально за сутки. Однажды Брун попробовал выйти на цифровую площадку Bandcamp, но со временем понял, что дефицит лишь играет на руку популярности лейбла, а миры цифры и винила действительно существуют раздельно. Сейчас релизы Aniara комфортно чувствуют себя в цифре — у одной из последних пластинок рекординга более 300 тысяч просмотров, что весьма много для независимой сцены. И это при том, что релиз вышел ограниченным тиражом в 300 копий и никогда не продавался в цифре.
Когда мы беседуем с Бруном, он вспоминает историю о древнем индийском ритуале жертвоприношения Яджна, во время которого сжигается Гхи. Гхи — это разновидность очищенного топлёного масла, производство которого можно сравнить с изготовлением эльфийских луков. Чтобы получить литр гхи вам придется перегонять 30 литров молока в сливки, которые затем мелкими порциями взбиваются в масло на очень медленном огне. Добавьте чуть больше сливок, увеличьте огонь буквально на пару градусов или кипятите масло дольше положенного и гхи не получится. «Вы год возитесь с этим маслом, а потом просто сжигаете его во время ритуала, — объясняет Брун. В этой жертве есть что-то показательное. Тоже самое с винилом. Вы могли бы все упростить и выпустить музыку в mp3, но это уменьшает ее ценность. Выбирая винил вы соглашаетесь на долгий путь к успеху. Но в конце вас ждут алмазы».
«Порой виниловые лейблы похожи на тех парней, которые хвастаются своими Харлей-Девидсонами». — Кевин МакХо.
Кевин МакХо, американский электронный продюсер, который недавно перебрался в Берлин под крыло одного из главных диджеев планеты Ричи Хоутина, подтверждает слова Бруна. «Это похоже на клише, — говорит Кевин. — В атмосфере строжайшей секретности вы выпускаете ограничены тираж на котором фактически нет опознавательных знаков. Винил стал элитарным продуктом, доступным только элите. Это символ восстания против цифры, в котором нет и намека на бунт. Я не наезжаю на винил, нет, но в этом нет ни капли демократии. Это как те парни, которые хвастаются своими Харли-Девидсонами».
Управление виниловым лейблом привело Кевина к нескольким озарениям. Первое было связано с визуальной эстетикой, оказалось, что в среде ценителей независимой музыки существует незримая тяга к неприметному монохромному оформлению. Как говорит МакХо, самая популярная пластинка его звукозаписывающей компании была завернута в простую белую бумагу. Второе озарение пришло следом.
Оказалось, что мир цифры и винила живут параллельно друг другу и вам не нужно топить в ведре одного котенка, чтобы прокормить другого. «Если вы выпускаете только винил, вы все равно выпускаете цифры. – говорит Кевин, намекая на то, что любая музыка в конце концов появится на торрентах и YouTube. — Если люди хотят эту музыку, то они найдут ее. И лучше бы получить ее напрямую от артиста или лейбла, чем заниматься кустарными оцифровками. Чем более доступной вы делаете свою музыку, тем больше получаете контроля над ее качеством и распространением».
Раскапывая информацию о виниловых лейблах, я наткнулся на один забавный факт. Оказалось, что многие люди внутри этой кухни не любят говорить о ней. Например, ребята с видного американского рекординга Mood Hut (примечание автора: входит в состав британского подразделения Columbia Records) ответили на мой запрос об интервью простым «спасибо, не нужно». А менеджеры немецкого лейбла Giegling, пластинки которого сейчас расходятся со скоростью бабушкиных пирожков, не ответили ни на один из трех моих запросов.
В конце концов до меня дошло. Мистификация винила помогает многим зарабатывать больше, чем они могли бы. Создавая искусственный дефицит, небольшие звукозаписывающие лейблы имеют возможность распродать тиражи в первые же дни после выхода, словно это новый iPhone. В то же время нечистые на руку продавцы зачастую покупают такие дефицитные пластинки по несколько копий, после чего продают их с рук втридорога. «Но ведь это обычная потребительская экономика, не так ли? — замечает глава голландского музыкального конгломерата Clone Серж Вешур. — Точно так же мы покупаем старые часы, винтажные машины, редкие карточки со спортсменами или редкие модели кроссовок».
«В случае с винилом важно вовремя остановиться и понять, что вы не можете скупить всю музыку мира». — Марк Пиньола, Hivern Discs
Но дело не только в деньгах. В самом мире звукозаписи произошел фундаментальный сдвиг. Например, популярному диджею/продюсеру калибра Skrillex больше нет нужды таскать на гастроли тяжелую сумку с пластинками. Вместо нее у него есть крохотная флешка со всей музыкальной библиотекой. Но в такой спокойной обстановке рождаются новые страхи — не успеть купить нужную пластику или потерять всю свою музыку, если вдруг посыпется жесткий диск.
«Я покупаю больше пластинок, чем когда либо, но я редко выношу их из дома. — говорит Марк Пиньола, артист независимого каталонского рекординга Hivern Discs. — В таком случае важно вовремя остановиться и понять, что вы не можете скупить всю музыку мира. Мой список желаний на Discogs (примечание автора: самая большая база данных о виниле в сети и одновременно магазин бу пластинок) в котором числится больше 5 тысяч пластинок, отчетливо это показывает». Марк собственноручно занимается оцифровкой своей коллекции. Домашняя коллекция винила для него как чемодан с инструментами, а флешка с музыкой — это отвертка, которая нужна здесь и сейчас. В отличие от Марка, некоторые известные диджеи/продюсеры идут еще дальше и нанимают людей, которые бы занимались для них поиском нужных пластинок и их дальнейшей оцифровкой. Звучит как работа мечты, не правда ли?
Сейчас 4 часа пополудни, но на двери каталонского магазина Discos Paradiso висит табличка закрыто. Это сиеста и многие частные лавки в Испании закрываются на затяжной обеденный перерыв. К табличке прикреплена записка «ушли на обед, вернемся в 4:30» и адрес, по которому можно найти работников магазина. Это соблюдение негласного этикет туриста-коллекционера — если у вас вдруг скоро вылет, то работники музыкального магазина сочтут за честь помочь вам обзавестись парочкой вожделенных белых конвертов и не опоздать на самолет.
Я никуда не спешу и спустя 30 минут оказываюсь внутри магазина. Прямо по курсу две гигантские стойки с танцевальной музыкой. Жанры сменяют друг друга, но сам ритуал покупки музыки не изменился ни на йоту: мои пальцы ловко перебирают корешки пластинок, пока глаза сканируют обложки в поисках знакомых бриллиантов. Многие пластинки вообще без опознавательных знаков.
В целом я не знаю и половины из увиденного и выбираю пять или шесть пластинок наугад. Одна из них принадлежит перу парня по имени Lock Eyes. Кремовая обложка, на которой запечатлен желто-зеленый закат, приятно скользит под пальцами. Музыка на пластинке отлично передает атмосферу обложки — пожалуй, это самое мелодичное и доброжелательное техно, которое я когда либо слышал. Все вместе это создает приятное ностальгическое чувство, словно ныряешь в кроличью нору, зная, что вернешься оттуда с чем-то прекрасным.
Я надеюсь, что однажды эта пластинка выйдет в цифре, чтобы каждый смог услышать ее. Вы можете послушать ее прямо сейчас. Но чтобы стать ее законным владельцем, вам придется найти и купить эту пластинку.
Для тех, кто хочет знать больше
- За что мы до сих пор любим виниловые пластинки
- Возвращение ретро. Имеет ли смысл слушать музыку на виниле?
- Как пользоваться Spotify, если вы живёте не в США и не в Западной Европе
- 8 сервисов, которые бесплатно подберут для вас хорошую музыку
- Сколько на самом деле стоит цифровая музыка?
Источник