Бизнес идея роспись стен
Филипп с Наташей переехали в Петербург с Дальнего Востока.
Виктор Сикирин
поговорил с основателями бизнеса
Они расписывают стены в офисах и зарабатывают 300 тысяч рублей в месяц. Вот их история.
Как пришли к идее
Филипп и Наташа из Благовещенска Амурской области. Филипп учился на экономиста, Наташа — на художника-проектировщика.
С 14 лет Филипп занимается граффити: рисует аэрозольной краской из баллончиков. В 17 он принял первые заказы — расписывал стены в клубах, магазинах и квартирах. После университета решил уйти в эту сферу.
Для граффитчика и художника-проектировщика перспектив в Благовещенске нет. В 2014 году Филипп с Наташей поженились и переехали в Санкт-Петербург искать работу. Наташа устроилась дизайнером интерьеров, а Филипп начал работать на себя.
Молодого человека в городе никто не знал, подходящего портфолио у него не было. Филипп искал заказы на форумах, давал объявления на «Авито» и оставлял рекламу на асфальте. Случалось, что люди звонили и просили нарисовать им не граффити, а такую же рекламу на асфальте. Заказы не приносили удовольствия и большой прибыли, но позволяли тренироваться и пополнять портфолио.
Постепенно появлялись клиенты, которые заказывали роспись офисов, ресторанов и клубов. В 2016 году Филипп за 5000 рублей открыл ИП. Число заказов росло, поэтому Наташа уволилась и присоединилась к мужу. Компанию назвали «Дизайн НФ».
Фасад стадиона «Спартак» в Благовещенске. Один из первых коммерческих заказов ФилиппаНа годовщину отношений клиент попросил за ночь нарисовать на стене дома лису. Граффити так вписалось в окружение, что коммунальщики его не трогают, а местные приходят фотографировать
Портфолио
Без хорошего портфолио нет заказов. Сначала Филипп брался за любые задачи — даже те, что не требовали творчества и особого мастерства. Последние три года Филипп с Наташей работают только с такими проектами, которые им интересны.
В 2014 году Филипп выиграл тендер на роспись 50 м² офиса Тинькофф-банка. Главным призом были не деньги, а Макбук. Зато после конкурса появились крупные заказы — клиенты видели, что Филиппу доверяет банк. Роспись офиса заказал университет онлайн-профессий «Нетология», ресторан «Маркетплейс» и отели Санкт-Петербурга. В 2016 году Тинькофф-банк заказал Филиппу разрисовать главный офис на Головинском шоссе. Сейчас они расписывают десяток офисов банка в разных городах России.
Клиенты и продвижение
«Дизайн НФ» приглашают расписать офисы, рестораны, отели и клубы. Небольшие проекты ребята берут редко — они отнимают силы, но приносят мало выхлопа. Расписать квартиру Филипп и Наташа возьмутся только по знакомству.
Почти все клиенты приходят по рекомендациям, некоторые — через сайт или соцсети. За 4 года у Филиппа с Наташей было два сайта. Первый сделали друзья за 15 тысяч рублей. Тогда наши герои думали, что чем навороченнее сайт, тем лучше.
Интерфейс первого сайта оказался неудобным: посетитель не понимал, куда нажимать и где узнать о ценах и условиях
В 2016 году друзья бесплатно сделали Филиппу и Наташе новый сайт. В нем легко ориентироваться, есть форма обратной связи и отзывы, прописана общая схема и условия работы.
Чтобы показать готовые работы, наши герои фотографируют результат. Если заказ и условия съемки простые, делают снимки сами. Когда нужна профессиональная техника (например, широкоугольный объектив) или видео, заказывают профессионалов. Видео о проекте обходится в 20 тысяч рублей, фотографии — в 5—10 тысяч.
Пример видео, которое делают ребята — оформление главного офиса Тинькофф-банка
Переговоры и подписание договора
У «Дизайн НФ» нет офиса — для подготовительных работ хватает квартиры, а переговоры ведут по телефону и через интернет. Сначала заказ просто обсуждают: клиент рассказывает о задаче и приценивается. Сказать точную стоимость работы на этом этапе нельзя, но важно заранее обговорить минимальную цену. Иногда Филипп с Наташей приезжали на объект, делали замеры, а потом оказывалось, что у клиента нет на проект денег.
Если заказ небольшой или в другом городе, ребята просят заказчика сфотографировать и измерить помещение. Если крупный или сложный — выезжают на объект сами. На месте замеряют стены и называют итоговую цену. В нее входит разработка эскизов, изготовление трафаретов для рисования, сама работа, материалы и проживание ребят, если проект не в Петербурге и не в Москве.
Выплаты разбиваются на 3 части. После подписания договора клиент оплачивает 20% от стоимости — это аванс для разработки эскиза. Когда эскиз готов — 40% на материалы, еще 40% — после окончания работ.
Роспись стоит 2—6 тысяч рублей за квадратный метр. Цена зависит от объема и сложности заказа. Минимальный заказ в Петербурге обойдется в 15 тысяч рублей, в Москве — 30 тысяч (с учетом расходов на дорогу и проживание). Средний заказ — две маленькие стенки и переговорные комнаты — 100 тысяч рублей.
У «Дизайн НФ» есть стандартный договор, в котором прописаны условия работы. Почти каждый раз юристы заказчика пытаются что-нибудь изменить: формулировки, количество вариантов эскиза, сроки правок, работы и выплат. Чем крупнее заказчик, тем больше бумажной возни. Если заказывают большой офис, то составляют кучу маленьких договоров на каждый этаж или стенку.
Филипп и Наташа отдают права на эскиз заказчику, но могут свободно публиковать результаты в портфолио. Онлайн-кассу не используют — достаточно договора.
Гарантия на роспись — 2 года. Краску можно мыть, она не выгорает на солнце и не обсыпается. Иногда сотрудники заказчика случайно портят рисунок, например царапают. Если это случается, Филипп приезжает и поправляет дело за дополнительную плату, если что-то незначительное — бесплатно. На этот случай несколько месяцев ребята хранят трафареты — вдруг придется что-то подправить.
Для росписи стен не нужны специальные бумаги и разрешения. Иногда заказчики просят сертификат на краску — это необходимо для соблюдения противопожарной безопасности. Ребята берут его в магазине, когда покупают материалы.
Готовая картина в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина в Санкт-Петербурге
Как делают эскизы
Перед стартом Филипп и Наташа вычерчивают развертку и условный план помещения. На нем в пропорциях видно, какого размера стены, насколько высок потолок, где окна, двери, телевизор и кулер. Это нужно, чтобы рисунок гармонично вписался в стену, а не выглядел как пятно.
Когда придумывают концепцию, учитывают историю компании, ее политику, ценности и фирменные цвета. Общаются с заказчиком, узнают его пожелания и цели. Одни хотят, чтобы рисунки были креативными, другим нужна строгость.
После делают эскизы — предварительные наброски. Наташа рисует эскизы от руки, потом перерисовывает их в компьютере с помощью графического планшета. В цифровом виде с эскизом работать удобнее: можно изменить масштаб и цвет или отправить заказчику.
Развертка и эскизы офиса Тинькофф-банка в Екатеринбурге. Его распишут под космическую станцию. На концепцию натолкнул интересный план этажа, который похож на космический корабль «Тысячелетний сокол» из «Звездных войн»Развертка офиса Тинькофф-банка в Новосибирске
Эскиз — это готовый рисунок, который остается перенести на стену. Часто другие художники делают слишком примерные наброски или просто используют для макетов фотографии. Эскиз и реализация получаются разными, и клиенты недовольны. Филипп с Наташей сразу делают рисунок, который потом в точности переносят на стену.
Когда заказов и работы много, времени на все не хватает. Тогда ребята заказывают перевести рисунок из графического формата в векторный или что-то подправить иллюстраторам-фрилансерам. Оплата фиксированная, зависит от задачи и бюджета проекта — от 2 до 40 тысяч рублей.
Когда эскизы готовы, их утверждает заказчик. Если ему все нравится, он подписывает акт сдачи-приемки.
Эскиз и рисунок на стене практически идентичны. Разница может быть только в цвете из-за разной палитры программных цветов и реальной краски, а еще из-за освещения в помещении. Офис «Нетологии»
Как создают трафареты
Обычно интерьерные художники расписывают помещения кистями и водоэмульсионными красками. Это трудоемко для художников и неудобно для заказчика — роспись одной стенки занимает до 2 недель. В офисе толкутся чужие люди, повсюду пахнет краской.
Филипп работает в трафаретной технике. Это когда из бумаги, пластика или пленки вырезают трафарет, по которому делают рисунок. Трафарет позволяет добиться мелкой детализации и сходства с эскизом — от руки баллончиком так нарисовать не получится.
Небольшие и простые трафареты Филипп делает сам. Он высвечивает проектором эскиз на ватман или склеенные листы бумаги, обводит контур и вырезает то, что получилось. Трафареты создает из бумаги, ватмана, пластиковой (ПЭТ) пленки, пластика, картона и самоклеящейся пленки. Для коммерческих заказов использует только ватман и самоклеящуюся пленку.
Создание трафарета — монотонная работа. Однажды Филипп вырезал его две недели подряд. Сейчас наш герой заказывает большие и сложные трафареты в типографии. Там их вырезают специальным плоттерным станком на самоклеящейся пленке. Это стоит 500—1000 рублей за метр, зато экономит целые недели. У самоклеящейся пленки только один минус — она одноразовая. Если понадобится, в любой момент можно вырезать в типографии такую же. Бумажные и пластиковые трафареты используют много раз.
Ножи для разрезания трафарета. Еще в арсенале Филиппа есть электролобзик, напильники и дрель — чтобы работать, например, с пластикомФилипп сверлит и вырезает ПЭТ-пленку. На эту работу ушло 8 часовБольшие трафареты удобнее резать на специальном макетном или самовосстанавливающемся коврике из ПВХ. Его размеры — от листа А4 до нескольких квадратных метровТрафарет приклеили на стену с помощью малярной лентыЧтобы сделать разноцветный рисунок, несколько разноцветных листов накладывают друг на друга. Рекорд Филиппа — трафарет из 10 слоев. Для этой картины Филипп сделал пятислойный трафарет
Краски и материалы
Для граффити используют аэрозольную краску в баллончиках. Филипп покупает ее в магазинах краски со скидкой постоянного покупателя 10—13%. Баллончик краски стоит 300 рублей, его хватает на 1 м². Филипп покупает профессиональные испанские и немецкие марки: «Монтана», «МТН94» и «Артон» — они сохнут и выглядят лучше других.
Аэрозольная краска сильно пахнет. Если работать придется в действующем офисе, ребята покупают вододисперсионные или акриловые краски «Тиккурила» и «Литтл-грин» с колером и красят кисточками и валиками. Иногда используют сусальное золото и другие экзотичные материалы, если клиент хочет чего-то особенного.
Материалы Филипп с Наташей покупают под конкретный проект. С запасом стараются ничего не брать — баллончики негде хранить. Как бы ребята ни планировали, все равно остается лишнее. Срок годности баллона 5—12 лет, поэтому их не выбрасывают. Сейчас у Филиппа и Наташи дома двести баллончиков краски.
Кроме краски нужна бумага и пластик для трафарета, самоклеящаяся, монтажная и трафаретная пленки (чтобы приклеить трафарет по периметру), пленка, чтобы укрыть стены и мебель, и респираторы. На материалы уходит 30—40% от стоимости проекта.
Инструменты для росписи на объекте: баллончики с краской и респираторыПеред началом работы. За ночь ребята наклеят трафареты и нанесут рисунки
Как наносят рисунок
На роспись 10 м² уходит 2—3 дня. На одном объекте ребята редко работают дольше недели.
Чтобы ничего не испачкать, все обклеивают и накрывают пленкой. После работы сами убирают весь мусор.
Искать и работать с иллюстраторами наши герои научились, а с художниками — пока нет. Они пробовали нанимать четырех художников с хорошим портфолио и опытом, но остались недовольны. Приходилось много объяснять и переделывать. Например, один художник смешал краску с колером в неправильных пропорциях. Из-за этого в ночь перед открытием объекта отслоилась шпаклевка со слоем краски. Филипп и Наташа всю ночь шпаклевали и перерисовывали граффити.
Филипп наклеивает трафарет на стенуЭскиз, по которому Филипп наносит изображениеТрафарет готовят к переносу на стену
Выездная работа
В основном заказы приходят из Петербурга и Москвы. В Москве на время проекта ребята снимают гостиницу или квартиру по «Эйр-би-эн-би» поблизости к объекту. Однажды работать можно было только в выходные — ребята ездили в Москву несколько пятниц подряд.
Стоимость росписи 1 м² для обоих городов обычно одинаковая — от 2000 рублей. За билеты и отели ребята платят сами, а чтобы не потерять в деньгах, просто не берут в столице небольшие проекты. В регионах стоимость 1 м² устанавливают выше, потому что ехать дальше. В сумму закладывают расходы на логистику и проживание. Клиенту это удобно — он оплачивает один общий чек.
Роспись — это развлечение для бизнеса, а не первоначальная потребность. Ее заказывают состоявшиеся компании: чтобы произвести впечатление на клиентов или развлечь сотрудников. В регионах роспись офисов почти никому не нужна. Те, кто о ней задумался, не готовы платить за качество и искусство — им достаточно работ местных художников.
Если трафареты большие, Филипп доставляет их транспортной компанией. В Москве и Петербурге нет проблем с краской — Филипп покупает ее на месте. В Рязани, Казани или Ростове-на-Дону краску заказывали в специализированных магазинов заранее.
С какими сложностями сталкиваются
На рынке есть агентства, студии и фрилансеры.
Агентства работают посредниками — находят клиентов и нанимают художников на проект. У Филиппа и Наташи много предложений от агентств, но они от них отказываются. Агентства часто предлагают банальные идеи или обманывают заказчика: увеличивают стоимость работы, используют портфолио известных художников, а зовут работать более бюджетных.
У «Дизайн НФ» часто воруют работы и выдают их за свои. Однажды агентство прислало ребятам предложение о сотрудничестве, в котором в качестве собственных указало работы Филиппа и Наташи.
Ребятам приходится часто перерисовывать за другими художниками. Один раз они оказались уже четвертыми исполнителями. Заказчице была важна каждая деталь, и предыдущими работами она осталась недовольна.
Иногда сложно рассчитать заранее, сколько уйдет материалов, сколько придется заплатить за работу фрилансеров, дорогу и жилье. Обычно затраты не превышают 50% от оговоренной суммы.
Многие клиенты до сих пор не воспринимают искусство как дорогое вложение, а Филиппа с Наташей — как взрослых профессионалов. В массовом сознании граффитчики — это подростки, которые все сделают за копейки. Часто клиентам даже не приходит в голову, что этим можно заниматься профессионально и брать за работу хорошие деньги.
Результаты и планы
После покупки материалов, оплаты дороги, проживания, труда фрилансеров и налогов ребятам остается 30—50% от стоимости проекта. Средняя чистая прибыль в месяц — 300 тысяч рублей на двоих.
Последние полтора года Филипп и Наташа постоянно заняты, у них всегда есть клиенты. Недавно ребята получили самый крупный заказ в своей практике — на роспись 3000 м² в двенадцати офисах Тинькофф-банка, из которых расписали уже четыре.
После этого проекта ребята хотят нанять в штат людей. Сейчас они физически не справляются с объемами — несколько месяцев работают без выходных. После негативного опыта работы с художниками они не доверят всю работу другим людям, но хотят найти адекватных помощников.
Офис Тинькофф-банка на Хуторской улице в Москве. После этого заказа карьера Филиппа пошла в гору
Выводы
Чтобы расписывать стены, не нужны крупные вложения. Филипп и Наташа потратились только на открытие ИП и простенький сайт. Главные вложения Филиппа и Наташи — это они сами, их знания, опыт и умения. Чтобы достичь результатов, им понадобились годы проб, ошибок и работы за еду.
Клиент заказывает то, что видит в портфолио. Поэтому стоит выкладывать только то, чем хотите заниматься: если хочется расписывать офисы, не нужно добавлять роспись квартир. Портфолио должно соответствовать актуальному уровню. Постепенно его надо обновлять: удалять старые работы и добавлять новые.
Роспись стен — это творческий бизнес. Если вы не рисуете сами, сможете работать только посредником — открыть агентство. Если рисуете и хотите открыть студию, для начала нужно собрать крутое портфолио. Чтобы выделиться, можно выбрать узкую специализацию или стиль работы. Так сделали Филипп с Наташей, остановившись на росписи офисов.
Филипп с Наташей перед началом рабочей смены: трафареты на полу через несколько часов превратятся в робота на стене
Сколько можно заработать на росписи офисов
Расходы на реализацию проекта — 50—70% от стоимости
Краска и материалы | 30—40% от стоимости заказа |
Помощь фрилансеров | до 10% от стоимости заказа |
Проезд и проживание | 10—20% от стоимости заказа |
Налоги | 6% от прибыли |
Чистая прибыль | 30—50% от стоимости проекта |
Краска и материалы
30—40% от стоимости заказа
Помощь фрилансеров
до 10% от стоимости заказа
Проезд и проживание
10—20% от стоимости заказа
Чистая прибыль
30—50% от стоимости заказа
Конкретный пример — роспись офиса центра онлайн-образования
Бюджет — 90 000 Р | |
---|---|
Площадь | 30 м² |
Стоимость | 3000 Р/м² |
Срок | 3 недели |
Расходы на выполнение — 41 300 Р | |
---|---|
Проезд для 2 человек в обе стороны поездом | 12 000 Р |
Проживание 3 дня | 9000 Р |
Аэрозольная краска | 7000 Р |
Налоги и взносы — 7% | 6300 Р |
Доп. материалы (пленка укрывная, фильтры для респираторов, кисти, скотчи, лезвия для ножей, перчатки и т. д.) | 3000 Р |
Курьерская служба доставки (для тяжелого рулона с трафаретами) | 3000 Р |
Ватманы и скотч для трафаретов (вырезались вручную) | 1000 Р |
Чистая прибыль — 48 700 Р |
---|
Расходы на выполнение — 41 300 Р
Проезд для 2 человек в обе стороны поездом
12 000 Р
Налоги и взносы — 7%
6300 Р
Доп. материалы (перчатки, лезвия для ножей, фильтры для респираторов, скотчи, кисти, пленка укрывная и т. д.)
3000 Р
Курьерская служба доставки (для тяжелого рулона с трафаретами)
3000 Р
Ватманы и скотч для трафаретов (вырезались вручную)
1000 Р
Чистая прибыль — 48 700 Р
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Источник
Привет. Мы компания по росписи стен за один день «Нимбус». С октября по декабрь 2019 года нам удалось заработать 1 миллион 170 тысяч рублей на оформлении офисов, гостиниц и пекарен в Санкт-Петербурге и Москве.
Одна из 13 точек сети пекарен «Сёстры»
Результаты по месяцам
Впервые раскрываем все доходы и траты. Такое скрывать не жалко 🙂 Мы очень рады, что нам удалось сделать настоящий бизнес.
Откуда приходил клиент
Основные каналы это Avito, наш сайт и постоянные клиенты. У нас также есть Instagram и группа во «ВКонтакте», но даже усиленный таргет и постоянные публикации там не давали серьезных заказов. Только потом мы осознали почему и сделали свой сайт.
Avito
В нашей сфере росписи стен очень важно занять топовые позиции на Avito. Сейчас у нас там два объявления и мы каждую неделю продвигаем их, всего за 500 рублей на неделю в Питере и 700 рублей в Москве.
Плюсы Avito:
- Низкая цена продвижения.
- Частый поток звонков.
- Слабые конкуренты.
Минусы Avito:
- Клиент уходит к тому, у кого дешевле.
- Сложно удержать клиента.
- Низкая цена заказа.
Сайт
Вы даже поверить не можете, как долго я собирался с силами, чтобы сделать нормальный, полноценный сайт. Где есть страницы, блог, работы и видео.
Хорошо, что мой двоюродный брат Никита знаком с «вордпресом». Он живет в Минске и за пару дней он сделал мне сайт на шаблоне, и мы стали вместе заполнять его статьями. Это стоило 2000 рублей.
Заказ на 190 тысяч рублей нам принес звонок с сайта.
Заказ на 120 тысяч рублей тоже благодаря сайту.
И тут нас осенило, люди с деньгами используют Google и «Яндекс», сидя за компьютером или телефоном. Ведь все заказы с соцсетей у нас были очень бюджетными.
И да, дизайн сайта совсем плохой, но пока мы не тратим денег на внешний вид и на SEO, мы сами продвигаем сайт, одновременно читая статьи о том, как это делать 🙂
За месяц упорной работы над статьями мы смогли подняться на высокие позиции в некоторых запросах. И хоть этого пока мало, мы все ещё ищем новые запросы, пишем новые статьи и загружаем кучу полезного контента на сайт.
Свой сайт — это намного выгоднее в долгосрочной перспективе. «Яндекс.Директ» и Google Adwords слишком затратны и требуют постоянного вливания денег. А появляться в органическом поиске это просто сказка. Я, например, не нажимаю на рекламные объявления принципиально.
С октября по ноябрь к нам зашло 640 уникальных посетителей. И поступило три больших заказа.
Постоянные клиенты
Это одно из важнейших условий выживания в бизнесе. В тяжелые месяцы, когда нет звонков нас спасают новые точки наших клиентов. Пекарни они открывают три-четыре раза в месяц.
Мы всё делаем, чтобы они не ушли к конкурентам, используем самые лучшие материалы, покрываем лаком и слушаем, что ещё можно улучшить. Пока никто от нас не уходил 🙂
Выход на Москву
Удивительно, но каким-то образом наш сайт вылезает и в Москве. Что для нас только в радость. Дорога до Москвы не так дорога, чтобы отказываться съездить туда ради заказа. И сейчас у нас там есть свои ребята, которые работают от лица компании «Нимбус».
Также мы сделали объявление на Avito в Москве и работаем с сетью «Печь и Ланч», они открывают точки довольно часто.
Сложнейшая роспись на глянцевой плитке
Выход за рубеж
Сейчас мы пытаемся выходить на Финляндию, Эстонию и другие ближайшие страны. Пока мы ничего лучше не придумали, как перевести свои статьи на английский и публиковать их на зарубежных блогах.
Я даже попытался сделать объявление на финском аналоге Avito — tori.fi. Но ни одного отклика там не было 🙂
Конкуренты
Сейчас мы понимаем, что очень мало реально хороших конкурентов на рынке. Мы постоянно говорим о себе, раскрываем прибыли и техники. Другие игроки почему-то сидят в тишине, но тоже делают какие-то заказы. Качество их работ иногда просто ужасное, будто роспись делали 30 лет назад. Мы же стараемся изучать дизайн и европейские тренды в росписях.
И нам очень сложно масштабировать этот бизнес, но в будущем мы хотим продавать свою франшизу, так как уже знаем свои принципы и чем мы отличаемся от других. Франшиза была бы выгодной и довольно недорогой, ведь больших вложений этот бизнес не требует.
Не нужен офис, огромный штат сотрудников. Для начала хватит сделать хороший сайт, завести базу клиентов и обучить художников техники росписи за день.
Также очень сложно объяснить людям, чем мы занимаемся. Все говорят, что мы делаем граффити, но граффити это роспись на фасадах зданий. Еще говорят, что мы делаем стрит-арт, но это тоже другая сфера. А вот понятие «роспись стен» почти никому не знакомо, поэтому чтобы продавать себя, нам еще приходится объяснять, что это такое 🙂
Часто мы называем себя малярами, потому что наша техника росписи больше схожа с работой маляра, а не художника. Но это для нас только плюс.
Источник