Бизнес идея по производству карбона

Бизнес идея по производству карбона thumbnail

В 2014 году завод «Электродвигатель» из подмосковного Красногорска заказал из карбона крыльчатки (лопасти для обдува) для своих электродвигателей. «У клиента были пластиковые крыльчатки, но они не выдерживали нагрузок и разрушались», — объясняет Бойцов.

Карбоновые цифры

$25 млрд — мировой рынок композитных материалов

12% агрегатов самолета «Сухой суперджет 100» изготовлены из композитных материалов

В 5,2 раза изделие, изготовленное из карбона, легче аналогичного стального

2 млн руб. — стартовые инвестиции в «Роял-Карбон»

12 млн руб. — выручка компании в 2015 году

Источник: Lux Research, «Роял-Карбон»

Товар под клиента

На российском рынке достаточно много компаний, которые работают с карбоном, но «Роял-Карбон» выделяется на их фоне скоростью создания модели изделия и собственным производством, что позволяет контролировать качество. «Дизайн-центры такого класса с возможностью ставить производственный процесс в быстрые сроки и на высоком качестве в России большая редкость», — отмечает Александр Бауров, руководитель направления по взаимодействию с инновационными структурами Объединенной ракетно-космической корпорации.

Поиском клиентов основатели «Роял-Карбон» занимаются на различных выставках, конкурсах и конференциях, поэтому 10% бюджета компании — представительские расходы. «Мы стараемся участвовать во всех выставках, которые связаны с композитами и машиностроением — там идет прямое и эффективное общение с генконструкторами, начальниками цехов: мы узнаем их проблемы и предлагаем способы их решения, — объясняет Бойцов. — Мы разрабатываем продукт под конкретного заказчика».

«Роял-Карбон» становится соавтором изделия, а интеллектуальная собственность оформляется на заказчика. «Наша интеллектуальная собственность — это наши технологии, — говорит Бойцов. — Общие принципы применения и обработки карбона широко известны, наш вклад — это скорость разработки матрицы изделия и низкая ресурсоемкость этого процесса». По словам предпринимателя, значительную часть себестоимости (до 50%) составляет именно подготовка и тестирование матрицы. «Нам удалось снизить этот показатель вдвое», — утверждает Бойцов. Благодаря этому «Роял-Карбон» работает в среднем с 50-процентной рентабельностью. «Себестоимость пары ласт — 3,2 тыс. руб. (2,5 тыс. руб. — сырье, 700 руб. — работа), а оптовая цена продажи — 6,5 тыс. руб., в розницу — 12 тыс. руб.», — рассказывает Бойцов. По его словам, аналогичный расклад получается и по другим продуктам. В 2015 году выручка «Роял-Карбона» должна составить 12 млн руб.

Углепластик и смолы закупаются в России или Европе. «Если заказчик имеет отношение к Минобороны, то есть требование производить из российского сырья, — рассказывает Бойцов. — Если речь идет о дизайнерских вещах, например о мебели, стеновых покрытиях, то закупаем немецкое сырье, которое по качеству превосходит отечественное».

Пока «Роял-Карбон» в большей степени работает на рынке конечного пользователя: исполняет штучные частные заказы или мелкие партии каких-то комплектующих. В планах Бойцова — начать сотрудничество с государством, которое активно ратует за внедрение композитных материалов в оборонной и атомной промышленности. В принятой в 2013 году «дорожной карте» по развитию отрасли производства композитных материалов в России их применение к 2020 году должно увеличиться до 120 млрд руб. (с 16,6 млрд руб. в 2012 году). Основной спрос на них предъявляют при производстве самолетов, в автопроме и атомной индустрии.

Для госкорпораций «Роял-Карбон» готов работать как инжиниринговый центр. По словам Бойцова, сотрудничество с компанией подтвердили концерн «Алмаз-Антей» и НПО «Сатурн», а также предприятия ГК «Роскосмос». Компания привлекла грант Фонда Бортника в 2 млн руб. для организации опытного мелкосерийного производства деталей для авиационных двигателей. «Портфолио работ «Роял-Карбон» было направлено на предприятия, входящие в Объединенную ракетно-космическую корпорацию для изучения», — подтвердил руководитель направления по взаимодействию этой корпорации с инновационными структурами Александр Бауров. Дмитрий Иванов, директор по инновационному развитию НПО «Сатурн», заявил РБК, что о полноценном сотрудничестве можно будет говорить только после реализации пилотного проекта.

Взгляд со стороны

Эксперты

«Компания может не выдержать конкуренции»

Олег Мальсагов, советник по развитию ректора Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики

У «Роял-Карбон» уже есть выручка, компания на самоокупаемости, а значит, спрос на их продукцию есть. Сейчас они занимаются инжинирингом, узкоспециализированным мелкосерийным производством, и берут тем, что делают кастомизацию. Пока рынок небольшой, они существуют в своей нише. Это одновременно и плюс, и минус: как только в рынок зайдут компании с другими объемами и компетенциями, то «Роял-Карбон» может просто не выдержать конкуренции. С учетом того, что рынок развивается, а команда умеет зарабатывать деньги, привлечение инвестиций может быть правильным решением. Например, для того чтобы обновить парк оборудования или самостоятельно потянуть большой долгосрочный проект. Если говорить о перспективах в целом, то рынок растет, ниша композитов не заполнена, и в конечном итоге все будет зависеть от того, какую стратегию выберет компания.

«Они могут замахиваться на сложные задачи»

Аркадий Селезнев, руководитель трека Aerospace акселератора GenerationS Российской венчурной компании

«Роял-Карбон» — классическая инжиниринговая компания. Они берут хорошо изученные материалы, используют их в новых областях и получают неплохие результаты. Но рынок, на котором они работают, растет на глазах. И мы не знаем, где та грань, где инжиниринговый стартап превращается в инновационный. У стартапа хорошие компетенции, сплоченная команда, поэтому они могут замахиваться на сложные задачи.

Клиенты

«Я полагаю, с «Роял-Карбон» нам сработаться удастся»

Александр Бауров, руководитель направления по взаимодействию с инновационными структурами Объединенной ракетно-космической корпорации

Аэрокосмическая отрасль нуждается в композитных материалах. Но нужно учитывать здоровый консерватизм наших технологов и большой уровень ответственности за продукцию. Тем не менее полагаю, с «Роял-Карбон» нам сработаться удастся, поскольку это слаженная команда с большим заделом не только в области карбона, но и разнообразных решений на базе композиционных материалов. Пока они действуют как дизайн-центр по композитам, перенимая западную технологию и доводя конкретные устройства, задействованные в цикле создания материала, под нужды заказчика.

«Их технология не является уникальной»

Дмитрий Иванов, директор по инновационному развитию НПО «Сатурн» (входит в ГК «Ростехнологии»)

До тех пор пока «Роял-Карбон» не сделает первую опытную деталь, пока мы не проведем ее испытания и пока они не сформируют свое предложение по цене, говорить об интересе к этой компании преждевременно. Их технология не является уникальной на рынке, но малых и средних предприятий, которые работают на рынке высокотехнологичных услуг, крайне мало. Команду отличает то, что люди хотят работать и готовы ради этого что-то делать. Насколько это действительно так, посмотрим по результатам переговоров и испытаний первой опытной детали.

Конкурент

«Спрос смещается с индивидуальных решений на серийные»

Екатерина Камаренко, коммерческий директор компании «КБ 1901» (специализируется на производстве автомобильных комплектующих и деталей)

Рынок композитных материалов в России растет последние восемь лет, поэтому мы наблюдаем и рост выручки. Но рынок состоит из двух сегментов. Первый — это коммерческий, к которому мы относим себя. Он работает с заказами с рынка. Второй сегмент — производственный, уходящий корнями в советскую эпоху, который почти никак не пересекается с нами. Мы можем делать промышленные изделия, решать задачи, стоящие, например, перед авиаотраслью, но они к нам не обращаются. Стоит отметить, что сейчас спрос явно смещается с индивидуальных решений на технологичные и серийные изделия.

Источник

Практически все без исключений, автовладельцы балуют и холят свой автомобиль. Их главная проблема — продление срока службы автомобиля. Известно, что самая дорогая деталь на автомобиле это кузов, который под воздействием внешних факторов со временем теряет свой товарный вид, краска тускнеет, корпус ржавеет.

Долгие годы с этой проблемой справлялись с помощью виниловых покрытий. Сегодня же чаще используют карбоновое покрытие как современный и надежный вариант защиты кузова автомобиля. В странах Западной Европы и в США автолюбители не задают себе вопрос, как обтянуть карбоном свой авто, сразу обращаются в сервис, которые на покрытие автомобиля карбоном зарабатывают приличные деньги.

В РФ пока большого спроса на новинку не наблюдается, но если забить запрос в поиске можно увидеть что интерес все же растет, перспективы у данного вида бизнеса есть. Значит, стоит подумать что бы открыть свой сервис по покрытию карбона на кузов автомобиля.

Что такое карбоновое покрытие
Пленка карбон новый инновационный материал, изготовленный из жидкого полимера – полиакрилонитрила, который подвергается многоступенчатой обработке. Этот многоэтапный процесс: высокотемпературное нагревание, окисление и карбонизацию (насыщение углеродом материала) в инертной среде, в результате получается продукт с уникальными характеристиками. Несколько лет назад карбоновую пленку широко применяли в авиационной и космической промышленности, сегодня продукт доступен для широкого применения.

С приходом карбона на рынок, винил потерял свою популярность из – за существенного недостатка, виниловая пленка боится нагрева и может повредить лакокрасочное покрытие при удаление с кузова автомобиля.

Чем отличается карбон от углепластика?
Данный вопрос интересует многих заказчиков. Ответ – практически ничем. Карбоновая пленка состоит из склеенных между собой сотен прочных углеродных волокон. Карбоновая пленка для автомобиля вдвое прочнее, чем стальной лист. По словам мастеров, главное достоинство пленки карбон – соотношение прочности и массы, которая на порядок выше стали. Камешки, летящие от впереди едущего автомобиля теперь не страшны. Если ранее пленку из карбона можно было наблюдать на дорогих иномарках, то теперь любой автовладелец может позволить себе покрыть автомобиль защитной карбоновой пленкой. На рынке представлены разнообразные цвета, так же можно приобрести карбоновую пленку под лак, матовую и последняя новинка 3D.

Производство карбона
Высокая прочность карбона позволяет собирать автомобильные элементы из карбона – такие как, спойлеры, дефлекторы, бампера и многое другое. Для этого необходимо специальное оборудование, но опытные мастера могут сделать и сами. Карбон используют как арматуру и внешнюю отделку, а отвердитель и эпоксидку как материал для придания необходимой формы. Для работы придется приобрести трафаретные формы необходимых изделий.

Отделка автомобиля карбоном
Чтобы начать бизнес по покрытию автомобилей карбоном, необходим чистый, теплый с ярким освещением гараж. Стартовый капитал необходим в сумму от 50 до 200 тысяч рублей.Мастера с опытом в тюнинге сразу освоят новое для себя дела, новичкам стоит посмотреть видео-уроки на Ютюбе по технологии отделки карбоном. Самый простой и эффективный мокрый способ.

Тюнинг карбоном не потребует покупать специального оборудования. Но есть ряд инструментов которые стоит приобрести:
промышленный фен;
пульверизатор для мыльных растворов, или электрический краскопульт;
электрический компрессор для сжатого воздуха;
вытяжка с насосом;
канцелярский нож, ножницы, рулетка, маркеры, шпатель для поклейки обоев.

Как заинтересовать первых клиентов?
Необходимо объяснить автовладельцам преимущества карбона. Автопроизводители на корпусные детали дают гарантию 7 лет. Но как правило уже через 3-5 лет на «крыльях» появляется первые очаги ржавчины, а на капоте царапины и повреждения. Всему виной дорожная химия, и мелкие камушки который летят от впереди идущего транспорта.

Все так и будет, но если использовать карбоновую пленку все меняется. Автомобиль покрытый карбоном будет как новенький и через 10 лет. Отделать полностью карбоном кузов легкого автомобиля стоит 30-40 тысяч рублей, но при продаже автовладелец существенно выиграет по сравнению с автомобилем без пленки, так как автомобиль будет иметь хороший товарный вид.

Что бы были постоянно клиенты необходимо регулярно подавать рекламу во все средства массовой информации. Как работают на родине карбона в США? Там все, автосервисы занимающиеся оклейкой автомобилей карбоновой пленкой, ведут свои сайты, группы в социальных сетях и активно участвуют в форумах, где спорят и пишут в чем преимущества и недостатки карбоновой пленки. Так подогревается интерес потенциальных клиентов и рекламируется продукция. Товар сравнительно новый, и прибыль бизнеса напрямую
зависит от умения предпринимателя популяризировать в своем городе карбоновую пленку.

Заключение
Бизнес на карбоне будет интересен, молодым мастерам, которые задумали открыть свой бизнес с минимальными вложениями и разбираются в технике. Сравнительно недорогой старт, гараж или ангар, реклама и грамотное отношение к делу – вот путь успеху. Желаем удачи в бизнесе!

Подписывайтесь на наш канал бизнес идей! Лайкайте. Оставайтесь с нами!

Источник

Мы познакомились с Андреем в Рыбинске во время изучения лучших практик двигателестроительного завода «Сатурн», проходившего в рамках образовательной программы акселератора трека Aerospace GenerationS. Научно-испытательный комплекс, набитый всевозможным уникальным оборудованием: станки для промышленной 3D-печати, экспериментальные порошки, новые сплавы, пробные детали из разных видов композитов. Служба генерального конструктора пользуется им как полигоном, чтобы опробовать новые технологии и конструкторские решения.

Среди конкурентов компании — такие технологические лидеры, как General Electric,
Pratt & Whitney и Rolls-Royce, так что надо держать руку на пульсе. В обстановке лаборатории Бойцов чувствовал себя как рыба в воде, ведь он знает толк в углепластике. Его предприятие «Роял-Карбон» с 2013 года делает на заказ детали из полимерных композитных материалов. В 2015 году выручка компании составила 12 миллионов рублей.

История наших героев тоже началась с экспериментов. Андрей Бойцов и его партнер по цеху Михаил Хоробрых уже много лет увлекаются парусным спортом и однажды решили, что должны построить собственную яхту. В этот момент в мире начинался бум на элементы и детали из композитов. Бум привел к тому, что в 2014 году мировой рынок композитных материалов оценивался уже в 25 миллиардов долларов (Lux Research). Появился интерес со стороны потенциальных заказчиков и перспективы развития этой ниши в России. Пришлось отложить мечту о легкой и маневренной яхте и сосредоточиться на бизнесе. Так появилась компания «Роял-Карбон», которая производит изделия из полимерных композиционных материалов «индивидуального пошива» для крупных заказчиков, в том числе из военной отрасли.

Андрей Бойцов не первый год в бизнесе. В 2000 году он создал в Самаре компанию, которая занималась юридическим и бухгалтерским обслуживанием. Заработанные на ней деньги стали для партнеров стартовым капиталом: Андрей вложил в «Роял-Карбон» 2 миллиона рублей из личных сбережений. Михаил Хоробрых начал разбираться с методами изготовления деталей из полимерных композитов еще во время учебы в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Из выпускников СГАУ Бойцов и Хоробрых собрали команду, в которую вошли инженер-конструктор, технолог и инженер-расчетчик.

Университет помог с оборудованием, и в итоге партнеры обошлись небольшими стартовыми вложениями. «В лаборатории уже имелась вакуумная установка для отработки технологии изготовления деталей из карбона. Основные элементы технологического оборудования проектировались и изготавливались собственными силами, что позволило значительно сэкономить финансы. Полный набор лабораторного оборудования стоил бы нам не меньше ста тысяч евро, промышленная установка — не меньше миллиона евро», — говорит Михаил.

Чтобы получить деталь из карбона, нужно изготовить матрицу — форму для литья, уложить туда переплетенные нити углеродного волокна (углеткань), залить их специальной смолой и провести термообработку. За счет уникальных свойств углеткани и эпоксидных смол получается материал прочнее стали и вдвое легче самого легкого металлического сплава. У команды Бойцова и Хоробрых ушло больше года на то, чтобы сделать этот процесс четким и предсказуемым.

Натренировавшись в лабораторных условиях, партнеры вышли на рынок. В 2013 году они приняли участие в конкурсе «Идеи в композите», который проводили «Винзавод» и ХК «Композит», и заняли второе место. Для конкурса Андрей и Михаил сделали из углепластика стол для переговоров длиной в семь метров.

Благодаря победе получилось попасть в поле зрения первых клиентов. Компания «Рент» из Коми заказала разработку базальтопластиковых топливных баков для вездеходов X-Pen. «Металлические баки не выдерживали перепады температур в условиях Крайнего Севера и трескались. Также они достаточно быстро ржавели, а композитные материалы выдерживают такие нагрузки и не подвержены коррозии», — отмечает Бойцов. В 2014 году компания «Батискаф» заказала легкие и прочные ласты из углепластика для подводной охоты .

В 2014 году Красногорский завод «Электродвигатель» заказал крыльчатки из композитов для своих электродвигателей. «Крыльчатки — это вентиляторы для обдува аппаратуры. Завод использовал пластиковые крыльчатки, но они не выдерживали нагрузок и разрушались», — рассказывает Бойцов. Первые клиенты позволили партнерам выйти на операционную окупаемость. Обеспечив устойчивый поток заказов, в начале 2015 года Бойцов и Хоробрых зарегистрировали компанию «Роял-Карбон» и сейчас изготавливают карбоновые ласты и пневматические ружья для подводной охоты, топливные баки, крыльчатки, занимаются разработкой колесных дисков большого диаметра из стеклопластика.

В России несколько десятков компаний работают с карбоном. Основное отличие «Роял-Карбон» от остальных в том, что это в первую очередь инжиниринговый и дизайн-центр, который умеет решать нестандартные задачи. «У нас наработан большой опыт: изготовление ласт, зубчатых колес, топливных баков. Мы создали конструкцию и технологию изготовления малошумных крыльчаток для электродвигателей», — рассказывает Михаил. Расходные материалы, смолы и ткани, закупаются в России или Европе. «Если заказчик имеет отношение к оборонно-промышленному комплексу, то мы должны использовать российское сырье, — поясняет Андрей. — Для “гражданских” изделий мы закупаем немецкие материалы, они пока более качественные».

При разработке нового продукта по требованиям заказчика «Роял-Карбон» становится соавтором изделия, а интеллектуальная собственность переходит клиенту. «Мы не держимся за интеллектуальную собственность на изделия, мы зарабатываем на собственном ноу-хау, которое лежит в основе нашей работы. — говорит Бойцов. — Есть общие правила применения и обработки карбона, наш вклад — это скорость разработки матрицы изделия и низкая ресурсоемкость этого процесса. До половины себестоимости продукта составляет подготовка и тестирование матрицы, мы смогли сократить этот показатель вдвое. Благодаря этому наша рентабельность — около 50%».

В планах Бойцова — попасть в реестры закупок крупных компаний с госучастием. Сейчас основной спрос на композитные материалы идет со стороны авиационной промышленности, автопрома, машиностроения, судостроения и строительства. В списке интересных для компании клиентов — «Алмаз-Антей», НПО «Сатурн», Роскосмос и другие. Чтобы добраться до НПО «Сатурн» и предложить свои услуги, Бойцов в этом году пришел в трек Aerospace акселератора GenerationS-2015, организованного РВК.

«Сатурн» предложил Бойцову сделать из углепластика одну из некритических деталей авиадвигателя. Полимерные композиционные материалы прочнее металла, очень легкие и при этом не подвержены коррозии. Одна из проблем авиации — снижение веса. Применяя полимерные композитные материалы, можно существенно уменьшить вес конструкции. «Экономия одного килограмма в двигателе дает экономию трех килограммов в самолете. Это влияет на расход топлива, потребную тягу, полезную нагрузку. Уменьшение веса самолета на килограмм снижает расход топлива на 40 граммов в час. Двигатель можно сделать легче на 200–300 килограммов, соответственно, весь самолет — на 600», — поясняет Андрей. Ему не удалось пройти в пятерку победителей трека Aerospace, но диалог с клиентом сложился. Сейчас «Сатурн» и «Роял-Карбон» обсуждают «контрольную закупку».

Комментарии экспертов

Дмитрий Иванов
директор по инновационному развитию ОАО НПО «Сатурн», корпоративного партнера GenerationS-2015

Мы уже начали переговоры с «Роял-Карбон», но рано говорить о сотрудничестве: для начала они должны сделать первую опытную деталь, которая пройдет наши испытания, и сформировать предложение по цене. Их технология не уникальна, но команда очень сильная и мотивированная на результат. Если сотрудничество сложится, мы можем стать для «Роял-Карбон» индустриальным партнером. Нам самим выгодно, чтобы вокруг нас образовался пояс из адекватных и проверенных поставщиков — небольших технологических компаний.

Первое, что мы можем, — это предоставить тестовую площадку. Это очень важно, потому что авторы смогут доработать свои решения с учетом опыта наших технологов и конструкторов. Второе — мы можем начать закупки. То есть компании, чья продукция пройдет нашу аттестацию, смогут поставлять нам ее напрямую. Третье — мы будем сопровождать эти проекты дальше, чтобы у них появились первые прототипы, — это необходимо, чтобы снять технологические риски. И, конечно, мы будем помогать с вхождением в разные фонды. В том же «Сколково» есть система микрогрантов, которая позволяет довести проект от стадии опытно-конструкторской работы до реализации.

Аркадий Селезневруководитель трека Aerospace, директор по проектам РЦИ StartupSamara

По сути, «Роял-Карбон» — инжиниринговый проект. Команда Андрея Бойцова берет уже известные технологии и материалы — и применяет их в тех отраслях, где они еще никогда не применялись. Но переход от инжиниринга к инновационному производству может произойти в любой момент.

Бойцов — хороший предприниматель. Я легко могу себе представить его действия в ситуации, когда для решения очередной задачи он не найдет на рынке, например, нужных смол: Андрей наймет химиков и займется разработкой новых смол. Тогда инжиниринговый бизнес превратится в инновационный. Андрей — очень работоспособный человек. Я искренне желаю ему и его команде успеха.

Олег Мальсаговпредприниматель, советник по развитию ректора Университета ИТМО, ментор трека Aerospace GenerationS

«Роял-Карбон» уже зарабатывает деньги на полимерных композитах, значит, спрос есть и бизнес-модель рабочая. Это, конечно, не инновационный бизнес, зато ребята построили хорошую инжиниринговую компанию и могут выступать партнером для инновационных разработчиков.

Если говорить о развитии, сейчас Бойцову очень важно закрепиться на рынке, пока на него не зашли крупные игроки, которые маленькую компанию сметут и не заметят. Для этого нужно искать новые мелкие ниши и «голубые океаны». Возможно, имеет смысл делать дорогой, сложный, индивидуальный продукт. Бойцов очень нацелен на работу, это его самый большой плюс. Уверен, у него все получится.

Источник

Читайте также:  Идеи бизнеса с большой прибылью