Бизнес идея курсы егэ
Образование является, пожалуй, одной из самых важных инвестиций в будущее. Чтобы освоить профессию, которая котируется в обществе и будет приносить весомый доход, необходимо получить соответствующее образование. А одним из обязательных условий поступления в любой ВУЗ страны является сдача единых государственных экзаменов. Сейчас важность успешной сдачи ЕГЭ приобрела еще большее значение, так как ВУЗы с каждым годом ужесточают требования для поступления (особенно на бюджетные места, количество которых к тому же имеет явную тенденцию к сокращению).
Ни для кого не секрет, что подготовиться к ЕГЭ, опираясь только на материал, предлагаемый узкими рамками школьной программы, практически невозможно. Курсы по различным предметам просто не предполагают такого раздела, как подготовка к единому госэкзамену. Чтобы успешно пойти данное испытание, ученик должен не только обладать необходимыми знаниями, но и понимать специфику различных форматов заданий. Кроме того, включать элементы подготовки к данному типу аттестации в программу каждой из школьных дисциплин просто бессмысленно, ведь помимо предметов, обязательных к сдаче (русский язык и математика), существуют также экзамены по выбору. И, согласитесь, для учеников, которые решили связать свое будущее с физикой или математикой, подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам будет пустой тратой времени.
Итак, дополнительные занятия – это необходимость. Организованный бизнес по подготовке к ЕГЭ является молодой, но перспективной отраслью, поскольку предоставляет своим клиентам ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с частным репетиторством.
Во-первых, подобные центры подготовки ручаются за квалификацию своих преподавателей. Будущие абитуриенты, ищущие репетиторов через Интернет, обычно сталкиваются с риском приобрести «кота в мешке». Во-вторых, одним из неудобств занятий с частным репетиторством является выбор места занятий, и центр подготовки решает данную проблему, предлагая своим клиентам комфортный офис, оснащенный необходимой техникой и мебелью.
Перед тем, как начать
Определитесь с тем, какие услуги будет предоставлять ваш центр. Не обязательно сразу включать в учебную программу подготовку к ЕГЭ по всем школьным курсам. Некоторые предметы в силу своей специфичности пользуются невысокой популярностью среди учеников, поэтому на первоначальном этапе становления бизнеса от них лучше отказаться. Удобнее и рентабельнее будет сделать упор на дисциплины, обязательные к сдаче (русский язык и математика), и наиболее популярные предметы (в 2015 году это были физика, обществознание, история и биология).
Именно по данным направлениям нужно набрать штат преподавателей (на данном этапе целесообразно соблюдать соотношение «1 преподаватель – 1 дисциплина») и составить программу курсов подготовки к госэкзаменам. Последний пункт нуждается в тщательной разработке и контроле со стороны профессионалов. Программа курса должна включать совершенствование знаний по предмету и наработку навыков ответов на различные варианты экзаменационных заданий – от тестовых до творческих.
Кроме того, нужно составить расписание занятий с упором на вечерние часы (так как днем будущие абитуриенты заняты в школе). Примерное время работы подобных центров – 16.00 – 22.00. За это время можно провести три занятия продолжительностью по 2 часа или два занятия по 3 часа. Грамотно составленное компактное расписание позволит организаторам на первом этапе обойтись однокомнатным офисом (что в свою очередь сделает аренду доступной).
Документы и лицензии
Существуют два варианта юридической регистрации в данном бизнесе – это индивидуальное предпринимательство в сфере дополнительного образования (ИП) и негосударственное образовательное учреждение (НОУ).
Регистрация ИП отличается простотой и отсутствием многих формальностей (не обязательно покупать кассовый аппарат и получать разрешение СЭС на открытие офиса, а также заводить санитарные книжки для своих сотрудников). Главным минусом ИП в данном случае является невозможность посредничества, то есть владельца центра не имеют права нанимать на работу сотрудников. Договор об оказании услуг ваши клиенты заключают непосредственно с преподавателями – именно они должны быть зарегистрированы в качестве ИП (что, в свою очередь, налагает на них обязанность по уплате налогов).
НОУ, напротив, более удобно для преподавателей (которым в таком случае не нужно заботиться о налоговых выплатах), но и более обременительно для владельцев бизнеса. Для получения лицензии необходимо предоставить информацию о соответствии учебных помещений нормам ЭС, заключение пожарной службы, сведения о материально-технической базе центра, методический план занятий, сведения о численности штата преподавателей и примерном количестве учеников и некоторые другие сведения. Зато, имея лицензию на открытие НОУ, вы сможете официально принимать на работу преподавателей и других сотрудников.
Основные риски
Одним из минусов бизнеса по централизованной подготовке к госэкзаменам является его сезонность. Как правило, подобные центры востребованы с сентября по май-июнь, и создается риск, что два-три месяца «простоя» окажутся убыточными в плане аренды, ведь в летние каникулы школьники предпочитают отдыхать, а не заниматься.
Чтобы жаркие месяцы не стали месяцами вынужденного простоя, многие владельцы центров по подготовке к ЕГЭ открывают на их базе детские или семейные клубы. В каникулы особенно актуален первый вариант – многие родители, занятые на работе, с удовольствием отправляют туда своих детей. Таким образом, чадо не просто «прогуливает» свободные дни, а оказывается вовлеченным в творческие проекты, развивает свои таланты и, что немаловажно, находится под присмотром.
Местоположение
Идеальное место для открытия центра подготовки к ЕГЭ – это центральные районы города. Чем ближе ваш офис к центру города, тем больше проходимость в данном месте и тем удобнее он расположен для потенциальных клиентов. К тому в центральные районы легче добираться практически из любой точки города.
Цены на аренду в разных субъектах РФ, разумеется, имеют достаточно широкий диапазон, однако примерный «коридор» – 500-1500 рублей в месяц за один квадратный метр (цены указаны с увеличением от периферии к крупным городам). Как было уже сказано выше, при грамотно составленном расписании для нормального функционирования центра будет достаточно однокомнатного помещения, рассчитанного на десять-пятнадцать рабочих мест. Примерная площадь подобных классов – 25-30 квадратных метров. Помните, что офис в обязательном порядке должен соответствовать общим нормам СанПиН.
Кадры
Квалифицированные педагоги, обладающие серьезным педагогическим опытом и разбирающиеся во всех нюансах формата ЕГЭ – это главная составляющая успеха вашего будущего бизнеса. Собственно, знания и навыки педагогов – это тот товар, который центр подготовки к ЕГЭ предлагает своим клиентам, поэтому к выбору кадрового состава нужно подойти крайне ответственно.
Обязательными требованиями к кандидатам, желающим работать в вашем центре, являются наличие педагогического образования и педагогического стажа, а также опыт подготовки учеников к аттестации именно в формате ЕГЭ (каким бы знатоком своего предмета ни был учитель, отсутствие последнего пункта в резюме делает его бесполезным для данного бизнеса).
Универсальным средством рекрутинга кадров является Интернет – здесь на помощь придут и различные HR-порталы (как региональные, так и всероссийские – на них можно размещать объявления о вакансиях центра и самостоятельно искать резюме), и социальные сети. «ВКонтакте», как самая крупная и популярная российская соцсеть, будет особенно полезна – обязательно нужно создать группу, посвященную деятельности центра. Через эту группу вы сможете не только рекрутировать преподавателей, но и осуществлять пиар бизнеса.
Чтобы привлечь к сотрудничеству преподавателей, большинство из которых привыкло использовать в качестве источников дополнительного (а то и основного дохода) частное репетиторство, нужно будет проявить гибкость. Частное репетиторство не облагается налогами, поэтому своим новым сотрудникам вы должны предложить условия, которое перекроют преимущества данного заработка. Основными бонусами сотрудничества педагога с центром подготовки к ЕГЭ, без сомнения, являются стабильность и более спокойный формат работы – учителю больше не нужно осуществлять поиск учеников и ездить по различным адресам для проведения занятий (как вариант – принимать учеников у себя дома, что также создает определенные неудобства для педагога и его семьи). К тому же в уютном и оборудованном офисе можно проводить не только индивидуальные консультации (основной формат занятий, практикуемый репетиторами), но и занятия в группах, что приносит больший доход.
Маркетинг
Персональный сайт – это часть имиджа любого бизнеса. Виртуальная «визитная карточка» должна иметь привлекательный и лаконичный дизайн, отражать основную информацию о деятельности вашего центра (перечень предметов, стоимость и расписание занятий, список преподавателей с указанием их квалификации, адрес и контакты, и т.д.) и не отличаться чересчур сложной навигацией. «Цена вопроса» начинается от 10-15 тысяч рублей. В дополнение к сайту желательно создать страницу в социальной сети, поскольку будущие абитуриенты (и многие их родители) обычно являются адептами «ВКонтакте» и «Инстаграма». Цена за ведение группы «ВК» состаляет около 2 тысяч рублей за месяц, в «Инстаграме» – около 1 тысячи. Однако функцию контент-менеджмента в соцсетях, так же, как и ведение сайта, можно делегировать администратору центра.
Хорошей рекламной площадкой в данном случае будут являться тематические места (например, магазины канцтоваров, книжные магазиины и точки продажи подростковой одежды и школьной формы, а также стенды, расположенные рядом с учебными заведениями). Кроме того, можно размещать рекламу в автобусах или лифтах (цна за одно рекламное место в одном лифте или одном автобусе за месяц состаит порядка 2 тысяч рублей).
Оборудование
Основной инструмент педагогов центра – это их опыт и знания, поэтому больших вложений оборудование офиса не потребует. Тем не менее, необходимо создать достойные условия для труда педагогов и занятий учеников, другими словами – сделать ваш офис таким местом, где приятно заниматься и ничто не отвлекает от учебного процесса. Для этого нужно арендовать подходящее помещение (непременно с хорошей звукоизоляцией, чтобы посторонние звуки извне не мешали занятиям), оснастить его необходимой учебной мебелью (стулья, столы, шкафы, оргтехника и проектор), закупить учебные пособия. Затраты на данные статьи (вместе с арендой) в среднем составляют 100-200 тысяч рублей.
Рентабельность
Средняя стоимость одного часа занятий с частным репетитором составляет 300-500 рублей. Чтобы не потерять клиентов, эксперты рекомендуют повышать данную цифру не более чем на 100 рублей в час. При этом большинство действующих центров по подготовке к ЕГЭ придерживаются практики единовременной оплаты всего учебного курса либо разбивают оплату на две части. Средняя цена на курсы – 15 тысяч рублей за один предмет (5-6 месяцев, два занятия в неделю, длительность занятия – 3 часа). Что касается ежемесячной оплаты труда преподавателей, то наиболее распространенный вариант здесь – процент от общего дохода с ученика или группы (в среднем – 15%).
Допустим, если группа составляет 10 человек, каждый из которых приносит в центр по 15 тысяч рублей, то доход от группы за полный курс обучения составляет 150 тысяч, а месячный доход – 25 000. Заработная плата преподавателя за ведение одной группы в месяц составит порядка 3800 рублей.
Резюме
Какой бы критике не подвергались формат и процедура единого государственного экзамена, в ближайшее время данная форма оценки школьных знаний прекращать свое существование не собирается. Не стоит также забывать и про ГИА – «младшего брата» ЕГЭ. Поэтому услуги дополнительного образования всегда будут пользоваться спросом. С другой стороны, затраты на открытие бизнеса по подготовке весьма небольшие (даже в Москве и Санкт-Петербурге стартовый капитал в данной сфере редко превышает 300 тысяч рублей). Совокупность двух вышеозначенных факторов делает открытие центра по подготовке к ЕГЭ перспетивным и не очень сложным вариантом способа получения прибыли.
Источник
Раньше дополнительно занимались только двоечники, потому что не справлялись со школьной программой. Потом ввели ЕГЭ, и теперь занимаются все.
Людмила Савенко
ходила на курсы подготовки к ЕГЭ
ЕГЭ — это экзамены, по результатам которых ученики выпускаются из школ и поступают в вузы. Их проводят централизованно по всей стране, задания придумывают в специальных секретных лабораториях в Москве и держат в тайне до самого старта экзамена.
Школе важно, чтобы ЕГЭ сдали все — и шустрые, и отстающие. Поэтому школе обычно хватает, когда дети сдают на тройки. Но если вы метите в хороший вуз, вам нужен высокий балл, и к нему школа обычно не готовит. Разрыв между школой и высокими баллами для вузов закрывает новая прослойка в российском образовании — репетиторы и центры подготовки.
Я встретилась с Максимом, основателем одного из центров подготовки школьников к ЕГЭ. Он рассказал, что начать было легко: сразу нашлось помещение, с учениками тоже проблем не было. Только потом Максим увидел, что это не такие уж и легкие деньги. В общем, вот вся подноготная.
Максим учит школьников математике и управляет бизнесом
Идея бизнеса
Максим закончил МГУ и, как многие выпускники, стал заниматься репетиторством. Учеников искал через школьные олимпиады: заранее договаривался со школами, приходил с готовой программой и проводил соревнования для старших классов. Среди учеников всегда находились те, кому нужна помощь с подготовкой к экзаменам. Все деньги за уроки Максим забирал себе, а докупать для занятий приходилось по-минимуму: бумагу, ручки и картридж в принтер для печати. Всё как в нашей статье про бизнес и самозанятость.
Дело шло по накатанной: учеников достаточно, доходы регулярные, а расходов почти не было. Можно всю жизнь быть самозанятым и получать нормальные деньги. Но в сутках 24 часа — одной парой рук много не заработаешь. Через несколько лет репетиторства Максим захотел развиваться и задумался, как зарабатывать больше.
Сейчас у «Развития» открыто уже 10 центров, где проходят занятия, но их число меняется в зависимости от сезона. Летом занятий меньше, чем осенью и зимойПеред началом занятий в «Развитии» проводят бесплатное тестирование для каждого ученика, чтобы подобрать ему подходящую группу
Когда погружаешься в какое-то занятие, понимаешь как оно устроено. Не обязательно иметь управленческое образование и предпринимательскую жилку, чтобы открыть бизнес. Пока Максим работал на себя, он разобрался в тонкостях обучения и увидел хороший спрос. Появилась идея организовать работу без своего участия и увеличить оборот.
В 2015 году Максим оформил ИП. Форма налогообложения — патентная. Такая система подходит бизнесу, который оказывает образовательные услуги: если купить патент на год, не нужно регулярно отчитываться перед ФНС. Для Максима такой патент стоит 20 000 Р.
Еще все ИП платят обязательные взносы. С учетом взносов Максим отдает государству около 50 тысяч в год.
Максим был уверен, что если центр не выдает дипломы, образовательная лицензия ему не нужна. Но недавние решения Верховного суда показывают, что лицензию все-таки нужно получать, и сейчас Максим консультируется с юристами, чтобы взвесить все риски.
Как работать с клиентами
В бизнесе бывает просто: клиент тот, кто платит. Для образовательного центра всё иначе.
На курсы подготовки идут школьники 9—11 классов, но на занятия их записывают родители, они же платят за обучение. Поэтому целевые аудитории две: дети и их родители.
Сначала надо убедить родителей в хорошем качестве обучения. Чтобы им было проще принять решение, их с ребенком приглашают на бесплатное пробное занятие. На занятии можно вживую оценить работу учителя и обстановку.
Дальше занятия проходят без участия родителей, и им сложнее контролировать процесс. Но родители остаются в курсе: им на почту регулярно приходят результаты работ ребенка. Подробности можно обсудить с учителем по телефону, почте, смс или в мессенджере. Такую прозрачность центр изобрел, чтобы оправдать доверие.
Одно дело — привлечь ученика, и совсем другое — чтобы он не ушел после первого месяца занятий. Заинтересовать пробуют совместным досугом: ходят с детьми на экскурсии и проводят тематические вечера. Сейчас «отток» — 15% школьников, это все еще много, но раньше было хуже.
Особенности: сезонность, текучка
Бизнес очень сезонный, причины две: каникулы и текучка. Причем и то и другое проявляется одновременно, поэтому финансово бизнес постоянно шатает.
Летом у школьников каникулы, заниматься никто не будет, в итоге выручки нет. Преподаватели, администраторы и все остальные будут сидеть без работы, если их чем-то не занять. При этом зарплаты нужно платить.
В то же время август — самая горячая пора для набора новых групп. К этому моменту большая часть учеников уже сдали экзамены и ушли навсегда, никакими посиделками и экскурсиями их не вернешь. Чтобы набрать группы на новый учебный год, надо потратиться на привлечение. Времени найти учеников мало: с августа по октябрь и чуть-чуть в январе — это месяцы, когда родители записывают детей на подготовку. Не успел зацепить своих клиентов в этот период — всё, денег в этом году не будет.
В итоге у бизнеса нет стабильной прибыли, она привязана к сезонам. Август — самый затратный месяц, и он же — самый безденежный. Убыток из-за вложений в маркетинг доходит до 500 000 Р. Зато в марте и апреле доход почти 2,2 млн рублей, но это не повод радоваться — надо готовиться к межсезонью.
С такими особенностями бизнеса важно вести управленческий учет: планировать будущие расходы, сверять их с доходами и заранее всё балансировать. Иначе легко попасть в кассовый разрыв.
Результаты работы оценивают за год: прибыль считают за 9 месяцев учебного года, расходы — за 12 месяцев. Чтобы весь год не приходилось работать вслепую, все расходы стали привязывать к доходам от одного ученика, то есть считать юнит-экономику.
Прибыль с ученика 2956 рублей
Доход и расходы | Сумма |
---|---|
Доход от ученика | +6800 Р |
Зарплата учителей | –1904 Р |
Аренда | –875 Р |
Привлечение, реклама | –685 Р |
Зарплата методистов | –250 Р |
Зарплата администраторов | –100 Р |
Налоги | –20 Р |
Уборка | –10 Р |
Привлечение, реклама
–685 Р
Зарплата методистов
–250 Р
Зарплата администраторов
–100 Р
Сотрудники
Больше всего тратят на зарплаты учителям — 40% от выручки. Учителей оформляют на полный оклад или полставки.
В начале учителей находили среди знакомых. Когда учеников стало больше, подключили сайты для поиска сотрудников и объявления в соцсетях. В приоритетном порядке набирают выпускников МГУ: они создают хорошую репутацию центру.
40% от выручки идут на зарплату учителей
Чтобы контролировать работу учителей, в центре есть два методиста. Они должны находить и тренировать новых преподавателей: рассказывать про работу с детьми, учить проводить занятия и составлять программу. Дальше учителя сами готовят уроки, исходя из уровня подготовки группы. План урока придумывают заранее, теорию и задачи берут из интернета или пишут самостоятельно.
Чем больше учеников, тем сложнее справляться с организацией: формировать группы, составлять расписание, прикреплять учителей. Для порядка в делах взяли двух удаленных администраторов.
Сезонность бизнеса касается и учителей тоже. Зимой в отпуск их не отпустишь: учебный год, занятия по графику. Приходится отправлять учителей в отпуск летом, пока нет занятий. Но свободного времени все равно остается много. Тогда преподавателям дают решать оргвопросы: они ищут новые аудитории, готовят будущие программы занятий, придумывают задачи и помогают с рекламой центра.
Курсы подготовки к ЕГЭ — сезонный бизнес. Все приходят заниматься осенью и зимой, а летом разъезжаются на каникулы
Помещение
Расходы на аренду вторые по величине — 13% от выручки.
Часть занятий проходит в институте. Вечером аудитории пустуют, а для школьников это как раз время, когда можно позаниматься. Сначала знакомый институт пустил к себе бесплатно. Через пару месяцев сняли еще три аудитории и стали платить 25 000 Р в месяц за аренду. В аудиториях всё есть: столы, стулья, доски, маркеры и мел.
Сейчас у Максима открыто 5 центров: три в институтах, один в бизнес-центре и еще один в торговом центре. Теперь на аренду уходит 280 000 Р в месяц. Для институтов по-прежнему не нужно ничего докупать. Для других помещений расходы на покупку мебели Максим не считает: столы и стулья прослужат лет 10, а стоят они дешево.
В межсезонье, пока нет работы, штатные учителя мониторят дешевые предложения помещений и выезжают на место, чтобы оценить расположение и внешний вид. Так к прошлому учебному году нашли еще три точки.
Траты на мебель — столы и стулья — Максим не считает, потому что стоят они дешево, а прослужат долгоНа стенах развесили мотивирующие цитаты
Сколько стоило расширение бизнеса
Год назад Максим оформил кредит на развитие своего центра: больше привлекать финансирование было негде. Банк выдал 800 000 Р под 17% годовых. Максим признается, что в тот момент не считал, понадобятся ли ему все эти деньги, просто взял всё, что давали.
На старте Максим советует кредитов не брать. Сам пошел в банк только потому, что центр два года подряд приносил прибыль и Максим был уверен в будущей выручке.
На что потратили 800 тысяч рублей:
- 65 000 Р — первая версия сайта,
- 91 000 Р — доработка и продвижение сайта,
- 150 000 Р — контекстная реклама,
- 150 000 Р — аренда трех новых помещений,
- 138 000 Р — зарплата новым учителям.
Оставшиеся 206 тысяч пошли на мелкие расходы: покупку мебели, расчеты с обслуживающим банком, оплату патента и взносов.
Максим решил потратиться на продвижение сайта, чтобы расширить канал привлечения. Эффективность затеи еще не анализировали. Отталкивались от того, что в бизнесе надолго, поэтому сайт окупится.
Сайт для центра «Развитие» сделали в 2017 году: razvitiecenter.ru
В пяти пунктах
- Россия и Минобр сами создали бешеный спрос на услуги подготовки к ЕГЭ. Ниша готовая, мощная и естественная.
- Подготовка к ЕГЭ — предельно сезонный бизнес. В августе тяжелее всего.
- Когда поток денег нестабильный, легко попасть в кассовый разрыв. Лучше следить за цифрами.
- Конкуренция высокая. Чтобы ее выдерживать, продумайте стратегию работы не только с детьми, но и с их родителями.
- Для оценки бизнеса важно считать экономику одного ученика и деньги в целом по компании.
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Источник