Бизнес идея карты деньги два ствола
Никому не нужны крутые, но бесполезные идеи.
Сегодня Илья Красинский, методолог ФРИИ и эксперт по метрикам и юнит-экономике, расскажет, как правильно преподнести свой продукт клиенту, чтобы последний всё понял и в итоге купил.
***
Карты
В стартапах, как в покере — все хотят роял-флэш, но такие карты выпадают нечасто. В этой серии заметок разберём типичные заблуждения, которые ведут к эпик-фейлу, на живых примерах и кейсах.
Итак, вы в игре
Что главное в вашем продукте? Верно, его ценность. Практика показывает, что стартапы это слово не очень понимают.
Мне написала команда, которая запилила отличный сервис для e-commerce — виджет для замены онлайн-консультантов на сайте:
Илья, помоги разобраться, почему наш продукт не покупают. Мы сделали виджет для интернет-магазинов — замену онлайн-консультанта. Это кнопка, которая размещается на карточке товара. С её помощью покупатель может получить консультацию в 1 клик, а магазин — связку сайта с соц. сетями и мессенджерами, что увеличит количество новых контактов из ВКонтакте, Facebook, WhatsApp, Telegram».
Всё вроде бы ок: есть рынок, который нуждается в продукте, есть бизнес — интернет-магазины, которые его используют, есть аудитория интернет-магазинов, которая будет взаимодействовать с продуктом стартапа.
Посмотрите на слайды и попробуйте ответить на вопрос, который ставит перед собой команда. Какова ценность продукта?
Команда считает, что увеличит число обращений с помощью новой версии виджетов, а значит, увеличит число продаж и заказов.
Деньги
Конечно, пользователи интернет-магазинов чатятся во ВКонтакте, Facebook, WhatsApp. Почта устарела. Боты, Telegram — сейчас это модно. Но насколько это ценно? И сколько это стоит? Стоит ли это 990 р. в месяц?
А теперь забудьте слово «ценность». Запомните слово «выгода». Выгода любая: рациональная, эмоциональная, субъективная, объективная — выгода в голове того, кто покупает ваш продукт. И он, скорее всего, купит, если выгода больше, чем цена. Выгода считается в рублях.
Клиенту «проще начать диалог», считает команда. Сравните, что ценнее и выгоднее: слово «проще» или 990 р., «дополнительные контакты» или 990 р.? Как это соотнести? И я не знаю. Обычно этот ребус стартапы оставляют владельцу интернет-магазина. Статистически, судя по низким конверсиям, ЛПРы (лица, принимающие решения) не справляются. И правда, зачем им решать этот ребус?
Почему-то команды продают «экономию времени», а хотят получать рубли. Продают «повышение эффективности», а хотят получать рубли. Предлагают «рост на 10%», но вместо процентов снова хотят рубли. Получается, что ЛПР — такой универсальный конвертер, который должен выполнить работу команды, не способной внятно сформулировать выгоду своего продукта.
Оберни стволы, посчитай деньги и пристегни ремень!
Продавайте клиенту выгоду — тогда ваша идея выстрелит.
Чтобы ствол не дал осечку, мыслите как клиент [твитнуть]. Помните, что на каждый тезис в презентации или на лендинге у него есть альтернативное прочтение.
А теперь давайте посмотрим, что думает владелец интернет-магазина, глядя на ваше предложение.
— Пользователь начинает диалог в 1 клик и ему не нужно вводить email, — читает ваш потенциальный клиент.
— То есть я не получу электронную почту, на которой строятся все мои триггерные рассылки. Да и вообще все рассылки. А с рассылок приходит 30% продаж. То есть база станет меньше и доход меньше? Или нужно будет пилить решение, чтобы ещё в соц. сети спамить? Это только на разработку в среднем 100 000 р. тратить. И в чём тут моя выгода? — думает он, глядя на слайды.
— Вы получите дополнительные контакты из соц. сетей, — настаивает стартап.
— То есть мне придётся нанимать новых или обучать текущих балбесов ещё одному каналу. И не факт, что он сработает. Значит, новый балбес мне будет обходиться в 40 000 р. в месяц. В чём тут моя выгода? — думает клиент.
— Менеджер может отвечать в любое время — это выгодно! — утверждает стартап.
— Нет. Непонятно, как контролировать ответы менеджеров. Сейчас я хоть как-то через почту или свою CRM вижу, что пишут мои балбесы и могу поправить, а так мне ещё Telegram поставить и ВКонтакте с Facebook за них проверять? — окончательно огорчается клиент и отказывается от виджета.
Возможно, команда снимет возражения владельца интернет-магазина, когда наберется опыта и научится ставить себя на место клиента, которому продаёт свой продукт. Запомните, презентация и лендинг не слышат возражений, им нечего противопоставить при альтернативном прочтении.
FAQ Красинского
Я помогаю стартапам и большим компаниям продакт-менеджментом и менторством. В FAQ я делюсь знаниями о том, как заставить бизнес быстро расти на примерах вопросов и ответов из собственной практики.
— Всё ли можно оценить в деньгах, а как же нематериальные вещи?
— Ну вы же предлагаете клиенту заплатить вам. То есть он должен сам оценить ваш продукт. А вы не знаете и не можете ему в этом помочь? Этот ребус необходимо решать вам, или не удивляйтесь низкой конверсии.
— Так как оценить выгоду в деньгах?
— Посчитайте экономику клиента. Особенно это просто в B2B. Если вы внятно и убедительно можете показать выгоду клиента в 1 млн р. — 100 000 р. ваши. 10% — честная сделка. 20-30% — уже зависит от бренда, монополии и вашего умения продавать. 50% обычно называют жадностью.
— Так как выставлять цену?
— В зависимости от выгоды клиента. Чем она больше, тем выше может быть цена. Это правило работает и в другую сторону. Если вы хотите, чтобы клиент платил 10 000 р. в месяц, приносите выгоды на 50 000–100 000 р., ну по меньшей мере 30 000 р.
— Разве люди не хотят платить за экономию времени?
— В большинстве случаев это слабая выгода. Пока клиент не оценивает свой рабочий час тысячами рублей, он его не очень ценит.
— Очевидно, что кейс выше не несёт ценности, а вот у нас совершенно другая история.
— Очень может быть. Не знаю. Напишите, какую выгоду я получу как клиент. А после напишите альтернативное прочтение.
TL;DR — думайте как клиент; не заставляйте клиента решать ребусы; предлагайте клиенту выгоду и эффективные решения.
Источник
Всем привет! Не знаю как вы, а я пересматриваю раз в месяц этот фильм, так как считаю его очень сатиричным и годным на все времена.
Фразы и диалоги просто гениальные!
– Ваши приглашения…
– Приглашения?
– Да, приглашения. Четыре беленьких бумажечки с вашими именами на них.
– У нас сто тысяч бумажечек с портретом королевы на каждой – прокатит?
– Те, кто верит, налетай, те, кто жадный, убегай.
Отделяем мух от котлет, от тех, кто мне верит от тех, кто нет.
Для вас свеженький товарчик, а для нас – солидный наварчик.
Товар без изъяна, товар без обмана, надёжный, как пружина от дивана.
Берем мешками, мешками берем, я вчера один полный взял и всего на 10 фунтов попал
(о цепочке) Сработано руками итальянских мастеров. Украдено руками английских воров. Длинный как моя рука, жаль не все у меня такое же длинное. (В другом переводе – Сделано в Италии, украдено в Англии! Длиной с мою руку, чуть короче, чем кое-что другое.)
Не думайте, раз коробочки запечатанные – значит они пустые. Пустые коробки вам продаст только гробовщик.
Двигай сюда левой, правой ногой, остальное само пойдет, это называется ходьба.
Это для своей жены, это для чужой, будет хорошо, если вас не поймают с другой.
Не стой как школьник у борделя.
Это не краденное, просто за него не заплатили.
Кто сегодня не успеет, завтра крепко пожалеет.
Будешь долго ждать, я успею все продать.
У кого нет наличных, будет рыдать неприлично.
– Они вооружены.
– Вооружены? Чем вооружены?
– Запахом изо рта, метелками из перьев, цветастыми выражениями, чем ты думаешь? Ружьями, овца.
– У него есть напарник, страшный человек: Барри-Креститель. Креститель получил своё прозвище за привычку топить людей. Барри следит, чтобы по административной части бизнес шел без накладок.
– Так. Значит ты – местный Хуй, а эти по бокам – твои яйца. Бывает два типа яиц: здоровенные храбрые яйца, и маленькие пидарастические яйчишки.
– Это твои последние слова – ты лучше молись.
– Понятно, каждый Хуй всегда стоит и зорко озирается, только мозгов у него нет, и как только почует пиздятину, так он сразу оживляется. И вот ты решил, что здесь пахнет старой, доброй пиздятиной, и приволок с сбой свои пидарастические яйчишки – чтобы повеселиться. Но ты немного перепутал, никакой пиздой здесь даже не пахнет – щас ты пожалеешь о том, что не родился бабой. Как и положено безмозглому Хую – ты не разбираешься в ситуации. А теперь ты начинаешь сморщиваться, и твои маленькие яйчишки сморщиваются вместе с тобой. это потому, что на боку твоего пистолета написано “муляж”, а на боку моего пистолета написано “Дезерт Игл калибра 50”. Ловить здесь тебе нечего, вместе с твоими яйцами. А теперь – съебали отсюда.
– Так слушайте сюда. Открываем компанию “Пидрильный клуб любителей пощекотать очко”. Даем рекламу в пидрильный журнал: мол, у нас такой инструмент для внедрения в очко. Ну, дескать, делает то, что не может ни одно другое устройство, последний прорыв в сексуальных технологиях, удовлетворение гарантированно. Иначе возвращаем деньги, ну и всё такое. Эти приблуды продаются по двадцать пять фунтов за штуку. Для клиента это херня, за такую кучу удовольствия. Но чеки они шлют в адрес другой компании, с приличным названием, типа, “Мелочевка Бобби” или что-то в этом роде. По двадцать пять фунтов каждый. А мы в банке обналичиваем и получаем деньги. А запутка вот в чем: мы отправляем чек назад, от компании “Пидрильный клуб любителей пощекотать очко”, со словами “Извините, товар из Америки не поступил, у них закончились запасы”. И тогда посмотрите, сколько человек обналичат такие чеки – ни единая душа, кому охота, чтобы менеджер их банка знал, что в свободное от получения чеков время они щекочут свое очко.
А как Вам этот фильм?:)
Источник
Çàïóñê: äðàìàòóðãèÿ è áþäæåò
 ñåðåäèíå 90-õ ãîäîâ Ãàé Ðè÷è áûë íà÷èíàþùèì ðåæèññåðîì ñ îïûòîì â ðåêëàìå, à òàêæå ñ îäíèì êîðîòêèì ìåòðîì ãàíãñòåðñêîé íàïðàâëåííîñòè «Òðóäíîå äåëî». Ìîëîäîé êèíåìàòîãðàôèñò æàæäàë ðàçâèòèÿ, íî óæå â ïîëíîìåòðàæíîì ôîðìàòå. Äëÿ çàïóñêà ñ äåáþòíîé êàðòèíîé, ðàçóìååòñÿ, áûëè íóæíû ñöåíàðèé è áþäæåò. Íà÷íåì ñ äðàìàòóðãèè.
Ðè÷è âñåãäà èñïûòûâàë òðóäíîñòü ñ ðàáîòîé íàä òåêñòîì (îäíè èç ïðè÷èí äèñëåêñèÿ), ïîýòîìó íåêîòîðîå âðåìÿ îí æäàë, ÷òî åìó ïîäâåðíåòñÿ ïîäõîäÿùèé ïðîåêò ñ óæå ñóùåñòâóþùåé èäååé è ñöåíàðèåì. Îæèäàíèå çàòÿãèâàëîñü, òàê ÷òî Ðè÷è âñå-òàêè ïðèøëîñü ñàìîìó áðàòüñÿ çà äðàìàòóðãèþ. Îí ðåøèë ðàçâèòü ñþæåòíûé ìîòèâ ñâîåé êîðîòêîìåòðàæêè, ãäå ðå÷ü øëà î ÷åòûðåõ ïàðíÿõ, ïûòàþùèõñÿ ïîäíÿòü äåíåã íà èãðå â ïîêåð.
 ïîëíîì ìåòðå, êîòîðûé ïîëó÷èë èäèîìàòè÷íîå íàçâàíèå «Êàðòû, äåíüãè, äâà ñòâîëà» (áëèçêî ê ðóññêîìó «âñå è ñðàçó»), òàêîé æå ñîñòàâ ãëàâíûõ ãåðîåâ èç-çà êàðòî÷íîé èãðû îêàçûâàëñÿ â äîëãàõ ó êðóïíîãî ãàíãñòåðà. Ïî õîäó äåéñòâèÿ çëîêëþ÷åíèÿ ïåðñîíàæåé ñòàíîâèëèñü âñå áîëåå çàïóòàííûìè è îäíîâðåìåííî êîìè÷íûìè. Ïðè ýòîì ìíîãî÷èñëåííûå ñþæåòíûå ïåðèïåòèè Ðè÷è çàèìñòâîâàë èç êðèìèíàëüíîé õðîíèêè è èñòîðèé ñâîèõ çíàêîìûõ. Áîëåå òîãî, îáðàçû íåêîòîðûõ ïåðñîíàæåé, à ãåðîåâ â êàðòèíå ìíîãî, àâòîð ñîáèðàë èç íàáëþäåíèé çà ðåàëüíûìè ïðîòîòèïàìè.
Ïîñëå ðåëèçà ôèëüìà ìíîãèå ñòàëè ñðàâíèâàòü Ðè÷è ñ Òàðàíòèíî, è äðàìàòóðãèÿ äåéñòâèòåëüíî äàåò òîìó ïîâîäû. Ðè÷è, êàê è åãî àìåðèêàíñêèé êîëëåãà â «Êðèìèíàëüíîì ÷òèâå», ñîçäàë ìíîãîôèãóðíîå äåéñòâèå ñ íåñêîëüêèìè ïåðåñåêàþùèìèñÿ ñþæåòíûìè ëèíèÿìè. Îäíàêî îòëè÷èå â òîì, ÷òî ó Ðè÷è ðàçíûå èñòîðèè ñîáèðàþòñÿ â åäèíóþ êîíñòðóêöèþ íå ñòîëüêî áëàãîäàðÿ îòäåëüíûì ñêâîçíûì ýëåìåíòàì, ñêîëüêî êîñâåííî âëèÿÿ äðóã íà äðóãà íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïîâåñòâîâàíèÿ.
Åùå îäèí ïîâîä äëÿ ñðàâíåíèÿ ñ Òàðàíòèíî äèàëîãè. Ðè÷è òîæå ìíîãî âðåìåíè óäåëÿåò îáùåíèþ ãåðîåâ, íàõîäÿ ñàìîöåííîé ïåðåáðîñêó êîëîðèòíûìè ðåïëèêàìè, êîòîðûå äëÿ ñþæåòà ìîãóò íå èìåòü îñîáîãî çíà÷åíèÿ. Âîññîçäàâàÿ ïàíîðàìó æèçíè ëîíäîíñêîãî äíà, ðåæèññåð âíèìàòåëüíî îòíîñèòñÿ ê ÿçûêó ãåðîåâ. Áîëüøèíñòâî èç íèõ îáùàåòñÿ íà ðàçëè÷íûõ äèàëåêòàõ êîêíè, à êðîìå òîãî ùåäðî ðàçáàâëÿåò ðå÷ü ñòàðîé äîáðîé áðèòàíñêîé íåöåíçóðíîé ëåêñèêîé.
Ñ ÷åðíîâîé âåðñèåé ñöåíàðèÿ, íàïèñàííîé çà ïîëãîäà, Ðè÷è ïðèñòóïèë ê ïîèñêó èíâåñòîðîâ. Ýòîò ïðîöåññ çàíÿë åùå áîëåå äâóõ ëåò. Ñðåäè òåõ, êòî çàèíòåðåñîâàëñÿ ïðîåêòîì, îêàçàëèñü æåíà Ñòèíãà Òðóäè Ñòàéëåð, áèçíåñìåí è âëàäåëåö ñåòè Hard Rock Cafe Ïèòåð Ìîðòîí, åãî ðîäñòâåííèê Ìýòòüþ Âîí, êîòîðûé â èòîãå ñòàë ãåíåðàëüíûì ïðîäþñåðîì êàðòèíû (è íåêîòîðûõ ñëåäóþùèõ ïðîåêòîâ Ðè÷è). Àâòîðû ïî÷òè ñîáðàëè âíóøèòåëüíûé æåëàåìûé áþäæåò â £7 ìëí, îäíàêî, êàê ýòî ÷àñòî áûâàåò, â êàêîé-òî ìîìåíò ÷àñòíûå èíâåñòîðû ðàçáåæàëèñü. Òàê ÷òî Ðè÷è è Âîíó ïðèøëîñü â ýêñòðåííîì ïîðÿäêå óæèìàòüñÿ áîëåå ÷åì â ñåìü ðàç äî £800 òûñÿ÷. Âî ìíîãîì òàêàÿ íåîáõîäèìîñòü ïîâëèÿëà íà êàñòèíã êàðòèíû, ê ÷åìó ìû è ïåðåéäåì äàëüøå.
Êàñòèíã: íà÷èíàþùèå àêòåðû è êîëîðèòíûå íåïðîôåññèîíàëû
Ïîíà÷àëó Ðè÷è âèäåë â ñâîåé êàðòèíå çâåçäíûé àêòåðñêèé ñîñòàâ.  òîì ÷èñëå îäíó èç ðîëåé äîëæåí áûë ñûãðàòü Ðýé Óèíñòîí. Íî êîãäà âñòàë âîïðîñ íåîáõîäèìîñòè ñîêðàùåíèÿ áþäæåòà, â ïåðâóþ î÷åðåäü ðåøèëè ýêîíîìèòü èìåííî íà èçâåñòíûõ èìåíàõ. Ñóäÿ ïî êîíå÷íîìó ðåçóëüòàòó, ïðîåêòó ýòî ïîøëî òîëüêî íà ïîëüçó. Ðè÷è ñîáðàë õîòü è íåïîïóëÿðíûõ (à òî è âîâñå íåïðîôåññèîíàëüíûõ), çàòî èñêëþ÷èòåëüíî êîëîðèòíûõ àêòåðîâ.
Òàê, íàïðèìåð, îí îòêðûë çðèòåëþ Äæåéñîíà Ñòýéòåìà, êîòîðûé ïîêîðèë ðåæèññåðà ñâîèì óìåíèåì óáàëòûâàòü ïðîõîæèõ â êà÷åñòâå óëè÷íîãî òîðãîâöà (Ñòýéòåì íà òîò ìîìåíò áûë óñïåøíûì ñïîðòñìåíîì è ìîäåëüþ, îäíàêî íå ãíóøàëñÿ íèêàêèõ ïîäðàáîòîê). Âìåñòå ñî Ñòýéòåìîì ÷åòâåðêó ãëàâíûõ ãåðîåâ ñîñòàâèëè êîðåííûå ëîíäîíöû Íèê Ìîðàí, Äæåéñîí Ôëåìèíã è Äåêñòåð Ôëåò÷åð. Òîëüêî ó ïîñëåäíåãî áûëà íåêîòîðàÿ èçâåñòíîñòü è äîâîëüíî âíóøèòåëüíàÿ ôèëüìîãðàôèÿ. Îäíó èç ÿðêèõ ðîëåé âòîðîãî ïëàíà Ðè÷è äîâåðèë Âèííè Äæîíñó, áûâøåìó ôóòáîëèñòó êëóáà Chelsea ñ ðåïóòàöèåé æåñòêîãî è àãðåññèâíîãî èãðîêà è â öåëîì ÷åëîâåêà. Îáðàç ìàôèîçíîãî ãðîìèëû ïîäîøåë åìó êàê íåëüçÿ êñòàòè. Òàêæå ìîæíî âûäåëèòü áûâøåãî áîêñåðà è âûøèáàëó Ëåííè ÌàêËèíà, ñûãðàâøåãî âàæíîãî áàíäèòà (èñïîëíèòåëü óìåð îò ðàêà ëåãêèõ, íå äîæäàâøèñü ïðåìüåðû), è Ñòèíãà, ïðèíÿâøåãî ó÷àñòèå â ñúåìêàõ ïî ïðîñüáå æåíû.
 öåëîì íå áóäåò ïðåóâåëè÷åíèåì ñêàçàòü, ÷òî ñòîëü ÿðêèé àêòåðñêèé ñîñòàâ âî ìíîãîì îáåñïå÷èë êàðòèíå óñïåõ. Êñòàòè, ëþáîïûòíàÿ äåòàëü ïî÷òè âñå àêòåðû ôèëüìà èìåëè êàêóþ-ëèáî ñóäèìîñòü.
Ëîêàöèè: òåìíàÿ ñòîðîíà Ëîíäîíà
Ñ ôèëüìà «Êàðòû, äåíüãè, äâà ñòâîëà» íà÷àëîñü ñòàíîâëåíèå Ãàÿ Ðè÷è â êà÷åñòâå ãëàâíîãî ïåâöà êðàñîòû áðèòàíñêîé ñòîëèöû. Ïðàâäà, êðàñîòû âåñüìà ñïåöèôè÷åñêîé, âåäü ñòèõèÿ ðåæèññåðà èçíàíêà Ëîíäîíà, îêðàèíû ãîðîäà, çëà÷íûå êâàðòàëû Èñò-Ýíäà, ãðÿçíûå óëî÷êè è ïîäâîðîòíè, ïðîêóðåííûå ïàáû è íî÷íûå êëóáû, èíûìè ñëîâàìè, ðàññàäíèêè êðèìèíàëà.
Êàðòèíà ñíèìàëàñü â ðåàëüíûõ ìåñòàõ, ïîëüçóþùèõñÿ ñîìíèòåëüíîé ñëàâîé. Íàïðèìåð, ðûíîê Áîðî íà þæíîì áåðåãó Òåìçû ñ íåçàïàìÿòíûõ âðåìåí ñ÷èòàåòñÿ ìåñòîì âñòðå÷ ëîíäîíñêîãî êðèìèíàëèòåòà. Äðóãîé ðûíîê, ïîÿâëÿþùèéñÿ â ôèëüìå â ðàéîíå Áåòíàë Ãðèí, èçâåñòíîì ëàâî÷íîé òîðãîâëåé.  ìåñòíîé ìýðèè ñíèìàëñÿ ðÿä èíòåðüåðíûõ ñöåí ôèëüìà (íàïðèìåð, êàáèíåòû êðèìèíàëüíûõ áîññîâ, à òàêæå ñîëÿðèé). Ñöåíû êàðòî÷íîé èãðû ñíèìàëèñü â Ðåïòîíå, ñàìîì èçâåñòíîì áîêñåðñêîì êëóáå Àíãëèè, îòêóäà òàêæå âûøëè ìíîãèå êðóïíûå óãîëîâíèêè.
Âèçóàëüíîå ðåøåíèå: ñåïèÿ, êëèïîâàÿ ýñòåòèêà è æèâîå íåñîâåðøåíñòâî
Êîìàíäà ôèëüìà ðàññêàçûâàåò, ÷òî Ðè÷è óäèâëÿë âñåõ ÷åòêèì âèäåíèåì ôèëüìà, êîíêðåòíûì ïðåäñòàâëåíèåì òîãî, êàê âñå äîëæíî âûãëÿäåòü íà ýêðàíå. Âñÿ êàðòèíà áûëà ïðåäâàðèòåëüíî ðàñêàäðîâàíà, êàæäûé êàäð ïðîäóìàí ïî êîìïîçèöèè, ìèçàíñöåíå, ðàêóðñó. Íî ïðè ýòîì, ïî ñëîâàì îïåðàòîðà ëåíòû Òèìà Ìîðèñà-Äæîíñà, ôèëüì ñíèìàëñÿ â «òåõíèêå êëèïà», òî åñòü â êàäð áðàëîñü òî, ÷òî «õîðîøî ñìîòðåëîñü». Ýòî íå îáÿçàòåëüíî äîëæíî áûëî ðàáîòàòü íà ñþæåò, çàòî ôîðìèðîâàëî àòìîñôåðó è íàñòðîåíèå.
Ìîðèñ-Äæîíñ ðàññêàçûâàåò, ÷òî äîâîëüíî ñâîáîäíî ðàáîòàë ñî ñâåòîì, èíîãäà èñïîëüçóÿ ïðèáîðû äëÿ ñîçäàíèÿ ñòèëèçîâàííîé àòìîñôåðû «ïàðàëëåëüíîé ðåàëüíîñòè», à èíîãäà îáõîäÿñü íàòóðàëüíûì îñâåùåíèåì. Îïåðàòîð ãîâîðèò, ÷òî ÷àñòî ïðåäïî÷èòàë îáõîäèòüñÿ îäíèì ïðèáîðîì ýòî ïîçâîëÿëî äîáèâàòüñÿ èíòåðåñíûõ ðåçóëüòàòîâ. Äîñòîéíûé ïðèìåð äèàëîãîâàÿ ñöåíà ñî Ñòèíãîì, ãäå êðóïíûé ïëàí àêòåðà ïîäñâå÷åí ôëóîðåñöåíòíîé ëàìïîé, ðàñïîëîæåííîé ñíèçó.
×òîáû âûäåðæàòü îäíó öâåòîâóþ ãàììó, îïåðàòîð ñíèìàë áîëüøóþ ÷àñòü êàðòèíû ñ èñïîëüçîâàíèåì ñåïèÿ-ôèëüòðîâ. Êðîìå òîãî, äëÿ îáùåãî öâåòîâîãî ðåøåíèÿ õóäîæíèê ïî êîñòþìàì ïîäáèðàë îäåæäó òîëüêî ÷åðíîãî, êîðè÷íåâîãî èëè ñåðîãî öâåòîâ, à õóäîæíèê-ïîñòàíîâùèê íå èñïîëüçîâàë ñèíèé è æåëòûé. Òàê âèçóàëüíûé ðÿä óäàëîñü ñâåñòè ê îäíîìó òîíó, ÷òî îïðåäåëèëî îùóùåíèå ìðà÷íîãî ãàíãñòåðñêîãî ðåòðî îò êàðòèíû.
Ìîðèñ-Äæîíñ îòìå÷àåò íåñîâåðøåíñòâî âèçóàëüíîãî ðÿäà êàðòèíû. Îäíàêî, ïî åãî ìíåíèþ, øåðîõîâàòîñòü èçîáðàæåíèÿ ïðèäàåò ôèëüìó îñîáîå îùóùåíèå æèçíè, à òàêæå ãàðìîíè÷íî ñî÷åòàåòñÿ ñ äèêîñòüþ èñòîðèè.  êà÷åñòâå ïðèìåðà íå âïîëíå èäåàëüíîãî, íî ðàáîòàþùåãî ðåøåíèÿ îïåðàòîð ïðèâîäèò ñöåíó êàðòî÷íîãî ïðîèãðûøà ãåðîÿ Íèêà Ìîðàíà, êîãäà òîò âûõîäèò èç êëóáà.
Èäåÿ ñúåìêè ôèêñèðîâàííîãî êðóïíîãî ïëàíà ãåðîÿ â äâèæåíèè áûëà ïîçàèìñòâîâàíà èç «Çëûõ óëèö», ãäå ïðèåì ïîìîãàë ïåðåäàòü îùóùåíèå îïüÿíåíèÿ ïåðñîíàæà. Çäåñü æå òåõíèêà ðàáîòàåò íà ïåðåäà÷ó øîêà îò ïðîèãðûøà. ×òîáû ñíÿòü êàäð, íà Ìîðàíà íàäåëè ïîÿñ òÿæåëîàòëåòà, ê êîòîðîìó ïðèêðåïèëè øòàòèâ ñ êàìåðîé, íàïðàâëåííîé íà àêòåðà. Ïðè ýòîì êàìåðó ïîääåðæèâàëè àññèñòåíòû. Êîìïîçèöèÿ êàäðà ïðè ýòîì ïîëó÷àåòñÿ íå âñåãäà ñîâåðøåííîé, íî ýòî íå ìåøàåò åìó ðàáîòàòü íà èñòîðèþ è àòìîñôåðó.
Îñîáûé øàðì êàðòèíå ïðèäàåò îáèëèå ïðèåìîâ èç àðñåíàëà ðåêëàìùèêîâ è êëèïìåéêåðîâ (íàïîìíèì, Ðè÷è âûøåë èç ýòîé ñðåäû, íî êðîìå íåãî ñõîæèé áýêãðàóíä áûë è ó ïîëîâèíû êîìàíäû). Ðåæèññåð ùåäðî èñïîëüçóåò òàêèå ìîíòàæíûå òåõíèêè, êàê èçìåíåíèå ñêîðîñòè, îáðàòíàÿ ïðîåêöèÿ, ñòîï-êàäðû, äæàìï-êàòû.
Ïî ïðèçíàíèþ ìîíòàæåðà Íàéâåíà Õîóè íåêîòîðûå ñöåíû ôèëüìà ñîçíàòåëüíî ñîçäàâàëèñü â ñòèëèñòèêå ìóçûêàëüíûõ êëèïîâ. ßðêèé ïðèìåð ñöåíà ïüÿíêè ãëàâíûõ ãåðîåâ (îíà öåëèêîì ñíèìàëàñü ñ êàäðîâîé ÷àñòîòîé 48 êàäðîâ â ñåêóíäó, ÷òîáû ó ìîíòàæåðà áûëè ðàçâÿçàíû ðóêè).  ñëó÷àÿõ, êîãäà òðåáîâàëñÿ ðàïèä îñîáîé äëèòåëüíîñòè, èñïîëüçîâàëàñü áþäæåòíàÿ êàìåðà Photo-Sonics, ïîçâîëÿâøàÿ ñíèìàòü 300 êàäðîâ â ñåêóíäó. Îíà çàäåéñòâîâàíà, íàïðèìåð, â êàäðå ñ ïàäåíèåì ÷åìîäàíà.  îñòàëüíîì ôèëüì ñíèìàëñÿ íà 16-ìì êàìåðó Arriflex. Ýòîò âûáîð òàêæå âî ìíîãîì áûë îáóñëîâëåí áþäæåòíûìè ñîîáðàæåíèÿìè.
Ïî ïðèçíàíèþ àâòîðîâ, òî, ÷òî êàðòèíà òùàòåëüíî ïëàíèðîâàëàñü, ïîçâîëèëî âíåñòè íà ïëîùàäêó ýëåìåíò èìïðîâèçàöèè. Ãðóïïà ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ íàñòîëüêî ñâîáîäíî, ÷òî íåêîòîðûå äåòàëè ñöåí, à òî è ñöåíû öåëèêîì äåëàëèñü ñïîíòàííî. Íàïðèìåð, â ñöåíå, ãäå âçáåøåííûé Âèííè Äæîíñ áüåò äâåðüþ ñâîåãî îáèä÷èêà, àêòåðà ïîïðîñèëè ñäåëàòü íå÷òî, ÷òî ïðèâåëî áû â óæàñ îïåðàòîðà. Îí è ñäåëàë åäâà íå îòîðâàë äâåðü àâòîìîáèëÿ. Èëè ñöåíà ñ ïîêóïêîé ðóæåé áûëà ñíÿòà ñ îäíîãî äóáëÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ñòåäèêàìà. Èçíà÷àëüíî îíà çàäóìûâàëàñü áîëåå ñëîæíîé è òðóäîåìêîé, íî íà ïëîùàäêå àâòîðû ðåøèëè ïîïðîáîâàòü îáîéòèñü áîëåå ïðîñòûìè ñðåäñòâàìè, è, ïî èõ ìíåíèþ, ñöåíà â èòîãå òîæå òîëüêî âûèãðàëà îò ýòîãî. Òàêæå çàìåòèì, ÷òî òùàòåëüíûé ïðåïðîäàêøí óñêîðèë ðàáîòó íà ïëîùàäêå â ñìåíó êîìàíäà óñïåâàëà ñíèìàòü ïî ÷åòûðå-ïÿòü ñöåí. (Èñòî÷íèê : tvkinoradio)
Источник