Бизнес идея электронный журнал для школ
Чем взрослее становится ребенок, тем больше развивается его ум, особенно в части обмана родителей и скрытия от них неугодных фактов. К примеру, большинство учеников (школьников да студентов) не стремится демонстрировать родителям свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове в учебное заведение или упоминать о большом количестве домашних заданий. Бумажный дневник – не панацея. Он в нужный момент забывается, теряется, портится, не заполняется, в конце концов. Чтобы таких «случайных» неприятностей избежать и повысить родительский контроль за учащимися, была придумана система электронных дневников, которая сейчас набирает обороты в России.
Программные разработки электронных дневников появились давно. Это были SMS-дневники, оповещающие родителей о ежедневных достижениях отпрысков, и локальные клиент-серверные системы. Объединить все эти разработки и создать на их основе общероссийскую социальную сеть для школьников и родителей намеревается питерская компания «Стандарт».
Электронный Дневник Школьника представляет собой систему для взаимодействия школьников, их родителей, учителей и администрации школы и города, посредством интернета и SMS. Выгоды от системы есть всем. С помощью электронных дневников родители смогут следить за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, узнать вовремя о предстоящем родительском собрании (например, подписавшись на услугу sms-дневник), а также общаться онлайн с учителями и администрацией школы. Школьникам система напомнит расписание и домашнее задание. А также даст возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или годам. Учителя получат удобный и быстрый способ общения с родителями, кроме того, электронный журнал 1dnevnik.ru поможет в подготовке отчетов по успеваемости, рейтингов учащихся по успеваемости, а также позволит проводить электронные тесты для учеников, даже в их отсутствие в школе.
В будущем Стандарт планирует создать в интернете социальную сеть с целевой аудиторией: школьники, их родители и учителя, интегрированную с единым дневником.
Естественно, компания уделяет огромное внимание вопросам безопасности системы электронных дневников. Подростки – народ пытливый, и желающих «внести коррективы» в работу системы найдется немало.
Сейчас основная задача компании – подключить максимальное количество школ в кратчайшие сроки. Для скорейшего выполнения задачи Стандарт создает сеть представителей в регионах России и СНГ. Задача представителей – договариваться с учебными заведениями, устанавливать и подключать электронные дневники.
По словам представителя компании Анны Полянцевой именно этим бизнесом было решено заниматься, потому что данная ниша на сегодняшний день свободна. Существует лишь несколько частных компаний занимающихся локальным подключением единичных школ. Количество городов где в школах есть такая система пока что можно по пальцам пересчитать. И более десяти тысяч школ планируют подключение в 2009 году. Проекты, подобные описываемому, уже точно есть в Америке. Это своего рода социальные сети для школьников. Учитывая, что возрастной порог входа в интернет становится все ниже – это очень актуально.
Так как это бизнес, важен вопрос извлечения дохода. «В конечном итоге мы зарабатываем на рекламе на нашем портале, плюс 50% от абонентского обслуживания каждой школы идут нам», продолжает Анна. «Региональные партнеры получают оставшиеся 50% и целиком плату за подключение. Вдобавок у них есть дополнительный доход от опциональной услуги SMS-дневник».
Источник
- Кому нужна лицензия на образовательную деятельность
- Кому не нужна лицензия
- Спорные ситуации с лицензией
- Как получить лицензию
- Как работать без лицензии
- Что лучше регистрировать — ИП или ООО?
- Как оформлять сотрудников
- Какие налоги и взносы платить
- Как принимать платежи
В настоящее время онлайн-образование как понятие имеет много смыслов. Например, нам часто на глаза попадаются онлайн-марафоны, которые физические лица проводят через социальные сети. Сейчас также чрезвычайно популярны курсы в формате вебинаров, продажи видеороликов на конкретные темы (это могут быть онлайн-курсы по интерьеру, по стилю и т.д.).
Но есть и серьезные по масштабам проекты — целые онлайн-университеты с сотнями направлений, выдачей сертификатов и стажировками в крупных компаниях.
Онлайн-школа — это обобщенное понятие, которое на практике применяется по отношению к любым дистанционным образовательным или информационно-консультационным услугам. В законодательстве такой термин не зафиксирован. Поэтому при создании подобного бизнес-проекта важно разобраться с юридическими тонкостями. И первое, с чем придется определиться, — это лицензия.
Кому нужна лицензия на образовательную деятельность
Лицензия — это условное разрешение от государства на ведение образовательной деятельности.
Признаки образовательной деятельности указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. Необязательно, чтобы бизнес соответствовал сразу всем признакам: если онлайн-школа соответствует хотя бы каким-то критериям, то лицензия нужна. В противном случае могут возникнуть проблемы с Рособрнадзором.
На какие признаки следует обратить внимание:
- Наличие учебной программы, в которой обозначены предмет и режим обучения, прописаны результаты обучения, указан преподавательский состав. В программе утверждены способы и формы оценки результатов учеников.
- Программа представлена в виде графика, расписания занятий или учебного плана. Она содержит методические или оценочные материалы.
- В школе есть преподаватели, оформленные в штат или работающие по договорам ГПХ.
- Предусмотрены проверка, оценка или подтверждение уровня знаний — например, заключительный тест и выдача сертификата.
Еще есть перечень видов деятельности, для которых точно нужна образовательная лицензия — он перечислен в том же постановлении:
- Общеобразовательная школа — дошкольное, начальное и среднее образование.
- Профессиональная образовательная деятельность — сюда входят в том числе курсы по получению рабочих профессий и высшее образование.
- Первичная подготовка и переподготовка, в том числе и улучшение квалификации.
- Дополнительная образовательная деятельность — общая или предпрофессиональная.
- Дополнительная профессиональная подготовка, например, повышение квалификации.
Получается, что без лицензии нельзя открыть обычную школу для детей или курсы повышения квалификации для взрослых — для этого нужны учебные программы и преподаватели. С другими форматами онлайн-образования проще.
Кому не нужна лицензия
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, лицензирование не требуется для:
- Образовательной деятельности в формате разовых занятий (лекций, стажировок, семинаров), которая не предполагает итоговую аттестацию и выдачу документов об образовании. То есть организаторам конференций, публичных лекций, вебинаров, можно не беспокоиться и работать без лицензии, потому что подобные разовые мероприятия не имеют образовательной составляющей.
- Деятельности по содержанию и воспитанию обучающихся, которая осуществляется без образовательных программ. Ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет образовательную программу как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов».
- Индивидуальной трудовой педагогической деятельности. В данном случае имеются в виду индивидуальные предприниматели и самозанятые, которые могут заниматься образовательной деятельностью лично, как репетиторы, без привлечения других педагогов.
Спорные ситуации с лицензией
В интернете можно встретить советы, в которых начинающим предпринимателям рекомендуют использовать подходящие формулировки в рекламе и описаниях курсов, чтобы избежать получения лицензии. Например, открыть онлайн-школу с учебной программой, но разбить её на несколько видео и дать к ним доступ одновременно — якобы, получается не программа, а просто список записанных лекций. Или вовсе назваться индивидуальным предпринимателем, который оказывает информационно-консультационные услуги, и убрать из рекламы термин «образовательные». Это не поможет — прокуратура и Рособрнадзор по любой жалобе могут провести проверку и оштрафовать такой бизнес, несмотря на жонглирование формулировками.
Штрафы можно обжаловать в суде, но понятной судебной практики нет — какие-то случаи проходят безболезненно для бизнеса, но бывает, что нужно срочно получать лицензию или закрываться.
Например, есть Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 (дело № А56-25488/2013). По решению суда был отменен штраф, назначенный учебному центру по итогам проверки. Суд обратил внимание на то, что центр не проверяет знания и не выдает сертификаты, а потому нельзя считать, что он оказывает образовательные услуги. При аналогичных обстоятельствах был так же оштрафован учебный центр в Севастополе, но в этом случае Верховный суд решение поддержал (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.08.2017 N 310-АД17-3729 по делу № А84-2790/2016).
Если есть сомнения в необходимости получения лицензии, лучше или получить её, или переформатировать бизнес-модель так, чтобы сомнения не возникали. В каждом конкретном случае лучше искать юриста, специализирующегося на этих вопросах — универсальных шаблонов нет.
Если контролирующие органы найдут нарушения, бизнес накажут по ст. 14.1 КоАП. Для ИП это штраф до 5 000 руб., для ООО — до 50 000 руб. Плюс будет проведена повторная проверка через 1-3 месяца.
Как получить лицензию
Проблема получения образовательной лицензии заключается в том, что законодатель пока не прописал особенные требования именно для дистанционного бизнеса. Поэтому приходится ориентироваться на те же параметры, которые нужны учебному учреждению в офлайне.
Например, вот такие:
- Нужно иметь в собственности или арендовать помещения, которые соответствуют требованиям образовательной программы.
- Здания и внутренние помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
- Необходимо приобрести материально-техническое обеспечение, которое подходит для конкретного вида деятельности.
- Составить и утвердить программы обучения в Министерстве образования РФ.
- Подготовить электронные и печатные материалы для обучения.
- Найти и заключить договоры с педагогами, которые имеют право на преподавание по конкретному виду деятельности.
Полный перечень требований с подробными нюансами для каждого вида деятельности перечислен в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Несмотря на то, что требование иметь помещение для обучения в онлайн-школе выглядит нелогичным, его необходимо соблюдать. Некоторые предприниматели находят выход, заключая договоры по аренде классов или партнерства с действующими колледжами и вузами, так как они уже соблюдают все требования.
Разобравшись с требованиями, бизнесмен должен получить разрешение использовать помещение в Роспожарнадзоре и других контролирующих организациях, обратиться с образовательными программами в Минобрнауки (для утверждения) и уже после лично, по почте или через «Госуслуги» подать заявление на получение лицензии.
Ещё есть нюанс — законодатель предусмотрел перечень направлений, которым нельзя обучать исключительно дистанционно.
Процесс получения лицензии предполагает много нюансов, часто они зависят от вида деятельности и конкретной ситуации. Уточнять детали лучше у юриста.
Как работать без лицензии
Онлайн-школа, работающая без лицензии, не должна быть похожа на образовательную деятельность. В рамках образовательной деятельности, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ, реализуются образовательные программы, которые включают учебный план, график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин и т.д. Если все эти составляющие в вашей практике не предполагаются, то вы можете позиционировать бизнес как консультативный, информационный или развлекательный.
Следовательно, и в рекламе не нужно заявлять о том, что у вас школа или университет. Если вы проводите мастер-классы, свободные лекции и вебинары, не обещайте, что вы научите новой профессии или поможете повысить квалификацию.
Что лучше регистрировать — ИП или ООО?
Чтобы сделать правильный выбор между ИП или ООО, нужно прежде всего разобраться в бизнес-модели. Если планируется крупная организация с получением лицензии на образовательную деятельность и, самое главное, с несколькими владельцами, лучше зарегистрировать ООО.
Зарегистрировать ИП проще — достаточно собрать несколько документов и отправить их в налоговую вместе с заявлением. Сейчас это можно сделать онлайн. ИП может выбрать патентную систему налогообложения — стоимость разрешения на работу зависит от региона, чаще это получается выгоднее, чем платить 6 % налогов по упрощенной системе налогообложения.
Если планируете преподавать сами, например, записывать видеокурсы или распространять email-рассылки, достаточно обычного ИП. Можно получить патент на оказание услуг по обучению и репетиторству — его стоимость зависит от региона, точнее посчитать можно на сайте налоговой инспекции. Сравните, сколько вы заплатите на упрощенной схеме налогообложения и на патентной.
Если собираетесь строить бизнес на продвижении других преподавателей, схема будет выглядеть иначе — уже они делают ИП на патенте, а с вами заключают договор услуг на продвижение или консультации. Есть другой способ взаимодействовать с преподавателем — заказывать у него курсы и покупать исключительные права на воспроизведение, обработку, распространение и продажу. Соответственно, в любом из форматов применять патент вы не можете, поэтому нужно выбирать ИП на УСН.
Как оформлять сотрудников
Если речь идет о преподавателях, то всё зависит от наличия лицензии. Когда её нет, некоторые ищут обходные пути и предлагают людям регистрировать ИП или самозанятость. Если есть, то оформлять можно по обычным договорам:
- Трудовым — подойдет, если вы устраиваете человека на конкретную должность, с понятным и повторяющимся перечнем обязанностей, и платите зарплату по конкретному графику.
- ГПХ — в этом договоре нужно определить конкретный перечень задач, которые сделает нанятый. Например, еженедельно записывать по 10 видео похоже на обычную трудовую договоренность. А записать в течение трех месяцев 30 роликов — на конкретную задачу. В ГПХ стараются не указывать график работ или должностные инструкции, иначе трудовая инспекция может признать такой договор трудовым.
По этим договорам работодатель обязан удержать и перевести в бюджет НДФЛ, а также заплатить взносы в ПФР и ФОМС.
Для найма другого персонала наличие или отсутствие лицензии не имеет значения. Можно заключать трудовые или ГПХ договора, оформлять договора услуг, работать с другими ИП и привлекать самозанятых. Всё как в любом обычном бизнесе.
Какие налоги и взносы платить
ИП в любом случае платит фиксированные взносы за себя в ПФР и ФОМС — в этом году это 40 874 руб. Дальше всё зависит от организационно-правовой формы и схемы налогообложения. Вот популярные варианты:
- ИП на УСН платит 6 % от выручки или 15 % от «доходы минус расходы». Есть лимит в 150 млн руб., если заработаете больше, будет переход на ОСНО, там налогов больше.
- ИП на ПСН или на патенте. Стоимость фиксированная, зависит от региона. Например, в Москве стоимость патента на 2020 год обойдется в 19 800 руб. Патент ограничен выручкой в 60 млн руб. в год.
ИП платит дополнительные взносы в ПФР, если их доход превысил 300 000 руб. — 1 % от суммы сверх предела.
Для ООО ситуации с налогами сложнее. Например, ООО на УСН заплатит с доходов 6 %, а дальше придется либо выводить деньги дивидендами, либо платить себе зарплату, а это еще 13 % НДФЛ плюс взносы.
Как принимать платежи
В данном случае всё тоже зависит от того, какой формат работы выбрал бизнесмен. Например, самозанятые могут брать наличные и принимать переводы на обычную карту для физлиц. Главное после сформировать чек в приложении и отправить его клиенту.
ИП и ООО нужны кассы — процесс регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Любые платежи нужно пробивать через онлайн-кассу, с подключением к оператору фискальных данных. Есть исключения: если вы ИП без сотрудников, который оказывает услуги лично, то на вас распространяется отсрочка до 1 июля 2021 года. Чеки и касса не нужны бизнесу, который получает деньги только от юридических лиц — например, подойдет для онлайн-школы, которая проводит корпоративные тренинги.
Если не планируете делать точку продаж в офлайне, можно подключить на сайт платежный агрегатор — он собирает все популярные возможности приема платежей, включая банковский эквайринг и электронные кошельки. Из минусов — придется платить комиссию за каждую операцию.
После подключения приёма платежей вы можете начинать работать как полноценная онлайн-школа. Осталось найти клиентов и сделать сам продукт.
Кратко о главном
Если планируете оказывать образовательные услуги, придется снимать помещение и получать разрешения о соответствии требованиям СанПиН и пожарного надзора. Это обязательное требование для получения лицензии. Можно заключить договор аренды с вузами и колледжами, у которых уже есть все разрешения.
Проще начинать без лицензии — зарегистрировать ИП или самозанятость и оказывать услуги обучения лично. Или можно заняться продвижением других ИП-преподавателей.
Если у вас есть лицензия, можете оформить преподавателей в штат или заключить с ними договор ГПХ. Если нет — стоит попробовать заказать у них производство образовательного продукта, а затем учить по нему самостоятельно.
Чтобы принимать платежи, нужна онлайн-касса. Можно использовать агрегаторы — так вы даете покупателям возможность оплатить продукт любым удобным способом, но за это уменьшаете свой доход на комиссию.
Не пропустите новые
публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник