Бизнес идеи в сфере культуры и искусства

Бизнес идеи в сфере культуры и искусства thumbnail
Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Белорусские компании последние несколько лет все чаще вовлекаются в поддержку культурных проектов. Причины разные: стремление быть социально ответственным, желание рассказать о себе новой аудитории, убеждение, что занятие  предпринимательством — это не только заработок, но и возможность принести пользу обществу.

В нашем материале мы решили рассказать о нескольких интересных проектах, большинство из которых уже сейчас финансово поддерживаются. Они интересны своими идеями, которые могут вдохновить на запуск новых бизнесов в сфере культуры. Кроме того, проекты на стыке культуры и бизнеса помогают в развитии предпринимательской культуры в целом.

AUDITORIUM, Минск

Анна Самарская и Татьяна Зайдаль, проект AUDITORIUM. Фото предоставлено автором

Миссия и цели. Анна Самарская и Татьяна Зайдаль создали проект, миссия которого — заполнить пробел в сфере образования и стать посредником между бизнесом и актуальным гуманитарными знаниями: «Идеи, которые приходят из искусства и культуры, могут стать основой креативных решений для бизнеса, которые выстрелят на рынке. Но мы часто видим, что владельцы и менеджеры бизнесов начинают ощущать нехватку культурных и гуманитарных знаний».

В первую очередь девушки стремятся способствовать тому, чтобы в стране появилось больше критически думающих и образованных людей и хотят повысить доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.

На чем зарабатывать. Лекции, образовательные программы по культуре и искусству, которые учат мыслить критически, например, не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично и т.д.

Планы. Развивать проект, стать крупным учебным центром.

RED ART, Гродно

Фото со страницы Red Art Вконтакте

Мисся и цели. Арт-вечера с вином и рисованием за мольбертами популярны во всем мире. Особых навыков в живописи не требуется, и что рисовать, сюжет или абстракцию, — неважно. Потому что цель — просто хорошо провести время. При этом процесс рисования на таких вечеринках пошагово объясняет и контролирует художник.

Виктория Хотянович, Екатерина Петруций и Елена Побылец изучили опыт арт-вечеринок в Минске и решили организовать такой досуг в своем родном городе. Так в Гродно появился проект RED ART.

К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Поэтому рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии и самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

Фото со страницы Red Art Вконтакте

На чем зарабатывать. Платные занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере. Как уже показала практика, вечеринки пользуются особой популярностью у женщин — их около 80%. Остальные 20% — это мужчины в возрасте 25−40 лет.

Фото со страницы Red Art Вконтакте

Планы. Авторы проекта хотят, чтобы рисование стало популярным городским видом отдыха и развлечения: «Любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника. Занятия помогают раскрепостить людей и дать им бóльшую свободу и уверенность в себе и своих способностях».

В ближайшее время девушки планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом — проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев.

Месяц фотографии в Минске

Андрей Ленкевич, фотограф, организатор фестиваля «Месяц фотографии». Фото предоставлено автором

Мисся и цели. Три года назад у Андрея Ленкевича, фотографа, появилась идея объединить своих белорусских коллег на одной площадке — создать фестиваль, в рамках которого можно было бы проводить лекции, дискуссии, обмениваться опытом, делать выставки фоторабот. Бюджета не было, поэтому парень начал искать партнеров, которым предлагал участие в рамках проекта.

Первый Месяц фотографии в Минске прошел в 2014 и сразу привлек к себе внимание — благодаря партнерству стало возможным кроме выставок организовать лекции, презентации книг, проектов, а также приглашать мировых знаменитостей. К примеру, Мартина Парра, английского фотографа и фотожурналиста, работающего в жанре документальной фотографии повседневности.

Работа Мартина Парра. Фото с сайта static.wixstatic.com

Сейчас выставки посещают более 10 тыс. человек, большинство — от 25 до 35 лет. Проходят мероприятия в разных арт-точках Минска, к примеру, в Галерее «Ў», Пространстве ЦЭХ, лофт-проекте «Балки» и т.д., а также в других городах Беларуси.

Фотовыставки в рамках фестиваля каждый раз дают почву для размышления:

  • «Коммуналки» — Франсуазы Югье, которая снимала рекламу для Yves Saint Laurent, при создании этой коллекции фото четыре года жила в коммунальной квартире
  • «Реальный мир» — беспристрастный взгляд Парра и Римальдаса Викшрайтиса на деревню, быт и безденежье
  • «FASHION IS MY PASSION! Модная индустрия 70х-90х гг.: белорусский формат»
  • «How I die?» — показаны ассоциации людей со смертью, их представления и размышления на эту тему и еще многие другие интересные работы и др.
Читайте также:  Бизнес идеи в кризис форум

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

На чем зарабатывать. Пока единственный доход организаторы получают от продажи билетов. Но фестиваль поддержал Институт Гёте в Минске, который помог издать каталог мероприятия для продажи. Проект также заинтересовал представительство Samsung в Беларуси, Институт Польский в Минске, Посольства Франции, Литвы, Латвии, США, Нидерландов и т.д., которые могут проводить выставки, в т.ч. и платные, на своей территории.

Планы. В ближайшие 10 лет Андрей планирует:

  • Открыть Бюро Месяца фотографии в Минске — постоянно действующей выставочной площадки
  • Создать коллекцию, которая станет основой для Музея фотографии
  • Заложить традиции публичного обсуждения фотографии — пока публичных обсуждений, профессиональных высказываний и критики в области фотоискусства в Беларуси почти нет
  • Учредить премию в рамках фестиваля по результатам года

В планах на ближайшие несколько лет — благодаря регулярной активной деятельности в области искусства фотографии открыть в нашей современной культуре новую область. Чтобы у профессионалов появилось больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получила доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

Cinema Perpetuum Mobile, Минск

Координаторы фестиваля Cinema Perpetuum Mobile Лера Грин (слева) и Анна Роженцова (справа). Фото с сайта kultprosvet.by

Миссия и цели. В 2011 в Минске сообщество киноманов Kinaklub.org. основало международный фестиваль короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. Сегодня он проходит не только в городах нашей страны, но и за ее пределами. По словам Леры Грин, «фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино».

Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. «Короткий метр» говорит только самое важное и нужное за 35−45 минут, и потому имеет сильное воздействие на зрителя. Аудитория фестиваля — киноманы и люди, готовые выйти из привычных «зон комфорта», ведь короткометражное кино не очень распространенный вид отдыха.

Как отметила Анна Роженцова: «Для деловых людей наш формат, возможно, не достаточно светский, но любой на наших показах окунется в альтернативное визуальное искусство, узнает о социальных проблемах, например о миграции, одиночестве городского человека, о гендерных проблемах и др.»

На чем зарабатывать. Билеты на показы могут быть и платными, и бесплатными. Цена обычно не больше 5 рублей. Средства от продажи идут на компенсацию расходов организаторов. «Возможно, в будущем, учитывая темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности,» — предполагает Лера Грин.

Фото с сайта cs629410.vk.me

Планы. Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст, ставя перед собой достаточно амбициозные задачи:

  • Продвижение молодого белорусского кинематографа в Беларуси и на международном уровне
  • Поиск новых форм и тенденций на стыке любительского и профессионального искусства
  • Исследование социальных проблем средствами кино
  • Сотрудничество и горизонтальные связи с международными киносообществами

Ну и «супер план» организаторов — пригласить зрителей в мир немассового кино, побудить к саморазвитию и захотеть интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.

Brest Stories Guide, Брест

Оксана Гайко, проект Brest Stories Guide. Фото с сайта www.vb.by

Мисся и цели. Проект Brest Stories Guide — выделяется среди многих проектов. В первую очередь тем, что это — путешествие, цикл документальных аудиоспектаклей в городском пространстве Бреста, посвященных теме антисемитизма и уничтожения брестской еврейской общины в 1941—1942 годах.

Идея проекта обладает потенциалом, он создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Оксана Гайко — автор идеи и режиссер проекта, считает, что важно помнить о том, что происходило в городе в годы войны:

— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев (45% населения города). Все они были уничтожены, выжили около 20 человек. Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.

Брест, 3 июля 1941. Фотограф-любитель Альберт Дикманн. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Как отметила Оксана: «Хочется отдать дань памяти людям, которых никто не чествует, чьи голоса не слышны. Я называю этот проект виртуальным памятником. Настоящий мы не можем поставить. Пусть будет виртуальный».

На чем зарабатывать. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide, который поддерживается CHOICE — проектом по охране и переосмыслению культурного наследия, усилению потенциала общественных организаций в сфере культуры. Это аудиоспектакль-экскурсия по «несуществующему» Бресту. Текст в нем читают заслуженные белорусские артисты.

Зритель перемещается по карте через приложение на телефоне. Как считают организаторы, использовать электронные средства для того, чтобы доносить до нынешнего поколения послания о прошлом — хорошая идея. Скачать приложение можно бесплатно на сайте проекта, но организаторы планируют подключить систему добровольных пожертвований, а также добавить белорусскоязычную, англоязычную и, может быть, польскоязычную версии.

Читайте также:  Бизнес идеи для большого села

Фото предоставлено автором

Идея сделать такое приложение зародилась еще в 2013 году, когда Оксана начала работу над проектом «Гісторыі Беларусі». Сегодня Brest Stories Guide — результат совместной работы около 20 человек: ИТ-разработчиков, историков, экспертов еврейских организаций, а также актеров брестских театров

Работа с архивными источниками для Brest Stories Guide с немецким историком Кристианом Ганцером. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Планы. Аудитория — это жители Бреста, туристы и все, кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами. Поэтому перспектива — новые маршруты и новые истории, привелечение туристов в Беларусь. «Путешествие по несуществующему городу» — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси.

Источник

Итак, мы славно посмеялись над мемами о гуманитариях, работающих в McDonald’s, а теперь поговорим о том, как в действительности сегодня может зарабатывать художник.

Источник: https://www.artistsnetwork.com/magazine/embracing-art-business/

Уже пять лет я зарабатываю на жизнь исключительно своим ремеслом (текст), что когда-то, работая грузчиком, огнеупорщиком, продавцом телефонов и много кем ещё, считал немыслимой роскошью. Сегодня я расскажу о том, что помогло мне выйти на этот путь. Для пущей наглядности я условно разделил возможные механики заработка художника на четыре основных.

Механика №1. Нелюбимая работа и искусство

Источник: https://www.imdb.com/title/tt6192512/mediaviewer/rm3370647808

Заниматься не тем, в чём ты хорош (читай «не тем, чем хочешь») — значит работать против себя. Даже если ночами вы иногда пишете чудесные сонеты или симфонии, но день деньской вкалываете на фабрике оружия, толку выйдет мало — вас поглощает то, чему вы уделяете больше времени (‘Find what you love and let it kill you’, Ч. Буковски).

Сила трения покоя всегда больше силы трения качения. Трудно и страшно бросить насиженное место, пусть даже на нелюбимой работе, совершить прыжок веры и всецело отдаться поиску нового пути. Конечно, есть надежда, что рано или поздно вас с нелюбимой работы уволят, и это станет стимулом для перемен, однако надеяться на это можно долго (и даже слишком долго).

Уволившись, какое-то время вы будете чувствовать, что оказались в открытом космосе без запаса кислорода. Это сложный период, когда нужно срочно выйти на связь с ближайшей орбитальной станцией или хотя бы челноком. Главное — не сплоховать и не согласиться на новом месте вновь делать то, чего не хочешь.

Но если у вас достаточно таланта и воли для выхода на новый уровень, то рано или поздно вы обязательно найдёте работу, где будете заниматься ценным делом. А до тех пор выживать, не имея постоянного заработка, отлично поможет фриланс. Если уж на то пошло, то при достаточном количестве заказов он может стать вашим основным источником дохода, но к этому тоже нужно пройти долгий путь.

Механика №2. Любимая работа как искусство

Источник: https://medium.com/@thenthgen/the-most-important-life-lesson-from-tom-sawyer-e92f86f6afb3

Сегодня творческие люди нужны в любых областях. Контент — это новые деньги, контент дороже денег, контент — это чистый мёд, нектар и амброзия. Компания не может считаться по-настоящему серьёзной, не взаимодействуя с теми, кто профессионально пишет текст, создаёт изображения, фото, аудио, видео.

Если ваш профессиональный уровень достаточно высок, то вы рано или поздно найдёте работу в такой компании. Пока эта работа будет давать вам достаточно простора для самовыражения, вы можете просто отдавать ей все силы, и это наверняка будет чудесный период вашей жизни. Но когда вам всё же станет тесно в рамках, то настанет время сделать шаг на новый уровень. И здесь снова нужно будет совершить прыжок веры через безвоздушный космос.

Механика №3. Искусство как работа на себя

https://medium.com/@ToddBrison/the-difference-between-an-artist-and-a-business-person-fa7575eaa44a

Итак, вы уже выяснили, что умеете делать лучше всего, убедились, что это умение в чём-то уникально и востребовано, изучили рынок, построили бизнес-план и намерены открыть собственное предприятие. Стоит ли говорить, что это — путь не для всех.

Читайте также:  Порталы о бизнес идеях

Многие адепты творческого хаоса настолько далеки от порядка как от явления, что не могут даже самоорганизоваться, не говоря уже о том, чтобы координировать работу хотя бы маленькой команды. Но если вам удаётся сочетать владение ремеслом с ответственностью и готовностью ко всему, то, возможно, вам действительно стоит попробовать себя у руля собственного маленького звездолёта.

Самое трудное — опять же взлёт, выход на рынок, где вас пока никто не знает и не ждёт. Повторюсь, так как это распространённая ошибка: вы должны быть точно уверены, что ваш продукт кому-то нужен. Конечно, продать можно всё что угодно — если продавать. Но мы говорим о том, что по определению продавать не нужно, о том, что само продаёт себя.

Ключевое свойство хорошего контента — самопрезентабельность.

Иными словами, делая свою работу качественно, вы обречёте потенциальных клиентов и партнёров узнать о вас. Вероятность того, что вы продадите кому-то контент, очень мала. Гораздо скорее, его закажут по собственному желанию, увидев ваши прошлые работы.

Вы можете начинать в одиночку, но когда работы станет больше, чем вы сможете на себя взять, настанет пора подключать команду (не говоря уже о том, что работа в команде всегда интереснее и продуктивнее). Здесь на помощь снова может прийти фриланс. Найдите заинтересованного специалиста в любой области, испытайте его и подключите к тому или иному проекту.

Придётся доверять, рисковать, иногда полагаться на интуицию. Но со временем сформируется костяк надёжных спецов, которым можно доверять во всех отношениях. Конечно, такую работу организовать куда сложнее, нежели со штатными коллегами, однако когда нужно растить компанию с минимальными затратами, это идеальный переходный вариант.

Будь я японцем, вероятно, я бы сказал, что третья механика заработка художника — это ikigai:

Многих творческих людей эта механика заработка может удовлетворить на все сто, да и сам я наслаждаюсь именно ей (см. Аудиогиды.ру, издательство Чтиво). Но есть и ещё одна механика — путь единиц, выйти на который можно, лишь имея недюжинные талант и опыт.

Механика №4. Искусство в чистом виде

Источник: https://www.pinterest.com/pin/331436853806235500/

Пусть мир оценил картины Ван Гога по достоинству только после его смерти, но Сальвадор Дали и Энди Уорхол научили нас, что художник может стать самодостаточным (и даже более того) при жизни (и даже в молодости).

В четвёртой механике бизнес присутствует чисто номинально, а искусство выходит на первый план. Вы больше не даёте начальнику или рынку то, что ему нужно. Вы делаете то, что сами хотите делать, но это настолько важно и ценно, что рынок сам приходит к вам и просит ещё. На определённом этапе вашу картину начинают покупать уже не потому, что она красивая, а потому, что она ваша.

Для кого-то это становится поводом снизить качество, для других — поводом увеличить стоимость. Если спросите меня, то я за второй вариант. Во-первых, понижение качества, в чём бы оно ни выражалось, — это регресс и обессмысливание ремесла. Во-вторых, кто вообще может оценить труд художника, как не он сам?

Пикассо потребовал за свой рисунок, выполненный на салфетке, десять тысяч долларов. «Но вы потратили на это десять минут!» — сказали ему, а он ответил: «Я потратил на это пятьдесят лет».

Каждый художник и каждый человек вообще зарабатывает ровно столько, во сколько он оценивает себя, не больше и не меньше. Не бывает маленьких и больших гонораров — они всегда соответствуют тому, насколько автор ценит своё время (и, конечно, тому, насколько эта оценка соответствует действительности).

Цену своего времени нужно обязательно определить самостоятельно. Дешевя, вы не позволяете себе работать качественно. Прося слишком много — отсеиваете ценных клиентов и развращаете себя неоправданным достатком. В оценке своей работы нужен идеальный баланс. И это — применительно ко всем четырём механикам.

Источник