Бизнес идеи в народных промыслах
Чиновники постоянно говорят о необходимости поддержки народных промыслов, иногда даже выделяют на это какие-то средства. Но по-настоящему вдохнуть жизнь в это удаётся предпринимателям, оценившим творчество русских умельцев.
Одежда «Иволга»
Треть всех народных промыслов России сосредоточена в Нижегородской области: хохломская и городецкая росписи, казаковская филигрань, шахунские тканые узоры, городецкое золотошвейное мастерство и другие. Чтобы такое наследие не пропало, издатель местного журнала Fashion&Beauty Екатерина Чудакова и начинающий дизайнер одежды Павел Рябинин в апреле 2013 года запустили «Иволгу», в рамках которой они создают одежду и аксессуары, вдохновлённые народным промыслами. В основе первой коллекции — городецкая роспись. Вторая коллекция вдохновлена образцами цветной вышивки из архивов строчевышивальной нижегородской фабрики.
Стоимость одного платья — от 30 до 50 тысяч рублей. Рябинин оправдывает цены качественными тканями, которые закупаются на оптовых базах в Москве или у частных поставщиков в Нижнем Новгороде, работающих с европейскими фабриками. Но в ближайших планах компании создание демократичной линии. Возможно, это поможет сделать проект коммерчески успешным, пока он не окупился.
Платки Sirinbird
Компания Sirinbird создаёт шёлковые платки с принтами по мотивам русских промыслов и традиций стран постсоветского пространства. Её в марте прошлого года основала бренд-дизайнер Ирина Батькова. Она сама разрабатывает принты, после чего отправляет их в печать в одну из старейших итальянских текстильных фабрик.
На создание первой партии понадобилось 150 тысяч рублей. Она была раскуплена за несколько дней, и проект сразу вышел на самоокупаемость. При этом рекламный бюджет не предусмотрен, покупатели сами узнают о проекте с помощью сарафанного радио. Сразу же на Батькову вышли инвесторы.
«Мне поступали предложения от инвесторов, в основном по покупке производства и налаживанию каналов сбыта, — рассказывает Батькова. — Но во всех этих предложениях я теряла право решающего голоса, то есть фактически становилась арт-директором и партнёром. Были запросы и на покупку принтов от компаний, работающих с мировыми брендами, а также предложения создавать принты для них. Но мне нравится развивать Sirinbird так, как я хочу: я создаю нишевой бренд высокого класса с сильной концептуальной составляющей, где себестоимость складывается не из гигантских расходов на рекламу, а из качества печати, натуральных материалов, дизайна, идеи».
Цена одного платка в розницу — 6 000 рублей. На сегодняшний момент выпущено три коллекции: базовая коллекция «Другая страна: Россия», «Артефакты» и «Русские сказки». Сейчас оборот Sirinbird — порядка 300 тысяч рублей в месяц.
Обувь Valeshki
Фотограф Влад Мухин и флорист Роман Ковалишин придумали новый вид обуви и назвали её валешками. Это текстильные сапожки универсального размера, которые можно использовать как домашнюю обувь. На них изображены старые русские орнаменты или персонажи русских сказок. Пять лет назад, когда валешки только появились, планировалось, что они станут новым сувениром, который иностранцы будут привозить из России. Но они стали популярными не только среди иностранцев: их стали заказывать и в России в качестве подарка друзьям, особенно в холодное время года.
Изготавливают валешки вручную на швейном производстве в Подмосковье. Используется ткань, из которой обычно шьют спортивные товары, и лёгкий утеплитель. Фиксированная цена за пару — 3 890 рублей. В холодное время года ежемесячно поступают заказы на 2 000–2 500 пар. В этот период оборот компании доходит до двух миллионов рублей в месяц. В летнее время валешки покупают в основном иностранцы в качестве сувенира, месячный оборот достигает лишь 150 тысяч рублей.
Сувениры Secrets of Russia
Создатели дизайнерского бюро Company, финны Йохан Олин и Ааму Сонг, были так вдохновлены путешествием в Россию, что запустили проект Secrets of Russia, посвящённый народным промыслам нашей страны. В поисках источника вдохновения они самостоятельно изучали российскую историю, культуру и искусство. Так, в феврале 2012 года они начали ездить по городам, в которых ещё сохранились фабрики, специализирующиеся на народных промыслах: Жостово, Сергиев Посад, Богородское, Нижний Новгород, Семёнов, Тверь, Клин, Касли, Екатеринбург, Тобольск и другие. На каждой из них они в течение нескольких дней учились у местных мастеров, а затем создавали дизайн собственных изделий на основе полученного и тут же запускали их в производство. В итоге на свет появились матрёшки непривычных форм, табуреты с резными ножками, разрисованные чайные сервизы, деревянные сумки… Обычно в бюро не изготавливают больше 100 штук одного и того же изделия, все партии пользовались популярностью и полностью раскупались как в России, так и в Финляндии. Некоторые из изделий дизайнеров уже выставляются в музее дизайна в Хельсинки. Цены на них варьируются от 15 до 600 евро.
В шоу-рум артели «Бахметьевъ» в арбатских переулках идет горячий спор: немецкие специалисты утверждают, что стоящая перед ними вазочка сделана при помощи склейки отдельных фрагментов хрусталя. «Эта ваза вы-би-та из массива хрусталя, без единой склейки!» — стоят на своем владельцы артели 75-летний Михаил Садкович и 61-летний Сергей Устинов. Но немцы не верят.
Пример предпринимателей, решивших возрождать производственные традиции, не единичен. Можно ли заработать на старинных промыслах?
Хрупкое дело
Артель «Бахметьевъ», производство хрусталя
Где работает: Пензенская область
Владельцы: Михаил Садкович, Мария Селиверстова
Инвестиции: более 30 млн рублей
Идея заняться исторической реконструкцией уникальных хрустальных изделий XVIII-XIX веков появилась у московского бизнесмена и бывшего антиквара Михаила Садковича в 2008 году. С ней он пришел к старинному другу, писателю и основателю музея истории евреев в России Сергею Устинову, который и стал спонсором проекта. Позже Устинов передал право собственности своей сестре, Марии Селиверстовой.
В том же 2008-м предприниматели выкупили небольшой цех в 2,5 га у обанкротившегося хрустального завода «Красный гигант» в городке Никольское Пензенской области. Купили оборудование для химической полировки хрусталя, две печи для обжига. Суммарный объем инвестиций составил «более 30 млн рублей личных средств».
Из 700 сотрудников бывшего «Красного гиганта» на новом производстве оставили 130. Десять мастеров оказались выходцами из потомственных династий хрустальщиков, сохранивших приемы старинного мастерства. На это и была сделана ставка:
предстояло выпускать точные копии хрустальных сервизов, которыми владели российские императоры и высшая знать.
Исторический хрусталь изучали по сохранившимся в музее и книгах чертежам, рисункам и эскизам. На разных этапах в производстве участвуют от одного до десяти человек: выдувальщики, рисовальщики, гравировщики, гранильщики, полировщики.
Все изделия делаются на заказ, поэтому любая хрустальная вещь, которая находится в производстве, кому-то принадлежит. В месяц артель выпускает от 500 кг до тонны эксклюзивных хрустальных изделий. Так, точная копия оригинальной вазы XIX века стоит не $120 000, как оригинал, а $20 000, а цена рюмки из сервиза на пятнадцать персон — от 10 000 рублей. Владеть копией исторической ценности обходится в разы дешевле, а отличить ее от оригинала сможет только профессионал – именно это и нравится заказчикам.
Когда крупных эксклюзивных заказов нет, выручает производство массового прессованного хрусталя — для покупателей эконом-сегмента и HORECA. В 2013 году массового хрусталя в виде разнообразных салатников, блюд, ваз и креманок произвели около 200 тонн. Всю продукцию реализуют через цепочку дистрибьюторов из разных регионов.
Ближайшие конкуренты наступают артели на пятки. У обанкротившегося производителя хрусталя — Дятьковского завода — появился новый хозяин, 53-летний предприниматель Сергей Авдеев. На площади 20 га Авдеев готов запустить производство хрусталя современного европейского дизайна, над которым трудятся итальянские специалисты.
В декабре 2013 года вновь запустил печи и «Гусевской хрустальный завод», где уже производит подарочный хрусталь. Нынешний директор завода Владимир Черторогов признает в пензенской артели сильного конкурента, но считает, что места на рынке, где осталось только три серьезных игрока, всем хватит.
Piebalgas Porcelana Fabrika, производство дизайнерского фарфора
Где работает: Инеши, Латвия
Инвестиции: до 1 млн рублей
Выручка: до 20 млн рублей в год
Наверное, самое «ручное» производство в подборке: 52-летний керамист из Риги Янис Ройнис «выпекает» фарфор в собственноручно сложенных муфельных печах. Когда-то Ройнис получил в наследство от бабушки участок с живописным прудом и мельницей в деревеньке Инеши, в которой и сегодня нет асфальтовой дороги. В помещениях не работающего Инешского молокозавода Ройнис сделал капитальный ремонт, провел электричество и открыл производство мануфактурного костяного фарфора.
Массу для производства фарфора Ройнис привозит из Великобритании: в состав входит костяная мука, каолин, кварц и до десяти других компонентов. Эскизы для будущих изделий делают художники и технологи, на этапе формовки каждая деталь лепится вручную. Модель изделия помещается в разъемную отливную форму, сделанную из специального гипса. Затем форму и подсохшее в ней фарфоровое изделие требуется «разнять» с хирургической точностью, чтобы не повредить хрупкие костяные стенки. Затем — обжиг, глазурование и снова обжиг.
Ройнис отказался от цветного фарфора — «иначе он не будет нести в себе свет».
Его фарфор белоснежный и имеет необычный вид — словно его «помяли» руками или связали на спицах.
В месяц мануфактура производит около 3000 изделий. Сначала это были только чашки, но сегодня ассортимент шире — молочники (в форме открытого пакетика молока), тарелки, блюдца вазы.
Мятый и вязаный фарфор покупают отели, рестораны, посуду заказывают для корпоративных подарков. В столичном ArtPlay мятую чайную чашку называют бестселлером продаж. Весной будущего года мануфактура запустит в продажу коллекцию фарфора в юрген-стиле для европейских рынков — Латвии, Англии и Германии.
Печное украшение
Клинская керамика, производство изразцов для печей и каминов
Где работает: город Клин, Московская область
Инвестиции: 500 000 рублей в 2013 году
Выручка: до 100 млн рублей в год
Керамист по образованию, 36-летняя Ольга Вереск начала бизнес в 1998 году с небольшой мастерской в Москве. Высокая аренда и накладные расходы вынудили в августе 2013 года переехать в подмосковный Клин, где сегодня располагается внушительных размеров производство изразцов по аутентичным старинным технологиям.
«Мы не топим печи дровами, не копаем глину и не следим за температурой по цвету пламени, как некоторые энтузиасты, но все остальное делаем вручную», — говорит Вереск. Сегодня на производстве работают 10 человек. Замес глины, формовка, глазуровка, роспись и лепнина – таковы основные этапы производства изразцов. Для начала терракотовую или гончарную глину проминают, избавляясь от пузырьков воздуха и других вкраплений. Для формовки используют гипсовую форму, в которую и «набивают» глиняную массу. Главный признак изразца — румпа, за которую изделие можно прикрепить к печи или камину. Румпу создают на этапе формовки, а затем отправляют форму на две недели в сушильную камеру. Подсушенные изразцы забирают художники — расписывают керамическими красками, создают рельефы и отправляют в обжиг при температуре от 1000 до 1180 градусов. Следующим этапом изразцы покрывают глазурью и отправляют на заключительный обжиг.
Кому сегодня нужны изразцы, больше напоминающие о деревенских домах с печами? Чаще всего состоятельным клиентам – владельцам усадеб и частных домов с каминами.
В месяц компания Ольги Вереск производит изразцы для десяти печей-каминов – их доля в общем объеме производства 90%, еще 10% занимает сувенирная продукция. Стоимость облицовки одного камина – 200 000 рублей, если речь идет о дорогих изразцах – 1-2 млн рублей. Новый тренд – иконостасы строящихся храмов. Похоже, Вереск нашла новую платежеспособную нишу для старинного русского промысла.
Лучший подарок
Редкая книга из Санкт-Петербурга, издание библиофильских книг
Где работает: Санкт-Петербург
Инвестиции: не раскрываются
Российский рынок антикварной книги — 920 млн рублей, подсчитал в июне 2013 года inFOLIO Research Group. Антикварная книга переоценена, а сам рынок непрозрачен и наполнен фальсификатами.
Полностью ручное издание современной «антикварной» букинистической книги – отличный способ выделиться на консервативном рынке.
51-летний уроженец Салехарда Петр Суспицын первый капитал заработал на экспорте товаров народных промыслов, импорте продуктов питания и парфюмерии. Деньги вложил в открытие в 1991 году небольшого издательства рукотворных книг – в расчете на будущих состоятельных клиентов-библиофилов.
Печатные прессы и цельнометаллический ручной печатный станок XIX века производства Динглера купили в петербургской типографии, старинные гартовые шрифты – в московской, а отлитую вручную бумагу из натуральных целлюлозных волокон — в Европе. Художников и дизайнеров наняли в России – на «Редкую книгу» работает, например, Михаил Шемякин, а макетом и оформлением книги «Мед» занимался ее автор Тонино Гуэрра.
Слова и предложения будущей книги набирают вручную из старинных элементов набора — знака, литеры, шпации и реглеты, а затем вручную же печатают. Создаются и полностью рукописные тексты – их выполняет художник-каллиграф. Так, первый из тридцати экземпляров «Слова о полку Игореве» писался пятнадцать лет.
Для обрамления книги художественным переплетом Суспицын готов потратиться на редкие и дорогие материалы — кожа, папирус, пергамент, медь, бронза, серебро, золото, эмали, драгоценные камни. Используются даже тюленьи шкуры, кожа рыб, мрамор, фарфор, горный хрусталь. Оформляются книги в техниках литографии, офорта, шелкографии, монотипи, сухой иглы.
Цикл производства может занимать от полугода до пятнадцати лет. Неудивительно, что цена такой книги начинается от 500 000 рублей. Но покупатели готовы ждать. В числе более тридцати коллекционеров – директор Первого канала Константин Эрнст, банкир Александр Бородин, бизнесмен Роман Абрамович, ученый, бизнесмен и филантроп Фредерик Паулсен, почетный консул Исландии в Санкт-Петербурге Магнус Торстейнссон.
Чувство прекрасного в человеке выражается в творчестве и создании красивых вещей своими руками, необходимости преображать будничные вещи, создавая не просто функциональные предметы обихода, но настоящие произведения искусства.
Предметы народного промысла в современном доме
Каждой стране и даже отдельному региону присущи свои отличительные мотивы в культуре. Они отражаются в одежде, домашнем текстиле, кухонной утвари, игрушках и просто милых безделушках. Увы, современные тенденции таковы, что использовать такие вещи в быту каждый день стало не модно, не практично. Однако народом не забыт самобытный сувенирный промысел. Гости, туристы из других городов и стран желают оставить себе на память о путешествии или значимом событии небольшую памятку, кусочек счастья в виде подарка.
Кто создает сувенирные изделия?
Масштаб такого бизнеса, как производство сувениров, может быть разной. Это и штучное, абсолютно эксклюзивное создание неповторимых сувениров индивидуальными предпринимателями, и солидные фирмы, не ограничивающие свою деятельность исключительно народными мотивами в продукции. Чтобы более детально понять, что это за бизнес – сувенирный промысел – нужно более подробно понять сферу деятельности, целевую аудиторию, возможности как самостоятельной работы, так и больших масштабных предприятий.
Рукоделие как бизнес
Индивидуальный труд предполагает, что предприниматель обладает неким талантом, умениями в изготовлении сувениров. Последние годы показали, что уровень востребованности в изделиях hand made возрос в разы. Причем касается это абсолютно разных сфер деятельности народных умельцев и мастеров. Сувениры могут быть изготовлены из ткани, керамики, полимерных материалов, дерева, металла.
В окончательном виде они предстают перед покупателем в виде разнообразных статуэток (это могут быть знаки зодиака, животные, герои сказок и фольклора, символы праздников и событий), стилизованных предметов интерьера (кухонные приборы, выполняющие декоративную функцию), игрушек для коллекционирования, разных мужских товаров (имитация оружия, снаряжения, эксклюзивные настольные игры).
Каждое изделие, сделанное руками талантливого мастера, станет прекрасным подарком, подчеркивающим значимость и уважение к тому, кому он предназначен. Все это делает очень популярным сувенирный промысел. Отзывы клиентов народных умельцев свидетельствуют о высоком качестве предлагаемого товара, возможности индивидуального подхода и создании подарка по собственным эскизам и задумкам.
Где же найти всю эту красоту?
Еще несколько лет назад купить такие милые вещи можно было только по знакомству, на рынках или специализированных выставках и ярмарках. Однако развитие информационных технологий, социальных сетей, интернет-ресурсов вывело сувенирный промысел на новый уровень. Возможность продавать и покупать сувениры с помощью интернет-магазинов и курьерской доставки значительно расширила поле деятельности для желающих произвести сделку. Качественные веб-сайты позволяют детально изучить все предложения, согласовать с продавцом условия покупки, сделать индивидуальный заказ и даже просмотреть мастер-классы, описывающие технологию создания разных поделок.
Промышленное производство сувениров
Тем не менее фирмы, занимающие лидирующие позиции и организовавшие сувенирный промысел как успешный бизнес, не стоят на месте. Существует два направления в создании сувениров:
- создание традиционных народных изделий.
- брендированные сувениры.
И хотя первый вариант очень творческий и имеет широкий ассортимент, однако компании не ограничивают им свою деятельность. Спрос присутствует круглый год, хотя и с некоторыми колебаниями, однако не имеет большой массовости. Под эту категорию попадают шкатулки, фарфоровые и текстильные куклы, деревянные резные поделки, расписные тарелки, картины, вышитые бисером, янтарем, нитками, иконы, изделия из полудрагоценных камней (янтарь, агат, опал, малахит). Также это традиционные сувениры, такие как матрешки, куклы-мотанки, подковы, предметы, расписанные под хохлому или гжель.
Такие подарки можно делать коллегам по работе, компаньонам, друзьям и членам семьи. Их самобытность и изящество, утонченность придутся по вкусу всем, кто одобряет сувенирный промысел. Отзывы сотрудников фирм убеждают, что спрос на такую продукцию удерживается годами. Он практически не подвержен кризисам и модным веяниям. Ведь всегда есть любители и ценители такой красоты.
Корпоративные сувениры как метод рекламы или поднятия имиджа компании
Брелки, канцтовары, статуэтки, медали, награды и другие изделия, содержащие знак отличия определенной фирмы или учреждения, выводят на новый, более масштабный уровень (сувенирный промысел). Отзывы о работе с производителями брендированных товаров доказывают гибкость, креативность и безотказность дизайнеров и разработчиков. Создание имиджевых вещиц не ограничивается нанесением логотипа на типичные изделия. Это могут быть очень дорогие неповторимые предметы интерьера, инкрустированные цветными металлами, камнями, гравировкой. Такой презент придется по вкусу каждому, кто ценит роскошь и статус.