Бизнес идеи от чиновников
И что служит символом построенной в России системы власти и обогащения
Выступая в январе с посланием Федеральному собранию, второй-четвёртый президент России неожиданно расщедрился и повелел найти немного денег для малоимущих, чтобы подсластить горькую пилюлю их жизни. Адресные выплаты после 20 лет правления можно рассматривать чуть ли не как подачку с целью обеспечить принятие поправок в Конституцию, которые позволят ему властвовать и дальше. Между тем, количество нищих, то есть как-то живущих на доходы ниже прожиточного минимума, держится на уровне около 19 млн с 2008 года. Средний класс годами борется с кризисом, не имея возможности обеспечить себе рост доходов в стагнирующей экономике. Кому же в построенной президентом на Руси системе жить хорошо?
Сегодняшний отчёт основан на весьма познавательном исследовании интернет-издания «Проект», которое, возможно, как ничто другое демонстрирует реалии российской жизни. «Шоссе в никуда. Путеводитель по Рублевке, главной дороге России» рассказывает об обитателях этого анклава, ставшего самым дорогим местом жизни в нашей стране. Да и не только в нашей. В расследовании представлены фотографии и данные о стоимости домов, земель, парков, поместий, усадеб, вилл и дворцов высокопоставленных чиновников, силовиков, близких к власти бизнесменов и воров в законе (так и хочется спросить: «А чем они друг от друга отличаются», – правда?).
Стоимость эта равна миллионам и десяткам миллионам долларов.
Вот как описали свою работу авторы: «Изучив тысячи выписок о собственности на рублевскую недвижимость, “Проект” пришел к важному выводу о российском обществе и экономике: огромная часть богатейших землевладельцев страны — это люди, тем или иным образом связанные с государством, работающие на него, получающие от него подряды, водящие дружбу и любовь с чиновниками. Смотрите карту расселения рублевских обитателей и читайте спецпроект, посвященный 100-летию Рублевки в ее нынешнем виде».
Среди этих «связанных с государством» людей, иными словами, приближённых – друзья второго-четвёртого президента. В их числе – Аркадий и Борис Ротенберги, построившие себе вот такие дворцы:
Скриншот из материала «Шоссе в никуда», издание «Проект»
Аркадий Ротенберг, например, зарабатывает на государстве. Входит в рейтинг «Короли госзаказа» журнала Forbes: в 2018 г. он получил подряды на 88,1 млрд рублей. На них удаётся неплохо заработать: его состояние Forbes оценивает в $2,6 млрд. Но дело не только в заработке на госзаказах, часть из которых он получал без конкурса (хотя закон такое не разрешает). По оценке аналитика Сбербанка, основными выгодоприобретателями от реализации стратегических проектов «Газпрома», таких как газопроводы «Сила Сибири», «Северный поток – 2» и «Турецкий поток», были его подрядчики – компании «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз», около 50% акций которой принадлежит другому другу президента – Геннадию Тимченко и его семье (у которого тоже есть участок и особняк на Рублёвке). Тогда как сами проекты, по мнению аналитика Сбербанка, были неэффективны и отрицательно влияли на рыночную капитализацию «Газпрома». После выхода отчёта в 2018 году аналитик был уволен, что вызвало возмущение в инвестиционном сообществе.
Кстати, сын Аркадия Ротенберга Игорь (ещё $1,1 млрд, по оценке Forbes) – совладелец оператора системы взимания платы с грузовиков «Платон», введение которой вызвало в 2015 году массовые забастовки водителей-дальнобойщиков. А за свои услуги оператор «Платона», выбранный также, похоже, без конкурса, получает деньги из госбюджета.
* * *
Наибольшим авторитетом у россиян сейчас пользуются силовики. По данным соцопросов «Левада-центра», первое место по уровню доверия занимает армия (63%), а третье – спецслужбы (48%); между ними пристроился президент, сам бывший спецслужбист и большой поклонник военных действий (60%). Поскольку при втором и особенно четвёртом президенте происходило постепенное разрушение гражданских, демократических и властных институтов (за исключением института самого президентства), силовые структуры стали структурообразующими институтами. Поэтому большинство людей и считает их сегодня наиболее авторитетными, пояснял недавно директор «Левада-центра» Лев Гудков.
Мы даже предлагали сделать армию и спецслужбы ответственными за пенсионные накопления россиян, ведь всем известно, что пенсионная система во многом основана на доверии, а этот институт у нас тоже успешно разрушен. (Ссылку на тот отчёт вы найдёте по окончании этого.) А руководители армии и спецслужб умеют получать фантастическую доходность. Иначе как объяснить, что на Рублёвке живут и процветают министр обороны (30 лет на госслужбе, а стоимость одной только принадлежащей ему земли оценивается в 266 млн рублей), директор Росгвардии, руководители ФСБ и ФСО, генеральный прокурор, не занимавшиеся бизнесом, то есть не имевшие возможности заработать сотни миллионов рублей, которые стоят их дома и земли?
Скриншот из материала «Шоссе в никуда», издание «Проект»
В 1990-е годы в журналистике сложилась практика называть криминальных авторитетов, которые занимались легальным бизнесом, авторитетными бизнесменами. Потому что публично назвать их уголовниками было нельзя. Учитывая вышесказанное, с нашей точки зрения, многих обитателей Рублёвки сегодня можно было бы назвать авторитетными чиновниками.
* * *
И ещё одно наблюдение. В 2008 году второй (на тот момент) президент, временно переходивший на должность премьер-министра, подготовил экономическую программу, согласно которой мы все в 2020 году (да-да, сейчас!) должны были бы зарабатывать в среднем $2700 в месяц, а семьи из трех человек – иметь 100-метровые квартиры. В преддверие наступления этого знаменательного события «Отчизна» даже готовила отчёт с обзором достижений по программе. Если вы вдруг ещё не знакомы с этим образцом высокоаналитической мысли, мы с тихим удовольствием приглашаем вас продолжить чтение по ссылке чуть ниже, хотя вывод в том исследовании получился достаточно печальный.
Однако вот что нам сейчас пришло в голову. Обещания ведь были даны «в среднем». С учётом площадей особняков и дворцов на Рублёвке (включая многочисленные строения для развлечений, гостей, челяди и охраны), составляющих тысячи квадратных метров на одного чиновника, силовика, руководителя госкомпании или близкого к государству бизнесмена (максимум – на его семью), усреднённый показатель по стране вполне может оказаться близок к целям программы президента. Который построил вот такую страну и хочет ещё много лет продолжать получать красивый средний показатель за счёт противопоставления 19 миллионам нищих нескольких тысяч тех, кто обеспечивает его власть.
И тут мы не можем не вспомнить ещё один наш отчёт, доказывающий, что отсутствие роста экономики и благосостояния народа, развития страны объясняются не неравенством как таковым, а тем, как получено богатство (↓).
—————
ССЫЛКА: Кому доверить свои пенсионные накопления / И где получить максимальную доходность по ним
ССЫЛКА: Где наши зарплаты по $2700 в месяц и 100-метровые квартиры? / Всё это власти обещали обеспечить к 2020 году
ССЫЛКА: Как имущественное неравенство влияет на нашу повседневную жизнь / Связка богатства и власти лишает остальных перспективы изменить своё положение
—————-
ОРИГИНАЛ МАТЕРИАЛА >
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ «ОТЧИЗНЫ» >
Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Представленные здесь мнения могут не совпадать с любыми другими и не являются офертой или предложением к покупке или продаже каких-либо ценных бумаг, товаров и услуг на любом рынке – финансовом, политическом, чёрном, рекламном, фермерском или рынке выходного дня, как и не являются призывом к какому-либо действию или бездействию.
Все права защищены © 2019-2020
Источник
В Корпорации МСП первоочередными задачами института развития называют консолидацию всех мер поддержки малого бизнеса, проактивное ее предоставление в удобной предпринимателям форме и постоянный мониторинг эффективности принимаемых мер. В перспективе корпорация планирует заняться выстраиванием производственных цепочек из компаний МСП и включением их в деятельность крупного бизнеса для наращивания роли МСП в экономике, рассказал, отвечая на вопросы “Ъ”, назначенный 22 декабря глава Корпорации МСП Александр Исаевич.
— Как изменится деятельность корпорации в связи с административными изменениями?
— Важно сохранить фундамент, который уже создан АО «Корпорация МСП», а также усилить и приумножить его за счет совершенствования существующих инструментов и реализации качественно новых направлений развития и проектов. Корпорация станет единой площадкой администрирования деятельности всех институтов и сервисов поддержки субъектов МСП.
— Как вы видите свои первоочередные задачи в качестве нового руководителя института развития малого бизнеса?
— Во-первых, все существующие и новые инструменты и меры поддержки должны стать доступнее для предпринимателей за счет формирования простых и понятных механизмов адресной поддержки на всех этапах жизненного цикла (от идеи до масштабирования и выхода на новые рынки) и с учетом отраслевых особенностей (от HoReCa до инноваций).
Иными словами, персональное сопровождение компаний.
У бизнеса есть большой запрос на упрощение условий ведения предпринимательской деятельности и обязательных процедур. Именно поэтому все федеральные и региональные институты инфраструктуры поддержки, а также контрольно-надзорные должны перейти в режим проактивности: не предприниматель должен просить о поддержке, а государство должно инициативно и адресно ее предлагать.
Принципы адресности и проактивности лягут в основу цифровой платформы и всей инфраструктуры поддержки как на региональном, так и на федеральном уровне. Корпорация МСП, в свою очередь, совместно с регионами будет администрировать данный процесс, обеспечивать защиту прав и законных интересов предпринимателей, а также агрегировать обратную связь.
— Как будет организована обратная связь?
— На базе реестра получателей поддержки будет проведен аудит эффективности действующих мер поддержки МСП. Для нас важно не только обеспечить достижение целевых показателей, поставленных в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», но и быть уверенными, что реализуемые мероприятия и созданные сервисы доступны и востребованы у предпринимателей.
На основе обратной связи от бизнеса будет сформирован единый стандарт качества предоставления услуг и сервисов и внедрен на всех уровнях.
Бизнес является нашим заказчиком. Поэтому только в диалоге мы сможем сформировать эффективную и востребованную сервисную модель, основанную на государственной клиентоориентированности. Предприниматели будут максимально привлечены к формированию повестки.
— Как чиновник мэрии Москвы, вы занимались в том числе вопросами интеграции некрупных компаний в экономику…
— Важно закрепить роль МСП в рамках реализации проектов городской экономики. Ежегодно вклад субъектов МСП в нее растет — речь идет о налоговых поступлениях, рабочих местах, формировании городской среды. Важно сохранить этот тренд. В этой связи перед корпорацией совместно с регионами стоит задача как формирования кооперационных B2B-цепочек между субъектами МСП, так и встраивания субъектов МСП в уже действующие производственные цепочки крупных компаний.
— Функция формирования финансовой среды для МСП за корпорацией сохранится?
— Повышение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам останется неотъемлемым направлением деятельности корпорации. Речь идет о развитии комплексной финансово-гарантийной поддержки субъектов МСП, консолидации всех инструментов поддержки, предоставляемых кредитными организациями, государственными микрофинансовыми организациями и участниками Национальной гарантийной системы. Также продолжится работа по обеспечению доступа субъектов МСП к участию в закупках крупнейших заказчиков. Упор будет сделан на расширении перечня крупнейших заказчиков и цифровизации процесса участия в закупках на базе цифровой платформы.
В совокупности благодаря высокому уровню вовлеченности предпринимателей, глубине проникновения инфраструктуры поддержки, повышению уровня доверия бизнеса власти, а также качественной обратной связи и статистике мы сможем оперативно реагировать на запросы бизнеса, формировать меры поддержки и мониторить состояние предпринимательского сообщества в режиме реального времени.
Интервью взяла Диана Галиева
Источник
Что правительство делает для поддержки бизнеса? Где взять деньги на развитие своей фирмы? Чего ждать?Деловой климат Ответы — в интервью директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Натальи Ларионовой.
— Недавно обсуждалась идея выделения государством 100 млрд рублей на развитие малого бизнеса. Когда эти деньги будут доступны, и в какие проекты будут вложены?
— Действительно была такая инициатива Министерства экономического развития. Предполагалось, что сумма будет выдана в виде кредитов на срок не менее 7 -10 лет и не более чем под 10% годовых. Дискуссия продолжается, и окончательное решение пока не принято.
— Минэкономразвития инициировало создание федерального гарантийного фонда. Каков его объем и функции?
— В трехлетнем бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов предусмотрено внесение в уставный капитал федерального гарантийного фонда в 2014 году 10 млрд рублей и в 2015 – еще 20 млрд рублей. Мы считаем, что необходимо создать акционерное общество, которое получит лицензию как небанковская кредитная организация. Уровень доверия на рынке к этой структуре сразу будет выше.
Уже есть опыт работы подобных организаций, но на региональном уровне. Сейчас гарантийные фонды работают в 80 регионах, они сформированы за счет средств федерального и региональных бюджетов. В случае если у предпринимателя не хватает залогового обеспечения при кредитовании, он может взять кредит под поручительство местного гарантийного фонда (такое поручительство составляет 50-70%). Если бизнесмен по каким-то причинам не выплатил кредит, долг перед банком погашается из средств фонда. Разумеется, прямой интерес фонда – вернуть свои средства. Но поскольку эта структура, в отличие от банка, не обременена банковскими нормативами, то может выстроить более спокойную систему погашения кредита на беспроцентной основе. Основная цель – сохранить бизнес, и фонд выступает не как заимодавец, а фактически как партнер.
— Определилось ли правительство с приоритетными направлениями в малом бизнесе, которые готово поддерживать?
— Выбор приоритетных отраслей – задача руководителей регионов. Например, программа поддержки лизинга оборудования в зависимости от регионов может концентрироваться на сельском хозяйстве, лесной, рыбной, обрабатывающей промышленности, народных промыслах и так далее. Главное — создать универсальный инструмент поддержки обновления техники и технологии. Мы отказались от идеи составлять какие-то перечни. Все «поляны», на которых развивается малый и средний бизнес, одинаково важны.
Наша задача — расширять рынки сбыта малых и средних компаний. Здесь есть два инструмента. Во-первых, с 1 января 2014 года вступил в силу закон о федеральной контрактной системе. Не менее 15% от всех закупок каждый государственный или муниципальный заказчик должен разместить на специализированных торгах для малого бизнеса. Также новый закон отменяет все ограничения по типу товаров и услуг.
Во-вторых, в 2014 году будет принято постановление правительства об обязательной квоте для малого и среднего бизнеса – не менее 10% при закупках государственных компаний и естественных монополий. Всего такие компании ежегодно приобретают товары и услуги на сумму порядка 7-8 трлн. рублей.
— По каким критериям будут отбирать малые компании для участия в госзакупках?
— Будут проводиться конкурсы, причем только среди малых компаний. Критерии обычные: компания соответствующая определению «малая» должна поставить качественные товары в установленный срок и по определенной установленной цене. К примеру, если необходимые по контракту гайки или муфты производит большая компания, она на конкурс не попадает.
— Сейчас ставки по кредитам для малого бизнеса держатся на уровне 15-17% годовых в рублях. Будет ли государство субсидировать ставки?
— Кредитная ставка – сложный инструмент, на нее только директивно влиять невозможно. Представляете, сколько надо бюджетных денег, чтобы что-то субсидировать? Это сотни миллиардов рублей каждый год. Поэтому меры поддержки мы сосредотачиваем на более конкретных задачах. Сейчас основное направление – увеличить уровень инвестиций в основные средства. На это будут нацелены и проект создания федерального гарантийного фонда, и проект в рамках ФНБ.
— Максимальный размер гранта для малого бизнеса составляет 300 000 рублей. В крупных городах этих денег не хватает даже на аренду. На кого рассчитана такая поддержка?
— Это поддержка небольших стартапов, в первую очередь социального бизнеса. Вообще, к грантам отношение у предпринимателей неоднозначное. Многие считают, что их нужно отменить.
Не надо начинать бизнес, если его начало связывается только с грантом. Грант – это бонус. Начиная бизнес, надо решить, можно ли вести его без государственной поддержки? Это должно быть определяющим моментом. Желающих получить гранты в регионах много, и автоматического распределения средств – каждому, кто зарегистрировался, нет. Государство заинтересовано в развитии малого бизнеса, но это не значит, что оно должно поддерживать каждого зарегистрировавшегося.
— А поддержка детских садов, которых хронически не хватает?
— На открытие частного детского сада предприниматель может получить от регионального департамента по развитию малого и среднего бизнеса до 10 млн. рублей. Критерий отбора получателей – наличие жизнеспособного бизнес-плана, который автор должен защитить. Так можно отделить совершенно непродуманные идеи педагогов, пусть даже очень хороших, от бизнеса, который может «выстрелить» и дальше жить без поддержки. Если бы бизнесменов можно было штамповать, нигде в мире не задумывались бы о том, что такое предпринимательская активность. В определенном смысле предпринимательство – это искусство, должен быть позыв, умение принимать решения и брать на себя ответственность. Если вы делаете бизнес, это ваш приоритет, вы должны уметь следить за доходами и расходами.
— В мае 2013 года был принят закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей. По статистике, из 1000 обращений только 300 разрешены в пользу предпринимателей. Вы считаете, такая помощь эффективна?
— Если уполномоченные рассмотрели тысячу заявлений и решили, что лишь триста можно поддержать, значит, к другим у них есть вопросы.
— Есть масса барьеров, в частности СанПины, санитарные нормы. Они часто непреодолимы для малого бизнеса. Что с этим делать?
— В этой сфере очень многое меняется. Например, в отношении тех же самых небольших детских садов прошла большая реформа по требованиям в прошлом году.
— Принятие каких законов в 2013 году, по вашему мнению, существенно повлияло на жизнь малого бизнеса?
— Это был тяжелый год. Была сложная история с увеличением страховых и социальных взносов, которую мы сейчас тяжело переживаем. По нашим данным, закрылись 540 000 ИП, но летом 2013 года были приняты поправки. С 2014 года для ИП с оборотом менее 300 000 рублей в год, а это примерно половина всех индивидуальных предпринимателей, страховые и социальные взносы будут исчисляться по правилам 2012 года.
— Вы ожидали такого эффекта?
— Если три ветви власти приняли такое решение, значит, действительно нужна была реформа. Но, оценив последствия, решение пересмотрели.
— Какие еще законы существенно повлияли на малый бизнес в этом году?
— Продлили срок действия закона о льготной приватизации. Первоначально он действовал до 1 июля 2013 года. Законодательство было серьезно модернизировано, и срок продлился до 1 июля 2015 года.
— Принятый закон о бухгалтерском учете облегчит жизнь предпринимателям?
— Поправки к закону освобождают предпринимателей от ежеквартального бухгалтерского учета. В осеннюю сессию депутаты однозначно освободили от ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей, создали упрощенную процедуру одновременной регистрации как индивидуального предпринимателя и получения патента.
В этом году решения будут и по налоговым каникулам, станет развиваться программа финансовой поддержки.
— Будут ли в 2014 году приниматься какие-то законы, которые смогут стимулировать развитие малого бизнеса?
— Давайте посмотрим, как будут работать эти.
Источник