Бизнес идеи на дому мозаика
О бизнесе без инвестиций, рынке без конкурентов и компании без штата Ольга Волкова рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Дело по душе
У большинства людей слово «мозаика» ассоциируется либо с примитивной детской игрушкой, либо, наоборот, с монументальным искусством — огромными панно в церквях и соборах. Моя компания Volkovmosaic выпускает наборы для творчества: мозаичные миниатюры и пазлы из смальты.
Впервые с мозаикой я познакомилась еще в школе: после занятий ходила на специализированные курсы, занималась у педагога, который сумел заинтересовать меня этим необычным занятием. Правда, потом мозаику пришлось надолго оставить. По настоянию мамы в 1988 году я поступила в Институт водного транспорта на специальность «инженер-экономист». Однако спустя три года поняла, что бухгалтерия и экономика не мое. Мне всегда хотелось связать жизнь с творчеством, и в 1994 году у меня появилась такая возможность. Я окончила сначала Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года по специальности «преподаватель рисунка и живописи», а затем и Московский художественный институт им. В.Сурикова по специальности «художник-график».
По своей второй специальности я начала работать в 2007 году. Четыре года была дизайнером по полиграфии в одном из столичных рекламных агентств. Параллельно я принимала участие в фестивалях, где проводила мастер-классы по мозаике и за одни выходные зарабатывала на этом очень неплохие деньги. Там я впервые почувствовала себя бизнесменом и поняла, что эта деятельность мне по душе. К мозаике после долгого перерыва я вернулась в декрете: пока сидела с ребенком, нужно было чем-то заниматься, и я решила возобновить свое школьное хобби, тем более что на рынке практически нет подобных услуг.
Из мастер-классов постепенно и родилась идея небольшого собственного производства смальта-пазлов. Каждые выходные я видела, с каким желанием люди приходили на мои занятия, как им было интересно делать мозаику своими руками. Часто они спрашивали, нет ли наборов, которые они могут забрать домой и собрать самостоятельно. Готовые изделия (горшки, рамки, зеркала) с использованием смальты стоят дорого, поэтому я решила вывести на рынок небольшие наборы для творчества.
Один в поле
Уникальность моего продукта — это одновременно и мое конкурентное преимущество, и серьезный минус для бизнеса. Поскольку информированность клиентов о таком виде творчества крайне низка, многие не сразу понимают, что это за мозаика и как с ней работать. Из-за этого они отказываются от покупки. С другой стороны, те, кто в курсе, рано или поздно приходят ко мне, ведь по качеству продукта я далеко ушла от ближайших конкурентов. В Москве работает еще одна фирма, специализирующаяся на мозаике, но пока их наборы довольно примитивны, у них нет красивой упаковки.
Сегодня у меня три основных направления деятельности: первый — мастер-классы. Меня часто приглашают на праздники, дни рождения, в школы. Как проходят наши занятия? Я раздаю детям деревянные фигурки и набор мозаики, показываю им образец, по которому они и собирают свои поделки. Стоимость мастер-класса — 500 руб., общая дневная выручка доходит до 10 000 руб. Второе направление бизнеса — производство готовых наборов для детей от пяти лет и взрослых. Смальта — отличный и качественный материал для оформления интерьеров. Многие люди с удовольствием покупают разные приятные мелочи с отделкой из смальты, правда, до сих пор бытует стереотип о трудоемкости самостоятельного изготовления смальтовых вещей. Я предлагаю людям попробовать, и многие втягиваются. Большой набор для творчества стоит 1000 руб., маленький — 500. Средний чек — 2 000 руб. Третье направление работы — продажа готовых товаров: кто-то хочет сам сделать цветочный горшок и покупает смальта-пазл, а кто-то хочет просто купить готовый. Я изготавливаю небольшие вещи для интерьера под ключ. Здесь стоимость достигает 5 000 — 10 000 за одно изделие.
Пока рынок мозаики не очень большой, даже по миру она не входит в десятку самых популярных видов творчества и рукоделия. До вязания нам еще далеко. Но, по моим личным ощущениям, рынок все-таки будет развиваться. Инструменты для самостоятельного сбора мозаики стоят довольно дорого: одни только щипцы обойдутся в 3 500 руб. Плюс материал не везде доступен. Но когда люди приходят ко мне на мастер-класс и впервые пробуют собрать свою мозаику, они тут зажигаются этим делом и практически всегда покупают наборы домой.
Мой бизнес один из тех, которые не требуют серьезных инвестиций и трудозатрат на старте. В запуск компании я вложила 15 000 руб., которые окупились уже за первый год. Особых сложностей с организацией не было, все прошло как по маслу. Сегодня мои наборы продаются через интернет-магазин на сервисе «Ярмарка мастеров» и офлайн, в торговой точке в зоопарке. В зависимости от сезона ежедневная посещаемость моей небольшой палатки колеблется от 10 до 50 человек. В интернете материал пока продается очень плохо. В основном его покупают те, кто уже попробовал собрать мозаику на мастер-классах. В ближайшем будущем планирую пройти курсы профессиональной фотографии, чтобы повысить конверсию онлайн-магазина.
Недавно я начала вести Instagram, правда, пока клиенты через этот сервис не идут, хотя я обучалась на специализированных курсах, брала уроки создания продающих текстов. Самой эффективной рекламой в моей отрасли по-прежнему остаются мастер-классы и сарафанное радио.
На все руки мастер
Практически все бизнес-процессы я веду сама: пишу и верстаю инструкции, снимаю фото поэтапно, закупаю материалы в Китае. Все это серьезно тормозит развитие бизнеса. В отсутствие команды и человека, который смог бы составить конкретный бизнес-план, я топчусь на одном месте. Пока я решилась нанять двух сотрудников на помощь в сборке готовых изделий: они собирают мозаику на клейкую ленту, потом я упаковываю их работу и отправляю заказчику. Обеих я без труда нашла в Facebook через объявление. Откликнулось очень много желающих, я выбирала по критериям точности, аккуратности и внимательности. Они прошли специальную программу обучения из шести занятий, мы вместе с ними садились, делали работу, и на основании нее я оценивала потенциал кандидаток.
Сейчас моя главная задача — масштабировать проект на зарубежный рынок. В России я пока не вижу перспектив для своего продукта по выходу в розницу. Магазины делают очень большую наценку, за такие деньги клиенты просто не готовы покупать не очень знакомый им продукт. А в долларах цена одного комплекта (500 руб.) будет совсем невысокой. Пока присматриваюсь к рынкам США и Германии.
Всем новичкам я советую любить свое дело и не ориентироваться на деньги. Если бы я думала только про деньги, я бы ни за что не продвинулась так далеко. Ведь в моем бизнесе были моменты, когда мозаика вообще ничего мне не приносила. Ну и конечно, надо верить в себя и опираться на поддержку друзей и семьи.
Не пропустите новые
публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Автор идеи: Михаил Бабин
Сайт: mosaic-bmm.narod.ru
E-mail: babinm@ya.ru
Пишет знакомый уже вам Бабин Михаил. Некоторое время назад была опубликована моя идея домашнего бизнеса, посвященная изготовлению витражей из цветного стекла (идея 1246 Витраж из цветного стекла).
С тех пор прошло уже немало времени. Занимался я витражами, но дело это все-таки достаточно кропотливое и не очень быстрое. А мне по моему характеру больше нравится работа, где результат виден намного быстрее. А в витражах ведь каждое стеклышко надо вырезать, обточить и подогнать к общему рисунку.
Тут мне пришла в голову идея попробовать из оставшихся мелких осколков выложить мозаичное панно. Понравилось. И процесс, и результат. Навел справки. Мозаика, конечно, стоит дешевле витража, но и делается намного быстрее. В целом получается выгоднее. Да и спрос на мозаичные работы в целом больше, чем на витражные. Так произошло мое переключение на мозаику.
Поскольку масштабные работы я не люблю, да и основная работа у меня другая, а сначала витражи, а вот теперь и мозаика стали моим именно домашним бизнесом (а по совместительству и интересным оплачиваемым хобби), то я решил сосредоточиться только на «малометражной» мозаике – изготовлении мозаичных панно и столиков.
Теперь немного «арифметики»: квадратный метр китайской мозаичной стеклянной плитки (смальты) стоит примерно от 600 до 1200 рублей за 1 кв.м. (средняя цена – 800 руб. за счет преобладания более дешевых расцветок плитки в коллекции).
Площадь среднего журнального столика примерно 0,5 кв.м., т.е. стоимость материала на столик – 400 рублей. Столешница из клееного массива дерева (сосны) – примерно 200–300 рублей (в зависимости от качества). Комплект ножек – 500–800 рублей. Итого: 1100 — 1500 рублей – стоимость материала. Плюс – три восьмичасовых дня вашей работы. Коммерческая стоимость мозаичного столика не особо тонкой работы, не имеющей художественно-исторической ценности колеблется примерно от 6000 до 15000 тыс.руб. Прибыль можете подсчитать сами с учетом имеющегося у вас времени и усидчивости.
Площадь мозаичного панно примерно 1–2 кв.м. Стоимость смальты для него, соответственно – 800–1600 рублей. Времени уже уйдет примерно 5 рабочих дней. Стоимость основы (стекло) – примерно 150–300 рублей. Стоимость багета – 1000–2000 рублей. Итого: стоимость материалов для панно площадью 1 кв.м. – 1900–2100 рублей + 5 рабочих дней. Коммерческая стоимость не «исторически-ценного» панно – примерно 7000–25000 рублей. Прибыль опять же несложно подсчитать самим, делая поправки на количество свободного времени и трудолюбия.
Но и на этом я не ограничился. Изобретательская натура подсказала хорошую идею: самому изготавливать хороший аналог стеклянной смальты в домашних условиях с нужными характеристиками и нужных цветов и оттенков (а количество их тут уже ограничивается только своей фантазией!). Новый материал изготавливаю «холодным» способом, без привлечения высоких температур. Этот материал я назвал «литосмальтой». Более того! Поскольку кусочки новой «литосмальты» я могу изготавливать любого нужного для меня размеров и формы, я придумал способ, как избежать выкладывания мозаики «по кусочку», плитка за плиткой. Теперь можно «за один проход» выкладывать сразу целые участки мозаики! И еще: маленький размер плиток литосмальты позволил без лишних усилий (резки и колки плиток смальты стандартного размера) создавать мозаичные рисунки высокого разрешения и, соответственно, выглядящих так, как будто их выкладывали целый год! Между тем выложить с помощью литосмальты мозаичное панно площадью в 2 кв.м. можно за 1–1,5 дня!
Источник
Профит: 150 т.р. в мес
Начальные вложения: 1800 т.р.
Окупаемость: 12 мес.
Мозаика представляет собой изображение или узор, выполненный из однородных или различных по оттенкам частиц из разных материалов (камень, смальта, керамическая плитка). Материал, имеющий, как правило, квадратную форму, из которого выкладывается это изображение, также носит название мозаики.
Мозаика как материал различается по размерам отдельных деталей, которые могут составлять от 3 на 3 мм до 20 на 20 мм. Чем мельче деталь, тем более четкое и реалистичное изображение можно из нее выложить. Мозаика имеет самое широкое применение. Она используется для внутренних и внешних отделочных работ, для украшения стен и полов, а также для ландшафтного дизайна.
Для производства мозаики используется большое количество разнообразных материалов. Каждый вид сырья, из которого сегодня изготавливается мозаика, обладает своими характерными особенностями, благодаря которым она становится пригодной для использования в одних условиях и не подходит для применения в других.
В большинстве случаев недорогая мозаика изготавливается из керамики. Керамическая мозаика напоминает внешне и по своим свойствам обычную керамическую плитку. Разница лишь в размерах. В процессе изготовления керамической плитки обязательно используется малопористая керамика.
Этот материал отличается высокой морозоустойчивостью и низким водопоглощением. Также может применяться специальная глазурь, которая нужна для того, чтобы препятствовать образованию на поверхности мозаики водного камня, а также сохранять цвета изделия даже под воздействием агрессивной среды и воды.
В процессе производства мозаики может использоваться также и самый различный натуральный камень, начиная с обычного природного туфа и заканчивая редкими породами яшмы и мрамора. Главное преимущество этого материала заключается в том, что его оттенки всегда неповторимы и отличаются между собой, что позволяет создавать различные интересные эффекты.
Природный камень не имеет ограничений и по фактуре – в процессе производства его полируют, шлифуют или состаривают. В последнем случае края плитки имеют более гладкую фактуру и приглушенные цвета. Недорогую мозаику производят из искусственного гранита. Этот материал, с одной стороны, имеет природное происхождение, а с другой производится с использованием современных технологий, в ходе которых гранит смешивается с битым стеклом. Такая мозаика отличается высокой прочностью (как натуральный гранит) и необычными эффектами (как искусственные материалы).
Значительная часть дорогой мозаики производится из смальты. Этот материал известен с древности, но, разумеется, современная технология производства такой мозаики претерпела в наши дни значительные изменения. Стекло, используемое при производстве, проходит специальную обработку различными оксидами металлов, а затем нагревается до высокой температуры.
В результате таких процедур стекло приобретает различные физические и химические свойства – ударопрочность, устойчивость к низким температурам, стойкость к различным агрессивным средам. Смальта, как и натуральный камень, не имеет однотонной окраски. Даже в одной партии кусочки мозаики могут иметь разные оттенки, что создает необычные эффекты на большой поверхности.
Альтернатива дорогой смальте – специальное стекло, которое обладает такими свойствами, как водостойкость, ударопрочность, износоустойчивость, выдерживает температурные перепады. Дополнительное преимущество стекла, в отличие, к примеру, от керамики, заключается в том, что его структура сплошная, поэтому оно не подвержено влиянию различных вредных бактерий и микроорганизмов.
Технология производства мозаики напрямую зависит от сырья, из которого она изготавливается. Например, процесс производства керамической мозаики схож с тем методом, которым делают обычную керамическую плитку. Упрощенно его можно представить следующим образом: на первом этапе смесь из глины, кварцевого песка, каолина, полевого шпата и разнообразных пигментов раскладывается по формам, потом прессуется, а затем покрывается глазурью и обжигается. Для изготовления мозаики с естественным оттенком используются сухие нешамотируемые смеси. При производстве цветной мозаики, т. е. с добавлением красителя, применяются шликерные смеси. Такой процесс производства полностью автоматизирован.
Мозаичная плитка из керамогранита изготавливается другим, более простым способом. В этом случае готовый лист керамогранита просто нарезают на маленькие части при помощи гидроабразивного инструмента.
Стеклянная мозаика производится из прочного листового стекла. Сначала такое стекло окрашивается специальными красками, которые выдерживают высокие температуры. Потом оно передается на резку, где его кроят на необходимые форматы. На следующем этапе эти маленькие фрагменты собираются на специальные подложки.
И, наконец, полуфабрикаты загружаются в печь для самого ответственного этапа производственного процесса, который представляет собой обжиг. В печи кусочки мозаики проходят термообработку при температуре в 900ºС. В процессе такого обжига краска впекается в стекло, его поверхность закаляется, а углы оплавляются и становятся гладкими.
Независимо от материала, из которого производится ковровая мозаика, один из завершающих процессов ее производства, как правило, единый и представляет собой наклейку готовых кусочков будущей мозаики на основу. Этот процесс также автоматизирован. Сначала на конвейер подается шаблон – специальная алюминиевая кассета, размер гнезд которой соответствует габаритам заготовок, а глубина несколько меньше, что дает возможность в дальнейшем легко вынимать готовую мозаику из ячеек.
Эти гнезда разделены специальными перегородками, на месте которых потом образуются межплиточные швы. Мозаичная плитка обязательно укладывается в кассету так, чтобы ее лицевая сторона всегда смотрела вверх. Потом алюминиевая кассета поступает в туннель с мощными газовыми горелками, где она нагревается до необходимой температуры. На предпоследнем этапе на готовую мозаику накладывается специальная бумажная основа, пропитанная клеевым раствором, которая называется матрицей или ковром (отсюда и название – ковровая мозаика).
В большинстве случаев матрицы имеют стандартные размеры – 424х672 мм. Ширина межплиточных швов составляет 4 мм. А в качестве основы для матрицы применяется одна из разновидностей оберточной бумаги типа «крафт». Мозаика с бумажной основой отправляется в сушильную камеру, а по выходу из нее ковер с мозаикой снимают с ленты конвейера и перекладывают на автопогрузчик. Затем листы формируются в стопки и направляются на сортировку, упаковку и отгрузку или хранение на склад.
Стоимость организации производства мозаики напрямую зависит от используемого материала и технологии ее производства. Даже мозаика из одного и того же сырья может изготавливаться различными способами. Например, стеклянная мозаика может производиться методом штамповки из кварцевого стекла с применением различных пластификаторов или литьем.
Промышленная линия по производству стеклянной мозаики включает в себя туннельную печь обжига (24 м), печатную линию для окрашивания стекла (в свою очередь в нее входят печатные машины с сушилками), металлические сушильные стеллажи, машины для ломки стекла, компрессов, комплекс допечатной подготовки, тупиковая печь для небольших по объему заказов. Также вам потребуются запасные части к оборудованию, инструменты, необходимые для работы со стеклом, и сырье. К последнему относится листовое стекло высокой прочности или стеклобой, высококачественные глазури и краски (неорганические пигменты), водостойкая монтажная сетка, водостойкий клей.
На российском рынке представлен довольно широкий выбор оборудования для производства стеклянной мозаичной плитки. Его стоимость колеблется от 2 млн. рублей (подержанное оборудование невысокой мощности) до 15-17 млн. рублей. Именно столько стоит итальянская линия производительностью от 8000 до 12000 кв. метров мозаики в месяц (объемы зависят от размера производимой плитки) с монтажом, рецептурой и обучением персонала работе с нею.
С помощью такого оборудования можно изготавливать стеклянную мозаичную плитку пяти размеров: 10х10 мм, 15х15 мм, 20х20 мм, 25х25 мм и 36х36 мм. В качестве основного сырья рекомендуется использовать оконный стеклобой, а также красители (европейского или китайского производства). Как утверждают поставщики такого оборудования, продукция, изготовленная с его помощью, не уступает по качеству мозаике испанских и итальянских компаний (хотя, конечно, качество во многом зависит не только от оборудования, но и от технологии, специалистов и сырья).
Рентабельность такого вида бизнеса заявляется ими как 70 % при оптовых продажах и до 250 % – при продажах в розницу. Сроки окупаемости составляют при таких данных не более года. На практике рентабельность предприятия по производству стеклянной мозаики оказывается несколько ниже и редко превышает 50 % (хотя и этот показатель можно считать высоким
Источник