Бизнес идеи для инженера конструктора

Бизнес идеи для инженера конструктора thumbnail

Сооснователь и глава разработки Parallels Станислав Протасов объясняет, о чем стоит знать техническому человеку, который запускает стартап.

Я бы не сказал, что все инженеры, которые создают новые компании, совершенно ничего не понимают в бизнесе. Мы часто делаем оценку технологий и идей для Runa Capital и я вижу, что это всего лишь стереотип. По решению бизнес-кейсов в фонде достаточно квалифицированных людей, а наши инженеры делают due diligence технологической составляющей. Попадаются разные стартапы: есть те, у кого светлая идея, но они не понимают, как ее превратить в бизнес. Тех, кто не знает, как монетизировать, много.

Как инженеру стать предпринимателем? Для начала надо развивать в себе self awareness, самосознание. Мы всегда чуть более хорошего мнения о себе, чем нужно. Надо уметь видеть собственные слабости. У инженеров, как правило, нет опыта в бизнесе, и это их слабая черта. Поймите это и начните нивелировать пробелы. Сделайте, например, план. Пусть он даже будет наивным: встретиться с состоявшимся предпринимателем и обсудить свою идею или пойти поучиться. Выглядит смешно? Нестрашно. Зато это позволит адекватно посмотреть на себя и развиваться. Слишком часто я вижу ситуации, когда два инженера делают стартап и каждый думает «ну да, я не очень силен в бизнесе, но у меня есть партнер, он закроет эту часть». А тот ровно такой же технарь и думает так же.

Люди начитаются статей в СМИ, наслушаются этих популярных тезисов современности – «не работай на дядю» и прочее – и думают, что бизнес для молодых и дерзких. Но в создании бизнеса важен инсайт. Идея стартапа действует на инженеров, как удав на кролика, логика просто пропадает. Это удивительно: у технического человека развита та часть мозга, которая отвечает за рациональное мышление. Занимаясь привычной работой, его инсайт – понимание, как, имея на руках факты, обработать их и найти решение. Но начиная бизнес, он почему-то эту логику игнорирует. Где мы возьмем деньги? Кто и почему будет покупать наш продукт? Почему-то он предпочитает закрыть глаза и, вместо того, чтобы, как и обычно, проанализировать ситуацию, двигается наощупь.

Многие умные, хорошие программисты проваливают стартапы потому что забывают про план, хотя как минимум цикл релиза должны знать, как планировать. А надо работать, как привык: составил план и двигаешься по нему. Осознали, что план не работает, меняем – продолжаем двигаться к цели. Закрывать глаза нельзя.

Большая часть стартапов разваливается из-за внутренних проблем – первые три года переживает процента три или меньше. Не очень радостная статистика, есть над чем задуматься. Важно убедиться, что у людей, с которыми ты делаешь проект, те же ценности и вы одинаково понимаете мир. В противном случае начнутся неразрешимые конфликты.

Техническое образование имеет свою специфику – инженеру ужиться с корпоративным человеком сложно. Просто они видят мир по-разному. Естественные науки развивают, с одной стороны, способность логически мыслить, а с другой – гордость за свое дело, честность – это очень важно, когда разрабатываешь продукт. У хорошего инженера нетерпимость к подтасовке фактов. У корпоративного человека все иначе: если СЕО скажет, что черное это белое – значит, так и есть. Я не говорю здесь о том, хорошо это или плохо – просто некая данность, которая тоже может привести к конфликтам в команде. Каждая команда такие проблемы решает по-своему. Готового рецепта нет.

Несколько лет назад я был на одном стартаперском мероприятии. Там был довольно неплохой проект из Сибири. С инженерной точки зрения ребята были светлые – технология имела право на жизнь и они могли это обосновать. Кто-то из инвесторов спросил их, сколько денег они ищут. Лидер ответил, что полмиллиона долларов. На что потратите? Половину – на разработку, остальное на наем профессионального СЕО из Америки. Очень типичная ситуация. Инженеры, когда дело доходит до бизнеса, ищут «волшебную палочку». Надо ли говорить, что ее нет. А давайте наймем задорого человека, который много продавал – он отстроит нам продажи. Ошибочная гипотеза – опыт показывает, что прошлые заслуги не гарантируют будущие успехи. Поэтому шансы, что человек оправдает возложенные на него ожидания, не очень велики. Это все о том же – не надо надеяться на волшебство и волшебников.

Когда инженер сталкивается с чем-то, в чем он ничего не понимает – с продажами или маркетингом, скажем, то слепо верит тому, кто вроде как разбирается в этом. Это тем более удивительно, учитывая, что эти люди в своей профессии не очень-то доверчивы. Можно привести им начальника с регалиями, но они еще долго будут его проверять в самых разных ситуациях. Это не вредность, просто доверие инженера надо заработать – показать ему, что ты разбираешься, что умеешь организовать процесс, делать продукт.

Я сам, в общем-то, страдаю тем же. В работе постоянно имею дело с такими вещами, как рассинхронизация команд, срыв сроков или конфликты в коллективе – и решаю эти проблемы. Но вот когда начал не так давно заниматься ремонтом, то обжегся. Поначалу у меня было представление, что бригада строителей – это как немецкая армия на параде, все продумано, слажено. Лучше даже не буду рассказывать, как там все на самом деле – думаю, у каждого в запасе есть история про ремонт. Я с удивлением увидел, что у строителей проблемы еще хуже.

Инженеры часто преувеличивают роль технологии. Ничего удивительного. Вряд ли обычный человек будет говорить о том, что ядро «Линукса» красивое – во-первых, он не знает, как оно вообще выглядит, а во-вторых, ему все равно. А инженер всегда оценивает красоту технического решения. Но правда в том, что в бизнесе технология вторична. Это не значит, что ей можно пренебрегать, но конечный успех зависит в большей степени от других вещей – от того, правильно ли выбрана цель и путь к ней, например.

В 2000 году мы начали делать продукт, который потом получил название Parallels Virtuozzo Containers. Его частью должна была стать менеджмент-консоль, через которую можно было менять параметры услуги. Согласно первоначальному плану, под ней должна была лежать база данных. В инженерной команде возник принципиальный спор: что использовать – MySQL или Postgress. Это была эпическая битва, поверьте. Люди едва не плакали. Я получил кучу заявлений в духе «раз так, то я ухожу». В какой-то момент спор пришлось решить волевым путем. Ну и что вы думаете – в финальной версии базы данных вообще не было. Это о роли и месте технологий в бизнесе.  

Источник

Несомненно, работа в офисе остается основой деятельности большинства квалифицированных специалистов. Впрочем, все более плотно на такой формат работы наступает фриланс – удаленная работа привлекает своей свободой, перспективами, удобством и действительно составляет серьезную конкуренцию офису. Инженер конструктор, для которого разработка чертежей, схем, моделей, конструкций является основой заработка за компьютером, может сегодня легко перенести свою занятость из офиса на фриланс.

Кто может зарабатывать дома как инженер конструктор?

1         1 - Работать инженером-конструктором дома очень просто! Кто может стать таким специалистом

Фриланс позволяет получать неплохие деньги при достаточно небольшой продолжительности рабочего дня. Инженер конструктор – одна из тех профессий, которые сегодня чрезвычайно востребованы в сети.

Специалисты, которые занимаются трехмерным моделированием, КМД чертежами, разработкой схем и конструкций на базе такого программного обеспечения, как автокад, не останутся без работы в интернете.

Разработка чертежа КМД, для которой обычно необходим автокад, особенно для крупных конструкторских бюро и фирм, может приносить зарплату, превышающую обычный оклад в офисе в 2-3 раза.

Идеальный инженер конструктор на сегодняшний день, это, пожалуй, универсальный специалист, который умеет разрабатывать КМД чертежи, работать с программой autocad и разбирается в 3d-моделировании. Конечно, стоит учесть, что фриланс способен приносить достойную зарплату только при высоком качестве и скорости выполнения заданий, поэтому если вы привыкли к спокойной размеренной офисной занятости, то десятки проектов на autocad и КМД чертежей в неделю могут подтолкнуть вас в итоге к выводу, что фриланс чрезвычайно напряженная форма деятельности.

Особенности работы инженера на дому

Фриланс – необычная форма работы, и даже если вы опытный инженер конструктор, который работает со сложными КМД чертежами и таким программным обеспечением, как autocad, вам все равно придется столкнуться с некоторыми трудностями. Как известно, фриланс – это свобода, однако на самом деле распоряжаться этой свободой бывает очень непросто. Вы должны научиться полностью планировать свой рабочий день, сами следовать рабочему графику, выполнять определенный объем работы и вовремя сдавать его заказчику.

Основная трудность работы в сети заключается в том, что вы должны контролировать рабочий день и выполнять взятые на себя обязанности. Вас никто не будет подгонять, и поэтому если вы взялись за сложные КМД чертежи в autocad и немного расслабились, так как работа на дому может выполняться в любое время, перед сдачей проекта придется серьезно потрудиться.

Нередко инженер конструктор вынужден смиряться с тем, что разработка КМД чертежа в autocad выполняется ночью и сдается сутра. Ведь трудно порой рассчитать время правильно и выполнять работу точно в срок. Фриланс позволяет начинать работу в любое время и наличие свободного времени иногда играет с вами злую шутку. Разработка КМД чертежа в autocad в итоге начинается нередко в обед, однако на самом деле все в ваших руках и зависит от того, как вы организуете свою работу.

Преимущества фриланса

В первую очередь, если вы инженер конструктор и специалист по КМД чертежам в autocad, фриланс откроет для вас свободу, которая позволяет направлять время в нужное русло. Вам не нужно тратить время на дорогу в офис и отдельный обед в кафе, все что требуется, это встать сутра пораньше и можно планировать свой день. Разработка чертежей может занимать в день 4 часа, однако при офисной работе означает, что вы только 2 часа тратите на дорогу. Поэтому работа дома может выполняться быстро, продуктивно и дарить свободное время, которое можно проводить с друзьями и близкими.

engenier - Работать инженером-конструктором дома очень просто! Кто может стать таким специалистом

Рекомендуем курс по заработку в интернете:Узнайте более 50 способов заработать в интернете, включая способы заработка на фрилансе

Другая важная особенность фриланса в том, что удаленная работа не создает географических барьеров. Хорошая работа в autocad на крупный офис в Москве, тогда как вы находитесь в Краснодаре, является вполне достижимой целью. При этом некоторые специалисты по autocad даже заполучают работу за рубежом, выполняя дорогостоящие заказы иностранных компаний. Удаленная работа открывает поистине огромные перспективы и возможности.

Как находить заказы в сети?

Фриланс позволяет хорошему специалисту никогда не оставаться без работы. Удаленная занятость, при которой разработка чертежей и конструкций приносит основную прибыль, может быть налажена рядом способов – это в первую очередь поиск вакансий на сайтах по работе и регистрация непосредственно на фриланс биржах.

Удаленная работа на обычных сайтах по поиску работы встречается редко, однако иногда фирмам требуется нерегулярная разработка чертежей и они нанимают удаленного сотрудника в штат.

Проще всего все же найти работу в сети на специализированных сайтах. Удаленная работа на крупных фриланс сайтах требует создания собственного профиля и поиска актуальных проектов – например, вы находите в разделе «Разработка чертежей» заказ и договариваетесь с заказчиком на определенную сумму вознаграждения. После этого требуется непосредственная разработка чертежа и проверка задания, далее конструктор получает вознаграждение за работу. Удаленная занятость позволяет наладить сотрудничество с несколькими крупными конструкторскими бюро и выполнять в день несколько крупных заказов.

Смотрите видео – Способы заработка в интернете – как найти тот, который подойдет лично вам 

Как видите, хорошие работники ценятся везде, и в офисах, и в интернете, поэтому если вы опытный инженер конструктор и хорошо разбираетесь в чертежах, моделировании, а разработка конструкций в autocad для вас является обычным делом, то поспешите зарегистрироваться на одной из бирж вакансий в сети.

Источник

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — инженер-конструктор. Считается, что уже более 10 лет на российских предприятиях не хватает профессионалов инженерных и технических специальностей. Молодежь профессиям конструктора или чертежника предпочитает, например, более прибыльное программирование. Недавно к подготовке дефицитных кадров подключились «Ростех» и Агентство стратегических инициатив. The Village узнал у инженера-конструктора с 20-летним стажем о зарплатах на заводе, перспективах переезда за рубеж и ежемесячном бюджете его семьи.

15 000 рублей

коммунальные платежи

8 000 рублей

кружки для детей

6 000 рублей

другие расходы и накопления

Для меня инженер-конструктор — это та специальность, которой нельзя научиться, это склад ума и характера. Я по натуре железячник, с детства тянулся к технике. Сейчас мне 39 лет, на четвертом курсе института я пришел на завод и до сих пор там работаю. Сначала я попал в конструкторское бюро товаров народного потребления, где мы модернизировали байдарку, параллельно мне доставались работы по проектированию стульев, самокатов, потом был лодочный мотор, мотоблоки, которые, кстати, до сих пор выпускают. Из-за конфликта с руководителем бюро я ушел и несколько месяцев проработал заместителем начальника цеха, но потом опять вернулся в свой отдел.

Человек, который оканчивает институт и приходит на завод, получает должность инженера-конструктора. Если у него четыре курса образования, то он может работать чертежником и создавать простые детали. Через какое-то время он идет на повышение и становится инженером-конструктором третьей, второй, первой категории, ведущим инженером-конструктором. Ведущий конструктор — это, как сейчас модно говорить, менеджер проекта, он работает над станками, зданиями, заводами, большими установками. Ведущий делает основную сборку, а потом спускает ее вниз конструкторам других категорий для проработки отдельных элементов. Это вершина карьерной лестницы, дальше уже начинаются административные должности: заместитель начальника отдела или сектора, начальник конструкторского бюро. В среднем между каждым повышением проходит пять-семь лет. Я считаю, что для того, чтобы стать нормальным конструктором, нужно лет 10, но знаю нескольких уникальных людей, которые смогли добиться этого за пять лет.

Читайте также:  Идеи для бизнеса биогумус

Когда я только пришел на работу, с категориями было проще. Мы окончили институт — нам дали третью категорию, пошли в аспирантуру — дали вторую, окончили аспирантуру — дали первую. Сейчас я заместитель начальника конструкторского отдела, но при этом продолжаю проектировать. С начальником мы вместе учились, в институте сидели за одной партой и вот уже 20 лет работаем на заводе. Из нашей институтской группы на завод пришло 14 человек, а через шесть лет осталось только двое. Остальные просто потихоньку уходили на места получше. Я знаю многих людей, которые пришли на завод после института, потом ушли, поработали охранниками, менеджерами, а под пенсию вернулись на должность инженера-конструктора. Формально они числятся конструкторами, делают несложные детали, но они не умеют находить нестандартные решения и не видят, как все будет работать.

Может, я видел мало вузовских дипломов, но ни у одного выпускника я не помню записи, что его специальность — именно инженер-конструктор. Из институтов выходят инженеры-механики, инженеры-технологи. Вчерашние студенты к нам попадают абсолютно пустыми. Что ты из него делаешь, то и получишь. 95 % из них не умеют чертить, на обучение уходит от трех до девяти месяцев. При этом такой студент может иметь красный диплом и рассчитывает на зарплату от 60 тысяч. Ко мне в отдел как-то пришел молодой человек после строительного института. И первая работа, которую я ему дал, был грузоподъемный механизм, довольно сложный. Этот непростой проект молодой человек получил только потому, что ничего не знал и по этой причине ничего не боялся. Тут получилось как в анекдоте: «По законам физики майский жук летать не должен, а летает. А все потому, что он не знает законов физики». Помимо молодого, я посадил за этот проект уже опытного конструктора, и у них произошел рабочий конфликт. Мы решили так: молодой человек задавал концепцию, а прорабатывал ее ведущий конструктор, и через полтора месяца вместе они сдали шикарный проект, который до сих пор работает. Через три года такой фокус уже не прошел: тот самый молодой конструктор знал, что можно и нельзя делать, что будет работать, а что нет.

Молодые люди идут к нам работать, но уровень зарплат не позволяет их удерживать. Обычно молодежь в отделе держится до тех пор, пока учится в институте, далее возникает финансовый вопрос. Человеку после института мы можем предложить зарплату в районе 40 тысяч рублей вместе со всеми премиями, и за эти деньги молодежь не горит желанием работать. У нас надо не просто прийти, посидеть, покурить, поговорить — надо вкалывать, вникать, и 99 % к этому не готовы.

Инженер-конструктор — это общее название, при этом существуют различные специализации: конструктор электроавтоматики, гидравлики, механики. Есть инженер-конструктор — прочнист, он вообще не рисует, а считает. У каждой специализации есть свои особенности, свои знания и своя цена на рынке труда. Например, электрик всегда ценится дороже, чем механик, и разница составляет примерно 15–20 %. Считается, что у электрика более кропотливая и тонкая работа.

Я специалист широкого профиля, единственное — не лезу в электрику, но, когда была необходимость, приходилось разрабатывать и простейшие схемы. Есть люди с очень узкой специализацией. Знаю одного отличного конструктора по грузоподъемным механизмам, который проектирует только краны. Это уникальный человек, который знает почти все про краны. На отрисовку и установку подъемного механизма в цехе у него уходит три-четыре дня. С этим человеком был комичный случай: пришлось рисовать не кран, а тележку, но дело не пошло. Так что нам выгоднее такого конструктора держать, чтобы он недельку посидел, ничего не делая, и дождаться крана. Кстати, этот специалист — женщина. У нас вообще много грамотных женщин, я видел не только конструкторов, но и токарей, шлифовщиков, фрезеровщиков. В нашем отделе есть пожилая дама инженер-электрик, которая вытаскивает нас всех, и мы все хотим, чтобы она работала как можно дольше.

Проектирование 20 лет назад и сейчас — это небо и земля. Когда я только пришел работать, у нас в отделе было 10 компьютеров на весь отдел из 120 человек, и почти все конструкторы работали на кульманах (чертежный прибор в виде доски. — Прим. ред.). Первые свои работы я тоже делал на кульмане. Компьютеры тогда были редкостью, для работы на них было отдельное конструкторское бюро автоматического проектирования, сейчас его уже нет. Теперь из всего нашего отдела только один человек рисует на кульмане, он уже в возрасте — зачем его переучивать? У нас на заводе используются программы Autodesk Inventor, SolidWorks, AutoCAD, Unigraphics, «Компас». Я с самого начала рисовал в «Автокаде», поэтому он мне кажется самым удобным. Но вообще надо смотреть, для какой задачи нужна программа.

На работу я прихожу к восьми утра, а уже в 08:05 должен быть включен компьютер, загружены программы, открыт файл. По закону у нас есть технологические перерывы каждые два часа по 15 минут, чтобы мозги не закипели. В эти перерывы многие курят или просто выходят подышать свежим воздухом. Рабочий день заканчивается в 17 часов, но все зависит от той задачи, которая поставлена. Было такое, что мы сверхурочно работали до восьми-девяти вечера, приходилось выходить в субботу и воскресенье. Если задачу ставят — выполняем.

Главное в нашей работе — не быть «мертвым» конструктором, не делать проекты, которые вообще никому не нужны, а видеть результаты своего труда. Так уж получилось, что я довольно часто вижу вживую изделия, которые проектировал. В свое время я разработал противотаранное приспособление для остановки транспорта, такие еще есть на железнодорожных переездах. Оно работает уже больше 14 лет, мимо него я проезжаю два раза в день. На моих стойках стоят изделия, которые мы показываем заказчику.

От простой и однообразной работы через какое-то время можно просто отупеть. Я бы не смог долго заниматься одним и тем же, например отрисовкой оконных рам, хоть за это предлагают неплохие деньги. При производстве пластиковых окон меняется только размер и фурнитура. За два месяца собираешь базу данных, автоматизируешь работу, и можно больше не рисовать, а просто доставать из архива необходимое и в течение 20 минут получать проект остекления целого здания. По такому же принципу мы с товарищем делали курсовые по деталям машин. Я знаю, что закон запрещает помогать студентам, но сами они глупые или ленивые. К тому же студенты платят деньги: за курсовой проект можно заработать 3–4 тысячи рублей. Мы с товарищем за два дня сделали 20 проектов, потому что у нас была шикарная база. Достаточно было вбить три параметра от преподавателя — и через 15 минут мы получали готовый проект под распечатку.

Читайте также:  Бизнес идеи вложение 50000

Многие мои знакомые специалисты уехали в Германию, Канаду, один даже перебрался в Новую Зеландию. Но я переезд за границу даже не рассматриваю. Я уже врос здесь корнями и не вижу смысла гнаться за длинным рублем. За границей ты будешь нужен, только если ты нобелевский лауреат и у тебя есть идея, и то до тех пор, пока не отдашь права на свое изобретение. Если местному инженеру будут платить 2 тысячи долларов, то ты получишь 800–900 долларов. Для того чтобы встать на один уровень с местными, нужно быть круче них по знаниям и опыту, но своим ты там не станешь никогда. Периодически я списываюсь с ребятами, которые уехали. Кто-то работает программистом, кто-то на крупных авиационных заводах, но они не могут сказать, что всем довольны, все время что-то не так.

В быту я тоже железячник. Дома ремонтирую все — даже то, что нормально работает. У меня могут быть не наточены ножи, но рядом с кроватью будет лежать двигатель. Сейчас мы с товарищами организовали мастерскую и делаем там мотор для мотоцикла. До этого пять лет я проектировал двигатель — сначала один, а потом нашел единомышленников. У нас в команде есть человек, который нашел инвестора, поверившего в наш замысел. Инвестор помог купить необходимые инструменты в рассрочку. В разработку опытного образца двигателя мы вложили 350 тысяч рублей, на эти деньги можно было подержанный мотоцикл BMW купить.

В среднем заработная плата на заводе и подработки приносят мне 75–80 тысяч рублей. На основном месте работы 10-го числа каждого месяца я получаю зарплату — 45–47 тысяч рублей. А 25-го числа выплачивают премию, это еще 35–40 % от зарплаты. Всего на руки я получаю около 55–60 тысяч.

Любой инженер-конструктор, кроме работы, делает другие проекты: соседу надо помочь нарисовать станок для гаража, двери, шкаф-купе. Многие работы оплачиваются очень неплохо. Как-то я делал проект конвейера для одной большой конторы и получил за него около 65 тысяч. Потом мы эти конвейеры смонтировали, и нам за это тоже прилично заплатили.

В мастерской, помимо нашего двигателя, занимаемся и другой работой, потому что надо платить за аренду и расходные материалы. Были месяцы, когда мастерская себя полностью оправдывала, но было и такое, что мы вкладывали деньги и не зарабатывали ничего. В среднем мастерская приносит от 8 до 20 тысяч. Но можно получить и 60 тысяч — тут как поработаешь. Для нас это способ самореализации, а не получения денег, поэтому никакую рекламу не даем. Новые клиенты узнают о нас через сарафанное радио. Ремонтируем мотоциклы, автомобили, газонокосилки, лодочные моторы, обычно беремся за то, от чего в других сервисах отказываются или за что заламывают огромные цены.

Зарплату я приношу домой и отдаю в семейный бюджет. Им руководит жена, а я в это дело стараюсь не лезть. Жена тоже работает, ее зарплата — около 30 тысяч. Каждый месяц порядка 12–15 тысяч рублей уходит на квартплату и коммунальные платежи.

Еще в районе 8 тысяч идет на детские кружки и секции. Детей двое: сын в четвертом классе, а дочке четыре года. На заводе есть технопарк, а в нем работает кружок LEGO, куда и ходит сын. Раньше мы платили за это 4 тысячи рублей в месяц, но с сентября кружок подорожает на тысячу. Еще мальчик занимается единоборствами за 3 тысячи рублей в месяц. Дочь скоро тоже надо будет отдавать в кружки, а это еще 6–8 тысяч.

На продукты в среднем закладываем 1 000–1 200 рублей на день. Мы не ходим в магазин каждый день, но раз в три дня тратим порядка 3 тысяч. От поездок в большие сетевые супермаркеты мы отказались, так как это невыгодно. В магазине рядом с домом ты берешь по мелочи, но все самое необходимое, а там набираешь кучу всяких не особо нужных вещей и оставляешь 8–10 тысяч. Днем я обедаю на заводе. Сейчас предприятие стало оплачивать часть питания сотрудников, и обед обходится мне в 11 рублей 70 копеек, а раньше он стоил 180–250 рублей.

Мы стараемся откладывать каждый месяц, но получается не всегда, так как дети маленькие и часто болеют, а это дополнительные расходы. Есть планы на большую покупку: уже 10 лет хочу купить новый мотоцикл. Сейчас у меня их семь, пять из которых детские — я спас их от распила на металлолом. Еще старшему ребенку надо купить компьютер, а то сейчас он занимается на моем, а это не всегда удобно.

Все, что я получаю от подработок, идет на мои личные нужды. За аренду помещения под мастерскую мы с товарищем платим 18 тысяч рублей в месяц. Еще 2–3 тысячи мы должны отдать за оборудование, которое взяли в рассрочку. Также нужно покупать запчасти и инструменты. Около 6 тысяч рублей уходит на бензин. На работу я езжу на велосипеде, но иногда приходится пересаживаться на автомобиль. Можно было бы ездить на мотоцикле, но сейчас он сломан.

Часто приходится тратиться на покупку телефонов. Для меня это расходник, поэтому дорогие телефоны никогда не покупаю. Самый дорогой телефон, который у меня был, — это отечественный за 14,5 тысячи рублей. Он у меня прожил две недели, а потом я его разбил. Считается, что самый долговечный и неубиваемый телефон — Nokia 3310, но через полгода на нем не осталось ни одной кнопки. Еще раз в три месяца приходится тратиться на ботинки. Это моя особенность: за это время я протаптываю подошву до асфальта. Сказывается работа на заводе: я часто хожу в цех, а там стружка. Покупаю белорусские ботинки за 3 тысячи рублей — единственные с нормальной подошвой. Бывает так, что ботинки еще хорошие, но с одной стороны воткнулись три гвоздя, с другой — кусок проволоки.

Инженерам-конструкторам положены только куртки конструктора. Их мы получаем раз в два года, но износить такую куртку нереально, поэтому у меня уже скопилось несколько. Это лучшая одежда для работы на даче и не только: она прочная и теплая. Зимой нам еще дают хорошую теплую куртку с натуральным мехом, в ней можно и при минус 20 пойти погулять с ребенком, при этом она выглядит так, что в ней не стыдно хоть на прием в Кремль сходить. Я в ней езжу на велосипеде на работу. Могу и другую куртку купить, но я в этом деле прагматик — главное, чтобы мне было удобно.

Источник