Автосервис бизнес план пример украина
Уважаемые посетители сайта, ниже представлен пример бизнес-плана автосервиса с расчетами, который можно смело использовать для составления своего варианта. Образец легко адаптируется к любому городу, имеет файл с расчетами, в которые можно ввести собственные данные и получить результаты для своей ситуации.
Данный образец подготовлен специалистами с большим опытом работы. Если у вас возникнут какие-либо вопросы по данному бизнес-плану или по составлению бизнес-планов в целом, вы всегда можете задать их по почте, внизу в комментариях или нашей группе вконтакте.
Резюме
О том, что должен содержать резюме читайте статью Структура резюме бизнес-плана.
Цель бизнес-плана – открытие автосервиса, основным направлением которого будет ремонт автомобилей японского производства.
Местоположение
Открытие автосервиса планируется в г. Казань, в промышленной зоне города. Преимущество такого месторасположения в том, что, с одной стороны, оно обеспечивает хорошую видимость с дороги и дополнительный приток клиентов, а, с другой стороны, аренда помещений в таких местах достаточно низкая, что позволит снизить затратную часть предприятия.
Объем инвестиций и источники финансирования
Объем инвестиций в проект составит 1 500 тыс. руб., 70% из которых будет профинансировано за счет кредитных средств. Займ будет получен на три года под 20% годовых с дифференцированным графиком погашения.
Показатели окупаемости
На основании модели бизнес-плана автосервиса были расчитаны показатели окупаемости проекта, которые составили:
- срок планирования – 10 лет;
- NPV – 3 107 тыс. руб.;
- простой срок окупаемости – 3,6 лет;
- дисконтированный срок окупаемости – 4,3 лет;
- IRR – 57%;
- норма дисконтирования – 16,48%.
В Н И М А Н И Е !!!
Практика показывает, что заказав бизнес-план у специалистов вы сэкономите время, увеличите качество готового документа в 4-5 раз и увеличите шансы на получение инвестиций в 3 раза.
Заказать БИЗНЕС-ПЛАН
Инвестиционный план
О том как составить инвестиционный раздел читайте статью о структуре инвестиционного плана бизнес-плана.
Помещение
Автосервис планируется разместить в уже имеющемся помещении, находящемся возле трассы. Для аренды помещения будет заключен соответствующий договор, в который будут также включены дополнительные коммунальные платежи по счетчикам (электроэнергия, вода, канализация).
В помещении ранее не находился автосервис, поэтому будут произведены дополнительные затраты на дооборудование помещения под предоставление автосервисных услуг. Стоимость данных работ составит около 100 000 руб.
Планируется, что предприятие будет оказывать следующий список услуг:
- техническое обслуживание автомобиля (замена масла, свечей, фильтров и прочие мелкие работы);
- ремонт подвески;
- ремонт тормозной системы;
- ремонт системы охлаждения;
- шиномонтажные работы;
- диагностика;
- ремонт системы кондиционирования:
- ремонт рулевого управления.
В связи с необходимостью приобретения дополнительного дорогостоящего оборудования, отсутствия квалифицированного персонала и площадей в СТО не смогут предоставляться следующие услуги:
- ремонт электрики;
- автомалярные работы.
Объем инвестиций
Для обеспечения предоставлямыхуслуг в автосервис будет приобретено следующее оборудование:
- Ремонтное оборудование
- подъемник (2 шт.) – 500 000 руб.
- стенд сход-развала (1 шт.) – 300 000 руб.
- наборы ключей и инструментов – 100 000 руб.
- оборудование для шиномонтажа – 250 000 руб.
- Оргтехника и программное обеспечение
- оргтехника – 40 000 руб.
- программное обеспечение (учетная программа) – 20 000 руб.
- Мебель
- мебель для клиентов – 100 000 руб.
- мебель для сотрудников (шкафчики, диванчик для отдыха, обеденный набор) – 30 000 руб.
- Рекламные материалы
- Вывеска – 60 000 руб.
Общая сумма инвестиций в открытие точки составит 1 500 000 руб.
План инвестиционных работ
Ход работ по обустройству помещения, закупке оборудования и мебели представлен ниже на диаграмме Ганта:
Хотелось бы отметить, что оборудование будет приобретаться в кредит. Условия погашения, процентная ставка будут рассмотрены далее в финансовой части.
Производственный план
О том, что должен содержать производственный раздел бизнес-плана читайте статью Структура производственного плана бизнес-плана.
Планировка помещения
Арендованное помещение имеет следующие комнаты:
- основной зал, где будет осуществляться ремонт автомобилей – 100 м2 (комната разделена на три части, каждый имеет свой въезд;
- комната приема клиентов – 20 м2;
- комната ожидания клиентов – 15 м2;
- комната приема пищи и отдыха персонала – 15 м2;
- комната управленческого персонала – 15 м2;
- комната хранения инструментов – 3 м2;
- комната хранения запчастей – 4 м2.
Планировка помещения автосервиса представлена ниже:
Наличие всех этих помещений позволит качественно предоставлять услуги, безопасно хранить дорогостоящее оборудование и запчасти, а также предоставить клиентам спокойно ожидать завершения работы по своему автомобилю.
Кроме этого, помещение имеет высоту потолков 4 метра, что позволит проводить ремонт нетолько легковых автомобилей, но джипов с микроавтобусами. Приобретаемое оборудование также будет соответствовать этим условиям.
Описание производственного процесса
Производственный процесс не будет отличаться от остальных, предоставляемых другими сервисами и будет примерно следующим:
- Клиент прибывает на СТО и сообщает об имеющихся нарушениях в работе автомобиля;
- Администратор СТО предлагает проехать клиенту на любое свободное место и оставить автомобиль, в это время передает всю информацию мастеру;
- Мастер диагностирует автомобиль и сообщает администратору и клиенту об имеющихся неполадках в автомобиле и необходимых работах. Администратор оценивает работы согласно ценника и программы и озвучивает предварительную стоимость услуг и стоимость приобретаемых запчастей клиенту.
- Если клиент соглашается – администратор заказывает запчасти и мастер начинает работу.
- После окончания работ (при отсутствии дополнительных работ) клиент оплачивает выполненные работы, забирает автомобиль и уезжает.
- При наличии скрытых дефектов, мастер снова озвучивает стоимость их исправления и администратор оценивает их стоимость.
Себестоимость услуг
Себестоимость работ составляет только заработная плата сотрудников СТО. Для мотивации персонала к увеличению производимых работ планируется внедрение сдельной оплаты труда, когда работнику отдается 40% от стоимости выполненных работ. Это позволит увеличить производительность работ и снизить необходимое количество сотрудников (чтобы больше зарабатывать мастера будут оставаться даже после окончания рабочего времени, чтобы закончить работу и увеличить свой заработок).
Время работы
Планируется, что СТО будет работать с 8-00 до 20-00 без выходных. Работы будут выполнять 6 мастеров, которые будут работать втроем с графиком 2 через 2 (два дня работают, два дня отдыхают).
Маркетинговый план
О том, что должен содержать маркетинговый раздел бизнес-плана читайте статью Структура маркетингового плана бизнес-плана.
Местоположение
Автосервис размещается в промышленной зоне крупного города с населением свыше 1 миллиона человек. Рядом проходит дорога со средним потоком автомобилей. СТО хорошо видно с дороги, на него будет вести указатель, а также размещена вывеска с подсветкой, которая будет видна как днем так и ночью.
Анализ рынка
Спад экономики приводит к тому, что люди начинают меньше приобретать новых автомобилей и больше ремонтировать имеющиеся свои. Кроме этого, даже те, кто купил новый автомобиль будут больше ориентироваться на ремонт в частных мастерских чем в сервисных центрах автосалонов из-за высокой стоимости в последних. Все эти факторы позволят привлечь новых клиентов в наш сервис.
Предоставляемые услуги
В связи с большими различиями в ремонте автомобилей разных марок и, в связи с этим, необходимостью приобретения большого количества специализированного оборудования, наш СТО будет ориентироваться на владельцев автомобилей японского производства – тойота, ниссан, мазда и прочие. Как было сказано ранее в производственном плане нашего бизнес-плана наше предприятие за счет высоких потолков и ворот сможет обслуживать как легковые автомобили так и джипы с микроавтобусами, которые могут не вместиться в обычный небольшой сервис, что будет дополнительным плюсом нашего предприятия.
Конечно, при обращении граждан СТО будет обслуживать и автомобили отечественного производства в связи с тем, что ремонт этих авто не требует дополнительной специальной подготовки. Но, если загрузка автосервиса будет близка к 100%, при выборе между японским авто и отечественным предпочтение будет отдаваться первому.
Анализ цен конкурентов и ценовая политика
В городе имеются СТО, которые можно разделить на следующие типы:
- СТО при автосалонах, осуществляющие ремонт как по гарантии так и за деньги – стоимость нормочаса составляет примерно 1 200 руб.
- Крупные СТО, которые не относятся к автосалону какой-то марки, но предоставляющие услуги на высоком уровне – стоимость нормочаса составляет примерно – 1 000 руб.
- Средние СТО (к которому и будет относиться наш автосервис) – стоимость нормочаса составляет примерно 800 руб.
- мелкие и гаражные сервисы, где работают одиночки – стоимость нормочаса составлет от 600 руб. и ниже.
Как было указано ранее наш автосервис находится в нише средних СТО, и мы будем стараться держать цену нормочаса на уровне 800 руб.
На первые 3 месяца после открытия будет проводиться акция, которая позволит новым клиентам делать ремонт за 20% от стоимости. Это позволит завлечь новых клиентов в автосервис и увеличить денежный поток.
SWOT-анализ предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|
Структура продаж и выручка
В первую очередь отметим, что спрос на услуги автосервиса имеет некоторую сезонность. По разным видам работ она отличается, но в среднем по нашим вбранным работам сезонность следующая:
Планируется, что структура предоставляемых услуг в выручке будет следующей:
- техническое обслуживание автомобиля (замена масла, свечей, фильтров и прочие мелкие работы);
- ремонт подвески;
- ремонт тормозной системы;
- ремонт системы охлаждения;
- шиномонтажные работы;
- диагностика;
- ремонт системы кондиционирования:
- ремонт рулевого управления.
Наименование работ | доля в выручке |
техническое обслуживание автомобиля | 10% |
ремонт подвески | 20% |
ремонт тормозной системы | 15% |
ремонт системы охлаждения | 10% |
шиномонтажные работы | 15% |
диагностика | 10% |
ремонт системы кондиционирования | 10% |
ремонт рулевого управления | 10% |
ИТОГО | 100% |
Распределение выручки по услугам представлено ниже на графике:
В связи с тем, что планируется приобретение 2 подъемников и 1 стенда для схода-развала, в автосервисе окажется всего три поста для ремонта автомобиля. Исходя из этого максимальный объем работ, который будет выполняться в автосервисе может составить 1 080 часов (3 поста х 12 часов работы в сутки х 30 дней в месяце). С учетом того, что стоимость работ составляет 800 руб./нормочас, максимальная выручка предприятия в месяц может составить 864 000 руб.
Планируется, что оптимальная загрузка предприятия составит около 70% или 604,8 тыс. руб., на которую мы выйдем через 2,5 года после начала финансирования. График выхода на оптимальный объем выручки представлен ниже:
на основании индексов сезонности, оптимального плана продаж, графика выхода на данный объем продаж и заложенной в расчет инфляции в 10% мы спрогнозировали выручку на 10 лет вперед, которая представлена в таблице ниже (тыс. руб.):
Показатель | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 7 год | 8 год | 9 год | 10 год |
Выручка автосервиса | 3 696 | 8 012 | 8 813 | 9 694 | 10 663 | 11 730 | 12 903 | 14 193 | 15 612 | 17 174 |
Организационный план
О том как составить организационный раздел читайте статью о структуре организационного плана бизнес-плана.
Организационная форма
В целях ведения бизнеса планируется зарегистрировать ИП. Уплата налогов планируется по системе ЕНВД.
Штатная структура
Штатная структура автосервиса и окладные части заработной платы представлены в следующей таблице:
Должность | Оклад | Кол-во | Общие затраты | Премия |
Генеральный директор | 25 000 | 1 | 25 000 | 20% от прибыли |
Администратор | 20 000 | 2 | 40 000 | 10% от стоимости произведенных в его смену работ |
Автомеханик | 20 000 | 4 | 80 000 | 40% от стоимости произведенных работ |
Главный бухгалтер | 20 000 | 1 | 20 000 |
Итоговые отчисление на окладную часть заработной платы ежемесячно составляют: 165 000 рублей.
Общая численность персонала – 8 человек.На сегодняшний день имеется кандидатура на должность генерального директора. Претендент имеет опыт работы в ремонте автомобилей 25 лет, имеет опыт управления и ведения бизнеса, почему был выбран на эту должность.
Финансовый план
О том как составить финансовый раздел читайте статью о структуре финансового плана бизнес-плана.
Налогообложение
Работа автосервиса возможна на ЕНВД, поэтому при планировании финансовых показателей мы будем использовать данную систему налогообложения. Оплата налога осуществляется с одного рабочего предприятия, сумма за человека равняется 12 000 руб./год.
Финансирование
Планируется, что инвестиционные расходы, которые мы планируем потратить на приобретение оборудования и открытие автосервиса будут профинансированы на 70% за счет кредита. Сумма составит 1 050 тыс. руб., срок погашения – 3 года дифференцированными платежами (погашение основного долга осуществляется равными платежами, проценты по начислению), процентная ставка – 20% годовых.
Предпосылки для планирования
Для построения модели были использованы следующие предпосылки:
- годовая инфляция – 10%;
- ставка дисконтирования – 11%;
- ставка НДФЛ – 13%;
- отчисления в социальные фонды – 34,2.
Доходы и расходы
Ожидаемый годовой оборот предприятия
Показатель | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 7 год | 8 год | 9 год | 10 год |
Выручка автосервиса | 3 696 | 8 012 | 8 813 | 9 694 | 10 663 | 11 730 | 12 903 | 14 193 | 15 612 | 17 174 |
Затраты по укрупненным статьям с учетом показателя инфляции на планируемые 10 лет составят:
Показатель | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 7 год | 8 год | 9 год | 10 год |
Заработная плата с начислениями | 3 306 | 6 616 | 7 153 | 7 745 | 8 395 | 9 111 | 9 898 | 10 764 | 11 716 | 12 763 |
Коммерческие расходы | 214 | 310 | 341 | 375 | 412 | 454 | 499 | 549 | 604 | 664 |
Производственные расходы | 132 | 215 | 237 | 261 | 287 | 315 | 347 | 381 | 420 | 462 |
Административные расходы | 229 | 373 | 411 | 452 | 497 | 546 | 601 | 661 | 727 | 800 |
Показатели эффективности проекта
На основании описанных ранее доходов, расходов, налогов и инфляции со ставкой дисконтирования была построена модель, с помощью которой рассчитаны показатели окупаемости бизнес-плана автосервиса:
- срок планирования – 10 лет;
- NPV – 3 107 тыс. руб.;
- простой срок окупаемости – 3,6 лет;
- дисконтированный срок окупаемости – 4,3 лет;
- IRR – 57%;
- норма дисконтирования – 16,48%.
Точка безубыточности
На основании модели бизнес-плана автосервиса был сделан расчет точки безубыточности предприятия, которая составила 2 024 тыс. руб. в год. Это говорит о том, что планируемый бизнес имеет достаточный запас прочности.
Устойчивость проекта
В целях проверки устойчивости модели на изменения различных факторов была построена модель с учетом изменения цен и расходов. Представленная ниже таблица отражает изменение показателя NPV при увеличении цен и расходов предприятия на соответствующие в таблице величины:
Наименование показателя | – 20% | – 10% | 0% | 10% | 20% |
Стоимость работ для клиента | – 1 346 | 2 689 | 4 567 | 6 246 | 9 234 |
Расходы | 3 489 | 3 997 | 4 567 | 5 067 | 5 638 |
Как мы видим, наибольшее влияние на окупаемость автосервиса оказывают цены на услуги. Так, при снижении цен на 20% проект становится отрицательным.
Анализ рисков
Ниже мы рассмотрим риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность автосервиса:
- снижение доходов населения – может привести к снижению планируемой выручки;
- введение дополнитальных налоговых сборов, которые могут снизить прибыль предприятия при том, что выручка не изменится;
- введение санкций на импортные автомобили, что приведет к большому снижению клиентов.
Источник
СТО: капиталовложения в бизнес «с нуля»
Чтобы основать СТО с нуля, прежде всего, следует заняться юридическим оформлением субъекта предпринимательской деятельности: в большинстве случаев достаточно оформить ЧП, что обойдется в 1500 гривен в Киеве (за 10-15 дней).
Следующий этап – получение разрешительной документации. Подготовка всей необходимой документации для прохождения сертификационного аудита специализированной юридической фирмой будет стоить от 900 гривен (срок – одна неделя). Эта сумма не включает расходы на проведение экспертизы оборудования, проверку технической документации и, как следствие, сертификацию СТО. Ведь выездными проверками занимаются исключительно органы, уполномоченные выполнять работы в государственной Системе сертификации УкрСЕПРО (более 100 отделений на территории Украины). Эти службы, помимо требований к технической составляющей бизнеса, проверяют весь инженерно-технический персонал автосервиса на соответствующий уровень их квалификации (как минимум – профильное среднетехническое образование).
Стоимость услуг сертификационных центров и самого разрешительного документа зависит от размеров организации, количества ее подразделений и работников.
Поскольку автосервис, в основном, относится к малому бизнесу с количеством работников до 50 человек – минимальная стоимость получения сертификата соответствия стандарту ISO 9001 составит от 16 тыс. грн. (все рассчеты приведены по состоянию на 2012 год, курс 8,15 грн/дол)
Отметим, что чем больший спектр предоставляемых услуг СТО, тем больше в нем оборудования – и тем дороже его метрологическая проверка. Помимо этого, для легального ведения авторемонтного бизнеса вам предстоит заключить ряд других необходимых договоров, в том числе на вывоз мусора и токсичных отходов.
Следующая статья расходов для предпринимателя – аренда производственно-складского помещения, как минимум 400-600 квадратных метров (если речь идет о комплексном автосервисе). Например, в Голосеевском районе Киева стоимость аренды составляет от 15 тысяч гривен ежемесячно (37 гривен за 1 квадратный метр, учитывая коммунальные платежи).
И самая важная составляющая успешного стартапа автосервисного бизнеса – серьезное техническое оснащение, к которому, в первую очередь, относятся:
- стенд для диагностики авто – 80 тысяч гривен;
- подъемник + его установка – 25 тысяч гривен;
- стенд правки аварийных кузовов – 48 тысяч гривен.
Конечно, на первоначальном этапе развития бизнеса вместо диагностического стенда можно использовать компьютерную диагностику, но доверия со стороны клиентов такой сервис не вызывает.
Прежде чем предоставлять широкий спектр услуг, специалисты рекомендуют на начальных этапах развития бизнеса специализироваться на определенных услугах: шиномонтаж, жестяные работы, тонировка стекол, тюнинг авто. Для небольшой СТО, еще не завоевавшей репутацию на рынке, на первых этапах ее деятельности нерентабельными будут работы, связанные с капитальным ремонтом двигателей.
Для стартапа бизнеса вам понадобится, как минимум, два автослесаря и автоэлектрик-диагност (их средняя заработная плата: 8 тысяч гривен в месяц). В последующем, возможно привлечение ходовика, моториста, механика по обслуживанию ГБО и прочих, более узких специалистов.
Итого, сумма капиталовложений в стартап проекта комплексного СТО (при условии аренды помещения в Киеве) составит не менее 200 тысяч гривен. (25 тыс.долларов США)
Покупка действующей СТО
Если хотите минимизировать риск банкротства – покупайте уже действующее комплексное СТО (бизнес со стажем работы в 2-3 года, как правило, хорошо налажен и имеет стабильную клиентуру). Например, в Киеве комплексную СТО на 4 бокса можно приобрести за 800 тысяч гривен (в зависимости от места расположения, площади, наличия техники, стоимость колеблется от 600 тыс. грн. до 2 млн. грн.).
Под «комплексной СТО», имеется в виду, предоставления следующего спектра услуг:
- проведение технического обслуживания;
- комплексная диагностика: двигатель и электронная система;
- выполнение регулировки развала-схождения;
- подбор цвета и покраска авто;
- балансировка и шиномонтаж;
- автомойка, химчистка салона;
- продажа сопутствующих материалов (машинные масла, шины, ходовые запчасти и прочее).
Покупка бизнеса под ключ подразумевает также сохранение рабочего персонала СТО. Перед вами может возникнуть дилемма: мастера, в зависимости от своего опыта, работают с определенными марками автомобилей, что существенно сужает круг потенциальных клиентов. Вы можете поэкспериментировать и пригласить рабочих из других мастерских. Но практика зачастую показывает, что рентабельнее предоставлять меньший спектр сервиса, но на более высоком уровне, нежели наоборот.
Отметим, что для СТО выгоднее обслуживать иномарки, так как стоимость ремонта авто отечественной сборки меньше, в среднем, в 2-3 раза. Но, с другой стороны, потребность устранить неполадки в отечественных машинах возникает куда чаще.
Круглосуточная автомастерская самообслуживания
В случае, если инвестиции в проект классического СТО в размере от 200 и до 800 тысяч гривен вам неприемлемы, предлагаем альтернативные варианты бизнеса в сфере автосервиса с небольшим размером начальных инвестиций.
Европейские страны уже давно практикуют такой вид бизнеса, в то время как для Украины это еще в новинку. Его суть заключается в основании автомастерской, где ремонтом будут заниматься сами владельцы авто.
Требуемая площадь аренды состоит из семи-десяти секций для машин. На каждую секцию, для выполнения тех или иных операций (начиная от шиномонтажа и заканчивая сварочными работами и покраской) требуется от 20 м. кв. Не стоит забывать также о помещениях для приема клиентов, складе запчастей и зале ожидания. Ведь в вашем случае важно создать правильную, дружескую атмосферу, в которой владельцам авто захочется провести как можно больше времени.
Таким образом, стоимость аренды нужных площадей в Киеве составит около 5 тыс. грн.
Косметический ремонт помещений, покупка мебели и создание уюта в комнате отдыха обойдется минимум в 10-15 тыс. грн.
Что касается оборудования, около половины секций должны быть оборудованы мощными четырехтонными подъемниками (14,4 тыс. грн. каждый).
Для подбора комплектующих инструментов, в помещении должен находиться хотя бы один специалист в данной области.
Итак, минимальные капиталовложения в стартап автомастерской самообслуживания составят 65,7 тысяч гривен, включая юридическое оформление ЧП.
Помимо предоставления комфортного и оборудованного места для ремонта автомобиля, в такой мастерской можно продавать различные моторные масла, сделать пристройку автомойки.
Косметический ремонт б/у авто с их последующей перепродажей
Покупка Chevrolet Lacetti 2005 года выпуска обойдется примерно в 130 тысяч гривен. Можно приобрести машину после ДТП, что снизит ее стоимость до 80 тысяч гривен, но если самостоятельно не можете оценить серьезность поломки – лучше не рисковать.
После покупки занимаемся косметическим ремонтом:
- красим кузов новой краской (от 600 грн. за краску, при самостоятельной работе либо от 7 тыс. грн. за покраску в автосалоне);
- обновляем салон (от 700 грн. за кожзаменитель, при самостоятельной работе либо от 3 тыс. грн. за перетяжку сидений кожзамом в автосалоне);
- тонируем стекла (300 грн. за тонировочную пленку, при самостоятельной работе либо от 800 грн. за тонировку стекол в автосалоне),
- устанавливаем спойлер (400 грн. за спойлер на багажник);
- наклеиваем спортивные наклейки на кузов (от 300 грн.)
- устанавливаем акустику (от 200 грн.).
Тюнингуя машину, следует ориентироваться на вкусы молодежи, ведь им, как правило, важен именно впечатляющий внешний вид авто.
Итого, минимальные начальные капиталовложения (авто и косметический ремонт) вместе с ценой машины составят от 132,5 тыс. грн., в случае, если все работы вы будете выполнять самостоятельно или от 141,8 тыс. грн., если работы проведутся в автосалоне.
Цену продажи авто вы определяете сами, анализируя трудозатраты, финансовые вложения в его ремонт, а также ценовой диапазон схожих предложений на рынке. Ведь разница в цене на один и тот же автомобиль может достигать десятка тысяч гривен. Покупатель не в силах посмотреть и сравнить абсолютно все предложения, поэтому важно грамотно провести рекламную кампанию (подойдут объявления в СМИ, интернете).
Переходить к продажам дорогих моделей стоит только после того, как вы узнаете все тонкости и нюансы данного бизнеса.
Недвижимость для открытия автосервиса: требования и документация
В Украине работает более тысячи дилерских СТО, около 3 тысяч независимых станций и как минимум 10 тысяч гаражных автомастерских. Это только половина из необходимого для обслуживания 9,5 млн зарегистрированных в стране авто. Из этого следует, что рынок автомобильного ремонта открыт для новых игроков. Правда, прежде чем стартовать, предпринимателям необходимо определиться с помещением и решить вопросы разрешительного характера.
Справки и разрешения
Здание, в котором планируется разместить автомастерскую, должно соответствовать требованиям СЭС и пожарной службы (в 2017 году СЭС ликвидировали). Если это будет недостроенное помещение, потребуется еще получение дополнительных разрешений на введение объекта в эксплуатацию. Немаловажно, что, согласно вступившему в силу в марте текущего года Закону «О регулировании градостроительной деятельности», предусматривается декларативный принцип начала строительных работ.
«Декларация регистрируется в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК). После этого можно выполнять строительные работы объектов I–III категории сложности, к которым относятся и СТО. Введение в эксплуатацию регламентируется постановлением Кабмина № 461 от 13 апреля 2011 года, согласно которому требуется предоставить декларацию о готовности объекта к эксплуатации в инспекцию ГАСК», — разъясняет Марина Слободниченко, партнер юридической компании Jurimex.
Юрист подметила, что чаще всего автомастерские размещают в придорожных зонах. В связи с этим необходимо согласовать строительство автосервиса с Государственной службой автомобильных дорог. «Порядок выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства регламентируется приказом Государственной службы автомобильных дорог № 414 от 29 сентября 2005 года», — добавляет госпожа Слободниченко.
В ЮК Jurimex также советуют заблаговременно выяснить у инспектирующих служб их требования к автосервису, которые зачастую зависят от объема предоставляемых услуг. Как уверяют сами проверяющие, инспектирование таких объектов занимает совсем немного времени. Главный государственный санитарный врач Святошинского района Киева Сергей Пастушенко пояснил, что деятельность всех контролирующих служб координируется районными разрешительными центрами. Данный процесс происходит следующим образом: предприниматель обращается в центр за разрешением на открытие автомастерской, специалисты СЭС выезжают на объект, инспектируют его, также проводится медосмотр работников, по результатам инспектирования делается вывод, который предприниматель забирает в том же разрешительном центре.
«Время инспектирования зависит от масштаба бизнеса, но по закону у нас есть 10 рабочих дней, чтобы сделать вывод и передать его в центр. Правда, обычно это делается быстрее. Иногда необходимо больше времени, если, к примеру, берется проба какого-либо вещества для лабораторного анализа. Это может быть в том случае, когда автомастерская специализируется на покраске автомобилей», — объясняет Сергей Пастушенко.
Выбор стен
На законодательном уровне пока не предусмотрены обязательные требования к материалам, из которых может быть построена станция технического обслуживания. Автомастерскую можно разместить как в кирпичном здании, так и в быстромонтируемом. «Если помещение для автомастерской строится на долгие годы, то это должно быть надежное и прочное здание. В проекте необходимо учитывать раздевалки, душевые кабины и туалеты для обслуживающего персонала», — советует Сергей Черниченко, владелец «Автосервиса на Большой Окружной».
Впрочем, некоторые предприниматели из-за ограничения в средствах выбирают иной вариант. К примеру, можно воспользоваться услугами строительных компаний, предлагающих автомастерскую «под ключ». Чаще всего в этом случае помещение будет возведено посредством технологии ЛСТК — использование оцинкованного стального профиля и легких стальных конструкций. Толщина стали составляет 1–3 мм в зависимости от типа строения.
По словам Вячеслава Цанкова, директора архитектурно-строительной компании «Революционные технологии», за счет небольшого веса технология ЛСТК позволяет возводить различного типа объекты на сложных грунтах за короткий срок. «Например, для строительства станции шиномонтажа нужно всего 10 дней. Каркас объекта собирается у нас в цеху, а потом доставляется на территорию заказчика. Более масштабные сооружения возводятся непосредственно на месте», — разъясняет предприниматель. Кроме того, по его словам, не стоит беспокоиться о надежности таких объектов, ведь данная технология прошла необходимую сертификацию и полностью соответствует требованиям санитарных и пожарных служб.
Иногда сотрудничество со строительными компаниями снимает с владельца автомастерской груз сопутствующих хлопот — некоторые застройщики помимо непосредственно возведения здания предлагают комплектацию и монтаж инженерных сетей. В идеале можно договориться об установке вентиляционного оборудования и решить вопросы с электроснабжением. В связи с большим объемом работ заранее определить сроки возведения объекта достаточно сложно.
«Иногда на СТО размещают сервисные центры, смотровые площадки и прочие помещения. Из-за этого времени на работу требуется значительно больше, чем, к примеру, при установке автомастерской на две машины», — заметил Валерий Пархоменко, руководитель компании «Термастил-Украина».
Если строительство нового помещения не по карману, можно арендовать или купить уже готовое здание. Однако в этом случае необходимо убедиться в прочности пола и стен, поскольку ремонтное оборудование можно размещать только на крепком покрытии. Кроме того, нужно правильно рассчитать площадь, которая потребуется для работы. Обычно квадратура помещения для автомастерской непосредственно зависит от объема предоставляемых услуг, оборудования, которое будет в ней установлено, и количества цехов.
Соблюдая дистанцию
В Украине не разрешается размещать предприятия автосервиса в жилых домах и общественных зданиях. Согласно уже упомянутому приказу Госслужбы автомобильных дорог № 414, станции техобслуживания могут составлять комплекс с объектами для обслуживания водителей и пассажиров и размещаться не менее чем в 50 м от этих объектов.
«Для размещения СТО требуется выделение земельного участка. Земля может находиться в собственности лица или быть передана в аренду. Следует обратить внимание на целевое назначение земельного участка, выделяемого под строительство СТО», — уточняет Марина Слободниченко. Кроме этого нужно помнить, что помещение автосервиса должно иметь централизованный подвод воды и канализацию. В то же время не предусмотрено никаких требований касательно подъездных путей к зданию автомастерской. Однако, как уверяют владельцы автосервиса, месторасположение объекта напрямую влияет на количество клиентов. «Лучше всего размещать СТО вблизи трассы или дороги. Если автосервис поставить в гаражах, то большого потока клиентов ожидать не стоит», — говорит Сергей Черниченко.