Автомобиль как бизнес идея для начинающих

Автомобиль как бизнес идея для начинающих thumbnail

Бизнес по прокату автомобилей, казалось бы, устроен просто: вложился в покупку машин, нанял персонал и снимай сливки в виде хорошей прибыли да пей чай с бубликами. На деле все сложнее, и несмотря на невысокую конкуренцию, в этот бизнес предприниматели идут неохотно. Спрос в этом секторе услуг по-прежнему зачастую превышает предложение. Drom.ru решил разобраться с подводными камнями автопрокатного бизнеса на примере двух противоположных по подходам и финалу историй, а также проанализировав бизнес-план автопрокатного стартапа.

Для понимания сути вопроса немного о том, как устроен этот бизнес в большом мире. На продвинутых рынках (США, Австралия, Европа) его захватили глобальные бренды (Hertz, Avis, Europcar, Dollar Thrifty, Budget, Sixt, National, Alamo), активно развивающие как собственную сеть, так и продвигающие франшизу. На менее развитых рынках (к примеру, на популярных среди россиян курортах Египта, Турции и Таиланда) главных игроков теснят местные мелкие фирмешки, имеющие парк в лучшем случае из десятка машин. Российский автопрокат устроен больше по-принципу развивающихся рынков — основные игроки здесь присутствуют, но бОльшая доля остается за независимыми фирмами.

История первая, революционная

Идея развивать прокатный бизнес нашему герою — назовем его Игорь — пришла не случайно: он много путешествовал по миру и неизменно брал в заморских странах автомобиль напрокат. Процедура эта в местах с развитой (и не очень развитой) экономикой отработана до автоматизма: делаешь заказ через Интернет (непосредственно в компании или у брокера), оплачиваешь банковской картой, получаешь авто (как правило, в аэропорту или отеле), сдаешь по времени в заранее оговоренном месте. Процедура сдачи авто (что удивляет россиян) иногда сводится лишь к опусканию ключей в специальный ящик на парковке.

Автопрокат как услуга появился в мире почти 90 лет назад, в СССР его пытался привить генсек Хрущев после визита в США в 50-х. Но в социалистических реалиях шансов не было: советские граждане брали машину на короткое время, чтобы снять и заменить запчасти для своих «Волг» и «Москвичей»: шины или аккумулятор были жутким дефицитом. С началом массовой автомобилизации в середине 90-х автопрокат снова стал развиваться. По большому счету, в любом крупном городе России взять напрокат автомобиль сегодня труда не составит. Но, познакомившись с историей Игоря, я понял, что это, пожалуй, самый хлопотный вид автобизнеса, заниматься которым под силу лишь людям одновременно авантюрным и хладнокровным.

У Игоря есть редкая для российского бизнеса особенность: он в первую очередь думает не о возможной прибыли (хотя не думать о ней вообще было бы глупо), а о том, чтобы все выглядело красиво и удобно для клиента. Ко времени открытия прокатного направления у Игоря был почти двадцатилетний опыт управленца и несколько автомобильных бизнес-подразделений: дилерский центр известной марки, комиссионная площадка, три крупные станции техобслуживания и несколько магазинов по продаже запчастей и аксессуаров.

Так как наш герой много раз сталкивался с услугой автопроката за границей и обладал богатым опытом ведения бизнеса, то решил начать с покупки франшизы известного во всем мире прокатного бренда: это даст имиджевое преимущество над местными маленькими фирмами (а их в миллионном городе было уже два десятка) и позволит на первом этапе избежать глупых ошибок (из разряда тех, на которых обжигаются — да так, что дело заканчивается летальным для бизнеса исходом). Опыт Игоря в тот момент говорил, что франшиза дает множество преимуществ — отлаженная бизнес-схема, обучение персонала, экономия на рекламе и продвижении в Интернете. Сейчас, по прошествии времени, Игорь считает, что франшиза франшизе рознь. В данном конкретном случае продавец франшизы мирового бренда не утруждал себя, например, обучением персонала или помощью в выстраивании бизнес-схем. В итоге за семизначную сумму автопрокатный стартап получил лишь «вывеску», шаблон интернет-сайта да небольшую консультационную поддержку.

Впрочем, «вывеска» работала — продвинутые и не очень клиенты охотно выбирали в провинциальном городе бренд известной во всем мире прокатной компании. Тем более что цены были сопоставимы с местными от куда менее известных конкурентов.

Игорь во что бы то ни стало хотел, чтобы прокатный сервис в его городе ничем не отличался от «заморского». Всего в бизнес было вложено 35 миллионов рублей (по ставшему уже преданием курсу 30 рублей за доллар, то есть почти $1,2 млн), большая часть из которых ушла на парк из трех десятков новых автомобилей. Машины для клиентов были на любой вкус — от утилитарных седанчиков Renault Logan до дорогих седанов Mercedes и вседорожников Toyota Land Cruiser. Помимо стильного головного офиса в центре города пункты выдачи были открыты в аэропорту и крупных отелях.

Голубая мечта предпринимателя — сделать, как в «лучших домах», сбылась: в провинциальном городе сервис автопроката ничем не отличался от, скажем, Феникса или Гамбурга. За исключением одного «но»: машину нельзя было сдать в другом городе, как это практикуется на развитых рынках. Впрочем, таких запросов почти и не было.

Как быстро убедился Игорь, российский потребитель вообще особенный. Несмотря на то что город, где работал наш герой, — признанный туристический центр, куда приезжают сотни тысяч туристов, все же большая часть клиентов были «местные». Арендой пользовались в основном состоявшиеся автомобилисты, когда по тем или иным причинам (купля-продажа, ремонт и т.д) оставались без «колес». Среди «местных» были те, кто брал автомобиль на длительный срок, да такой, что почти полностью «отбивал» стоимость авто. Такие клиенты самые желанные, автомобиль «под ними» приносит наибольший доход (несмотря на серьезные скидки) — не простаивает, не требует затрат на парковку и мойку. Отдельная категория — «понтовщики» (а их оказалось неожиданно много) — те, кто брал дорогие авто, чтобы пустить пыль в глаза деловому партнеру или покрасоваться перед девушкой. Примерно треть клиентов (а в сезон и поболее) — иногородние, среди них было много иностранных туристов, с удивлением обнаруживавших известный бренд в российской глубинке.

Бизнес быстро набрал обороты: от клиентов не было отбоя, автомобили расписывались на недели вперед. Были открыты филиалы в соседних городах. Так как у Игоря было много подразделений, особо в дела прокатной фирмы он не вникал: читал финансовые отчеты (на бумаге все выглядело прекрасно) да интересовался на планерках текущей оперативной обстановкой.

Тем временем жизнь, а точнее российская специфика, стала ставить свои пакостные кляксы на голубые мечты, воплощенные в тщательно выверенных бизнес-планах. Российский клиент оказался массово инфицирован вирусом вандализма, причем это были не отдельные болезненные проявления, а настоящая эпидемия. Едва ли не каждый пятый клиент считал своим долгом затолкать в «чужой» легковой автомобиль десяток друзей с гитарами и отправиться «в поля» с танцами под луной на крыше авто.

Свою подножку поспешили подставить страховые компании. Едва с машиной что-то происходило (это казалось совершеннейших мелочей), как автомобиль надолго выбывал из строя. Страховщики старались во чтобы то ни стало заволокитить дело, лишь бы оттянуть или вообще не платить страховку. Автомобиль тем временем простаивал, вместо прибыли принося убытки и теряя в стоимости. В итоге значительная часть автопарка постепенно оказывалась «вне игры», вовлеченная в бюрократическое танго со страховыми компаниями.

Впрочем, и с этим можно было бы жить, если бы еще не одна причина. Угоны. Были почти анекдотические случаи, когда клиент брал автомобиль и тут же пытался получить за него деньги в ближайшем ломбарде. Один раз «анекдот» трансформировался в трагикомедию: машину из ломбарда пришлось высвобождать с помощью полиции. Те поставили автомобиль на штрафплощадку, откуда он спустя сутки «испарился» уже окончательно.

Тем не менее, пусть и со всеми форс-мажорами, бизнес шел и даже приносил прибыль. Так продолжалось два года. Пока однажды в течение недели вслед за клиентами навсегда не ушли два дорогих Toyota Land Cruiser. Российские правоохранители (по крайней мере, в городе, о котором идет речь) долго отказывались принимать «заявление» об угоне. Автомобиль был выдан добровольно, значит криминала и уголовного дела нет, разбирайтесь сами. Нет дела уголовного, следовательно нет и «страхового». В конце концов дело возбудили, но угонщика так и не нашли. Тяжбы со страховой продолжаются до сих пор.

Читайте также:  Идеи для бизнеса 2013 с вложениями

Но «в ноль» выйти не удалось. Изначально заложенная в бизнес-схемы формула исчисления остаточной стоимости авто не прошла проверку российскими реалиями. Машины в прокате изнашивались в три раза быстрее, чем при «гражданской» эксплуатации. Автопарк пришлось распродавать по цене лома.

Игорь все же считает, что при правильной организации автопрокат можно рассматривать как приносящий прибыль бизнес. Менеджер направления не смог эффективно выстроить отношения со страховщиками и правоохранителями, да и face-control клиентов был слишком либерален. Не стоило увлекаться дорогими авто, которые так привлекательны для людей с недобрыми намерениями. А вот откровенно утилитарных авто, не представляющих ценности для угонщиков, в парке, наоборот, не хватало. Эффективные отношения с иностранными компаниями, которые арендуют такие автомобили для своих торговых представителей на длительный срок, наладить так и не удалось.

Впрочем, работу над ошибками Игорь делать не собирается: проще продавать автомобили и запчасти, банально ремонтировать и обслуживать машины, чем попытаться выстроить бизнес на доверии к клиенту. Все по известной формуле: «Бизнес на доверии заканчивается кровью».

История вторая, эволюционная

Другие наши собеседники — представители довольно крупной, по меркам своего региона, компании, ведущие прокатный бизнес без малого два десятка лет. Сейчас в парке четыре десятка автомобилей: большая часть зарегистрирована на фирму, а остальные — автомобили «родных и близких», находящиеся в субаренде.

Изначально об арендном бизнесе будущие компаньоны не думали. В середине 90-х у них было два видавших виды автомобиля, которые по случаю давались «приближенным» за небольшую плату. Тем не менее, когда прошел год, выяснилось, что вырученные за аренду деньги уже больше стоимости автомобилей на рынке — они себя окупили. Открывать прокатную фирму друзья не спешили, просто купили еще два автомобиля и расширили круг клиентов, в качестве рекламы используя «сарафанное радио».

Так продолжалось лет десять: бэушные машины, которые давались в аренду людям из «своего круга», давали неплохую прибыль. И вот году так в 2007-м друзья решили наконец открыть серьезную компанию: с офисом, рекламой и инвестициями в автопарк (бэушные машины с тех пор стали вытесняться новыми и сегодня автомобилей, купленных «по случаю» на вторичном рынке, в компании уже нет).

К тому времени совладельцы набили в этом бизнесе много шишек и приобрели тот самый «опыт, сын ошибок трудных». В какой-то момент они рассматривали вопрос приобретения франшизы от известного бренда, но проанализировав плюсы и минусы, посчитали это пустой тратой денег. По их мнению, франшиза ничего не дает, кроме громкой «вывески» (которая в российской глубинке и не имеет особого значения).

Подход к формированию парка в компании традиционен для прокатчиков: 40 процентов — автомобили низкого ценового сегмента (Renault Logan), 40 процентов с претензией на средний класс (VW Polo) и немного «бизнеса» (Toyota Camry как вершина модельного ряда для самых привередливых клиентов). Автомобили — исключительно иностранных брендов, что, в первую очередь, связано с их большей надежностью и, соответственно, меньшими простоями/затратами на ремонт. Предпочтений по способам оплаты за приобретаемый автомобиль — наличные, кредит, лизинг — нет: каждый раз решение принимается исходя из текущей финансовой ситуации в компании.

Основной способ продвижения услуг, который обеспечивает девять из десяти клиентов, — контекстная реклама в популярном российском поисковике, который по запросу «аренда автомобиля в городе N» выводит на сайт компании. Другие известные методы продвижения в Интернете — поисковые системы и социальные сети — в сегменте автопроката приносят лишь единичные продажи. Поток клиентов-«оффлайн» дает офис в зоне прилета аэропорта, а также трафик из крупных отелей, где установлены промостойки. Зимой клиенты в основном местные (среди них есть и постоянные, кто предпочитает аренду авто покупке личного), летом к ним добавляются туристы (в том числе и иностранные, которые хоть и робко, но все же пользуются услугами российского автопроката).

Две главные беды отечественного проката автомобилей — юридические козни страховых компаний и вандализм в отношении арендованных автомобилей со стороны клиентов. В компании со временем научились эти вопросы более-менее эффективно решать. Наладили отношения с хорошим юристом, который специализируется на страховых случаях, выстроили связи со страховой компанией и до разумного минимума сократили простои машин в ожидании выплаты страховки. С арендаторами (как заверили меня бизнесмены) проблем не больше, чем в другом «клиентоориентированном» бизнесе. Мелкие проблемы после сдачи автомобиля решаются за счет обязательного залога, крупные — за счет страховки. Угоны прокатных машин ушли в предания ветеранов компании. Как этого удается добиться? «Человеческий фактор» — ответили мне бизнесмены. «Наши менеджеры — хорошие психологи и на стадии заказа при общении с клиентом вычленяют весь «неадекват», таким потенциально «проблемным» клиентам в выдаче авто отказываем».

В общем, в этой компании к перспективам развития бизнеса относятся с оптимизмом, большую часть прибыли направляют в расширение парка, открыли два филиала в крупных российских городах, а в своем регионе продвигают франшизу. «Автомобилизация общества растет, туризм развивается, значит с клиентами у нас проблем не будет» — заверили меня в компании.

Бизнес-план: три года не срок

Проконсультировавшись с прокатчиками, мы сделали условный бизнес-план стартапа по прокату автомобилей. С двумя оговорками. Мы не учитывали налоговый фактор, так как специфика деятельности представляет здесь возможность для маневра. А также весьма вероятный форс-мажор в виде угонов. 

Оптимальный парк автомобилей для начала — 10-15. При меньшем парке текущие операционные расходы (офис, персонал, реклама) не будут покрываться выручкой. О подходах к формированию парка мы уже говорили: машины эконом-класса — самые востребованные, но зато парочка «премиум-класса» позволяет закладывать большую маржу. Правило прокатчиков всего мира: автомобили приобретаются в начальных комплектациях, проверено — за авто с опциями клиенты доплачивать не готовы. Сэкономить (время и деньги) на страховке позволяет франшиза на случай мелких повреждений: такие случаи не считаются страховыми, а оплачиваются клиентами из залога. Ресурсный пробег 100 000 км автомобили «выхаживают» за 3 года, теряя при этом 30-50 процентов от первоначальной стоимости. Сотрудники компании должны быть универсалами: иметь представительную внешность, чтобы работать «за стойкой», быть дотошными и технически грамотными, чтобы выдавать и принимать авто, уметь выполнить мелкий ремонт и даже быть водителем-экспедитором. Брать в команду можно только людей, которым доверяешь, иначе велика вероятность сговора с клиентом-угонщиком. Лучшее время для открытия фирмы — ранняя весна. Лето — высокий сезон. По статистике самих прокатчиков, хороший коэффициент эффективности использования авто — 70-75 %. Как ни крути, но три месяца в году условный «средний» автомобиль простаивает, и не только в ожидании клиентов (ремонт, ДТП, техобслуживание).

Стартовые расходы на организацию фирмы по прокату автомобилей (10 машин)

Регистрация компании, организационные расходы, оргтехника — 100 000 руб.
Покупка 10 автомобилей (Datsun Mi-Do, Renault Logan, VW Polo, Hyundai Solaris, Ford Focus) + оснащение (зимние шины + GPS-мониторинг + видеорегистратор) — 5 800 000 руб.
Создание сайта — 100 000 руб.

Итого: 6 000 000 руб.

Расходы на ведение бизнеса (в год)

Страховка каско без ограничения по водителям (10 авто) — 600 000 руб.
Страховка ОСАГО без ограничения по водителям (10 авто) — 50 000 руб.
Услуги юриста — 200 000 руб.
Расходы на рекламу и поисковое продвижение — 50 000 руб.
Техобслуживание и ремонт автомобилей (30 000 руб. за один автомобиль) — 300 000 руб.
Мойка автомобилей — 120 000 руб.
Зарплата персонала (3 человека+налоги) — 940 000 руб.
Аренда офиса — 120 000 руб.
Затраты на парковку — 120 000 руб.

Итого: 2 500 000 руб. или 7 500 000 руб. за 3 года.

Читайте также:  Хорошие идеи работающего бизнеса

Доходы

Основной и практически единственный доход компании — сдача автомобилей в аренду. При коэффициенте эффективности в 75 % (это высокая, но при правильной организации дела достижимая цифра) 275 дней в году авто будет «под клиентом». При средней цене аренды в сутки прокатного автомобиля в 2200 руб. парк будет приносить доход (275 х 2200 х 10) в 6 млн руб. в год. За три года доходы составят 18 млн руб. По истечении трех лет автомобили придется распродавать, свой автопрокатный ресурс они выработали. Продажа автомобилей (при износе 40%) даст еще 3,6 млн рублей.

Итого

Расходы за 3 года — 13,5 млн руб.
Доходы — 21,6 млн руб.
Прибыль — 8,1 млн руб.

Казалось бы, деньги заработаны весьма хорошие. Но это при так называемой стерильной ситуации — без учета налогов, платежей по банковским кредитам, форс-мажора и еще десятка разных жизненных факторов. К тому же после первых прибылей встанет вопрос расширения бизнеса и покупки нового автопарка. После трех лет работы, отбив стартовый капитал и накопив клиентскую базу, бизнес в автопрокатной компании только начинается…

Источник

Доброго времени друзья! Последний год я пишу намного меньше, чем раньше. Муза креатива не так часто посещала, но идею этого блога я вынашивал очень давно, и видимо настал момент рассказать вам свое мнение.
Дисклеймер: вся статья, полностью написана мной и является исключительно моим личным опытом и мнением, которое конечно же может не совпадать с вашим.
Сразу оговорюсь, для чего это пишу и почему выкладываю такую информацию.
Я совершенно точно уверен, что повышение уровня сервиса в нашей стране будет абсолютно всем на пользу. Я заинтересован в том, чтобы мои коллеги/конкуренты/партнеры работали хорошо, иначе если они будут предоставлять свои услуги некачественно, будет страдать весь рынок, и я в том числе. Знаете как сложно убедить человека наклеить пленку, если к примеру ему ранее это наклеили плохо/некачественно и у него уже есть стереотип.

С чего начать? С чего начал я?
Конечно самое основное тут, на мой взгляд — это искреннее желание заниматься именно выбранным делом. Он должно быть для вас любимым и желанным. Я учился изначально по нефтяной отрасли, но мне это не очень нравилось, кроме перспективы обеспеченной работы в будущем. Но я решил заниматься тем, к чему лежит душа, чтобы в конце жизни не разочароваться, что жил и хотел всегда другого…

Вы знаете, я начиная заниматься автомобилями, даже не думал о создании бизнеса, компании и всего прочего. Мне хотелось стать адептом своего дела (в частности автовинила). Хотелось стать узким, но самым опытным и лучшим специалистом в этой области. Что бы в моем городе мое имя ассоциировалось с винилом и наклейками. Поэтому я максимально ушел в изучение всей теории, всех типов и видов пленки, технологии производства и всего этого. Спустя несколько месяцев, пробно оклеил личную машину, а точнее машину отца.

Мой первый практический опыт.

Для меня кстати является дикостью, как некоторые берутся за выполнение работы, не понимая в ней вообще ничего. А такое к сожалению, случается.
Конечно цветовые сочетания и формы не самые удачные, но на этом авто я понял, как это все работает, как это изготавливается и монтируется. Было важно пройти это все самому, так и вышло.
Мне кажется это важно, нужно самому пройти через все ступени, научится работать руками и понять досконально процесс работы. За это я не очень люблю назначаемых руководителей, которые только руководят и являются теоретиками.

Следующим шагом, после понимая процессов и небольшого практического опыта было решение начать предлагать это другим. На дворе был 2009 год, я был студентом первого курса, жил тогда с родителями и начинать глобально и масштабно не хотел. А точнее боялся. Поэтому поступил весьма просто, снял обычный кирпичный гараж в кооперативе за 1500 рублей, и везде в интернете, где это возможно разместил объявления либо темы, что клею и изготавливаю наклейки. Как сейчас помню, что были люди, которые говорили мне, мол на наклейках денег не заработаешь, лучше займись чем-то более прибыльным. Меня деньги как первоцель не интересовали, я хотел стать лучшим, а награда бы сама уже пришла. Всегда кто-то был мотиватором, и совершенно случайно я в интернете увидел чувака из Питера, Рустама. Он просто брал винил и клеил его на подземных паркингах Питера, и получалось очень круто. Если получается у него, почему тогда не получится у меня?
Как такого начального капитала у меня не было, и на первые заказы я утром брал у родителей деньги, днем вырезал наклейки, вечером клеил и возвращал. О наличии какого-либо склада речи не было. На протяжении очень долгого времени, я на многие работы сначала брал предоплату на материал, заказывал его и только потом выполнял работу. Да, это выглядит не совсем солидно, но это минимизировало риски.
Скажу больше, я даже сейчас на какие-то эксклюзив обязательно беру предоплату. Заказчик передумает, а я останусь с неликвидом — зачем мне это надо?
Практически сразу пришло понимание, что одному заниматься подобной деятельностью физически не всегда возможно, и я стал искать работника. Именно работника. Не партнера, не родственника и не друга. С которым в случае чего можно было безболезненно расстаться. Но у меня всегда было внутреннее опасение, что ему платить, если вдруг работы не будет? Обстоятельства сложились так, что работа была всегда.

2009 год. Впервые в Томске заклеили капот в 3D Карбон. Тогда это было действительно достижение, сегодня — повседневная реальность. Хотя и мода на карбон уже отошла.

Подумать сейчас, если бы у меня была возможность взять большую сумму денег и сразу их пустить на сервис/склад/рекламу, сделал бы я так? Точно нет. Пусть это и дольше, но я за постепенный прогрессивный рост.

Какие условия нужны для действительно успешного автосервиса?
Весь парадокс заключается в том, что нужно просто НЕ ЛЕНИТЬСЯ! Как бы это просто и банально не звучало, это является ключом к успеху. Пару примеров: Когда не успеваю поднять трубку телефона/вторая линия, всегда перезваниваю — люди аж удивляются, такому повороту событий. Для меня это является нормой.

Клиент — это наше все. Стоит это очень четко и ясно для себя запомнить. Зачем вы приходите на работу, и сидите там с каменными лицами, всем своим видом отпугивая и отторгая клиента. Возможно вы заняты не тем, хотя я уже в самом начале писал об этом. Будьте доброжелательны, только искренне и это вам всегда вернется.
Если клиент обратился к вам, значит он считает вас более опытным специалистом, и вы обязаны ему помочь, с такой мыслью я всегда приезжаю на работу. Если даже я сам не могу помочь, но знаю решение — я его скажу. Да, иногда это получается во вред самому себе, но карма все припомнит потом 🙂

Четкое соблюдение временных рамок. Запомните, вы не имеете право тратить личное время клиента. Важно трезво оценивать свои способности и предстоящий объем работ. Заложите сюда еще возможные риски и назовите время с небольшим запасом. Вам скажут спасибо, если вы отдадите раньше срока, но если наоборот, то навряд ли. Выдача позже назначенного срока наверно большая беда всех сервисов, не только автомобильных.
Конечно же тут может влиять огромное множество форс-мажорных обстоятельств, но, если вы понимаете, что не успеваете, свяжитесь и предупредите клиента. Это сильно сгладит углы при выдаче. Сейчас писал и вспомнил одну ситуацию у нас, предлагаю посмотреть целый ролик на эту тему, он короткий.

Иногда, сервисы, боясь, что вы уедете в другое место или к другому мастеру берут вашу машину в работу, но по факту из-за изначальной очереди она просто стоит какое-то время без внимания. Иногда очень долго. Вновь мне это чуждо.

Читайте также:  Идея бизнеса умный дом

Правильная презентация услуги. Ожидание и реальность.
Мы сейчас не берем в расчет “повседневные” услуги (к примеру, замена масла), где все понимают, что должно получится на выходе. Важно оговорить на берегу все условия, желательно и даже обязательно на конкретной машине заказчика показать, как будет выполнено, что именно он получит. Если чувствуете недопонимание, уделите ещё времени, возможно покажите схожую живую работу. Этот пункт больше относится к недалеким менеджерам в салонах и недобросовестных продавцам, которые готовы впарить (именно впарить, а не продать) все что угодно. Вопросы обычно возникают при гарантийных обращениях, об этом дальше.

Гарантийные обязательства и ответственность сторон. Работая с машинами, стоит понимать, что это достаточно ответственная работа. Я по началу сталкивался с некоторым недоверием, в силу своего молодого возраста. Однако высокая осведомленность в своем деле зачастую перекрывала возраст. (будьте адептами своего дела). Касаемо гарантии вопрос очень неоднозначный, сложный и долгий. Для себя я решил, что клиент всегда прав, и иногда мы переделываем работы в убыток себе. Однако однажды оказав человеку, можно потерять его навсегда, еще и “хорошую” рекламу словить. При этом вы можете быть на 100% правы, но клиент подаст ситуацию в таком ключе, что вы окажетесь в проигрыше. К сожалению, есть часть клиентов, которая целенаправленно разводит, от этого никто не застрахован. Пример из соседнего города.
Сервис обещал, что после обработки нанокерамическим составом кузов не будет царапаться. Совсем. После второй мойки к ним приехал черный уже поцарапанный Лексус, покрытый составом с претензией. Сервис стал съезжать с темы, придумывать отговорки, в итоге получил по голове в прямом смысле слова. Ныне не функционирует.
Если есть возможность все зафиксировать на бумаге, будет очень хорошо, меньше головняков на будущее, но это не панацея. Панацея — трезво смотреть на вещи, и не давать сказочных обещаний.

Как правильно выставить цену, и в чем опасность низкой цены? Мое мнение в этом вопросе, что начинать надо со средних и высоких цен. Во-первых вы тем самым сможете обеспечить себе дальнейший рост, Во вторых вы сможете позволить себе закупать лучшие по качеству материалы, в третьих вам будет проще нести гарантийные обязательства в будущем. Очень часто я слышу, мол: В нашем городе люди не готовы, на такие цены никто не поедет и т.д. Это все оправдания. Я считаю, лучше сделать одну машину за 10 тысяч, чем десять машин по 1000р. Важно тут не перегнуть палку и не завышать цену. На дурака один раз может и прокатит, но на постоянный поток вряд ли.

Полный размер

Bentley Bentayga

Вообще вопрос цены всегда очень шкурный, я считаю это обусловлено тем, что у нас в стране очень разнятся ценники и уровень сервиса. И порой можно дешевле сделать лучше, а иногда наоборот.
Так же я считаю, что часто все-таки нужно людям объяснять из чего складывается цена, что бы люди видели различие, если оно существует. Однажды я уже затрагивал эту тему, как недобросовестные установщики обманывают, пользуясь неграмотностью клиента. Вот она
Неоднократно наблюдал я следующая картину, компания начинает заниматься к примеру покраской авто, начинает сразу с низких ценников, т.к. вроде только начали. В определенный момент, происходит рост, и необходимо переходить на новый уровень, и неизбежно повышать цены. И тут начинается самое интересное — старые клиенты, которые привыкли к низким ценам отторгаются, ибо не все понимают почему произошло повышение, новые клиенты, которые приехали на низкую цену тоже не соглашаются, т.к. цена то уже изменилась. В общем тема достаточно обширная, и я даже ожидаю сейчас холивар в комментариях по этому поводу.

Выгодно ли работать в белую? Скажу честно, это возможно, но не так выгодно. С нашей системой налогообложения, социального страхования и пенсионного фонда автосервис вести достаточно накладно. Поэтому я бы рекомендовал начинать работать в серую, пока не дойдете до уровня высокой загрузки и необходимости работы с юр.лицами. Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность не самый высокий, если сравнивать с уплатой всех налогов и сборов за год. Но решайте тут сами, я открыл ИП спустя полтора года.

Кстати привязать терминал возможно только ИП или ООО, сейчас это актуально.

Каким материалом работать, все ли делают в Китае?
Плавно переходим к выбору материалов для работы. Здесь стоит наверно начать с того, что определить какие услуги и кому вы будете предлагать. Мы для себя выбрали средний и премиум сегмент, исключили эконом. При выборе материалов руководствуемся в первую очередь качеством, гарантией и только потом ценой. Я предпочитаю покупать все у официальных дистрибьютеров, со всеми отчетными документами и накладными. Да, это дороже. Но риски, которые могут возникнуть в будущем, намного выше разницы в цене.
Попадался заводской брак, официалы меняли всегда, серые дилеры нет. Вот вам и выгода.
Что касаемо Китая, и теории что весь материал производят на одном заводе, потом просто перетаривают, касаемо моей сферы скажу так — на сегодняшний день пока нет стабильного материала из Поднебесной. Но Китайцы очень активно догоняют, и я думаю очень скоро догонят именитые бренды.

Как искать работников, кого брать и к чему быть готовым.
Будьте готовы, что начальник всегда мудак. Особенно если вы кого-то уволили.
Многие боятся брать кого-то на работу, типа он научится, уйдет от меня и начнет заниматься тем же самым, будет мне мешать. Да, такое случается. Я при приеме на работу, осознаю, что каждый может уйти в любой момент и начнет заниматься тем же самым. С этим осознанием легче живется. Если вы сами создали бизнес, сами нашли работника, обучили его и вырастили, то переживать не стоит особо. Даже если все разом уйдут, вы сможете вновь создать все. Однако, если будете лениться, вас легко смогут превзойти, и такие примеры тоже существуют. Что касаемо заработной платы, схем очень много, чаще всего это 20-30% работнику от чека, более точнее надо смотреть и считать в каждом конкретном случае, важно, чтобы при этом вы не банкротились.

Какое искать помещение, как обезопасить себя от “выселения” . Для самого начала я бы рекомендовал искать бокс, который вы сможете себе позволить содержать. По географии, чем более центральное место, тем оно более дорогое и более удобное для клиента. Если вы мастер высокой квалификации или монополист, конечно к вам и за тридевять земель поедут. Но находясь в центре, поток будет сильно выше.
К сожалению, схема раскрутить место, потом вас просят уехать и открывают тоже самое в России распространена, даже я под неё попадал, хотя всегда считал, что в провинции это мало возможно.

Прям так на моих бывших воротах и написали

Подстраховаться тут практически невозможно, даже письменный договор это до конца не решит. Захотят — вас попросят уехать, просто сильно заранее. Тут только опираться на репутацию Арендодателя и собственную чуйку 🙂

Полный размер

Ресепшн одного из наших помещений за все время

Как вести себя с конкурентами? Поменяйте свое отношение. Пусть они станут для вас коллегами, и тогда конкуренция прекратиться. Да, не все работают честно, да многие используют некрасивые приемы. Не распыляйте свое внимание на них, сосредоточьтесь на себе. Будьте первыми, стремитесь и все клиенты будут у вас!

Полный размер

Клею бампер, лет так шесть назад.

Очень много букв сегодня написал, надеюсь это будет кому-то полезным, теперь приглашаю в комментарии дискуссировать на этот счет.
Всем спасибо за внимание, с уважением Алексей Трубицын.

PS: Вспомнил что еще пару лет назад снимали про нас видео, короткое и ёмкое, вновь предлагаю глянуть вам

Источник